19
Вт, март

Кто такие ахлю ль-фатра?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Adel Abu Ahmad

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Дорогой наш шейх и амир, пусть Аллах защитит Вас от всякого вреда и окажет Вам содействие в установлении власти Ислама на земле!

Существует мнение, что ахлю ль-фатра будут спасены от наказаний в Судный день. Упоминается, что к этим людям относятся те, кому не был послан кто-либо из посланников. В качестве доказательства приводят слова Всевышнего:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (17:15).

Однако имеются хадисы, в которых говорится, что арабы времён джахилии за несколько лет до пророчества Мухаммада ﷺ относятся к неверным, и их пристанищем будет Огонь. Передаётся от Анаса ибн Малика:

أَنَّ رَجُلاً قَالَ يَا رَسُولَ اللهِ أَيْنَ أَبِي قَالَ فِي النَّارِ فَلَمَّا قَفَّى دَعَاهُ فَقَالَ إِنَّ أَبِي وَأَبَاكَ فِي النَّارِ

«Однажды пришёл один человек и спросил: «О Посланник Аллаха, где окажется мой отец?». На что Посланник ﷺ сказал: «Твой отец — в Огне!». (Когда человек стал уходить) он ﷺ послал за ним, а затем сказал: «Мой отец и твой отец — в Огне!» (Муслим).

Имеются и другие доказательства.

Отсюда вопрос: как можно согласовать оба понимания?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) Ваш вопрос затрагивает то, что упомянуто в книге «Исламская личность», 3 том, в теме «Нет хукма до прихода Шариата»: «Недопустимо выносить хукм о вещах и поступках, пока не будет постановления со стороны Шариата. Следовательно, до прихода Шариата нет хукмов о вещах и поступках людей. Ведь Всевышний сказал:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (17:15),

لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ

«Дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (4:165)».

Хукм выносится либо на основе Шариата, либо на основе разума. В данном положении хукм может выносить только Шариат, поскольку на кону вопрос об обязанностях и запретах, а разум не может вменять в обязанность или запрещать, т.к. это не его сфера деятельности. Вынесение хукмов о вещах и поступках является исключительным правом Шариата… То есть, на людей не возлагаются какие-либо хукмы до того, как Аллах отправит к ним Посланника ﷺ. Это значит, что ахлю ль-фатра будут спасены от (адского огня). Ахлю ль-фатра — это люди, которые жили с момента искажения Божественного писания и до ниспослания нового. А значит, на них распространяется хукм тех, до кого не дошло писание, например, как те, кто жил до пророчества Мухаммада ﷺ …» (конец цитаты).

Это значит, что к ахлю ль-фатра относятся те, кто жил между пророчеством Посланника Аллаха ﷺ и пророчеством других пророков до него ﷺ. А значит, ахлю ль-фатра будут спасены от Огня, поскольку до них не доходило послание. Другими словами, здесь речь идёт о тех, кто был многобожником (мушриком) или кто не следовал за каким-либо Божественным писанием.

Что касается ахлю ль-китаб (людей Писания), то им изначально было дано Божественное писание, они следовали за посланником, но затем сами исказили писание, поэтому они не относятся к ахлю ль-фатра. Повторюсь, ахлю ль-фатра — это те, кто не следовал за посланником… Также к ахлю ль-фатра не относятся неверные жители стран Запада, поскольку до них дошёл Ислам. Так что уж говорить о неверных, живущих среди мусульман?! Ахлю ль-фатра — это те, до кого не дошёл призыв, поэтому все остальные не относятся к этой категории.

2) Что касается хадисов, в которых упоминается, что арабы времён джахилии, умершие до пророчества Мухаммада ﷺ, окажутся в Аду, то это противоречит значению аята. Ведь аят говорит, что ахлю ль-фатра будут спасены. Подобные хадисы необходимо изучать в соответствии с наукой усуль аль-фикх. Следовательно, если можно объединить тексты, то это следует сделать, в противном случае делается тарджих (отдаётся предпочтение) между текстами, и тогда хадисы отвергаются дираятан (отвергаются по причине их смыслового противоречия). Исходя из этого, необходимо разъяснение следующих хадисов:

а) Муслим приводит от Анаса ибн Малика:

أَنَّ رَجُلاً قَالَ يَا رَسُولَ اللهِ أَيْنَ أَبِي قَالَ فِي النَّارِ فَلَمَّا قَفَّى دَعَاهُ فَقَالَ إِنَّ أَبِي وَأَبَاكَ فِي النَّارِ

«Однажды пришёл один человек и спросил: «О Посланник Аллаха, куда попадёт мой отец?». На что Посланник ﷺ сказал: «Твой отец — в Огне!». (Когда человек стал уходить) он ﷺ послал за ним, а затем сказал: «Мой отец и твой отец — в Аду!» (Муслим).

б) Приводит Ибн Маджа от аз-Захри, а он — от Салима, а Салим — от своего отца (Абдуллаха ибн Умара):

جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أَبِي كَانَ يَصِلُ الرَّحِمَ وَكَانَ وَكَانَ فَأَيْنَ هُوَ قَالَ فِي النَّارِ قَالَ فَكَأَنَّهُ وَجَدَ مِنْ ذَلِكَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ فَأَيْنَ أَبُوكَ قَالَ رَسُولُ الللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَيْثُمَا مَرَرْتَ بِقَبْرِ مُشْرِكٍ فَبَشِّرْهُ بِالنَّارِ

«Однажды к Пророку ﷺ пришёл один бедуин и спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ, мой отец поддерживал родственные связи, делал то-то и то-то, где он окажется?», — на что Пророк ﷺ сказал: «Он в Огне!». По виду бедуина казалось, что ему тяжело это вынести, и тогда бедуин снова спросил: «А где твой отец?». На что ﷺ сказал: «Всякий раз, когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне». Египетский хадисовед Шихаб ад-Дин аль-Бусири сказал: «Иснад данного хадиса — сахих. А его передатчики заслуживают доверия (сикат)». В книге «Аз-Заваид» говорится: «Данный хадис — сахих».

В книге «Хашияту ас-синди аля сунани ибн маджа», автор Абу аль-Хасан ас-Синди, говорится: «Джалалуддин ас-Суюти сказал о нём (т.е. о хадисе: «Мой отец и твой отец — в Аду!» (Муслим)), что его упомянул только Хаммад ибн Масляма от Сабита. Но с этим не согласился Маамар, когда так же передавал от Сабита, поскольку он упомянул лишь:

إِذَا مَرَرْتَ بِقَبْرِ كَافِرٍ فَبَشِّرْهُ بِالنَّارِ

«когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне».

В данной версии не упоминается положение отца Пророка ﷺ, при том она более достоверна, поскольку слова Маамар более надёжны, чем слова Хаммада. Ведь касательно памяти Хаммада происходят обсуждения; также в его хадисах бывают неприемлемые вещи. Бухари и Муслим не передают от Хаммада, за исключением, когда он передаёт от Сабита. Что касается Маамара, то о его памяти не ведутся разговоры, и в хадисах, переданных им, нет осуждаемых вещей. Бухари и Муслим упоминают передаваемые Маамаром хадисы в своих сборниках среди основных хадисов.

Именно поэтому версия Маамара более достоверна. Затем мы нашли хадис от Саада ибн Абу Ваккаса, который схож с хадисом от Маамара. Хадис от Саада ибн Абу Ваккаса приводят аль-Баззар, ат-Табарани, Байхакый. Также имеется хадис Абдуллаха ибн Умара, который приводит Ибн Маджа1. Таким образом, версия Маамара предпочитается перед остальными, а значит, нужно отталкиваться от неё. Известно, что часто передатчики хадисов в сборнике Муслима передают хадисы на основе своего понимания … Наши имамы, следующие за Шафии и аль-Ашари, единогласны в том, что те, до кого не дошёл призыв, не будут наказаны, а войдут в Рай, ведь Всевышний сказал:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ

«Мы никогда не наказывали людей…» (17:15).

… Аллах знает лучше» (конец цитаты).

в) Ат-Табарани в сборнике «Аль-Муджам аль-Кабир» приводит хадис от аз-Захри, а он — от Амира ибн Саада, а он — от своего отца (Саада ибн Абу Ваккаса):

جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَـلَّمَ فَقَالَ إِنَّ أَبِي كَانَ يَصِلُ الرَّحِمَ وَكَانَ وَكَانَ فَأَيْنَ هُو قَالَ فِي النَّارِ فَكَأَنَّ الْأَعْرَابِيَّ وُجِدَ مِنْ ذَلِكَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ فَأَيْنَ أَبُوكَ قَالَ حَيْثُ مَا مَرَرْتَ بِقَبْرِ كَافِرٍ فَبَشِّرْهُ بِالنَّارِ

«Однажды к Пророку ﷺ пришёл один бедуин и спросил: «Мой отец поддерживал родственные связи, делал то-то и то-то, где он окажется?», — на что Пророк ﷺ сказал: «Он в Огне!». По виду бедуина казалось, что ему тяжело это вынести, и тогда бедуин снова спросил: «О Посланник Аллаха, а где твой отец?». На что он ﷺ сказал: «Всякий раз, когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне». Аль-Хайсами сказал, что его передатчики являются передатчиками хадисов, вошедших в «Сахих».

3) При согласовании упомянутых нами доказательств становится ясно следующее:

— Аят говорит о том, что ахлю ль-фатра будут спасены от Огня, т.е. не будут подвержены наказанию в Судный день. Следовательно, если не удаётся согласовать между хадисами и аятом, то нельзя опираться ни на какой из хадисов, противоречащих аяту.

— Согласовать доказательства можно так, как сделал это имам ас-Суюти, об этом мы упомянули чуть ранее в книге «Хашияту ас-синди аля сунани ибн маджа». Из пояснений имама ас-Суюти понимается, что Посланник ﷺ не ответил спрашивающему бедуину, а лишь сказал ему слова в общей форме: «Всякий раз, когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне».

Таким образом, двум хадисам, приводимым ат-Табарани от Саада ибн Абу Ваккаса и Ибн Маджей от Абдуллаха ибн Умара, отдаётся предпочтение, нежели хадису Муслима от Анаса ибн Малика.

4) В заключение я хотел бы отметить, что хукм относительно ахлю ль-фатра заключается в том, что они будут спасены от адского наказания. После согласования текстов я больше склоняюсь к мнению имама ас-Суюти, которое он высказал, когда комментировал сборник хадисов Ибн Маджи: «Когда бедуин был расстроен, Пророк ﷺ решил подбодрить его и поэтому ответил ему в общей форме, т.е. сказал такой ответ, который включает в себя всех многобожников, при этом не отрицая или не утверждая о положении своего отца». Это ясно прослеживается в хадисе у ат-Табарани: «Всякий раз, когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне», — и хадисе Ибн Маджи: «Всякий раз, когда ты будешь проходить возле могилы многобожника, то говори ему, что он в Огне».

Оба хадиса — сахих.

Это то, что я вижу, когда происходит согласование между имеющимися шариатскими доказательствами. Повторюсь ещё раз, если невозможно согласовать между аятом и хадисами, тогда необходимо отвергнуть хадисы дираятан (отвергнуть по причине их смыслового противоречия) и руководствоваться аятом. Подобная практика известна в науке усуль аль-фикх. Но Аллах знает лучше, ведь Он — Премудрый!

 

18 Рамадана 1439 г.х.
03.06.2018 г.

Главное меню