от Mohammad Hadoud
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Как Ваши дела, шейх?
Мой вопрос касается табанни Хизба.
Хизб принял, что руководство в Исламе находится в одних руках, т.е. в руках халифа находятся все полномочия в государстве. Другими словами, халиф = государство. Для большей ясности добавлю: халиф может выступать в роли правителя, судьи и т.д.
Однако мне кажется, что это противоречит тому, что упомянуто в книге «Исламское Государство» в теме «Структура Исламского Государства»: «Таким образом, Пророк ﷺ при своей жизни собственноручно установил полноценный аппарат Исламского Государства. Во главе Исламского Государства был руководитель, также у него были муавины (помощники), валии, кадии, армия, мудиры отделов и шура. Этот аппарат по своей форме и полномочиям является методом (тарикатом), которому должны следовать мусульмане, и это подтверждается путём таватура1».
Прошу Вас внести ясность в этот аспект. Пусть Аллах воздаст Вам благом и дарует победу Вашими руками.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
1) По-видимому, в самом начале Вашего вопроса вы коснулись того, что упоминается в книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Имара (власть)»: «А что касается самого амира, то Шариат обязывает к тому, чтобы он был один, и не разрешается, чтобы их было больше. Ислам не признаёт коллективное руководство (кыядат) и главенство (риасат). Руководство в Исламе является исключительно индивидуальным, поэтому глава (раис), руководитель (каид) или амир должен быть один, и недопустимо, чтобы их было несколько. Доказательства этому очевидны в вышеприведённых хадисах относительно действий Посланника Аллаха ﷺ. Все хадисы ясно говорят:
أَحَدَهُمْ
«одного из них»,
أَحَدَكُمْ
«одного из вас», —
о том, что слово «одного» указывает на одного, а не на несколько человек. Более того, это также понимается при использовании мафхум аль-мухаляфа (обратного понимания). Мафхум аль-мухаляфа применяется в числах (аль-адад), в именах прилагательных (ас-сифа), в целях (аль-гайя) и в условиях (аш-шарт), когда отсутствует текст. Мафхум аль-мухалафа не используется только в том положении, когда приводится аннулирующий его текст …
Следовательно, слова Посланника ﷺ:
فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ
«… пусть выберут одного из них»,
إِلَّا أَمَّرُوا أَحَدَهُمْ
«… пусть выберут среди них одного»,
فَأَمِّرُوا أَحَدَكُمْ
«… выберите среди вас одного», —
указывают на мафхум аль-мухаляфа (обратное понимание), т.е. на то, что не должно быть больше одного амира. Таким образом, власть (имара) должна быть в одних руках, а не в нескольких, — это согласно мантуку (произнесённому значению) и мафхуму (понятому значению) самих хадисов. Также это подтверждается действиями Посланника ﷺ, ведь во всех случаях он ﷺ в качестве амира назначал лишь одного человека, не более. Повторюсь, он ﷺ никогда на одно место не назначал более одного человека … Поэтому запрещено, чтобы в одном деле и на одно место назначались два главы (два раиса).
Напротив, глава (раис) должен быть один, большее количество запрещено. Однако нужно знать, что главенство (риасат), власть (имарат), руководство (киядат) в Исламе не означают абсолютную, неограниченную власть во всём. Главенство (риасат) в Исламе даёт право главе (раису) заботиться о делах людей и иметь власть лишь в том деле, для которого он был избран. Также глава (раис) обладает правом осуществлять то, что входит в сферу его главенства (риасат) согласно тем полномочиям, ради которых он был избран амиром, и согласно рамкам, которые установил для него Шариат» (конец цитаты).
2) Слова о том, что главенство (риасат) и власть (имарат) находятся в одних руках, никак не противоречит тому, что упомянуто в книге «Исламское Государство»: «Таким образом, Пророк ﷺ при своей жизни собственноручно установил полноценный аппарат Исламского Государства. Во главе Исламского Государства был руководитель, также у него были муавины (помощники), валии, кадии, армия, мудиры отделов и шура. Этот аппарат по своей форме и полномочиям является методом (тарикатом), которому должны следовать мусульмане, и это подтверждается путём таватура.
С момента переселения в Медину и до самой своей смерти Пророк ﷺ исполнял обязанности главы государства. Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.) были его муавинами. После смерти Посланника ﷺ сподвижники сошлись на том, что главой государства должен быть халиф, который будет замещать его ﷺ в вопросах управления государством, но никак не в вопросах пророчества. Причина этого заключается в том, что пророчество закончилось на Посланнике Аллаха ﷺ. Таким образом, Пророк ﷺ ещё при жизни установил полноценный аппарат Исламского Государства. Он ﷺ также определил, какой должна быть форма правления и аппарат государства, что является общеизвестной вещью» (конец цитаты).
Следовательно, эти два текста не противоречат друг другу, напротив, они полностью гармонируют. Первая цитата из книги «Исламская личность», 2 том, рассматривает имарат (власть) в Исламе, будь то имарат в пути, или имарат группой, или общий имарат над мусульманами (Халифат). Имарат в Исламе сосредоточен в одних руках, но никак не в нескольких. Другими словами, недопустимо, чтобы имарат принадлежал группе людей, он должен быть только в руках одного человека, и только он принимает окончательное решение. Хоть это положение и является шариатским хукмом, но реальность — так же тому подтверждение. Положение вещей в жизни само говорит о том, что полномочия должны находиться в одних руках и окончательное решение тоже должен принимать один человек. Следовательно, все полномочия, принятие тех или иных законов в Халифате, т.е. в общем имарате (или, по-другому, в общем риасате), должны быть в руках того человека, которому присягнули как халифу.
3) Однако передача всех полномочий власти в руки халифа не означает, что халиф должен собственноручно выполнять все действия, связанные с этим. А имеется в виду, что халиф может вместо себя поручить те или иные полномочия другим лицам, которые будут в роли его заместителя в том или ином вопросе. Следовательно, все правители (муавины, валии и т.д.), судьи, административные аппараты, армия … могут иметь ряд полномочий, но только как заместители халифа. Это значит, что ни один из них не обладает самостоятельностью и не выходит за рамки предоставленных ему полномочий.
4) Полномочия — это одно, а выполнять действия — это другое. Посланник ﷺ обладал всеми полномочиями правления и власти, но при этом поручал выполнять действия, связанные с этими полномочиями, и другим. Другими словами, он ﷺ сам выполнял часть, а какую-то часть поручал выполнить другим. Именно об этом и говорится в книгах Хизба, в частности — в книге «Исламское Государство». Посланник ﷺ ещё при жизни полностью сформировал аппарат государства, а это говорит о том, что данная структура по своей форме и полномочиям должна соблюдаться, поскольку это является шариатским хукмом, а не способом (услюбом), который можно видоизменять в зависимости от положения и обстоятельств. Создание аппарата государства никак не противоречит тому, что все полномочия находятся в руках халифа, поскольку Посланник ﷺ обладал всеми полномочиями и при этом сформировал государственный аппарат и наделил его полномочиями.
Действия Посланника ﷺ — наилучшее доказательство тому, что нет противоречия в том, чтобы наделить халифа всеми полномочиями и создать государственный аппарат так же с полномочиями, которые в основе являются полномочиями халифа. Каждый отдел государственного аппарата помогает халифу в управлении делами государства на основе полномочий, полученных от халифа. Именно так происходило во времена Посланника ﷺ. В те времена размеры государства, основанного Посланником ﷺ, были очень малы, но при этом для его управления требовалось создать государственный аппарат, который Посланник ﷺ будет использовать для заботы и управления делами людей. Что же говорить о том, когда размеры государства просто огромны?!
5) Несмотря на то, что полномочия находятся в руках халифа, однако халиф ограничен рамками Шариата. Поэтому, если халиф нарушает установленный закон Шариата, поступает несправедливо с гражданами или плохо претворяет шариатские законы, тогда суд «Махкамат уль-мазалим» (суд по фактам несправедливости со стороны органов государства) рассматривает этот вопрос, поскольку он наделён полномочиями смещать халифа с занимаемого им поста в соответствии с требованиями Шариата.
Так в статье 87 книги «Проект конституции» говорится: «Кади аль-мазалим (судья по вопросам несправедливости) назначается для устранения любой несправедливости, которая происходит со стороны государства в отношении любого человека, проживающего под властью этого государства, независимо от того, является ли он гражданином данного государства или не является таковым. Так же не имеет разницы, исходила ли несправедливость со стороны халифа или других нижестоящих правителей и государственных служащих» (конец цитаты). Также халиф не может отстранить от должности кади аль-мазалима во время рассмотрения последним жалобы на несправедливость в адрес самого халифа. Поэтому в статье 88 книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», 2 том, говорится: «Статья 88: … Однако освобождение кади аль-мазалим с занимаемой должности недопустимо во время рассмотрения им несправедливости, если она имела место со стороны халифа».
… Это связано с тем, что сохранение полномочий по снятию кади аль-мазалима в руках халифа в данной ситуации повлияет на приговор кади аль-мазалима, и, соответственно, это ограничило бы возможность кади аль-мазалима по снятию халифа или его помощников с должности. Полномочия по снятию кади аль-мазалима в данном случае будут средством, ведущим к хараму. Другими словами, в такой ситуации оставлять это полномочие в руках халифа — харам». В статье 90 книги «Проект конституции» подтверждаются полномочия кади аль-мазалима по снятию халифа с должности, если того требует Шариат: «Суд «Махкамат уль-мазалим» обладает правом отстранять любого правителя или служащего в государстве, включая халифа, если упразднение несправедливости требует этого».
Таким образом, халиф не обладает так называемым «иммунитетом» перед судом, ведь если он совершил ошибку, то его отчитывают, а если он заслужил снятия, тогда его снимают с должности.
Следовательно, хоть халиф и обладает всеми полномочиями в государстве, однако он ограничен рамками Шариата перед судом «Махкамат уль-мазалим».
Халиф формирует государственные отделы, чтобы они оказали ему помощь в заботе и управлении делами людей, но в рамках полномочий, которыми наделил их халиф.
Я надеюсь, что сказанное мною помогло Вам понять, что нет никакого противоречия между двумя цитатами в книгах, приведённых Вами. Повторюсь ещё раз: полномочия — это одно, государственные отделы, которые помогают халифу управлять делами государства и проявлять заботу о делах людей — совсем другое.
14 Джумада аль-ахира 1440 г.х.
19.02.2019 г.
1. Передача информации одной группой людей от другой, а та, в свою очередь, от третьей, при условии, что исключает возможность вступления их всех в сговор с целью фальсификации данной информации (примеч. пер.).