19
Вт, март

Цели арабо-китайских саммитов

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: «В пятницу в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде в присутствии ряда арабских лидеров и председателя КНР Си Цзиньпина состоялись 43-й саммит лидеров государств Совета сотрудничества стран Персидского залива, саммит стран Персидского залива и Китая, а также арабо-китайский саммит» («Al Jazeera», 09.12.2022).

Каковы цели проведения китайских саммитов с Саудовской Аравией, странами Персидского залива и арабскими странами в Эр-Рияде? Пытается ли Китай показать, каков его подход к построению многополярного мира, расширяя своё политическое влияние и зарекомендовав себя в качестве крупного глобального полюса, в отличие от российского насильственного подхода? Находит ли Китай отклик у арабских правителей? И какова реакция Америки?

Ответ: Для полной ясности картины следует учитывать следующее:

1 — Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Саудовскую Аравию и встретился с королём и наследным принцем Ибн Сальманом 8 декабря 2022 года. В королевстве он был тепло встречен. Стороны подписали всеобъемлющее соглашение об экономическом партнёрстве, включая соглашения на сумму 30 млрд. долларов в области энергетики и инфраструктуры. Таким образом они пытались согласовать китайские проекты в рамках стратегии «Один пояс и один путь» и проекты Ибн Сальмана в рамках так называемого «Видения 2030», более известного как «стратегия развлечений». Кроме того, был поднят вопрос о строительстве крупного центра китайской промышленности в Саудовской Аравии для сбыта китайских товаров в регионе. На второй день в Эр-Рияде состоялся китайский саммит со странами Персидского залива, за которым в тот же день последовал саммит с арабскими странами, на котором присутствовало много арабских «лидеров». По словам министерства иностранных дел Китая, это «крупнейшее дипломатическое мероприятие самого высокого уровня между Китаем и арабским миром с момента основания Китайской Народной Республики» («BBC» от 12.08.2022). На обоих саммитах было подчёркнуто укрепление партнёрства и экономического сотрудничества между арабскими странами и Китаем. В итоговом заявлении были отмечены общие вопросы, такие как уважение существующего международного порядка, уважение суверенитета государств, неприменение силы и принцип добрососедства, а также центральная роль палестинского вопроса (на Ближнем Востоке) и усилия по предотвращению распространения ядерного оружия. Китай раскритиковал Иран в заключительном заявлении саммита и призвал его уважать своих соседей. «Вчера страны Персидского залива и Китай выступили с совместным заявлением по завершении саммита стран Персидского залива и Китая, состоявшегося в Эр-Рияде, в котором содержится поддержка инициативы и усилий ОАЭ по достижению путём переговоров и мирного решения проблемы трёх островов, которые Иран считает частью своей территории, а также содержится призыв к Ирану серьёзно заняться переговорами о возвращении к иранскому ядерному соглашению» («Al Mayadeen», 10.12.2022). Впоследствии посол Китая в Тегеране был вызван «на ковёр» в знак протеста против такой китайской позиции.

2 — В новой стратегии США Китай рассматривается как самая большая угроза американской гегемонии, поскольку он обладает возможностями для наращивания своего влияния во всём мире. Китай — страна со второй экономикой в мире после Америки и вторая страна в мире по военным расходам. Поэтому Америка следит за действиями Китая и строит планы, чтобы остановить его подъём. Более того, Америка готовится к войне с Китаем, как показали заявления президента Байдена по поводу недавнего тайваньского кризиса. Американская сторона не закрыла глаза на визит председателя КНР в Эр-Рияд. «Белый дом заявил в среду, что «не удивлён» визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, поскольку Пекин «работает над увеличением своего влияния на Ближнем Востоке». «Мы помним о влиянии, которое Китай пытается усилить в мире», — сказал Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США, добавив: «Неудивительно, что Си Цзиньпин отправился с визитом, и уж точно неудивительно, что он решил поехать на Ближний Восток» («CNN Arabic» от 08.12.2022).

3 — Со своей стороны, Китай пытается показать, что он не выступает против американского международного порядка. Он призывает к тем же принципам, к которым призывает Америка. Это было видно во время визита председателя КНР, когда в итоговом заявлении саммита была подчёркнута поддержка международного порядка на основе международного права, предотвращения распространения ядерного оружия и борьбы с терроризмом. Более того, итоговое заявление китайско-арабского саммита в Эр-Рияде содержало завуалированную критику России, когда подчёркивалось, что необходимо уважать суверенитет государств, воздерживаться от применения силы или угрозы её применения и уважать принцип добрососедства, намекая на войну России с Украиной. Критика в адрес Ирана в заключительном заявлении и призыв к добрососедству и невмешательству в дела стран Персидского залива является своеобразным отождествлением со странами Запада и Америкой, от которых уже давно исходит такая критика. И вызов китайского посла «на ковёр» является ещё одним доказательством несостоятельности предположения о том, что в мире формируется «новый лагерь» с участием России, Китая, Ирана и Северной Кореи.

4 — Что касается отношений арабов с Китаем, то эти саммиты в Саудовской Аравии не предполагают каких-либо изменений с международной точки зрения. Да, Саудовская Аравия на самом деле тепло приняла председателя КНР, чего нельзя сказать о президенте США Байдене во время его визита в эту страну в июле 2022 года. Однако это лишь указывает на связь Саудовской Аравии с республиканцами в противостоянии демократам и президенту Байдену. К тому же, президент Байден сам проявил неуважение к наследному принцу Саудовской Аравии Ибн Сальману. Кроме того, арабские страны уже подписывали соглашения о стратегическом партнёрстве с Индией и Германией, и это не предполагает смены лояльности или политической ориентации.

5 — Китай имеет крупные политические проблемы в ближайшем окружении, к примеру — с Тайванем, который он считает своей частью, но до сих пор не может присоединить, или с соседним Вьетнамом, или островные споры с несколькими соседними странами, а его действительно тесные отношения ограничены Северной Кореей. Поэтому Китай, конечно же, не стремится и не планирует создавать для себя политическую лояльность в арабском регионе, тем более что он знает сильную привязанность арабских правителей к Америке и Британии. Исходя из этого, визит председателя КНР, проведение этих саммитов и заключение экономических договорённостей, вне зависимости от их стоимости, не имеют ничего общего с политической лояльностью. Это лишь открытые экономические отношения между странами, и рассматривать их следует только с экономической точки зрения. А политические коннотации, которые могут содержаться в этих саммитах, не имеют ничего общего с регионом или политической подчинённостью арабских правителей. Например, критика Китаем Ирана считается отождествлением с позицией Запада и попыткой доказать то, что Китай ничего не делает за пределами мирового порядка, критикующего Иран, и эта критика не сопровождается каким-либо политическим вмешательством в государства Персидского залива против Ирана. Так же Китай завуалировано раскритиковал Россию в итоговом заявлении, подчёркивая необходимость уважения суверенитета государств, неприменение силы и добрососедства. И это является одним из признаков того, что Китай не вступает в союз с Россией в войне с Украиной и что он придерживается мирного дипломатического подхода в своих отношениях с миром.

6 — Китай экономически сближается с регионом Персидского залива, потому что сильно опасается, что Америка и Европа перережут цепочки китайской промышленности, особенно цепочки экспорта на западные рынки. Обсуждаемая сегодня стратегическая ошибка Европы, которая заключается в сильной зависимости от российских энергоресурсов, заставила Запад задуматься и о большой зависимости от китайских производственных цепочек. И тому есть доказательства. Министр иностранных дел Германии Бербок заявила: «Опыт Германии с Россией показал, что мы больше не позволим себе становиться экзистенциально зависимыми от какой-либо страны, которая не разделяет наши ценности. Полная экономическая зависимость, полагаясь на надежду, делает нас уязвимыми для политического шантажа» («Al Mayadeen» от 10.12.2022). Накануне своего отъезда из Пекина канцлер Германии Шольц написал в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» статью, в которой отметил, что «Германия должна пересмотреть свой «подход» к Китаю, который всё более напоминает марксистско-ленинский подход». Он продолжил, заявив, что «немецкие компании должны предпринять шаги, чтобы снизить свою опасную зависимость от китайских цепочек поставок» («Asharq Al-Awsat» от 04.11.2022). Пытаясь предотвратить это, Китай принимает превентивные меры, чтобы его цепочки поставок на Запад не подверглись воздействию того, чему подверглись российские цепочки, особенно в вопросах энергетики. Превентивные действия Китая включают следующее:

а) Отмежевание от России. Сначала Китай надеялся, что российскому президенту Путину удастся достичь своих целей в Украине, и, как следствие, произойдёт усиление глобальной роли России, поэтому позиция Китая в начале этой войны была неоднозначной. Однако большая поддержка из Америки и Европы позволила Украине выдержать натиск России. И тогда Китай стал отдаляться от России и начал завуалировано критиковать её. Особенно это было заметно после последнего съезда Коммунистической партии Китая (октябрь 2022 г.), когда Си Цзиньпиню удалось полностью взять под контроль правление и удалить своих оппонентов из политбюро партии. Китай всё больше дистанцируется от безрассудной России. Китайская экономика не выдержит, если Америка и страны Европы перережут китайские производственные цепочки, как они перерезали российские энергетические цепочки. И Китай это учитывает.

б) Отождествление с западными позициями. Китай заявляет о своей приверженности американской международной системе и критикует то, что критикует Запад, например, вмешательство Ирана в дела стран Персидского залива. Китай хочет донести Западу, что он является одной из стран «цивилизованного мира» и отвергает варварскую политику некоторых государств. В ближайшие дни мы можем стать свидетелями усиления этой риторики, а также отказа от любой военной эскалации с Тайванем и обращения к Америке с просьбой не накалять обстановку. Более того, Китай, вероятно, окажет помощь в разрешении ядерного кризиса, связанного с Северной Кореей. И всё это будет направлено на то, чтобы остановить американо-европейскую политику отключения промышленных цепочек поставок из Китая.

в) Повышение интереса к экономическим альтернативам. Китай рассматривает рынки арабских стран как альтернативу, хотя по сравнению с западными рынками они не представляют какого-либо веса. Однако в случае ослабления китайских цепочек поставок в Америку и Европу арабские рынки могут представлять собой некую альтернативу, хотя и незначительную по сравнению с американскими и западными рынками. А если арабские рынки совместить с рынками Африки и Латинской Америки, тогда китайская экономика создаст отдушину на случай удушья, так как в Америке и Европе наблюдаются новые тенденции по снижению зависимости от Китая.

7 — Что касается экономического составляющего для арабских стран, то эти саммиты, будь то со странами Персидского залива или арабскими странами, можно рассматривать следующим образом:

а) После десятилетий неудачного правления арабские страны превратились в сухой лес, и теперь остаётся ждать, когда кто-нибудь зажжёт в нём спичку. Некоторые из этих стран более половины собранных с людей налогов выплачивают в виде процентов по кредитам. Местные деньги беспрестанно обесценивались, а цены резко взлетели в результате неудачной экономической политики и глубокой зависимости от Запада. Всё это грозит массовыми протестами. Почти все арабские страны, за исключением стран Персидского залива, страдают от серьёзных экономических проблем. Этот факт заставляет арабских правителей рассматривать Китай как потенциального экономического спасителя. У Китая можно взять больше кредитов и избежать некоторых жёстких условий Международного валютного фонда, а благодаря крупным китайским зарубежным проектам можно привлечь огромные инвестиции в свои страны. При этом вся прибыль и выгода уйдут в пользу правителей и их помощников из-за огромной коррупции.

б) Что касается Америки, то из-за экономических проблем она стала более зависимой от своих агентов. Поэтому мы были свидетелями контракта на поставку оружия, который администрация Трампа подписала с Саудовской Аравией. Более того, она давит на агентов других государств ради своей экономической выгоды, к примеру, давление американских агентов на Катар, агента англичан, так, что катарские деньги, вложенные в Америку, стали для его правителей спасательным кругом, и они смогли остаться у власти. К тому же, бывший на тот момент президентом США Трамп потребовал, чтобы правители региона платили за американскую защиту. И поскольку правители арабского мира страдают от больших проблем, Америка либо сама толкает их к Китаю, либо не возражает против их экономической ориентации на него. Америка, возможно, в рамках политики по сдерживанию подъёма Китая планирует обременить китайскую экономику помощью, которая будет предоставляться Китаем американским агентам в арабском регионе. Таким образом, китайско-арабское экономическое сотрудничество и партнёрство никоим образом не представляют угрозы фактору лояльности этих правителей.

8 — Исходя из вышесказанного, для нас ясны цели китайско-арабских саммитов. В первую очередь, это экономические цели. Китай не конкурирует с Америкой и Европой за политическое влияние в арабском регионе, так как ему для этого не хватает возможностей и воли. Китай даже не способен разрешить политические вопросы в свою пользу в непосредственной близости от своих границ — в Восточной Азии. Посредством этих саммитов и подписанных соглашений об экономическом партнёрстве Китай хочет, чтобы артерии арабского региона подпитывали его экономику, будь то энергетическими ресурсами из Персидского залива или рынками арабских стран для китайской промышленности. И, пользуясь этими и другими случаями, Китай говорит, что он является частью «цивилизованного мира». И также он говорит, что не входит в круг стран, которые Запад называет «государствами-изгоями», таких как Северная Корея и Иран, и что он не хочет оказаться в международной изоляции, как это произошло с Россией. Китай также хочет иметь прочные экономические отношения с арабским регионом, Африкой и Латинской Америкой в целом в качестве альтернативы западным рынкам. Но это в том случае, если западное давление на Китай усилится и западные страны перережут китайские промышленные цепочки поставок. Китай пытается избежать этого или смягчить посредством политики заискивания у Запада и дистанцирования от России.

9 — Важно отметить, что «арабским лидерам» в ходе этих саммитов не приходило в голову поднять вопрос жестокого обращения Китая с мусульманами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Восточном Туркестане). В своих дружеских беседах с китайским президентом они не обсуждали вопрос уйгурских мусульман, как будто их не существует вообще. И это указывает лишь на предательство и слабость арабских правителей, а также на то, что их не заботят проблемы мусульман. Главной заботой этих правителей является сохранение своего престола. Мусульманские народы уже открыто проявили своё недовольство ими в свете полного провала их политики и их неспособности решать какие-либо проблемы людей. Поэтому на саммитах разговор шёл об экономических отношениях и международной торговле, как будто преступления Китая против мусульман-уйгуров совершаются в каком-нибудь другом измерении.

10 — Сегодня арабские (и даже мусульманские правители в целом) занимают худшее положение со времён упразднения Халифата. И это говорит об их скором падении. Масштабы опустошения, которое они принесли вместе с Америкой, Европой и даже с Китаем, настолько огромны, что, даже изо всех сил пытаясь справиться с ними, они далеки от достижения какого-либо успеха. Поэтому больше не осталось оправдания для их дальнейшего пребывания у власти. А степень провала — это единственное, что отличает одного правителя от другого. И это не говоря уже о гневе Аллаха. Они оставили Ислам без внимания и всеми силами борются с теми, кто хочет возобновить исламский образ жизни. Они покорно выполняют каждое веление неверного колонизатора, как будто души покинули их тела. Аллах говорит:

أَمۡوَٰتٌ غَيۡرُ أَحۡيَآءٖۖ وَمَا يَشۡعُرُونَ أَيَّانَ يُبۡعَثُونَ

«Они мертвы, а не живы, и не знают они, когда будут воскрешены» (16:21).

22 Джумада аль-уля 1444 г.х.
16.12.2022 г.

Главное меню