Начиная с 2023 года, Пакистан активизировал высылку афганских беженцев, стремясь оказать давление на правительство талибов с целью его полного подчинения воле Америки. Волны переселения афганцев в Пакистан имеют исторические корни, восходящие к эпохе джихада против Советского Союза в 1980-х годах, затем к гражданской войне, а после к американской оккупации Афганистана в период с 2001 по 2021 годы.
Пакистан традиционно играл роль стратегического тыла для мусульман Афганистана, чему способствовали тесные племенные связи, пересекающие так называемую линию Дюранда.
Согласно статистике Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), численность афганских беженцев в Пакистане достигла своего пика в 2002 году — около трёх миллионов человек, из которых около 1,35 миллиона были официально зарегистрированы.
На протяжении двух последних десятилетий Пакистан с разной интенсивностью осуществлял политику депортации. По оценкам Международной кризисной группы, афганские беженцы в Пакистане делятся на три категории:
1. Владельцы карт «Подтверждение регистрации» (PoR), выданных УВКБ ООН;
2. Владельцы «карт афганских граждан» (ACC), выданных правительством Пакистана;
3. Большое количество людей, не имеющих никаких официальных документов.
Политика Пакистана в отношении афганских беженцев прошла через три основных этапа:
1. Период афганского джихада против Советского Союза (1980-е года и после):
Во время советского вторжения в Афганистан Пакистан открыл свои границы для афганских беженцев в соответствии со стратегией США, стремившихся превратить Афганистан во «вьетнамскую ловушку» для СССР. Эти беженцы были использованы для формирования боевых отрядов и прохождения обучения, что дало начало движению, известному как «афганские муджахиды», они проводили операции против советских войск. Границы оставались открытыми даже после вывода советских войск в 1989 году, при этом действовали минимальные ограничения, чтобы избежать конфронтаций с Афганистаном.
2. Период после 11 сентября 2001 года:
С приходом к власти проамериканского генерала Первеза Мушаррафа политика Пакистана в отношении афганцев радикально изменилась. Те, кого ещё недавно чествовали как бойцов за свободу, теперь стали называться «террористами». Пакистану было предписано поддержать американское вторжение в Афганистан и воспрепятствовать пуштунским племенам в оказании помощи «Талибану».
Границы были частично закрыты, а в СМИ началась целенаправленная кампания, связывающая афганских беженцев с преступностью и наркотиками. Были внесены юридические поправки, отменяющие особый статус племенных районов, и они были интегрированы в провинцию Хайбер-Пахтунхва.
Эти шаги преследовали две цели:
1. Выследить и устранить лидеров муджахидов, скрывающихся среди беженцев.
2. Создать долгосрочный раскол между мусульманами по обе стороны границы с целью подрыва любого исламского объединения, особенно под знаменем Халифата, одно упоминание о котором ввергает в ужас Запад и его приспешников.
3. Период после вывода американских войск.
Вывод войск США в августе 2021 года привёл к обострению напряжённости с пуштунскими племенами по обе стороны границы. Эти племена возложили на Пакистан ответственность за масштабные разрушения в своих районах, ставшие результатом военных операций, начатых ещё в 2002 году. С возобновлением нападений пакистанского «Талибана» на армию Пакистана в ответ на преследования и маргинализацию их территорий власти ужесточили меры безопасности и превратили вопрос беженцев в рычаг давления на афганский «Талибан», стремясь закрепить раскол между двумя народами.
Текущая политика
Первый этап новой кампании по депортации начался в ноябре 2023 года, нацелившись на высылку около 1,3 миллиона афганцев, не имеющих легальных документов. К февралю 2025 года Пакистан насильственно выслал более 800 тысяч из них.
В январе 2025 года афганцам, проживающим в Исламабаде и Равалпинди, было предписано покинуть страну до 31 марта с требованием предоставления сертификата об отсутствии возражений (NOC), который нереально получить.
В марте Министерство внутренних дел отменило карточки временного проживания (ACC) и обязало их владельцев покинуть страну до конца месяца. Также было объявлено о прекращении продления карт «Подтверждение регистрации» (PoR) после 30 июня, что ставит под угрозу депортации ещё 1,6 миллиона афганских беженцев.
Согласно данным Amnesty International, в период с ноября 2023 года по февраль 2025 года Пакистан насильственно депортировал как минимум 844 499 афганцев, при этом окончательный срок высылки оставшихся установлен на 1 сентября 2025 года.
Таким образом, пакистанское государство, которое изначально создавалось с целью объединения мусульман индийского субконтинента в одном образовании с мусульманским большинством, сегодня занимается депортацией мусульман, бежавших от ужасов войн, развязанных сначала Советским Союзом, а затем Соединёнными Штатами против Афганистана и его народа. Всё это игнорирует неоспоримую истину того, что мусульмане — это одна Умма, и нет различия между афганцем и пакистанцем, кроме как в богобоязненности. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ: أَلَا إِنَّ رَبَّكُمْ وَاحِدٌ، وَإِنَّ أَبَاكُمْ وَاحِدٌ، أَلَا لَا فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى أَعْجَمِيٍّ، وَلَا لِعَجَمِيٍّ عَلَى عَرَبِيٍّ، وَلَا لِأَحْمَرَ عَلَى أَسْوَدَ، وَلَا أَسْوَدَ عَلَى أَحْمَرَ، إِلَّا بِالتَّقْوَى
«О, люди! Воистину, ваш Господь — Один, и отец ваш — один. Нет превосходства араба над неарабом, и неараба над арабом, ни белого над чёрным, ни чёрного над белым, кроме как по степени богобоязненности» (Ахмад).
Национальные границы, навязанные западным колониализмом, были изначально созданы с целью разжигания внутренних конфликтов в мусульманских странах, а также для того, чтобы мусульмане тратили ресурсы на охрану этих границ вместо направления их на путь джихада.
Так, например, Пакистан потратил 500 миллионов долларов на строительство пограничного заграждения по линии Дюранда вместо траты этих средств на подготовку бойцов для освобождения Кашмира. Ужесточение пограничной и миграционной политики уже начало порождать ненависть к Пакистану и его народу среди афганцев, а также нанесло ущерб торговле между двумя странами и с Центральной Азией. Таким образом, конфликты, вызванные насильственной депортацией, служат исключительно интересам врагов Уммы — прежде всего Америки и Индии — и препятствуют всякому сближению и единству между Пакистаном и Афганистаном.
Наконец, следует напомнить, что в Исламе не существует понятия «беженец». Мусульмане — это единая Умма, а мусульманин должен свободно перемещаться по землям исламского мира как человек, передвигающийся между комнатами своего собственного дома. Безопасность и стабильность не достигаются путём разделения Уммы на разрозненные государства с навязанными колонизаторами границами, а достигается лишь посредством исламской Акыды и исполнения законов Шариата.
Отсутствие единого у мусульман политического идеологического государства — это основная причина хаоса, в котором пребывают сегодня Пакистан и остальные мусульманские страны. Именно поэтому работа над установлением Праведного Халифата по методу пророчества является не только шариатской обязанностью, но и насущной необходимостью в сфере обеспечения безопасности.
Аллах Всевышний говорит:
إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ
«Воистину, это ваша Умма — Умма единая, а Я — ваш Господь, поклоняйтесь же Мне!» (21:92).