04
Сб, окт

Напряжённость между Эфиопией и Эритреей делает их лёгкой добычей для колониальных держав

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Похоже, что давние соперники Эфиопия и Эритрея движутся к войне: между ними нарастает обмен угрозами, а вдоль общей границы стягиваются войска. Напряжённость между Эфиопией и Эритреей подпитывается, прежде всего, пятью основными факторами:

1. Эритрея рассматривает федеральное правительство Эфиопии и региональные силы (особенно в Тыграе и Амхара) как потенциальную угрозу.

2. Региональное соперничество. Эритрея опасается быть вытесненной с геополитической арены Африканского Рога, особенно в условиях активизации Эфиопии, укрепляющей отношения с Сомали, Джибути и международными партнёрами.

3. Внутренняя нестабильность в самой Эфиопии. Эритрея опасается, что внутренние раздоры в Эфиопии, такие как волнения в регионах Оромия, Амхара и Тыграй, могут перекинуться и на неё.

4. Вопрос Красного моря. Эфиопия, лишённая выхода к морю после провозглашения независимости Эритреи, вновь поднимает требования о получении доступа к морскому порту. Это расценивается Эритреей как угроза её суверенитету.

5. Пограничный вопрос. Эфиопия никогда не проявляла серьёзного интереса к официальному разграничению границы с Эритреей, фактически считая её частью своей территории и одним из собственных регионов. После провозглашения независимости Эритреи в 1993 году границы нового государства так и не были официально определены. Президент Эритреи Исайяс Афеворки опасается, что Эфиопия предпримет попытку вновь аннексировать Эритрею под предлогом демаркации границы вопреки американскому плану. Этот вопрос остаётся не урегулированным до сих пор.

Скорее всего, нынешняя эскалация связана с усиливающимся ощущением того, что на горизонте маячит если и не полномасштабная региональная война, то ожесточённый конфликт. В интервью, опубликованном 19 июля государственными СМИ Эритреи, президент Эритреи Исайяс Афеворки обвинил Эфиопию в подготовке к войне. Он назвал стремление премьер-министра Эфиопии Абийа Ахмеда обеспечить доступ к порту на Красном море «безумным планом».

21 июля в публикации в социальных сетях Гетачью Реда, лидер проправительственной фракции в Тыграе, заявил, что Народный фронт освобождения Тыграя пытается захватить власть силой. В тот же день на военной церемонии в городе Джимма главнокомандующий Национальными силами обороны Эфиопии Бирхану Джула предупредил, что Тыграй, охваченный внутренними разногласиями, движется к новой войне. Он обвинил Народный фронт освобождения Тыграя в отказе участвовать в процессе разоружения, демобилизации и реабилитации, предусмотренными Преторийским соглашением 2022 года, которое положило конец конфликту в Тыграе.

Обострение конфликта между Эритреей и Эфиопией, который тянется уже десятилетиями, переплетается с напряжённым расколом между группировками в регионе Тыграй. После двух лет вооружённого противостояния между боевиками Тыграя и эритрейцами появились сообщения о том, что некоторые члены Народного фронта освобождения Тыграя и высокопоставленные лица в Асмэре (столица Эритреи) сформировали новый альянс против федерального правительства Эфиопии.

В марте этого года уже появились конкретные признаки того, что и Аддис-Абеба, и Асмэра готовятся к войне. Поступили тревожные и достоверные сообщения о военной мобилизации с обеих сторон границы. Эфиопия перебросила значительное количество тяжёлого вооружения и механизированных подразделений в регион Афар вблизи эритрейской границы и на небольшом расстоянии от порта Асэб.

Следует отметить, что эта напряжённость не появилась в отрыве от других факторов, она формировалась в значительной степени под влиянием международных и региональных игроков, у каждого из которых имеются свои стратегические, военные или экономические интересы на Африканском Роге. Стоит отметить, что как Эфиопия, так и Эритрея являются государствами, находящимися под влиянием США, а их правители — ставленники Америки. Это означает, что нарастающая напряжённость между этими давними соперниками — это, по сути, конфликт между агентами или даже «друзьями» Вашингтона, но происходящий под контролем внешнего игрока. Америка, в свою очередь, использует дипломатические переговоры как инструмент урегулирования внутренних разногласий между своими агентами.

Периодически вспыхивающее напряжение на Африканском Роге делает этот регион лёгкой добычей для колониальных держав — Соединённых Штатов и Европы, особенно Британии, обладающей здесь политическим влиянием, и Китая, обладающего экономическим влиянием. Поскольку регион, в особенности Эфиопия, обладает значительными запасами нефти в различных районах, это привлекло внимание Америки к Африканскому Рогу ещё больше, особенно на фоне активного участия китайских компаний в экономической разведке и добыче эфиопской нефти.

Британия, используя в качестве посредника ОАЭ, пыталась включить Эфиопию в свою ось влияния и подчинить своей политике, надеясь воздействовать как на Эфиопию, так и на Эритрею. Морской коридор через Красное море и Суэцкий канал является важнейшим маршрутом мировой торговли: по оценкам, около 10% всех международных торговых перевозок проходит через этот путь. Британия в значительной мере зависит от него для получения нефти, газа и других товаров из Азии.

К сожалению, и Эфиопия, и Эритрея находятся в тисках таких колониальных держав, как Америка, Китай и Европа, а мусульмане почти не обращают на это внимания. Оба правителя, находящиеся под влиянием Запада, не способны противостоять устремлениям США и Европы, направленным на дальнейшее разделение Уммы. Единственный, кто способен преградить путь неоколониализму, — это халиф, так как только он в состоянии объединить Умму под властью Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ.

 

Шабан Муаллим
Официальный представитель Хизб ут-Тахрир в Кении
17.09.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая