Первая неделя сентября 2025 года ознаменовалась серией важных дипломатических событий в Китае. 1 сентября в городе Тяньцзинь на севере страны состоялось 25-е заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Следом за ним прошёл форум под названием «ШОС Плюс» под девизом: «Претворение в жизнь многосторонности, обеспечение региональной безопасности и содействие устойчивому развитию». Обе встречи возглавил председатель КНР Си Цзиньпин.
3 сентября 2025 года в Пекине прошёл крупнейший за последние шесть лет военный парад по случаю 80-летия победы над Японской империей и окончания Второй мировой войны.
В «Тяньцзиньской декларации 2025», принятой по итогам саммита глав государств ШОС, было выражено беспокойство по поводу геополитических и геоэкономических потрясений, вызванных Соединёнными Штатами. В документе говорится: «Геополитическая конфронтация усиливается, что создаёт угрозы и вызовы безопасности и стабильности в мире, а также в регионе ШОС. Глобальная экономика, особенно международная торговля и финансовые рынки, переживают серьёзные потрясения».
В ответ на создаваемые Америкой блоки и её милитаристский внешнеполитический курс в отношении Китая и его союзников в декларации подчёркивается: «Государства-члены вновь выражают своё неприятие решения международных и региональных острых проблем посредством конфронтационного мышления холодной войны... Они подчёркивают, что сотрудничество в рамках Шанхайской организации создаст основу для построения равноправной и неделимой системы безопасности в Евразии».
На саммите «ШОС Плюс» председатель КНР представил видение Китаем «устойчивого и мирного» мирового порядка. Он предложил новую инициативу под названием «Глобальная инициатива в сфере управления» как альтернативу, по выражению Китая, межблоковой политике и менталитету холодной войны, проводимой Соединёнными Штатами. Эта инициатива основана на трёх ключевых принципах:
- Главенство Организации Объединённых Наций и международного права;
- Координация глобальных действий через Шанхайскую организацию сотрудничества;
- Принятие многополярности вместо одностороннего подхода, которого придерживаются некоторые крупные державы.
В саммите «ШОС Плюс» приняли участие главы государств стран-членов, государство-наблюдатель Монголия, а также партнёры по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Мальдивы, Мьянма, Непал, Турция, Египет и представители страны-хозяйки, Туркменистана, Индонезии, Лаоса, Малайзии и Вьетнама. Помимо этого, в работе саммита участвовали руководители исполнительных органов следующих организаций: ООН, ШОС, СНГ, АСЕАН, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации экономического сотрудничества и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Третьим и заключительным крупным мероприятием в Пекине стал военный парад Победы, приуроченный к 80-летию победы над Японской империей и окончания Второй мировой войны. В отличии от традиционных парадов, приуроченных к круглым датам, это был четвёртый масштабный парад, проведённый под руководством председателя Си (после 2015, 2018 и 2019 годов), и считается самым крупным в истории Коммунистической партии Китая.
Во время парада Китай продемонстрировал огромный арсенал вооружения, включая дальнобойные ядерные ракеты. Это был не просто ретроспективный обзор военных достижений Китая, а ясный сигнал о направлении, в котором страна движется в сфере военной модернизации.
Со своей стороны, президент США Дональд Трамп поспешил приуменьшить значение китайского военного парада и угрозы со стороны китайско-российской оси, заявив: «У нас самая мощная армия в мире, далеко ушедшая вперёд. Они не осмелятся применить свою военную силу против нас, потому что это было бы худшее, что они могли бы сделать».
Трамп отнёсся к китайской угрозе снисходительно, поскольку прекрасно понимает, что Китай в настоящий момент не обладает политической волей для военного противостояния с США.
Несмотря на то, что Китай направил сильные дипломатические и военные сигналы посредством саммита ШОС и военного парада, он всё ещё сталкивается с серьёзными препятствиями на пути вытеснения США с позиции доминирующей силы. И несмотря на значительные экономические и военные достижения последних двух десятилетий, Китай не стремится бросить вызов либеральному порядку, возглавляемому США.
Пекину пока не удалось превратить свой экономический потенциал в политическое влияние, способное поколебать основы американской мощи. Китай остаётся прагматичной державой, где преобладают реформистские и экономические течения в составе Коммунистической партии, отдающие приоритет достижению взаимопонимания с США, в отличие от радикального маоистского крыла.
Китай акцентирует внимание на жёсткой силе лишь в оборонительно-ответном контексте, когда США открыто пересекают его красные линии, как это происходит, например, в вопросе Тайваня и Южно-Китайского моря.
Ряд заявлений китайского руководства за последние годы подчёркивали стремление Китая к сотрудничеству с США ради достижения «взаимовыгодных и справедливых результатов». Так, например, в заявлении Министерства иностранных дел Китая по поводу телефонного разговора между председателем КНР и президентом США говорилось: «Председатель Си подчеркнул жизненную важность китайско-американских отношений. Китай и США вполне способны содействовать взаимному успеху и процветанию во благо обеих стран и всего мира. Для реализации этого видения обе стороны должны прилагать усилия и двигаться навстречу друг другу, добиваясь взаимного уважения, мирного сосуществования и сотрудничества, выгодного обеим сторонам. Недавние консультации между китайскими и американскими представителями отражают дух равенства, уважения и поиск взаимных интересов».
Кроме того, Китай сознательно избегает превращения Шанхайской организации сотрудничества в «азиатское НАТО». Повестка дня у организации в сфере безопасности ограничивается борьбой с терроризмом и сепаратизмом, что делает ШОС организацией с преимущественно внутренней направленностью.
Более того, большинство государств-членов организации являются союзниками США или находятся под их влиянием, а также в значительной мере двигаются в рамках американской стратегии. Это обстоятельство не позволяет ШОС превратиться в антагонистический блок по отношению к Америке, даже если Китай попытается изменить курс организации в будущем.
Скорее всего, Китай продолжит продвигать такие объединения, как ШОС и БРИКС, в качестве альтернатив западной системе безопасности и экономики. Однако, по сути, эти структуры останутся быть «бумажным тигром».
Как следует реагировать странам исламского мира на эти события?
Правители мусульман лишены дальновидности: они хотят либо сделать нас вассалами Америки и Китая, либо занять позицию «вне блокового нейтралитета». Обе позиции — плод пораженческого мышления. Мусульмане должны осознать, что не стоит ждать ничего хорошего ни от Америки, ни от Китая. Обе — колониальные силы, имеющие общую цель порабощения и разграбления наших богатств. Мусульманам следует стремиться к установлению Халифата, который будет вести себя с великими державами на равных и с позиции силы; он не будет частью какого‑либо альянса, возглавляемого неверными, будь то ШОС, НАТО или БРИКС. Государство Праведный Халифат будет выстраивать отношения с другими народами на основе Ислама, а не на основании так называемых «национальных интересов». Искренние представители в политической среде и правящей элите Уммы должны принять исламское видение, чтобы Исламское Государство снова вернулось на международную арену, как это было в славном прошлом.
И это не осуществится, пока Ислам не будет представлен в государстве глобального уровня — государстве, которое раскроет преступления современных великих держав и даст человечеству альтернативу от их Творца, освободив от оков рабства, распространив справедливость на земле. Всевышний Аллах сказал:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ ۗ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْراً لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110).

