В новостях говорилось о нескольких существенных изменениях как во внутренней, так и во внешней политике Саудовской Аравии с приходом Сальмана к власти.
Во-первых, 26 декабря 1915 г. в Дарине был подписан договор между королём Абдуль-Азизом ибн Абдуррахманом Аль Саудом (Ибн Саудом) и Великобританией. Ибн Сауд признавался эмиром Неджда, Эль-Хасы, Эль-Катифа и Эль-Джубайля при условии снова начать войну против рашидитов, правящих эмиратом в городе Хаиль и верных союзу с Османами.
Согласно договору, Англия предоставляла военную защиту развивающимся землям Аль Саудов при условии, что саудиты не вступают ни в какие альянсы или соглашения с какой-либо другой страной кроме Великобритании, не предоставляют каких-либо привилегий внутри своей страны никому без разрешения Лондона и «всегда следуют их советам без исключения, если только это не выходит против собственных интересов саудитов».
2 сентября 1921 года Ибн Сауд был официально признан «султаном Наджда». Позже, в 1922 году, под эгидой англичан были подписаны договора в Укайре о демаркации границ Неджда с Ираком и Кувейтом. В 1925 году были заключены соглашения по вопросам границ Неджда с Эмиратом Трансиорданией и Ираком.
В результате успеха Ибн Сауда в объединении большей части Аравийского полуострова под своим руководством Даринское соглашение было отменено, и в 1927 году был подписан Джиддинский договор о признании Великобританией «абсолютной и полной независимости правительства Ибн Сауда в Хиджазе, Неджде и подконтрольных территориях» и о сотрудничестве в деле борьбы с работорговлей.
Во-вторых, саудовско-американские отношения зародились в 1933 году, когда началось первое экономическое сотрудничество между двумя странами в виде арабо-американской нефтяной компании, которая пробурила первую нефтяную скважину на востоке королевства. Американские нефтяные компании в Саудовской Аравии обратились к Вашингтону с просьбой сыграть важную роль в обеспечении безопасности и политической стабильности в Персидском заливе. В 1943 году президент Рузвельт заявил, что безопасность королевства представляет жизненно важный интерес для Америки.
А затем он отправил первую американскую военную миссию в Саудовскую Аравию. В 1945 году Рузвельт встретился с королём Абдуль-Азизом на борту тяжёлого крейсера «Куинси» (USS Quincy (CA-71)) в водах Суэцкого канала. Эта встреча запустила отношения между США и Саудовской Аравией. С того момента начался настоящий интерес Америки к региону и конфликт между старым колонизатором — Англией — и новым победителем — Америкой — за влияние в регионе. Преобладающая часть династии Саудов относилась к агентуре Англии. Однако Америка стала подкупать часть принцев, чтобы проникнуть в правящую в Хиджазе семью и расширить там своё влияние.
В-третьих, Саудовская Аравия управляется узким кругом людей, часть которых следует английской политике, а часть — американской. Согласно закону, власть в королевстве переходила от брата к брату между сыновьями Ибн Сауда, короля-основателя Саудовской Аравии. Данная ситуация вызывала недовольство американцев в силу присутствия пробританских настроений среди престолонаследников. Поэтому Вашингтон желал устранить эту договорённость, чтобы Саудовская Аравия избавилась от подобной практики и чтобы Америка не была заложницей условий передачи государственной власти, особенно после того, как король Абдуллах ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд (2005–2015 гг.) помешал политике США в вопросах Шама, Персидского залива, нефти и вмешательства во многие проблемы Египта. Король Абдуллах принёс немало проблем американской политике. Поэтому Вашингтон решил не полагаться на дело случая в вопросе передачи власти.
Америка хотела, чтобы среди наследников не было проанглийских настроений. И для этого она воспользовалась смертью Абдуллаха и приходом к власти Сальмана. Вашингтону удалось изменить порядок престолонаследования, сначала сделав Мухаммада ибн Сальмана заместителем наследного принца, а позже — наследным принцем Саудовской Аравии (после того, как ему стали подконтрольны министерство обороны и нефтяная компания «Saudi Aramco» и произошло смещение тогдашнего наследника престола Мухаммада ибн Наифа). Завершающим ударом послужила отставка принца Мутаиба ибн Абдуллаха (сына предыдущего короля) с поста главы Национальной гвардии и массовые аресты офицеров и министров из числа саудовской элиты, лояльных Мутаибу. Национальная гвардия является последним инструментом, с помощью которого наследный принц объединит все полномочия в своих руках, чтобы никто не встал на его пути.
В-четвёртых, после прихода Сальмана к власти Америка предприняла ряд внутренних и внешних политических мер. Эта её политика охарактеризовалась несколькими особенностями, такими как молниеносность, внезапность и двусмысленность вопреки предыдущей политике взвешенности и ожидания. На смену ей пришла политика смелости в принятии решений и незамедлительного приведения их в исполнение.
Подобная политика Америки в Саудовской Аравии вынудила не ожидать ответных реакций на двусмысленные шаги, а принимать скорые и твёрдые решения, ошеломляя противника перед серией сильных ударов, чтобы противник не смог устоять и вышел за пределы ринга престолонаследия.
И, наконец, в заключение:
Америка кардинально поменяла свою политику в отношении дома Аль Саудов. Изначально Вашингтон поддерживал любого короля в стремлении сохранить целостность династии. Так продолжалось до прихода Сальмана, который передал управление делами страны своему сыну. Он исключил всех остальных соперников. Не остановившись на этом, он сместил их и даже выслал некоторых, наложив арест на их имущество, лишив привилегий, арестовав, а некоторых убив под предлогом борьбы с коррупцией. Комментировалось это выражением: «Нет никого, кто бы был выше верховенства закона и государства». Это породило искру ненависти внутри семьи. Эта политика окажет серьёзное воздействие на множество умов, и я надеюсь, это принесёт благо для Уммы.
Другой опасностью является переход Саудовской Аравии к светскости, открытие доступа в страну для либерализма и замена господствующих идей, которые находились под эгидой государства и шейхов, на проект по развращению общества под предлогом улучшения условий жизни. Этот переход был очень быстрым. И это — смертельная глупость американской политики на пути вытеснения влияния Англии. Исламская Умма ни за что не променяет свою религию и ещё скажет своё решающее слово.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Хасан Хамдан — Абу аль-Бара
29 Сафара 1439 г.х.
18.11.2017 г.