«Специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выбрало 34 элемента нематериального наследия Судана в рамках культурного наследия человека.
В этот список вошли: ритуал сыра, ритуал кофе, суданская одежда, суданская хна. Выбор был сделан в ходе семинара в Хартуме, нацеленного на разработку стратегий охраны и развития нематериального суданского культурного наследия и укрепление национального потенциала для выполнения этой миссии в партнёрстве с ООН и другими международными институтами.
Генеральный секретарь Суданского национального комитета ЮНЕСКО Абдуль Кадир Мухаммад Хасан заявил: «Мы подписали с ЮНЕСКО соглашение об охране нематериального наследия в 2003 году. Стратегия охраны нематериального наследия является первым шагом в проекте, поддерживаемом организацией, занимающейся наследием, и финансируемом на сумму 350000 долларов США, со стороны ЮНЕСКО и Управлением по туризму и культуре Абу-Даби». Он добавил: «Мы подписали соглашение с ЮНЕСКО об охране нематериального наследия. Мы стремимся подчеркнуть и сохранить богатое суданское наследие, которое вбирает в себя африканскую и арабскую культуры, как символ национальной идентичности» («Asharq Al-Awsat», 27.11.2019).
В своём выступлении во время открытия семинара во вторник министр культуры и информации Фейсал Мухаммад Салех сказал, что партнёрство с международным сообществом, которое представляет ЮНЕСКО, и партнёрство ОАЭ и Национального совета по культурному наследию и продвижению национальных языков, а также организаций гражданского общества, является хорошим началом для разработки стратегий и индикаторов по охране нематериального культурного наследия Судана. «Официальные учреждения страдают от неспособности управлять культурным разнообразием из-за отсутствия ухода и финансовой поддержки», — добавил Фейсал Мухаммад Салех.
В своих публикациях ЮНЕСКО заявляет, что она предпринимает попытки для поиска нового научного проекта в целях защиты от полного исчезновения местной культуры разных стран. Также ЮНЕСКО заявила о работе над международным соглашением о реализации её проекта по защите уязвимых элементов. Большинство стран подписало в 2003 г. соглашение под названием «Нематериальное культурное наследие». Соглашение прежде всего касается защиты унаследованных традиций, обычаев, культурных практик. Также ЮНЕСКО отметила необходимость на международном уровне противодействовать распространению культурных стандартов глобализации, её гегемонии, упадку местных обычаев и культур народов из-за влияния американской культуры в условиях глобализации.
Приоритеты соглашения направлены на сохранение живого наследия народов мира в качестве средства по противодействию изменениям стандартов жизни, связанных с глобализацией и американской культурой.
Вещь, которая бросается в глаза, — это то, что слова исходят от учреждения, которое является инструментом глобализации и напрямую подчиняется Америке. Всё это демонстрирует степень непонимания того, чем занимается организация. Заявление о том, что культурным наследием народа Судана является ритуал сыра, ритуал кофе, суданская одежда, суданская хна, словно говорит о том, что у народа Судана нет своей идентичности и культуры, берущих своё начало из Ислама.
Слово «تُرَاثٌ» (наследие) образовано из глагола «وَرِثَ». Значение этого глагола крутится вокруг того, что человек оставляет после себя. Самым простым разъяснением слова «تُرَاثٌ» (наследие) будет следующее: наследие — это полный перечень человеческой деятельности в обществе в течение длительного периода времени. Другими словами, это сохранение всей человеческой деятельности в коллективной памяти народа, чтобы затем наследие отражалось в мышлении, образе жизни нации.
Наследие — это продолжительное историческое накопление через разные пути (культуру, литературу, экономику, социальную систему, политику, архитектуру и т.д.). Данный перечень, со всем своим объёмом, формирует идентичность любого общества, его особенность, позволяющие отличать его от других народов. И поскольку народ Судана является мусульманским, следовательно, только Ислам должен быть культурным наследием, и переоценить это невозможно.
Народ Судана является частью Уммы, которая была выведена для людей, которая правила Исламом на протяжении веков. Отсюда вопрос: если предать забвению всё это и сосредоточить внимание на пустяках, таких как ритуал кофе или хна, то что произойдёт?
В своё время Абу Хурайра применил слова «наследие» к акыде и культуре, когда обратился к сподвижникам: «Вы здесь, а ведь в мечети раздают наследие Мухаммада ﷺ …». Услышав это, сподвижники отправились в мечеть; придя туда, они были очень удивлены, ведь кроме людей, совершающих зикр и читающих Коран, они не нашли ничего. Видя их изумление, Абу Хурайра пояснил свои слова: «Это и есть наследие Мухаммада ﷺ». Таким образом, можно сделать вывод о том, что наследие в арабском языке означает наследие в виде имущества, акыды, религии, славы, знатности и т.д.
Наследие народа Судана — это основной столп из столпов культурной идентичности Уммы в целом. Это наследие охватывает всё, что вытекает из исламской культуры, охватывает общины, которые соблюдают эту культуру, — всё это и будет представлять наследие нации в целом. Подобная сокровищница опыта и уроков должна быть использована нами.
Наследие народа Судана — это итог знаний, наук, обычаев, искусств, литературы, материальных достижений, которые копились на протяжении истории и являются результатом непрерывных человеческих усилий. Эти усилия Умма совершала на протяжении всей своей истории. Всё это суммарно является наследием, в котором отражаются материальные и внутренние аспекты людей, отражаются стандарты образа жизни, взаимоотношений, взгляд на вещи.
Наследие народа Судана — это всё, что оставили предшественники своим потомкам в области акыды, философии, науки, литературы, образа жизни и т.д. Культурная идентичность и индивидуальность народа Судана как мусульман считаются частью исламского наследия.
Ведь исламское наследие включает в себя всё то, что было унаследовано от всего прошлого Уммы в виде культуры, идей, искусства. Это своего рода дар от предков своим потомкам, ведь все мусульмане — это одна Умма. К этому дару по своей общей концепции относится не только материальное наследие (памятники старины, археологические находки различных столетий), но и относится и идейное наследие, которое вытекает из трудов и книг учёных, писателей, мыслителей и изобретателей. Также имеет место социальное наследие, которое представлено в обычаях и традициях общества, вытекающее из понимания Ислама.
Если мы верим, что основным источником исламского наследия является Коран и Сунна, которые заставили нас развиться в сферах науки, идеи и просвещения, то мы желаем, чтобы наше наследие не было ограничено лишь ритуалами кофе и хны. Это связано с тем, что наследие считается одним из наиболее эффективных средств в укреплении культурной идентичности Уммы.
Исламское наследие присутствует в Судане повсюду; доказательством тому являются тысячи библиотек, архитектура, технические навыки, некоторые из которых распространены до сих пор и вызывают восхищение и восторг.
Исламское наследие является обширным термином, который охватывает всё, что имеет связь с текстами Корана и Сунны, с иджтихадом учёных в понимании этих текстов. Наследие не ограничивается лишь производством знаний в исламских науках (тафсир, хадисоведение, фикх и другие), но и включает в себя всё, что оставили учёные после себя в других отраслях знаний.
Это наследие полностью будет восстановлено лишь с появлением идеологического государства в лице Халифата, который претворит на своих территориях Ислам и понесёт его остальному миру.
А что касается государств, которые следуют за ООН и изучают лишь ритуалы кофе и хны, то это уже другая история!
Гадат Абдуль-Джаббар (Умму Аваб) — Хартум
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
7 Раджаба 1441 г.х.
02.03.2020 г.