Этим самым некоторые хотят сказать, что мусульмане не обязаны принимать тексты, которые не подтверждены, и, следовательно, не обязаны действовать согласно таким текстам.
Они считают это доказательством не против них, а в свою пользу, тем самым не желая повторять шагов Посланника Аллаха ﷺ, предпринятых им в Мекке на пути к установлению Халифата.
Отвечая на это утверждение, мы скажем, что сира состоит из сообщений и хадисов, которые нуждаются в проверке и подтверждении. Поскольку сира связана с действиями Посланника Аллаха ﷺ, она считается частью Откровения (вахй). Поэтому мусульмане обязаны уделять сире столько же внимания, сколько уделяют Корану и Сунне. Когда мы говорим о сире в Мекке, мы имеем в виду действия, которые он предпринимал и которые привели к созданию территории Ислама (Дар уль-Ислям) в Медине. Кто в силе проверить и подтвердить сиру, но не делает этого, тот окажется в грехе так же, как мусульмане, которые не побуждают его к этому.
Удивительно, но это утверждение часто исходит из уст тех, кто занимается выведением и проверкой хадисов, как будто они освобождены от деятельности по установлению религии. Они лишь довольствуются тем, что записали важный момент из жизни Посланника Аллаха ﷺ.
Они забывают, что, как и на всех других мусульманах, на них лежит долг вести деятельность по установлению Исламского Государства. Поэтому от них требуется исследование, изучение и проверка. Если ситуация требует от них выведения пророческих хадисов по частным шариатским вопросам, а это дело заслуживает похвалы, тогда они прилагают усилия для решения этой проблемы и уделяют этому время. Сколько же тогда сил и времени они должны тратить, когда вопрос связан с установлением религии?!
Книги по сире — не на том уровне, чтобы пренебрегать их сообщениями, но и не на том уровне, чтобы принимать все их сообщения без проверки.
Составители сиры писали свои книги с историческим подходом, не используя методы мухаддисов (исследователи хадисов) с точки зрения тщательного изучения, проверки справедливости рассказчиков и передатчиков, достоверности того, что было передано, чрезмерности в краткости и осложнений в передаче.
Поэтому мухаддисы или те, кто заинтересован в проверке хадисов, не относятся к авторам сиры Пророка ﷺ серьёзно, хотя наука о хадисе требует того, чтобы мухаддисы и учёные хадиса проверяли авторов сиры и их передачи.
Составление биографии требует тщательного изучения тогда, когда это связано с жизнью самого Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Но если сира не связана с жизнью Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, тогда в отсутствии тщательного исследования нет ничего плохого. Время течёт быстро, и происходит много событий, поэтому составители биографии или истории не могут проверить на достоверность всё, что встречают, даже если желают следовать методу мухаддисов.
Следовательно, сира Посланника Аллаха ﷺ — один из самых важных предметов, о котором должны заботиться мусульмане, потому что она содержит сообщения о словах, делах, случаях молчания и качествах Пророка ﷺ — всё это связано с законодательством, подобно Корану. Сира Пророка ﷺ — одна из законодательных статей, поэтому считается частью науки о хадисе. Если в сире встречается что-то достоверное о Пророке ﷺ, то это считается шариатским доказательством, поскольку входит в раздел Сунны. Кроме того, в Коране повелевается следовать примеру Пророка ﷺ. Аллах говорит:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21).
Так забота о сире сопровождается шариатским повелением.
В составлении сиры первые поколения мусульман использовали метод передачи сообщений (риваят). Историки начинали с устных передач и первого поколения, которое непосредственно видело действия Посланника Аллаха ﷺ или слышало о них и рассказывало другим. Следующее поколение слышало эти сообщения, и некоторые представители этого поколения записывали различные хадисы, как мы можем это увидеть сегодня в книгах по хадису. Во втором столетии некоторые учёные начали собирать сообщения о сире и соединять их, а затем записывать, используя метод передачи сообщений с упоминанием имён передатчиков и тех, кто передал от них, точно так же, как это делается с хадисом. Поэтому учёные науки хадис и критики (накид), зная передатчиков и цепочку передач, могут различать достоверные сообщения о сире и недостоверные.
Именно на это нужно опираться, когда приводишь в доказательство случаи из сиры Посланника Аллаха ﷺ. Вопрос не заключается в создании новой науки, а лишь требуется тщательная проверка и следование достоверным словам и делам Посланника Аллаха ﷺ. Учитывая то, что есть люди, способные проверять сиру, группа или партия, идущая по стопам Посланника Аллаха ﷺ в установлении религии, должна удостоверяться в текстах, на которые она опирается в своей деятельности и которые приводит в доказательство.
С другой стороны, книги по сире, которые разнятся друг от друга, собраны так же, как собраны книги по хадису. Коран же определил этапы призыва и требуемые действия. Коран показал многие детали призыва таким образом, что это может пролить свет на подлинность тех или иных переданных сообщений. Аяты Корана разъясняют требуемое и точно указывают, что именно требуется.
Например, Посланник Аллаха ﷺ атаковал ложные убеждения и боролся с концепциями идолопоклонничества, безбожия, иудаизма, огнепоклонства и сабейства. И в Коране указывается всё это. Посланник Аллаха ﷺ атаковал обычаи и устои, как обычай закапывать заживо новорождённую девочку (аль-ваъд), или обычай почитать определённых овец, коров и верблюдов, отказываясь есть их мясо, ездить на них верхом и пить их молоко (аль-василя, аль-хам и т.д.), или обычай, связанный с гадальными стрелами (аль-азлям). Также Посланник Аллаха ﷺ противостоял правителям, называя их по именам и качествам и разоблачая их заговоры против призыва.
Группа должна придерживаться всего этого, следуя главным действиям Пророка ﷺ и общим смыслам, а не деталям, средствам и формам. Таким образом, группа будет противостоять ложным мыслям и концепциям, атаковать традиции и устои, отклонившиеся от Ислама, противостоять правителям и разоблачать их заговоры, наряду с этим разъясняя мысли и законы Ислама и призывая Умму к принятию всего этого и осуществлению в своей жизни.
Посланник Аллаха ﷺ противостоял всему, будучи безоружным, он никому не льстил, не приспосабливался к обстоятельствам, не принимал полумер, отвергал все предложения, соблазны и запугивания, терпел и не отклонялся от повелений своего Господа. Обо всём этом рассказывается в Коране, что и будет руководством для группы, которая вступила на путь призыва.
Аллах ниспослал Своему Посланнику ﷺ аят:
فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ
«Провозгласи же то, что тебе велено» (15:94).
Эти слова указывают на то, что до ниспослания аята никакого провозглашения не было, а наоборот, был тайный и скрытый призыв. То есть до провозглашения, был другой этап призыва.
Аллах говорит:
لِّتُنذِرَ أُمَّ الْقُرَى وَمَنْ حَوْلَهَا
«Чтобы ты предостерегал Мать селений (жителей Мекки) и тех, кто вокруг неё» (42:7).
В этих словах Аллах приказывает обратиться с призывом за пределы Мекки. Так же и упоминание в Коране мухаджиров и ансаров свидетельствует о том, что была хиджра и нусра.
Поэтому Коран является главным руководством. С другой стороны, книги по хадису полны сообщениями о мусульманах в мекканский период. Например, Бухари во главе «О том, чему многобожники Мекки подвергли Пророка ﷺ и его сподвижников» приводит случай с Хаббабом ибн аль-Араттом, который попросил Посланника ﷺ обратиться к Аллаху за помощью для мусульман. Также он приводит мольбу Посланника Аллаха ﷺ против некоторых предводителей курайшитов. Кроме того, Бухари приводит случившееся с Посланником ﷺ в Таифе и отмечает, что это худшее, с чем ему пришлось столкнуться. То же самое наблюдается в других книгах по хадису. Отсюда на нас не возлагается непосильная задача, и мы не можем утверждать, что для выполнения этой работы нет соответствующих текстов.
Стоит упомянуть, что сира написана имамами, известными своей честностью и справедливостью:
— Ибн Исхак (85–152 г.х.), автор книги о военных походах Посланника Аллаха ﷺ. Аз-Зухри сказал: «Кто хочет изучить походы Посланника Аллаха ﷺ, пусть читает Ибн Исхака». Шафии сказал: «Кто хочет подробно изучить походы Посланника Аллаха ﷺ, пусть ищет в трудах Ибн Исхака». Также о нём упоминал Бухари в книге «Ат-Тарих аль-кабир».
— Ибн Саад (168–230 г.х.), автор книги «Ат-Табакат». Аль-Хатиб аль-Багдади сказал о нём: «Мухаммад ибн Саад был известен своей справедливостью. Если он приводил хадис, это указывало на то, что хадис — достоверный. Он исследовал многие риваяты». Ибн Халликан сказал: «Был правдивым и заслуживающим доверия». Ибн Хаджар сказал: «Один из великих хафизов, заслуживающих доверия, который проводил проверку хадисов».
— Ат-Табари (224–310 г.х.), автор книги «История посланников и царей». Книга была написана по методологии выведения хадисов. Аль-Хатиб аль-Багдади сказал о нём: «Знаток Сунны, знающий пути выведения хадисов, отличающий достоверную Сунну от слабой, сведущий об истории людей и владеющий сообщениями от них». Он был известен тем, что написал свою книгу по истории, придерживаясь методологии мухаддисов. Также он написал книгу по хадису «Тахзиб аль-асар ва тафсыль ас-сабит ан расулиллях миналь-ахбар». Ибн Асакир сказал о ней: «Это удивительная книга, в которой упоминаются достоверные сообщения от Посланника Аллаха ﷺ».
Сюда же можно отнести Ибн Касира и аз-Захаби, которые считаются сильными знатоками науки хадис.