Поэтому союзники посчитали турецкую национальную хартию своей окончательной победой. После этого союзники стали уходить с занимаемых ими позиций, оставляя туркам право самим бороться против захватчиков. Франция и Англия вывели свои войска из страны. Решимость турков окрепла.
Начавшиеся движения сопротивления против агрессора переросло в восстание против султана. В конце концов, султан, собрав войско, подавил это восстание. За исключением Анкары, являвшемся центром восстания, во всех остальных местах люди приняли сторону султана. Анкара также должна была вот-вот капитулировать. Все селения вокруг Анкары одно за другим приняли сторону султана и встали под его знамёна.
Мустафа_Кемаль и его соратники оказались в сложном положении. Однако Мустафа Кемаль принял твёрдое решение держаться до конца и вновь пробудил решимость в членах национального конгресса. Они стали распространять слухи в городах и сёлах, что якобы англичане захватили столицу, арестовали членов национального конгресса, силой разогнали парламент, а султан и его правительство помогают им в этом.
Люди отвернулись от султана, и положение стало кардинально меняться. Общественное мнение перешло на сторону находившегося в Анкаре национального конгресса. Мужчины и женщины пошли в Анкару на защиту Турции. Большая часть войска халифа перешла на сторону Мустафы Кемаля, с которым теперь турки связывали свои надежды.
Позиции Мустафы Камала укреплялись, большая часть страны оказалась под его руководством. Он издал листовку с воззванием провести выборы в национальный конгресс. Выборы состоялись. Собравшись в новом составе, члены конгресса дали этому органу новое название «Большое национальное собрание» и взяли на себя полномочия законного правительства. Мустафа Камал был избран председателем.
Таким образом, Анкара стала центром национального правительства, поддержанного всеми турками. Разбив остатки войск халифа, Мустафа Камал объявил о прекращении гражданской войны. Затем нашёлся повод для кровопролитных столкновений с греками. Несмотря на то, что поначалу греки взяли верх, в итоге победу одержали сторонники Мустафы Кемаля. В августе 1921 г. Мустафа Камал перешёл в стремительное наступление и, разбив захвативших Измир и некоторые береговые части Турции греков, прекратил войну.
В сентябре 1921 г. он отправил посла к Исмату паша, приглашая его обсудить подробности предстоящих переговоров с Харингтоном. В это время союзники согласились с изгнанием греков из Триса, а также сами добровольно решили уйти из Стамбула и вообще из Турции.
Если проанализировать действия Мустафы Кемаля, то становится очевидным, что это согласие союзников было дано ему в обмен на обещание ликвидировать исламское правление. Поэтому на одном из диспутов, когда речь шла о делах, совершённых национальным конгрессом после победы Турции над врагами, он заявил:
«Я не верю ни в «Союз исламских государств», ни в «Союз османских народов». Каждый должен оставаться при своём мнении. Правительство же должно придерживаться твёрдой политики, направленной на достижение единственной цели. И этой целью является независимость Турции в её естественных границах, а также защита отечества. Чувства не должны влиять на нашу политику. Ибо мы уже много настрадались от этого в прошлом».
Таким образом, Мустафа Кемаль открыто заявил о том, что он желает получить свободную и независимую Турцию не для исламской уммы, а для народа Турции. Депутаты и некоторые другие политики потребовали от Мустафы Кемаля изложить свою позицию того, каким должно быть правительство новой Турции. Ибо сохранение существовавшего тогда двоевластия (одно правительство обосновалось в Анкаре и имело реальную власть, а второе оставалось в столице и, возглавляемое султаном, существовало лишь номинально) было невозможно.
Политики потребовали от Мустафы Кемаля открыто выразить своё мнение о сложившейся ситуации. Он скрыл свои намерения и не дал им вразумительного ответа. Стали распространяться слухи о том, что халиф Вахидуддин является слугой англичан и греков, что настроило народ против него. Воспользовавшись этим, Мустафа Кемаль собрал национальный конгресс, для того чтобы огласить своё решение относительно султана и правительства. Он был уверен, что сможет убедить парламентариев в необходимости смещения Вахидуддина и ликвидации Халифата.
Однако ввиду того, что это может задеть исламские чувства народа, он не мог решиться нанести удар по Халифату. Поэтому он не ликвидировал Халифат и не стал выступать против него. Он лишь предложил, чтобы Халифат был отделён от власти. Халифат был ликвидирован, а Вахидуддин освобождён от занимаемой должности.
Депутаты молчали. Они прекрасно понимали опасность, стоящую за этим предложением, и выразили мнение о необходимости проведения дискуссии по этому вопросу. Мустафа Кемаль испугался этой дискуссии и потребовал принять мнение относительно этого предложения. В этом его поддержали 80 его соратников из числа депутатов. Однако собрание передало его предложение для изучения в комиссию по законодательству. Когда эта комиссия собралась на следующий день, туда пришёл и Мустафа Кемаль и стал наблюдать за её работой.
Обсуждение продолжалось несколько часов. Членами комиссии были учёные и юристы. Они определили, что данное предложение противоречит шариату. Ибо в Исламе нет деления на религиозную и светскую власть. Власть и Халифат единое целое, и отсутствует понятие отделения религии от государства. Должна быть только система Ислама, государство является частью этой системы и претворяет эту систему в реальной жизни. Поэтому комиссия не смогла найти никакого обоснования для отделения власти от Халифата. Ибо священные тексты (нусусы) Ислама дают этому ясные ответы.
Поэтому комиссия приняла твёрдое решения отклонить эти предложения. Однако Мустафе Кемалю необходимо было выполнить поручение Британии по ликвидации Халифата. Поэтому он приложил все усилия, для того чтобы добиться отделения власти от Халифата, а значит, отделения религии от государства. Это было его ответом на требования союзников, желавших разрушить Исламское Государство руками самих же мусульман. Поэтому, узнав о решении комиссии, он не смог сдержаться и в гневе вскочил со своего места. Выйдя к трибуне, сказал следующее:
«Господа, османское правительство силой забрало власть у народа. Народ также принял решение вернуть себе власть силой. Власть должна быть отделена от Халифата, и Халифат должен быть ликвидирован. Хотите вы этого или нет, так оно вскоре и будет. Тогда некоторые из вас могут не снести своей головы».
Он произносил эти слова тоном диктатора. Комиссия разошлась. Затем вновь был созван национальный конгресс, чтобы в срочном порядке рассмотреть предложения Мустафы Кемаля. Во время рассмотрения стало очевидно, что большинство делегатов проголосуют против. Поэтому, собрав своих сторонников, Мустафа Кемаль потребовал, чтобы голосование было общим. Некоторые делегаты выразились за поимённое голосование. Мустафа Кемаль проявил резкое несогласие с ними и, переходя на крик, заявил:
«Я верю, что вскоре конгресс единодушно примет эти предложения. Достаточно голосовать простым поднятием рук».
Предложения были поставлены на голосование. За них проголосовало меньшинство. Однако председатель собрания объявил, что решение принято единогласно. Делегаты были поражены. Раздались выкрики: «Это несправедливо, мы протестуем!». Помощники Мустафы Кемаля заставляли их замолчать. Затем председатель ещё раз объявил о том, что «Большое национальное собрание» единодушно приняло решение о ликвидации Халифата. Собрание было закрыто.
Мустафа Кемаль покинул собрание в окружении своих сторонников. Узнав о случившемся событии, халиф Вахидуддин бежал. Как только стало об этом известно, было объявлено, что халифом мусульман на его место избран его племянник Абдульмаджид. Однако это уже был халиф, не обладающий никакими полномочиями. Таким образом, страна осталась без шариатского руководства.
(Продолжение следует...)