В политике нашей страны тема «такия» стала убежищем для правоконсервативных или религиозных партий, и действия, предпринимаемые за закрытыми дверями в противоречии с вопросами, обещанными мусульманам, пытаются объяснить с помощью этого понятия.
Точно так же, с другой стороны, светский сегмент кемалистов, придерживающийся противоположной точки зрения, утверждает, что у этой группы сторонников «такия» имеется скрытый замысел, что они ждут удобного случая и что им следует помешать. Поэтому обе стороны по-своему оценили понятие «такия» и высказали свои суждения в этом направлении.
Однако [التَّقِيَّةُ] «такия», как «джихад» и «шахид», является исламским понятием, и его содержание и рамки определяются Исламом.
Для того, чтобы оправдать своё поведение как исламское, исламисты полагаются на толкование аятов и хадисов, тем самым добиваясь легитимности в глазах общественности и пытаясь показать, что они не отклонились от исламской линии. В их рассуждениях в качестве аргументации мы наблюдаем изощрённое использование концепций «такия [1]», «икрах [2] мульджи [3]» (полное принуждение) и хадисов, говорящих, что «война — это хитрость», которые являются понятиями, полностью отличающимися предметно и по значению друг от друга в терминологическом плане.
В частности, они приводят следующий аят Всевышнего Аллаха в качестве доказательства относительно [التَّقِيَّةُ] «такии»:
لَّا يَتَّخِذِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلۡكَٰفِرِينَ أَوۡلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَۖ وَمَن يَفۡعَلۡ ذَٰلِكَ فَلَيۡسَ مِنَ ٱللَّهِ فِي شَيۡءٍ إِلَّآ أَن تَتَّقُواْ مِنۡهُمۡ تُقَىٰةٗۗ وَيُحَذِّرُكُمُ ٱللَّهُ نَفۡسَهُۥۗ وَإِلَى ٱللَّهِ ٱلۡمَصِيرُ
«Верующие не должны считать неверующих своими авлия (помощниками и друзьями) вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие» (3:28).
Этот аят был ниспослан о положении верующих, которые поддерживали отношения с многобожниками Мекки, и он запрещает как верующим там, так и всем другим верующим принимать многобожников Мекки в друзья. В последней части аята верующие Мекки освобождаются от этого запрета с одним условием. Это произошло потому, что руки мусульман были связаны под властью многобожников. Аят освободил их от ответственности из-за страха преследований со стороны неверующих. Таким образом, тема аята, его значение и вытекающее из него религиозное предписание ограничиваются этим.
В следующей части аята:
لَّا يَتَّخِذِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلۡكَٰفِرِينَ أَوۡلِيَآءَ مِن دُونِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَۖ وَمَن يَفۡعَلۡ ذَٰلِكَ فَلَيۡسَ مِنَ ٱللَّهِ فِي شَيۡءٍ
«Верующие не должны считать неверующих своими авлия (помощниками и друзьями) вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху» (3:28), — ясно сказано, что верующим запрещено брать неверующих в качестве авлия во всех значениях этого слова, как просто «дружба» или «просить о помощи». Поскольку слово [اَوْلِيَٓاءَ] «авлия» в аяте является общим словом, то отношения с неверующими запрещены во всех значениях этого слова.
Исключение в части аята:
إِلَّآ أَن تَتَّقُواْ مِنۡهُمۡ تُقَىٰةٗۗ
«…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (3:28), — действительно в случае мусульман, живущих с многобожниками в Мекке, где неверующие преобладают над мусульманами, и в случае, когда мусульмане подвергаются пыткам, убийствам и другим проблемам со стороны неверующих.
Более того, эта часть аята не включает в себя жестоких мусульманских правителей-тиранов. Слово «их» [مِنْهُمْ] в аяте относится только к неверующим.
В связи с этим Мухаммад ибн Джарира ат-Табари говорит в своём тафсире в отношении части аята:
لَّا يَتَّخِذِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلۡكَٰفِرِينَ أَوۡلِيَآءَ
«Верующие не должны считать неверующих своими авлия (помощниками и друзьями)» (3:28), — следующее: «Это запрет от Всевышнего Аллаха для верующих брать неверных в качестве сторонников, помощников и защитников…».
Относительно всего аята ат-Табари сказал: «Смысл этого заключается в следующем: «О верующие! Не берите неверных в свои сторонники, помощники, защитники; не берите их себе в авлия, несмотря на их религию; не поддерживайте их против мусульман, кроме верующих; и не показывайте им свои авраты. Кто поступает так, тот отныне не имеет ценности перед Аллахом. Другими словами, таким образом он отдаляется от Аллаха, а из-за его вероотступничества и неверия Аллах так же отдаляется от него…».
Большинство учёных истолковало первую часть аята так: «Будьте враждебны к неверующим, создавайте видимость дружбы своими языками и не поддерживайте их в их неверии».
Кроме того, [التَّقِيَّةُ] «такия» не означает, что дозволено произносить слова неверия. Этот вопрос, то есть произнесение мусульманином слов неверия, является предметом не «такии», а понятия «икрах мульджи» (полное принуждение).
Поэтому под понятием [التَّقِيَّةُ] «такия» подразумевается лишь то, что мусульмане, живущие под суверенитетом безбожников на земле неверия, не проявляют открытой враждебности к безбожникам и ведут себя мягко при условии, что они остаются верными Исламу под страхом преследований, пыток и смерти. Мусульмане, которые не могут этого сделать, должны будут переселиться в соответствии со своими средствами и покинуть эту местность. Если мусульман вынуждают отказаться от соблюдения исламских норм, они должны переселиться оттуда в другое место.
Положение мусульман, живущих в мусульманских странах, сильно отличается от положения мусульман, живущих в государствах куфра. Мусульманские страны — это страны, в которых правят законы куфра, а их правители утверждают, что они мусульмане. В этих странах мусульмане обязаны приказывать правителям одобряемое и запрещать порицаемое (амр биль-маруф ва нахй аниль-мункар). Поэтому недопустимо молчать против нынешних деспотических режимов куфра в мусульманских странах. В мусульманских странах недопустимы действия куфра из-за страха перед нечестивыми правителями-угнетателями, а также слова и дела куфра, которые под предлогом понятия [التَّقِيَّةُ] «такия» совершаются за закрытыми дверями теми, кто обещает Ислам мусульманам и становится правителем или пытается прийти к власти. Это в лучшем случае лицемерие, а лицемерие является явным харамом.
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал (маруф) и запретил (мункар), за что был убит» (Хаким).
Если бы это было так, как утверждается, то что бы мы делали с обязательством говорить правду во всей её наготе, невзирая на мнение и осуждения кого-либо помимо Аллаха? Исходя из этого, не могут быть использованы для оправдания «реальной политики [4]» и компромисса в отношении положений Ислама понятие «такия» и 28 аят суры «Али Имран», где говорится:
إِلَّآ أَن تَتَّقُواْ مِنۡهُمۡ تُقَىٰةٗۗ
«…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (3:28).
Что касается икраха мульджи, то учёные фикха установили определённые и строгие ограничения по этому вопросу. Таким образом, никто не может произносить куфр, если ему не угрожает смерть. Основой для этого хукма является случай Аммара ибн Ясира (р.а.):
أَخَذَ الْمُشْرِكُونَ عَمَّار بْن يَاسِر فَعَذَّبُوهُ حَتَّى بَارَاهُمْ فِي بَعْض مَا أَرَادُوا فذكر ذَلِكَ إِلَى النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَيْف تَجِد قَلْبك قَالَ مُطْمَئِنًّا بِالْإِيمَانِ قَالَ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنْ عَادُوا فَعُدْ
«Многобожники схватили Аммара ибн Ясира и стали подвергать его мучениям, пока он не повторил некоторое из того, что они хотели услышать от него. Позже он сказал об этом Пророку ﷺ, на что Пророк ﷺ спросил у него: «Что ты чувствовал в своём сердце?». Он ответил: «Я чувствовал, что в нём находится твёрдая вера». Потом Пророк ﷺ сказал: «Если они повторят подобное, то поступи так же» (ат-Табари).
Курайшиты-многобожники схватили Аммара ибн Ясира (р.а.) и пытали его, а его родителей убили за то, что те отказались стать неверными. Аммар ибн Ясир (р.а.) подвергался таким жестоким пыткам, что, когда ему грозила смерть, как и его родителям, он произнёс слова неверия, чтобы избежать смерти; его также заставили проклинать Посланника Аллаха ﷺ. Убийство его родителей не оставляло сомнений, что он тоже будет убит. Поэтому слова Аммара ибн Ясира (р.а.) о неверии прозвучали в то время, когда он был уверен, что его убьют. После этого случая Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
مَن كَفَرَ بِٱللَّهِ مِنۢ بَعۡدِ إِيمَٰنِهِۦٓ إِلَّا مَنۡ أُكۡرِهَ وَقَلۡبُهُۥ مُطۡمَئِنُّۢ بِٱلۡإِيمَٰنِ وَلَٰكِن مَّن شَرَحَ بِٱلۡكُفۡرِ صَدۡرٗا فَعَلَيۡهِمۡ غَضَبٞ مِّنَ ٱللَّهِ وَلَهُمۡ عَذَابٌ عَظِيمٞ
«Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как в его сердце покоилась твёрдая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106).
Исключение, упомянутое в аяте, не является настолько общим, чтобы его можно было применить ко всем видам страха. По сути, факихи единодушны в этом вопросе. Ат-Табари объяснил этот случай и аят следующим образом: «После того, как неверные замучили Аммара, они бросили его в яму под названием «маймон», перекрыли выход и оставили умирать. Затем они захотели, чтобы он произнёс слова куфра. И он их произнёс. Затем, когда он пришёл к Посланнику Аллаха и объяснил ситуацию, Посланник Аллаха ﷺ сообщил о дозволенности его поступка в данной ситуации. А Всевышний Аллах ниспослал аят:
مَن كَفَرَ بِٱللَّهِ مِنۢ بَعۡدِ إِيمَٰنِهِۦٓ إِلَّا مَنۡ أُكۡرِهَ وَقَلۡبُهُۥ مُطۡمَئِنُّۢ بِٱلۡإِيمَٰنِ
«Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как в его сердце покоилась твёрдая вера...» (16:106)».
Поэтому совершенно недопустимо, чтобы сегодняшние правители совершали куфр действия и произносили куфр высказывания, не находясь при этом в ситуации икраха мульджи, то есть не подвергаясь угрозе смерти, и чтобы те, кто говорит, что они «борются за дело Ислама», приравнивали к икраху мульджи такие ситуации страха, как запрет их движений, партий, аресты и тому подобное.
Но, к сожалению, те, кто приходит к власти или рвётся к ней посредством исламских дискурсов на наших землях — несмотря на то, что они отказались от метода Пророка ﷺ, которого он ﷺ придерживался в Мекке с момента, когда удостоился Ислама, и до основания своего государства в Медине, и на то, что они приняли неисламский метод движения, — приписывают своим действиям неприемлемую святость и вводят мусульман в заблуждение, совершенно неправильно интерпретируя все виды неисламского поведения и понятий, которые мы объяснили. В их глазах все виды лжи законны, и на этом пути они растрачивают дело Ислама и мусульман. Как мы уже говорили в начале, они узаконивают свою позицию, запутанным образом используя множество различных концепций.
Другим аргументом, который они используют в качестве доказательства по этому вопросу, является хадис:
الحَرْبَ خُدْعَةٌ
«Война — это обман».
Однако ни слова, ни дела куфра, ни ложь не могут быть узаконены на основании этого хадиса, поскольку этот хадис не является общим доказательством для любой другой борьбы, это только доказательство, относящееся конкретно к реальным военным действиям. Обман используется, чтобы попытаться сбить с толку врага с целью одолеть его. На самом деле, этот хадис был сказан на основе событий, произошедших во время битвы у рва. Инцидент развивался следующим образом. Нуайм ибн Масуд был удостоен Ислама во время битвы у рва. Он был из племени Гатафан. До того, как стать мусульманином, он любил развлечения, и по этой причине он часто приезжал в Ясриб. И поэтому его отношения с иудеями Бану Курайза были хорошими. Он стал мусульманином во время битвы у рва, но его принятие Ислама не было общеизвестно. Нуайм ибн Масуд отправился к Бану Курайза с согласия Посланника Аллаха ﷺ. Он упомянул о тёплых отношениях между ними, основанных на их давней дружбе, а затем сказал им: «Вы помогаете курайшитам и Гатафан сражаться против Мухаммада. Может быть, курайшиты и Гатафан не смогут оставаться здесь долгое время. Они оставят вас один на один с мусульманами и Мухаммадом. И тогда мусульмане станут вашей проблемой. Не вступайте с мусульманами в войну, пока не возьмёте у курайшитов и Гатафан заложников в качестве гарантий, и не отпускайте заложников, пока курайшиты и Гатафан не закончат войну». Эти слова Нуайма ибн Масуда убедили Бану Курайза. Затем он тайно отправился к курайшитам и сказал им следующее: «Племя Курайза раскаялись в том, что нарушили договорённость с Мухаммадом. Теперь они ищут способы угодить мусульманам и завоевать их расположение. Они собираются передавать знатных курайшитов Мухаммаду на обезглавливание, благодаря чему завоюют любовь мусульман. Если иудеи придут просить у вас заложников из ваших людей, ни в коем случае не выдавайте никого».
Это относится к хадису:
الحَرْبَ خُدْعَةٌ
«Война — это обман».
Такое можно использовать для обмана противника только в реальной войне. Однако даже на войне мусульманам не разрешается произносить и совершать слова и поступки куфра. Нельзя лгать в политической и идейной борьбе, основываясь на этом хадисе. Посланник Аллаха ﷺ был очень открыт в своей идейной и политической борьбе, и люди ясно слышали идею, решения и политику Ислама. За весь период своей идейной и политической борьбы в Мекке Посланник Аллаха ﷺ никогда не лгал, не обманывал и откровенно призывал к Исламу.
Толкования, которые делают сегодняшние правители, переплетая понятия, которые мы пытались объяснить, неприемлемы с точки зрения Ислама. Их положение похоже на положение лицемеров, а не поборников исламского дела. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ اَلْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وَإِذَا ائْتُمِنَ خَانَ
«Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чём-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он предаёт его».
Абсолютно недопустимо идти на уступки во имя реальной политики, говоря: «Мы хотим служить Исламу и мусульманам!», — и при этом заявлять о верности идеям куфра, таким как секуляризм, демократия и принципы Ататюрка, узаконивать практику, основанную на выгоде, действовать совместно с колониальными неверными странами, такими как США, и заключать военные и экономические соглашения с оккупационными властями сионистского образования.
Те, кто говорит: «Следовать по пути Посланника Аллаха ﷺ трудно, тяжело и губительно. Поэтому нужно быть мудрым и не препираться с неверующими, смотреть на них с симпатией и сотрудничать с ними», — позабыли Коран и действительность. Потому что победа может быть достигнута только методом, которому следовал Посланник Аллаха ﷺ. Сотрудничество с угнетателями и неверующими, безусловно, не принесёт Исламу победы. Всевышний Аллах делает наместниками на земле только верующих, которые совершают добрые дела, и через них возвышает Свою религию.
Главная задача мусульман сегодня состоит в том, чтобы бесстрашно проводить амр биль-маруф ва нахй аниль-мункар в отношении тех, кто воспринимает вышеупомянутые дискурсы в качестве своих лозунгов.
Верующие дружат, сотрудничают и действуют сообща только с другими верующими, которые приходятся им братьями по вере.
Али (р.а.) сказал:
إِنَّ الْحَقَّ لَا يُعْرَفُ بِالرِّجَالِ، اعْرِفِ الْحَقَّ تَعْرِفْ أَهْلَهُ
«Истина не познаётся по людям. Познай истину, и ты узнаешь тех, кто придерживается её» (Касми).
Воистину, истина не познаётся от людей, люди познают её от Аллаха. А истиной являются Коран и Сунна. Это выступает мерилом, и то, насколько каждый стоит на истине, определяется благодаря этому критерию.
Куртулуш Севинч
Köklü Değişim Dergisi
1. Таки́я (араб. تقية — букв. благоразумие, осмотрительность, осторожность) — исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры».
2. Икрах — фикхи термин, означающий принуждение человека сказать или сделать что-то, на что он не согласен, путём применения силы и угроз.
3. Полный икрах (икрах мульджи, икрах кямиль) — это принуждение и угроза, которые включают в себя тяжёлый вред, такой как убийство и увечье, и этот тип икраха исключает возможность воли или согласия. Этот вид икраха является одной из причин состояния необходимости (дарура). На самом деле продажа мукре представляет собой один из наиболее ярких примеров продажи по необходимости. Когда термин «икрах» прямо используется в дискуссиях по фикху, то, как правило, имеется в виду полный «икрах».
4. Реа́льная поли́тика (нем. Realpolitik; в русскоязычных текстах часто используется без перевода (Realpolitik) либо в виде транслитерации — Реалполити́к) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием, предложенным Людвигом фон Рохау (1853). Сущность такого курса — отказ от использования любой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит, прежде всего, из практических соображений, а не идеологических или моральных.