02
Чт, мая

Аяты об алкоголе и тадаррудж (постепенность)

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Самым сильным аргументом, выдвигаемым сегодняшними правителями для того, чтобы привести к претворению хукмы Аллаха не сразу, а постепенно, является вопрос «тадарруджа» (постепенности).

К сожалению, исходя из понимания постепенности, были открыты двери для многих харамов, и о греховных делах стали умышленно замалчивать с мыслью, что «со временем и это будет исправлено». В данной статье мы попытаемся с разных сторон рассмотреть вопрос постепенности и аяты об алкоголе, которые выдвигаются в качестве доказательства на эту самую постепенность.

Тадаррудж означает «достижение желаемого шариатского правления постепенно, шаг за шагом, а не сразу». Другое значение постепенности заключается в претворении некоторой части норм и положений Шариата с мыслью о том, что со временем положения Шариата будут применяться в полном объёме, но в то же время хранить молчание при параллельном претворении положений, отличных от положений Шариата.

Действительно ли алкоголь запрещался постепенно?

Если проанализировать аяты Корана, то можно увидеть, что на тему спиртного было ниспослано три аята. Первым является аят:

۞يَسۡ‍َٔلُونَكَ عَنِ ٱلۡخَمۡرِ وَٱلۡمَيۡسِرِۖ قُلۡ فِيهِمَآ إِثۡمٞ كَبِيرٞ وَمَنَٰفِعُ لِلنَّاسِ وَإِثۡمُهُمَآ أَكۡبَرُ مِن نَّفۡعِهِمَاۗ

«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219).

Вторым аятом является:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَقۡرَبُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنتُمۡ سُكَٰرَىٰ حَتَّىٰ تَعۡلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4:43).

И третий аят звучит следующим образом:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِنَّمَا ٱلۡخَمۡرُ وَٱلۡمَيۡسِرُ وَٱلۡأَنصَابُ وَٱلۡأَزۡلَٰمُ رِجۡسٞ مِّنۡ عَمَلِ ٱلشَّيۡطَٰنِ فَٱجۡتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).

Умар ибн аль-Хаттаб, Муаз ибн Джабаль и несколько человек из ансаров спросили Посланника Аллаха ﷺ: «О Посланник Аллаха, не мог бы ты разъяснить нам хукм алкоголя, который дурманит разум, и азартных игр, которые разрушают имущество?». Тогда Аллах ниспослал по этому поводу аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх…» (2:219) (Ибн аль-Джаузи).

На самом деле, большинство учёных, особенно ат-Табари, приходят к выводу, что нельзя вывести запрет из этого аята, и ссылаются на риваяты о том, что сподвижники продолжали употребление алкоголя. Поскольку немыслимо, чтобы Посланник Аллаха ﷺ умолчал о запретном действии, то это является кариной на то, что слово «исм» [إِثْمٌ], которое означает «грех», нельзя воспринимать в том смысле, что само употребление алкоголя является грехом. Поэтому грех, о котором здесь идёт речь, направлен не против самого акта распития спиртного, а против порочности и плохого поведения, являющегося следствием употребления алкоголя. После ниспослания этого аята сподвижники продолжали употреблять алкоголь. Если хамр был запрещён в первом и втором аятах, хотя и понемногу и постепенно, и сподвижники продолжали его распивать, то это противоречит характеру поведения сподвижников, которые, как только услышали запрещающий хамр аят со словом [فَاجْتَنِبُوهُ] «воздержитесь», попытались опорожнить от спиртного свои желудки путём вызывания рвотного рефлекса. Сказать, что они (р.анхум) пили, пока это было харамом, является самой большой клеветой, которую можно бросить в адрес сподвижников.

Если внимательно проанализировать аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4:43), — то станет понятно, что речь идёт не о распитии спиртного, а о намазе. Данный аят — не о запрете мусульманам употреблять алкоголь во время намаза, а о запрете им совершать намаз в пьяном виде, пока они не начнут понимать, что говорят.

На самом деле, следующий хадис, переданный Али (р.а.), является одним из самых сильных доказательств того, что аят, который был ниспослан первым, даже отчасти не запрещал употреблять спиртное.

Аль-Куртуби цитирует по этому поводу следующее: «Ат-Тирмизи передаёт от Али ибн Абу Талиба, что: «Абдуррахман ибн Ауф приготовил для нас еду. Он позвал нас и напоил. Выпивка опьянила нас. Между тем пришло время намаза. Они выдвинули меня в качестве имама, чтобы я возглавил намаз. Я зачитал из Корана суру:

قُلۡ يَٰٓأَيُّهَا ٱلۡكَٰفِرُونَ ١ لَآ أَعۡبُدُ مَا تَعۡبُدُونَ

«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы» (109:1,2).

Всевышний Аллах же ниспослал аят:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَقۡرَبُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنتُمۡ سُكَٰرَىٰ حَتَّىٰ تَعۡلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4:43)». Ат-Тирмизи сказал, что это хасан, сахих хадис» (ат-Тирмизи, «Тафсир», 4; Абу Давуд, «Китаб уль-Ашриба», 1).

Мусульманам позволялось совершать намаз, даже если изо рта исходил запах алкоголя или если они выпили достаточно, чтобы не опьянеть, вернее, если они были пьяны в степени, достаточной, чтобы осознавать, что говорят. Главное не быть пьяными до утери сознания. Было отмечено существование тех, кто продолжал употреблять алкоголь даже после ниспослания данного аята.

Учёные Ахлю Сунна не согласны с тем, что два рассматриваемых аята охватывают запрет на алкоголь. Ибн Касир, рассказывая о причине ниспослания аята и передавая это от Умара (р.а.), сказал: «Ниспослание данного аята было ещё до запрета алкоголя. Это объясняется тем, что когда Посланник Аллаха зачитал Умару аят из суры «Аль-Бакара», Умар сказал: «О Аллах, ниспошли исцеляющее утверждение об алкоголе!». После того, как был ниспослан 43 аят суры «Ан-Ниса», Посланник Аллаха зачитал его Умару. Умар сказал: «О Аллах, ниспошли исцеляющее утверждение об алкоголе!». Этим аятом им запрещалось совершать намаз в состоянии опьянения, пока они не начнут осознавать, что они говорят. В итоге был ниспослан аят суры «Аль-Маида» со словами: [فَاجْتَنِبُوهُ] «держитесь подальше», — который запрещает алкоголь, и именно тогда Умар сказал: «Мы бросили это, мы покончили с этим!» (Ибн Касир).

Умар (р.а.) всегда просил Аллаха ниспослать исцеляющий хукм о хамре, потому что хамр был разрешён (мубах) до ниспослания первого аята. Несмотря на ниспослание первого и второго аятов, хукм хамра продолжал оставаться мубахом. Однако в третьем аяте хамр стал запрещённым (харамом).

Если оценивать эти аяты, рассматривая темы, по поводу которых они были ниспосланы, то будет ясно видно, что они далеки от вопроса постепенности (тадаруджа), ведь каждый из них охватывает разные хукмы. Первый аят обращает внимание на грехи, вызываемые алкоголем. Второй аят запрещает мусульманам совершать намаз в пьяном виде, пока они не станут осознавать, что говорят. Как всем известно, алкоголь был разрешён (мубах) вплоть до ниспослания хукма о запретности (хараме). Шариат умалчивал о хукме распития алкоголя, позволял его распитие. Однако алкоголь стал запрещён с ниспосланием третьего аята, который звучит следующим образом:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِنَّمَا ٱلۡخَمۡرُ وَٱلۡمَيۡسِرُ وَٱلۡأَنصَابُ وَٱلۡأَزۡلَٰمُ رِجۡسٞ مِّنۡ عَمَلِ ٱلشَّيۡطَٰنِ فَٱجۡتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).

В аятах, упомянутых ранее, нет и намёка на запретность алкоголя.

Завершённость религии

Мусульмане несут ответственность за претворение Ислама во всей его полноте, касается ли это вопросов акыды, поклонения, морали или взаимоотношений, либо таких сфер, как экономика, социальные отношения, внешняя политика, мирное положение или военное. Мусульмане, которые являлись свидетелями периода, когда Откровение продолжало ниспосылаться Посланнику Аллаха ﷺ в режиме реального времени, несли такую же ответственность, как и те мусульмане, которые застали Шариат уже на этапе завершения пророчества. Однако после того, как Аллах усовершенствовал Ислам и завершил религию, мусульмане стали нести ответственность за соблюдение всех хукмов религии целиком. Всевышний Аллах будет доволен только полной религией, Исламом со всеми его хукмами. Всевышний Аллах говорит:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

В этом аяте ясно сказано, что религия отныне усовершенствована. Это означает, что никто не может произвольно (то есть без доказательств) применять требования религии, умалять религию, откладывать выполнение требований религии или пренебрегать ею. То есть он не может исполнять одни постановления и пренебрегать исполнением других, руководствуясь конъюнктурными соображениями. Другими словами, если Законодатель (Шариъ) хочет, чтобы мы выполнили какое-либо веление, и Он разъяснил, как оно должно претворяться, то не может быть и речи, что мы как мусульмане можем проявлять в этом вопросе какую-либо несерьёзность и произвольный выбор (я имею в виду положения фард и харам, а не мубах). Всевышний Аллах сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤۡمِنٖ وَلَا مُؤۡمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمۡرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلۡخِيَرَةُ مِنۡ أَمۡرِهِمۡۗ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36).

Следующий аят, которым мы поделимся, указывает на то, что является фардом действовать в соответствии с тем, что принёс Посланник Аллаха и что он ﷺ запретил. Кроме того, предлог в аяте [مَا] «ма», означающий «что», является обобщающим предлогом. Он включает в себя выполнение всех ваджибов (обязанностей) и отказ от всех запретов, которые указал Посланник Аллаха ﷺ. В противном случае в Коране подразумевается, что те, кто не следует и не придерживается этого, будут наказаны. В аяте говорится следующим образом:

وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)

Эти и другие подобные шариатские тексты являются ясным доказательством того, что недопустимо проявлять какую-либо гибкость в хукмах завершённой религии. Нет никаких доказательств, допускающих постепенность в претворении постановлений завершённой религии. Как мы объяснили выше, аят о хамре, который уже приводился в качестве доказательства постепенности, не является доказательством вопроса постепенности в провозглашении и претворении норм Шариата. Первые два аята, которые пытаются выдвигать на тему алкоголя, связаны, на самом деле, с совершенно другими и отдельными темами, а уже третий аят непосредственно связан с запретом хамра. Первый аят посвящён грехам, вызванным употреблением алкоголя, а второй аят говорит о приближении к намазу. Ну а третий аят — это аят, запрещающий употребление алкоголя.

Итак, вопреки тому, что алкоголь окончательно запрещён аятом суры «Аль-Маида», допустимо ли нам продолжать распивать алкоголь и играть в азартные игры, соблюдая баланс «пользы и греха», упомянутый в суре «Аль-Бакара», основываясь на «постепенности», о которой говорят сторонники тадарруджа?

Или давайте зададим вопрос иначе. Допустимо для человека, недавно удостоившегося принятием Ислама, бросать пить, растянув этот процесс на длительный срок времени, ссылаясь при этом на аргумент с постепенностью, на который как будто бы намекается в аятах о хамре? Допустимо ли такому человеку позволить выпить сегодня две рюмки, а завтра — одну, чтобы это происходило постепенно? И, в конце концов, разве, по их мнению, этот аят сам по себе не является доказательством постепенности?

Как вообще можно прибегать к аятам, не указывающим на постепенность, в качестве доказательства для претворения норм и законов куфра, даже когда имеются ясные доказательства того, что необходимо править и судить в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, и, к тому же, есть прямые предупреждения о недопустимости даже небрежности в данном вопросе? Или как могут эти аяты быть доказательством поддержки правителя, который не претворяет хукмы Аллаха? Эту ситуацию можно объяснить только как вынесение суждений с использованием нерелевантных (неуместных, несвязанных) доказательств для обоснования уже заранее принятой точки зрения. Это делается для того, чтобы адаптировать неадаптивное доказательство к прихотям и желаниям принудительным образом. Имам аль-Куртуби очень хорошо описал положение тех, кто ищет доказательства в соответствии с той точкой зрения и мнением, в которые они верят и которые отстаивают:

أن يكون له في الشيء رأي وإليه ميل من طبعه وهواه، فيتأوّل القرآن على وفق رأيه وهواه، ليحتجّ على تصحيح غرضه، ولو لم يكن له ذلك الرأي والهوى، لكان لا يلوح له من القرآن ذلك المعنى

«Если у муфассира (комментатора Корана) имеется мнение о чём-то, то, естественно, что он склоняется к этому мнению. Таким образом, муфассир будет толковать Коран в соответствии со своим мнением и желанием, чтобы подтвердить свою цель. Если бы у него не было собственного мнения (до изучения и анализа доказательств), он не смог бы найти в Коране значение, соответствующее его мнению».

То, что сделали сторонники постепенности, ничем не отличается от того, что сказал имам Куртуби, и от его наблюдения. Сначала — мнение, потом — поиск доказательств в соответствии с этим мнением.

В действиях Посланника Аллаха ﷺ нет места тадарруджу (постепенности)

Посланник Аллаха ﷺ, за которым нам было велено следовать, даже на йоту не приближался к методу тадарруджа. Он ﷺ не прибегал к этому методу, хотя остро нуждался в постепенности — как в Мекке, так и в Медине. Не известно и не зафиксировано, что он ﷺ прибегал к такому методу. Посланник Аллаха ﷺ никогда не прибегал к постепенности в исполнении шариатских хукмов, хотя сталкивался с тысячей и одной трудностью.

Если (!) постепенность имеет место в Исламе, то почему Посланник Аллаха ﷺ не следовал этой практике, хотя нуждался в ней больше нас?

Почему он ﷺ не пошёл на компромисс с многобожниками Мекки и не сделал уступок, которых они требовали, даже несмотря на то, что они представляли потенциальную опасность?

Почему Посланник Аллаха ﷺ не сказал «Да!» на поступающие предложения от многобожников, когда преследования были неисчислимы, а положение Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников было тяжёлым? Разве он ﷺ не мог согласиться с законами куфра, а потом, со временем, претворить Ислам?

Почему Пророк ﷺ ответил на предложение, которое пришло к нему в период, когда он испытывал действительно острую нужду, словами:

وَاللهِ لَوْ وَضَعُوا الشَّمْسَ فِي يَمِينِي وَالْقَمَرَ فِي يَسَارِي عَلَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الْأَمْرَحَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُونَهُ مَا تَرَكْتُهُ

«Если даже мне дадут Солнце в правую руку, а Луну — в левую, с условием бросить это дело, я не брошу, пока не откроет его Аллах полностью или пока не погибну!».

Почему Пророк ﷺ ответил «нет» на предложение многобожников участвовать в правительстве, в то время как Сумайя (р.анха), с одной стороны, стала шахидкой, а Биляль (р.а.) вторил под огромным камнем: «Ахад! Ахад!». Почему он ﷺ вместо этого сказал: «Терпите! Поистине, вам обещан Рай!»?

Одним словом, в жизни Посланника Аллаха ﷺ не было места постепенности в исполнении предписаний Ислама. После же того, как был ниспослан аят о хамре, ни разу не было халатности и небрежности в претворении данного шариатского веления. Неужто мы пытаемся получить довольство Аллаха, делая то, чего не делал Посланник Аллаха ﷺ, и не делая того, что он делал?! Как сказал Посланник Аллаха ﷺ:

مَا بَالُ أَقْوَامٍ يَتَنَزَّهُونَ عَنِ الشَّىْءِ أَصْنَعُهُ، فَوَاللَّهِ إِنِّي أَعْلَمُهُمْ بِاللَّهِ، وَأَشَدُّهُمْ لَهُ خَشْيَةً

«Что происходит с людьми, которые отказываются от того, что я делаю?! Клянусь Аллахом, я знаю об Аллахе больше, чем они, и больше их боюсь Его!» (Ибн Маджа).

Лучшим примером того, что нормы Ислама ни в коем случае нельзя ставить под сомнение и делать по ним уступок, являются обращённые к племени Бану Сакиф слова Посланника Аллаха ﷺ, который, несомненно, является примером для нас во всех вопросах.

Во времена Посланника Аллаха ﷺ делегация из 6 человек из племени Бану Сакиф прибыла в Медину и сказала, что они готовы стать мусульманами, если будут приняты их условия, такие как разрешение процентов и употребление алкоголя, а также объявление Таифа запретной территорией. Таиф, один из главных центров виноградарства, был важным местом, обеспечивающим потребности Аравийского полуострова в производстве различных алкогольных напитков. Поэтому они попросили Посланника Аллаха ﷺ дать им немного отсрочки в вопросе спиртного. Они сказали, что не смогут обойтись без алкоголя (Ибн Саад, «Китаб ат-Табакат»). На это Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ اللَّهَ قَدْ حَرَّمَهَا

«Воистину, Аллах запретил алкоголь».

А затем он зачитал следующий аят:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِنَّمَا ٱلۡخَمۡرُ وَٱلۡمَيۡسِرُ وَٱلۡأَنصَابُ وَٱلۡأَزۡلَٰمُ رِجۡسٞ مِّنۡ عَمَلِ ٱلشَّيۡطَٰنِ فَٱجۡتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90) (Ибн Касир).

Если бы в претворении Ислама имела место постепенность, то разве в первую очередь не прибегнул бы к ней Посланник Аллаха ﷺ?! Нигде в сире Пророка невозможно найти небрежность или задержку в соблюдении норм Ислама. Напротив, он ﷺ был пророком, который никогда не допускал харама.

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ خَطَبَ يَوْمَ الْفَتْحِ فَقَالَ أَلاَ إِنَّ كُلَّ مَأْثُرَةٍ كَانَتْ فِى الْجَاهِلِيَّةِ تُذْكَرُ وَتُدْعَى مِنْ دَمٍ أَوْ مَالٍ تَحْتَ قَدَمَىَّ

«Абдуллах ибн Амр (р.анхума) передаёт, что в день завоевания Мекки Посланник Аллаха обратился (к людям) с речью: «Поистине, всё, что служило предметом хвастовства и поводом для высокомерия во времена невежества, будь то пролитая кровь или имущество, — у меня под ногами».

Даже если мы примем идею существования постепенности, этот вопрос касается ташри (законодательства), а не претворения закона на практике. Поэтому это не может служить доводом в пользу тех, кто сегодня правит харамом.

Мы попытались объяснить с нескольких аспектов, что упомянутые выше аяты о хамре не несут качества доказательства постепенного претворения положений Ислама. Мы постарались наглядно показать, что недопустимо пренебрегать хукмами религии, дошедшей до совершенства. Теперь, если мы предположим, что имеется аят о хамре, который указывает на постепенность запрета, то хотелось бы открыть тему для некоего обсуждения. Во избежание недоразумений стоит повторить, что мы не признаём, что аят о хамре был ниспослан постепенно, мы лишь предполагаем, «словно это так», чтобы иметь возможность рассмотреть его с другой точки зрения. Те, кто выступает за постепенное ниспослание хукма о хамре, приводят этот аят в качестве доказательства и утверждают, что правители, пришедшие на административную должность к власти, не обязаны исповедовать и внедрять Ислам сразу, и могут идти к полноценному его претворению постепенно с течением времени. Прежде всего, предметом нашего обсуждения является постепенность в процессе претворения и внедрения. Другими словами, «можно ли претворять нормы Ислама постепенно, исходя из расчёта времени и конъюнктуры?» — это и есть наша основная тема для обсуждения. Те, кто утверждает, что это возможно, должны иметь возможность выдвинуть соответствующие доказательства. И, к тому же, аят о хамре не является подходящим доказательством на постепенное претворение Ислама. Потому что, даже если предположить, что аят об алкоголе ниспосылался постепенно и что алкоголь не становился харамом сразу, речь в аяте идёт о «законодательстве, а не о практике». И поэтому же, исходя из этого самого предположения, тема аята о постепенном ниспослании аята о хамре связана не с претворением закона, а с вынесением решения, то есть с законодательством (ташри). Итак, мы несём ответственность за подражание тому, как Аллах выносил решение, или же мы обязаны воплощать и претворять в жизни то веление, которое Он ниспослал? Есть ли у нас такая обязанность, как подражать Аллаху в вынесении решения?

Разве не бездумной дерзостью и нахальством является сегодня попытка проявлять постепенность (тадаррудж) в хукмах религии, которая достигла своего совершенства? Разве это не является переступанием границ положенного? Ведь мы знаем, что у Всевышнего Аллаха нет сотоварища в вынесении закона.

وَلَا يُشۡرِكُ فِي حُكۡمِهِۦٓ أَحَدٗا

«Никто не принимает решений вместе с Ним» (18:26).

Те, кто призывает к постепенности, говоря: «Нынешним правителям будет трудно претворить Ислам в совершенстве за один раз», — на самом деле частично разделяют суверенное право Аллаха в законодательстве и дают людям власть доминировать и вмешиваться в Шариат Аллаха, позволяя претворение Ислама постепенно и по частям. Это явное и вопиющее невежество и неповиновение по отношению к Аллаху в вопросе законодательства. Однако мы не можем игнорировать велений Аллаха и Его Посланника ﷺ, и это недопустимо. Именно Аллаху ведомо, какой хукм лучше для человечества и в какой форме и состоянии он должен быть дан.

أَلَا يَعۡلَمُ مَنۡ خَلَقَ

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил?» (67:14),

وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ حُكۡمٗا لِّقَوۡمٖ يُوقِنُونَ

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:50).

Мы спрашиваем наших братьев, которые сняли доспехи таквы (богобоязненности) и облачились в платье тадарруджа (постепенности): «Есть ли какие-то рамки и границы постепенности?», «Как далеко можно зайти в постепенности?».

Концепция постепенности

Разве это не подготовило почву для молчания перед харамом? Разве это не привело к распространению харама? Разве это не привело к тому, что веления Аллаха отошли на второстепенный план? Скажите нам, ради Аллаха, разве понимание постепенности не отстранило нас от правильного поклонения Аллаху?

Аллах — Всезнающий, Всеведущий и Всеведущий в отношении своих творений. Как может мусульманин, призывающий к постепенности, осмелиться вмешиваться в законодательный аспект Шариата? Однако долг нас, рабов Аллаха, состоит не в том, чтобы пытаться издавать законы, а в том, чтобы придерживаться законов и велений Аллаха, Который является единственным владельцем права издавать хукмы, и выполнять их в соответствии именно с тем, как Он велел их реализовывать.


Абдуллах Имамоглу
Köklü Değişim Dergisi
10.06.2022

Главное меню