30
Вт, апр

Коммуникативные техники Посланника Аллаха ﷺ на пути общественных изменений

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ является образцом для подражания для всех мусульман. На самом деле, исламские общины решительно заявляют, что они идут по стопам Посланника Аллаха ﷺ.

Конечно, мы не собираемся обсуждать их утверждения. Скорее, в качестве напоминания для всех тех, кто принял метод призыва Посланника Аллаха ﷺ в качестве девиза для себя, мы рассмотрим связь между методом и общением, изучив, как Посланник Аллаха ﷺ общался с людьми.

Путь, которым следовал Посланник Аллаха ﷺ для общественных изменений, не был методом проб и ошибок. А если быть точнее, то это метод, который был передан ему ﷺ Самим Всевышним Аллахом. Поэтому мы всем сердцем твёрдо верим, что метод Посланника Аллаха ﷺ — это метод, который, без всяких сомнений, ведёт к успеху. Тот, кто правильно понимает этот метод и бескомпромиссно применяет его, однозначно добьётся успеха. Здесь мы хотели бы обратить ваше внимание на одну тонкую деталь. Если мы, следуя этому методу, не уловим и не сможем достичь качества общения Посланника Аллаха ﷺ с людьми, если наши человеческие отношения будут далеки от тех, которые прослеживаются у Посланника Аллаха ﷺ, то будет причудливо ожидать успеха от этого метода. Если мы сузим рамки божественного послания Всевышнего Аллаха «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21) и возьмём только часть метода, этого будет недостаточно для успеха. Что следует сделать, так это взять в качестве примера для себя вместе с методом Посланника Аллаха также его ﷺ человеческие отношения.

В сборниках хадисов есть много риваятов о человеческих отношениях Посланника Аллаха ﷺ. Трудно их все классифицировать и перечислить в рамках данной статьи. В связи с этой трудностью мы попытаемся в нескольких пунктах немного выборочно объяснить, как Посланник Аллаха ﷺ общался с людьми. Однако важно провести основное различие в самом начале темы, чтобы предотвратить возможную путаницу. Здесь мы будем рассматривать вопрос о том, как Посланник Аллаха ﷺ выстраивал свои отношения с мусульманами. Мы оставляем за рамками нашей темы то, что Посланник Аллаха ﷺ был суров по отношению к врагам Ислама и неверующим во время войны. Это связано с тем, что группа, к которой мы обращаемся и призываем к установлению государства Халифат, — это мусульмане, даже если в их деяниях имеются некоторые недостатки. Именно этот момент мы и возьмём за основу нашей темы.

1. Быть приветливым

Влияние улыбки на человека неоспоримо. Более того, этот эффект не является односторонним. В то время как человек, который улыбается, чувствует себя счастливым, другой человек так же чувствует себя в безопасности. Убеждённость в том, что ему не причинят вреда, начинает формироваться с приветливой улыбки.

Любая подделка и фальшь ничего не стоит. Так же — и улыбка. Фальшивая улыбка сразу же даст о себе знать и будет разоблачена. Улыбка должна исходить из сердца, чтобы она в итоге достигла сердца человека напротив. То, что не исходит из сердца, не достигает сердца. Поэтому именно искренняя улыбка воздействует на людей и даёт им ощущение покоя, доверия и счастья.

Однако каким образом? Как мы можем по-настоящему улыбаться, когда нам этого не хочется? На этот счёт высказываются разные мнения. Одни исследователи говорят, что что бы вы ни делали, принудительная улыбка бесполезна, другие утверждают, что искусственные улыбки превратятся в настоящие, и советуют напевать песни и думать о хороших сторонах жизни. Всё это может быть правильным, а может быть и неправильным. Ведь всё это — лишь социальные эксперименты, основанные на догадках.

Для нас же всё это не является стимулом для искренней улыбки. Нам достаточно поддерживать связь с нашей акыдой, чтобы мы могли улыбаться, несмотря на все трудности и невзгоды. Особенно после того, как мы услышали следующий хадис от Посланника Аллаха ﷺ:

«Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен (приветлив, улыбчив)».

Борясь с трудностями жизни, иногда, когда мирские проблемы заставляют нас чувствовать себя подавленными и деморализованными, достаточно вспомнить этот хадис, чтобы искренне улыбнуться. Мысль о том, что Аллах будет любить нас за то, что мы улыбаемся, не прилагая никаких усилий и не платя никакой цены, является для нас главным источником мотивации. Абдуллах ибн аль-Харис рассказывает о нраве Посланника Аллаха ﷺ следующее:

«Я не встречал никого, кто улыбался бы столько, сколько Посланник Аллаха».

Аиша (р.анха) рассказывала, что один человек хотел поговорить с Посланником Аллаха ﷺ. Когда Посланник Аллаха ﷺ увидел издалека приближающегося человека, он ﷺ сказал: «Какой отталкивающей внешности человек...». Когда человек подошёл и сел, Посланник Аллаха ﷺ был добр к нему и улыбался ему. Когда мужчина ушёл, Аиша спросила о причине этого. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Аиша, ты когда-нибудь видела меня грубым? В День воскресения самым плохим человеком в глазах Всевышнего Аллаха будет тот, от кого люди убегают, боясь его зла и неприятностей от него».

Эта жизнь дана для того, чтобы быть в поиске награды в Судный день. Мы должны наилучшим образом использовать все возможности, которые открываются перед нами в этом поиске. Вот одна из таких возможностей:

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَبَسُّمُكَ فِي وَجْهِ أخِيكَ لَكَ صَدَقَةٌ

«Твоя улыбка в адрес твоего брата по вере является садака».

В заключение приведём последний хадис. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ تَحْقِرَنَّ مِنْ الْمَعْرُوفِ شَيْئاً ولَوْ أَنْ تَلْقَى أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلِيقٍ

«Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом».

2. Говорить добрые слова

В каждом божественном послании человека учат доброте и советуют говорить добрые слова.

Завет, заключённый с Бану Исраилом, гласит следующее:

وَإِذۡ أَخَذۡنَا مِيثَٰقَ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ لَا تَعۡبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَانٗا وَذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡيَتَٰمَىٰ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَقُولُواْ لِلنَّاسِ حُسۡنٗا وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ ثُمَّ تَوَلَّيۡتُمۡ إِلَّا قَلِيلٗا مِّنكُمۡ وَأَنتُم مُّعۡرِضُونَ

«Вот Мы заключили с сынами Исраила завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих» (2:83).

Такое же обращение и такой же завет присутствуют и в Исламе. Всевышний Аллах сказал:

۞قَوۡلٞ مَّعۡرُوفٞ وَمَغۡفِرَةٌ خَيۡرٞ مِّن صَدَقَةٖ يَتۡبَعُهَآ أَذٗىۗ وَٱللَّهُ غَنِيٌّ حَلِيمٞ

«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк. Аллах — Богатый (ни в чём не нуждается), Выдержанный (кроткий, мягкий)» (2:263).

Сейид Кутб в книге «Фи зыляль аль-Куран» («Под сенью Корана») комментирует этот аят следующим образом: «Этот аят устанавливает тот факт, что садака, за которой следует обидный попрёк, недействительна, и что доброе слово и терпимое чувство намного лучше. Доброе слово исцеляет раны сердец и наполняет их чувствами довольства и дружелюбия. Прощение очищает души от обид и заменяет их братством и праведностью. В этом случае доброе слово и прощение выполняют первую задачу садака, которая заключается в очищении душ и сближении сердец».

وَقُل لِّعِبَادِي يَقُولُواْ ٱلَّتِي هِيَ أَحۡسَنُۚ إِنَّ ٱلشَّيۡطَٰنَ يَنزَغُ بَيۡنَهُمۡۚ إِنَّ ٱلشَّيۡطَٰنَ كَانَ لِلۡإِنسَٰنِ عَدُوّٗا مُّبِينٗا

«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо дьявол вносит между ними раздор. Воистину, дьявол для человека — явный враг» (17:53).

Всевышний Аллах, Который создал человека, лучше всех знает, что ему нравится и не нравится, какое поведение повлияет на него, а какое — нет. Всевышний Аллах учит нас, что на самом деле именно грубые, плохие слова и поведение портят отношения между людьми. Такая ситуация является предметом страстного желания сатаны. В ответ на это нам советуют выбирать самые красивые слова в разговоре с людьми.

Быть оценённым и ценным — одно из самых сильных желаний человека. Он ожидает этого во всём, что делает. Радость и гордость ребёнка, когда он слышит от родителей: «Молодец», — это то же чувство, которое испытывают все люди, когда их ценят: они радуются и гордятся собой.

Эффект от использования красивой, приятной, утешительной манеры речи, а главное — манеры речи, которая понимает другого человека и исцеляет его проблемы, оказывает огромное влияние на людей и общество. Потому что хорошие слова смягчают сердце, в то время как плохие слова разбивают и ожесточают сердце. Между словом и сердцем существует неопосредованная связь. Наши слова влияют на наше сердце, а наше сердце влияет на наши слова.

أنَّ رَجُلاً كَانَ عِنْدَ النَّبيِّ ﷺ فَمَرَّ رَجُلٌ بِهِ، فَقَالَ: يَا رَسُول اللَّه، أنِّي لأُحِبُّ هَذَا، فَقَالَ لَهُ النَّبيّ ﷺ: ﴿أأعْلَمْتَهُ؟﴾ قَالَ: لا. قَالَ: ﴿أعْلِمْهُ﴾ فَلَحِقَهُ، فَقَالَ: إنِّي أُحِبُّكَ في اللَّه، فَقَالَ: أَحَبَّكَ الَّذِي أحْبَبْتَنِي لَهُ

«Как-то раз, когда в обществе Пророка находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека) ради Аллаха». Пророк спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?». Он ответил: «Нет». (Пророк) сказал: «Так скажи ему!», — и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», — (на что тот) ответил ему (так): «Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты полюбил меня!».

Ислам поощряет добрые слова, признавая их в роли садака. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْكَلِمَةُ الطَّيِّبَةُ صَدَقَةٌ

«Доброе слово — это тоже милостыня».

Чаще всего мы лишаем окружающих нас людей добрых слов. Безусловно, грубость и привычка не ценить людей, распространившиеся в обществе вместе с капиталистическим образом жизни, в какой-то степени поглотили и нас. В этой жизни, построенной капиталистической системой, давайте не забывать, что каждое доброе слово, сказанное нами, чтобы показать людям, какая мы исламская личность, приравнивается к садака, данной нами.

Вежливость — одна из важных ценностей, которую мы утратили в обществе. Грубых и невежливых людей не любят и не уважают. На самом деле, в хадисе, переданном ат-Тирмизи, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ الْمُؤْمِنُ بِالطَّعَّانِ، وَلَا اللَّعَّانُ، وَلَا الْفَاحِشَ، وَلَا الْبَذِيءَ

«Правоверный не должен порочить или проклинать людей и не должен быть грубым и бесстыдным».

Быть красивым и выглядеть красиво — это в природе человека. Одежда и уход за собой являются одними из элементов, дополняющих красоту. Однако Посланник Аллаха ﷺ показал нам, что такое истинная красота, в следующем хадисе:

«Красота мужчины кроется в его языке».

3. Тесно взаимодействовать с людьми

В обществе, в котором мы живём, человеческие отношения деградируют и обесцениваются с каждым днём. Мы живём, не зная, кто проживает рядом с нами по соседству. «Голоден ли наш сосед или сыт?», — мы не знаем. «Кто проживает в нашем районе?», — мы не знаем. Мы не знаем имама мечети, старосту квартала, стариков, молодёжь, завсегдатаев парка, владельцев магазинов. Мы не знаем их имён. Однако Ислам хочет, чтобы мы были светом, чтобы освещать наше окружение. Единственный способ выполнить это — искренне относиться к людям.

От Ибн Умара и Аиши (р.анхума) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا زَالَ جِبْرِيلُ يُوصِينِي بِالجَارِ حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُوَرِّثُهُ

«Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже подумал, что он включит его в число наследников».

В другом хадисе Пророк ﷺ сказал:

خَيْرُ الْأَصْحَابِ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى خَيْرُهُمْ لِصَاحِبِهِ، وَخَيْرُ الْجِيرَانِ عِنْدَ اللَّهِ تَعَالَى خَيْرُهُمْ لِجَارِهِ

«Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу».

Давайте узнаем из хадисов, как Ислам, который так высоко ценит соседские отношения и в котором заложено понимание:

مَا اٰمَنَ بي مَنْ بَاتَ شَبْعَانَ وَجَارُهُ جَائِعٌ إِلٰى جَنْبِهِ وَهُوَ يَعْلَمُ بِهِ

«Не уверует в Меня тот, кто провёл ночь сытым, зная о том, что рядом его сосед голоден»,

— относится к родственным отношениям:

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ باللهِ وَاليَومِ الآخِرِ، فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ باللهِ وَاليَومِ الآخِرِ، فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَاليَومِ الآخِرِ، فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَصْمُتْ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю; и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи; и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание!».

Безоговорочно любить и безоговорочно отдавать… Таково резюме в родственных отношениях. Если мы во главе угла поставим лишь чаяния, что они всегда будут оправдывать наши ожидания, то в результате мы придём к тому, что приостановим родственные отношения, а в таком случае мы, несомненно, окажемся на стороне проигравших, а не выигравших.

Ислам дал советы и рекомендации для укрепления взаимоотношений между родственниками, соседями и даже всеми мусульманами, а некоторые из них даже являются обязательными. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

حَقُّ المُسْلِم عَلَى المُسْلِم خَمْسٌ: رَدُّ السَّلامِ، وَعِيَادَةُ المَريض، وَاتِّبَاعُ الجَنَائِزِ، وَإجَابَةُ الدَّعْوَة، وتَشْميتُ العَاطِسِ

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему».

Выполнение пяти вещей, упомянутых в хадисе, укрепит узы братства и уважения между мусульманами и обеспечит их единство.

Посещение больных, участие в похоронах, удовлетворение потребностей людей, угощение и внимательная забота о них относятся к числу сунн Посланника Аллаха ﷺ, от которых он ﷺ никогда не отказывался и не оставлял их. Общеизвестен случай, когда Пророк ﷺ навестил трёх- или пятилетнего Зейда дома, чтобы утешить того, когда у него умерла его любимая птица.

Али (р.а.), описывая диалог Посланника Аллаха ﷺ с людьми, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ проявлял пристальный интерес к людям, с которыми он сидел, делал каждому из них необходимые комплименты и уделял внимание настолько, что каждый из них думал, что он — самый любимый человек Посланника Аллаха ﷺ, и не думал, что в его присутствии может быть кто-то более ценный, чем он сам».

Давайте не будем забывать, что главный критерий, которого мы должны будем придерживаться в межчеловеческих отношениях, — это критерий образцового мусульманина. Образцовый мусульманин — это мусульманин, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него и окружающих его людей; это мусульманин, которому доверяют и которого уважают.

4. Быть хорошим слушателем

Если есть «искусство красноречия», то есть и искусство слушать и понимать. Можем ли мы заставить собеседника слушать нас, не умея слушать? Конечно, нет! В таком случае умение хорошо слушать — это основная черта хорошего оратора, хорошего собеседника. Потому что общение — не одностороннее, а взаимное действие. Слушание, которое не даёт собеседнику возможности высказаться и мешает ему донести свои мысли и взгляды, — это тип слушания, который не достигает своей цели. Поэтому от него следует отказаться.

Чаще всего мы слушаем собеседника, мысленно продумывая ответы, которые мы дадим, чтобы найти его ошибки. Однако это неправильно. Эффективное слушание можно реализовать не ожиданием того, в каком порядке будет дан ответ, а пониманием того, что говорит собеседник.

Люди, которых волнуют только собственные мысли и чувства и которым не интересно, что говорят другие, не являются хорошими слушателями. Умение быть любопытным слушателем заинтересовывает вторую сторону и придаёт глубины отношениям.

Такой уровень внимания, то есть знание того, что другой человек действительно слушает вас, заставляет вас чувствовать себя ценным. Вы чувствуете, что кто-то действительно понимает вас, и вы чувствуете себя по-настоящему важным. Хусейн (р.а.), описывая шамаиль [1] Посланника Аллаха ﷺ, упоминает следующее:

«Он слушал того, кто говорил в его присутствии, пока тот человек не заканчивал свою речь. Чтобы доставить удовольствие своим сподвижникам, Посланник Аллаха смеялся над тем, над чем они смеялись, и удивлялся тому, чему они удивлялись. Он был терпелив к грубой и невежливой речи незнакомцев, которые не знали этикета разговора в его присутствии. Он принимал похвалу того, кому он ранее оказал услугу, но не позволял этого тем, кто пытался хвалить его чрезмерно. Он не перебивал человека, если только тот не говорил чего-то неуместного. Если же кто-то говорил в неподобающей манере, он либо прерывал его предупреждением, либо вставал и уходил».

Однажды Утба ибн Рабиа пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О сын моего брата! Ты знаешь, что среди курайшитов ты превосходишь нас по родословной, чести и репутации. Но ты навлёк на свой народ великое бедствие! Ты нарушил его единство. Ты счёл его мудрость глупостью. Ты пренебрёг его богами и религией...», — и продолжил говорить длинную речь. Утба высказал всё, что хотел сказать, и Посланник Аллаха ﷺ молча выслушал его. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «О отец Валида! Излил ли ты своё сердце, закончил ли ты то, что хотел сказать?». Когда Утба ответил: «Да», — Пророк ﷺ сказал: «Теперь послушай меня!». Утба сказал: «Я слушаю». Посланник Аллаха ﷺ, зачитав басмала [2], начал медленно читать суру «Фуссилят».

Мы видим, что Посланник Аллаха ﷺ слушал даже тех, кто использовал против него плохие слова, и терпеливо ждал своей очереди в диалоге. Таким образом, главная характеристика хорошего слушателя — слушать то, что хочет сказать другой человек, и не перебивать его.

5. Затрагивать в разговоре темы, которые беспокоят людей

Как гласит притча, однажды рыбака спросили: «Все приходят сюда ловить рыбу, но возвращаются с пустыми руками. Ты — единственный, кто может поймать здесь рыбу. В чём твой секрет?». Рыбак ответил: «Я знаю, какая наживка нравится рыбам, и насаживаю на крючок удочки ту наживку, которая им нравится».

Люди подобны этому. Они склоняются к тому, что им нужно, что им нравится. То, что им не нужно, их не привлекает. Когда мы внимательно слушаем людей, с которыми вступаем в контакт, когда мы сопереживаем им, мы действительно узнаём, что им нужно. Мы знаем, на какую тему и как нам следует говорить, и реализуем эффективный контакт. В противном случае мы только утомим и разочаруем собеседника.

В хадисе, переданном Абу Давудом, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Говорите с каждым на том языке, который он понимает, и в соответствии с его личностью».

На самом деле, Посланник Аллаха ﷺ имел обыкновение давать разные ответы на одни и те же вопросы от разных сподвижников, принимая во внимание положение вопрошающего. Абдуллаху ибн Масуду, который спросил: «Что является самым превосходным деянием?», — он ответил: «Намаз, совершённый вовремя», — а Абу Зарру: «Вера в Аллаха и джихад на Его пути». Таким же образом, человеку, который просил совета у Пророка, он ﷺ говорил: «Скажи: «Я уверовал в Аллаха», — а потом следуй прямому пути!», — а другому сподвижнику, учитывая его нервозность и несдержанность, он ﷺ сказал лишь: «Не гневайся!».

Передаётся, что Али (р.а.) сказал:

«Говорите людям то, что они могут понять. Разве вы хотите, чтобы Аллах и Его Посланник были отвергнуты?!».

Итак, что нам нужно сделать для эффективного контакта, так это определить содержание речи, учитывая то, что нужно другой стороне, а также принимая во внимание способность другой стороны к пониманию.

6. Начинать разговор с общих знаменателей

Позитивное начало почти наверняка приведёт к положительным результатам. Негативное начало вряд ли приведёт к положительным результатам. «Да» и «нет» не следует воспринимать как просто слова. На самом деле оба они выражают позицию. «Да» означает: «Я не возражаю против того, что вы говорите». «Нет» — это прямой знак возражения. Человек, который говорит «нет» на ваши слова в самом начале разговора, делает это своей позицией и сопротивляется вам, не воспринимает вас. В разговоре, который начинается с «нет», переход другой стороны к «да» воспринимается как поражение, а никто не любит поражений. Чтобы не быть побеждённым, они укрываются в оправданиях, независимо от правдивости ваших слов. В результате вам становится трудно добиться положительного результата от этого разговора.

И наоборот, вы с большей вероятностью получите положительные результаты от разговоров, которые начинаются со слова «да». Составляйте такие предложения, чтобы собеседник не мог сказать «нет», заставляйте его говорить «да». Задавайте вопросы, ответ на которые будет «да». Заставьте собеседника подтверждать правдивость ваших слов. Таким образом, человек, с которым вы ведёте беседу, покорится вам.

Это универсальный ораторский стиль — начинать разговор с истин, от которых собеседник не может отказаться. Если сравнить технику трёх «да» Сократа с обращением Посланника Аллаха ﷺ к людям, то можно увидеть, что здесь используется один и тот же стиль.

Посланник Аллаха ﷺ собрал племя курайшитов на холме Ас-Сафа после того, как призвал своих родственников в Ислам. Он ﷺ поднялся на вершину высокой скалы и обратился к ним следующим образом:

«Вы поверите мне, если я скажу, что вот за этим холмом находится армия противника?». И они, не задумываясь, сказали: «Да, поверим, так как мы никогда не слышали, чтобы ты солгал!». Получив от присутствующих ответ «да», Посланник Аллаха ﷺ передал им своё истинное послание и сказал:

«Сейчас я сообщаю вам, что впереди вас ждёт День сурового наказания и что те, кто не верует в Аллаха, понесут это суровое наказание. Я послан, чтобы предостеречь вас от этого сурового наказания».

Посланник Аллаха ﷺ сначала объявил истину, которую курайшиты не могли отрицать. Он ﷺ их же устами подтвердил, что он ﷺ не является лжецом. Он ﷺ сам мог бы заявить, что никогда не говорил лжи и что то, что он когда-либо говорил, не было ложью. Он ﷺ мог сначала напомнить им об этой истине, а затем сказать, что он является Посланником Аллаха. И то, и другое было правдой. В обоих случаях он ﷺ сказал бы одно и то же. Однако очевидно, что подтверждение курайшитами того, что он ﷺ не солжёт, сделало его слова более действенными. Возможно, эти слова не были сразу же услышаны, но со временем эффект от них был ощутим, и многие люди из Курайша стали мусульманами.

Давайте повторим то, что мы сказали в начале… Посланник Аллаха ﷺ является для нас примером во всех областях. Невозможно, чтобы дело, которое несёт в себе его ﷺ пример, потерпело неудачу. Итак, в этой жизни, где социальная чувствительность исчезла, вежливость забыта, а отношения основаны на интересе, давайте покажем хороший пример мусульман, несущих дело Ислама. Следуя по стопам Посланника Аллаха ﷺ, давайте пересмотрим наши человеческие отношения. Давайте возьмём метод и человеческие отношения Посланника Аллаха ﷺ в качестве примера для себя. Секрет успеха кроется именно здесь...

 

Сулейман Угурлу
Köklü Değişim Dergisi

1. Слово «шамаиль», которое в словаре означает «темперамент, природа, характер, нрав», используется как термин, выражающий внешность, личную жизнь и нрав Посланника Аллаха ﷺ.

2. Ба́смала (араб. بسملة)‎, тасми́я (تسمية), ‎бисмилля́х (بِسۡمِ ٱللَّهِ «во имя Аллаха; именем Аллаха» —) — исламский термин для обозначения фразы, с которой начинается каждая сура Корана (кроме 9-й суры «Ат-Тауба»): «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ — бисмилляхи р-рахмани р-рахим). Её произносят в каждой молитве перед началом любого важного дела, с неё обычно начинают многие важные документы, составляемые мусульманами (письма, договоры, обращения, завещания).

Главное меню