18
Вт, июнь

Единственной основой капитализма является колониализм

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Финансовый кризис не является новым явлением в капиталистическом мире. Напротив, за последние сто лет США и Европа пережили несколько рецессий и депрессий. В отличие от всех кризисов и потрясений прошлого, когда в 2008 году фондовые и сырьевые рынки достигли дна, капитализм стал восприниматься как тяжело больной человек.

Этот финансовый кризис вызвал серьёзную озабоченность состоянием капитализма и существующей финансово-экономической системы. В конце XIX века, когда капитализм был здоровым и прославленным, Османская империя воспринималась как «больной человек» мира. Сегодня, после долгих столетий успеха, капитализм стал «больным человеком» мира, а Ислам — здоровым и славным.

Газета «Financial Times» опубликовала серию статей под названием «Будущее капитализма». Экономисты, политики и философы признали великую рецессию 2007–2009 годов переломным моментом в истории и выработали новое видение меняющегося капитализма. Мартин Вольф, главный экономический обозреватель лондонской газеты «Financial Times», в своей статье «Кризис — это импульс, но решающий ли он?» комментирует ситуацию следующим образом:

«Я полагаю, что этот кризис ускорил одни тенденции и доказал неустойчивость других, нанёс ущерб репутации экономики и далее оставит миру болезненное наследие, но он не может быть историческим поворотным пунктом. Перефразируя слова, сказанные народом по поводу смерти своего короля, можно сказать следующее: капитализм умер, да здравствует капитализм».

Лешек Бальцерович, бывший заместитель премьер-министра Польши, директор Национального банка Польши и профессор Варшавского экономического университета, утверждает, что нынешний кризис капитализма указывает на его потенциальное ослабление. В своей статье «Виноваты не только рынки» Бальцерович приходит к выводу, что самый серьёзный враг капитализма находится внутри него самого. По его мнению, «динамичный, предпринимательский капитализм не имеет сегодня серьёзного внешнего противника; он может быть ослаблен только изнутри». Это прямое указание на ошибки, унаследованные от генов и устоев капитализма, которые могут обернуться поражением. То есть, как и в сложных системах, это ошибка, которая приводится в движение триггером и ведёт к краху, если её не удаётся вовремя сдержать или исключить. Таким образом, «дремлющие» ошибки или дефекты — это внутренние враги.

Пожалуй, самое интересное заявление в защиту капитализма сделал Эдмунд Фелпс, директор Центра по изучению капитализма и общества (Center on Capitalism and Society), лауреат Нобелевской премии по экономике 2006 года. Эдмунд утверждает, что капитализму нанесён серьёзный ущерб, и для того, чтобы он снова стал хорошо функционировать, необходима его реструктуризация.

Мартин Соррелл, председатель совета директоров «WPP», ведущей мировой группы по оказанию рекламных и маркетинговых услуг, в своей статье в «Financial Times» «Маятник качнётся в обратную сторону» делает следующее заключение: «Проще говоря, капитализм потерпел крах, точнее, потерпели крах капиталисты». Но он утверждает, что «как неизбежно падение, так неизбежно и то, что маятник качнётся в противоположную сторону».

Стало привычным утверждение экономистов, политиков и мыслителей о том, что факторами нынешнего финансово-экономического кризиса являются алчность и страх.

Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности в администрации 39-го президента США Джимми Картера (1977–1981), предупреждает, что США потеряли моральный компас, необходимый для сохранения мирового лидерства, и заявляет: «Моральные устои Америки подорваны. Отсутствие моральных ценностей позволяет демагогии использовать внезапные кризисы и страхи».

Джимми Картер в своей книге «Ценности под угрозой исчезновения: моральный кризис Америки» резюмирует углубляющийся моральный кризис в США следующими словами: «Трансформации, происходящие в наших базовых моральных ценностях, в нашем общественном дискурсе и в нашей политической философии, обширны и глубоки».

Многие экономисты, политики и комментаторы связывают нынешний финансовый кризис и экономический спад с отсутствием моральных и этических ценностей:

Бараку Обаме принадлежат следующие слова: «Мы оправдывали и даже принимали мораль ненасытности... Мы своего рода поощряли менталитет «победитель забирает всё».

Кандидат в президенты США от республиканцев на выборах 2008 года Джон Маккейн заявил, что финансовый кризис был вызван жадностью, коррупцией и избытком...По его словам, это произошло потому, что Уолл-стрит рассматривала американскую экономику как казино.

Когда Джордж Буш сказал: «Уолл-стрит опьянела», — он имел в виду корпоративную жадность и рыночные эксцессы.

Репортёр «CNN» сделал необычайно смелое заявление о событиях на Уолл-стрит: «Рынками движут две вещи: страх и алчность».

«Глубинные корни нашего финансового кризиса» — статья Теодора Рузвельта Мэллока (Theodore Roosevelt Malloch) (бывшего президента Конгресса мирового экономического развития, спонсируемого «CNN»). Статья появилась в онлайновом журнале «Другая перспектива» 11 февраля 2009 года. В своей статье Мэллок настаивает на том, что моральный кризис, лежащий в основе нынешнего финансового кризиса, является серьёзным и требует соответствующего решения: «До тех пор, пока эти (моральные) причины не будут устранены, все указующие персты и все предлагаемые решения будут не более чем наложением пластыря на опухоль». Он приходит к выводу, что мораль, включая «добродетель», исчезла из социальной лексики как по смыслу, так и по лексическому значению, а «мораль» была либо «обесценена», либо «сделана относительной». Он также утверждает, что моральные ценности, лежащие в основе капиталистической экономической системы, «не могут быть возвращены и восстановлены образовательной программой или административными инструктажами, поскольку они размывались в течение многих лет, и что в основе финансового кризиса лежит моральный вакуум, который может быть заполнен истинной добродетелью».

С момента своего возникновения капитализм и его основополагающие принципы подвергались тщательному анализу, критике и нападкам. Наиболее серьёзные нападки исходили от философов-социалистов и коммунистов, таких как Маркс, Энгельс и Ленин. Некоторые исламские мыслители критиковали его с другой точки зрения.

Совсем недавно Sorin Cucerai в своей статье «Страх перед капитализмом и один из его источников» сделал следующие замечания по поводу капитализма:

«Парадоксально, но «свобода и процветание капитализма» возможны только за счёт отказа людям в прямом доступе к пище и жилью. Чтобы обрести эту капиталистическую свободу, мы должны быть отчуждены от своей собственной природы. Каждый человек, живущий в условиях капитализма, по своей сути является неустойчивым существом, подверженным радикальной хрупкости и уязвимости».

С серьёзной и важной критикой основных принципов капитализма выступили исламские мыслители Такыюддин Набхани и Мухаммад Бакир ас-Садр. Набхани подробно изложил свою критику капитализма в книге «Экономическая система Ислама». Ас-Садр подробно проанализировал недостатки капитализма в своей книге «Иктисадуна» («Наша экономика»). Набхани подчёркивал основной принцип капитализма (относительный дефицит, ценность и механизм цен). Ас-Садр же основное внимание уделял частной собственности и владению.

Успех или неуспех экономической системы следует оценивать по её влиянию на жизнь людей, живущих в её рамках. Показатели экономического роста, создания богатства и финансовой стабилизации должны быть связаны с положением людей в обществе. Влияние экономической системы должно измеряться уровнем удовлетворённости и безопасности, предоставляемой людям. Уровень безопасности и удовлетворённости измеряется с точки зрения продовольственной безопасности, безопасности образования, безопасности здоровья и физической безопасности. Другим показателем стабильности системы является моральная, этическая и идеологическая вера и доверие к основам экономики.

За последние сто лет на мировой арене господствовали две основные системы: капитализм и социализм. После краха социализма капитализм продолжал доминировать в мире; в разных частях света продолжают существовать различные версии капитализма. Даже социалистический Китай принял социалистический тип капитализма. После краха советского ленинского социализма капитализм вступил в эпоху мировой экономики, или, как её официально называют, глобализации. Глобализация распространила влияние капитализма практически на все уголки мира. Последний финансовый кризис, начавшийся в США, распространился по кругу на Европу, Японию, Китай, Ближний Восток и Африку. Изучение влияния капитализма не ограничивается рамками одной страны; это влияние наблюдается во всём мире.

В результате глобализации капитализм стал фактически мировой экономической системой. Деятельность двух основных инструментов капиталистического мира — Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) — прямо или косвенно определяет экономические условия в развивающихся странах.

Взаимосвязь между бедностью во всём мире и капиталистическим инструментом МВФ отражена в многочисленных примерах и историях. Одним из таких примеров является недавний рисовый кризис на Гаити. Гаитянский рисовый кризис описан в статье, опубликованной «Inter Press Service» (IPS), глобальным информационным агентством, акцентированном на вопросах развития и глобализации на Юге.

В статье рассказывается о женщине с тремя детьми в стране, которая когда-то была одним из крупнейших в мире производителей риса, и она говорит, что больше не может покупать рис, чтобы кормить своих детей. Мать троих детей описывает следующую дилемму… Небольшая коробка риса стоит 65 центов, бензин — 25 центов, уголь — 25 центов. Имея 1 доллар 25 центов (черта абсолютной бедности, установленная ООН), невозможно приготовить рисовую еду даже для одного ребёнка. Гаити, беднейшая страна полушария, импортирует большую часть потребляемого продовольствия, что является результатом политики свободного рынка, подрывающей национальное производство. Президент Гаити Рене Преваль признаёт, что «импортный дешёвый рис уничтожил рис, выращенный в стране». Тридцать лет назад Гаити производила почти весь потребляемый рис. Но в конце 1980-х годов, после того, как военная хунта при поддержке Международного валютного фонда (МВФ) начала либерализацию экономики, в страну хлынул дешёвый импортный рис из США.

Первые тюки с импортируемым рисом сопровождались вооружёнными конвоями. Фермеры, занимающиеся выращиванием риса, восприняли импорт риса из США как угрозу своему производству и средствам к существованию. Со временем их опасения оправдались. В 1994 году при поддержке МВФ тарифы на импорт риса были снижены с 35% до 3%, что является самым низким показателем в регионе. За год объём импорта риса увеличился вдвое.

В то время как правительство США субсидирует своих фермеров, выращивающих рис, правительству Гаити это запрещено по условиям соглашения с МВФ. За последние два десятилетия производство риса на Гаити сократилось вдвое, а импортный рис стал доминировать на рынке страны. Для многих жителей Гаити недоедание и голод стали единственным возможным вариантом.

По оценкам специалистов, к концу ХХ века от двадцати до тридцати миллионов человек во всём мире потеряли свои земли в результате либерализации торговли и экспортного сельского хозяйства. Программа международной продовольственной помощи США, официально оформленная в 1954 году в виде Закона 480, в течение последующих двух десятилетий занимала доминирующее положение в торговле продовольствием. Излишки продовольствия, находящиеся в ведении США, распределялись между странами, считавшимися потенциальными покупателями. Такой режим экспорта продовольствия серьёзно подорвал позиции местных фермеров, предлагая им основные продукты питания по низким ценам.

Основными инструментами воздействия на национальную экономику во всём мире были Всемирный банк и МВФ, осуществлявшие программы, известные как программы структурной перестройки (ПСП). Сформулированные в виде условий предоставления кредитов, программы ПСП предусматривали изменения макроэкономической политики, которые вынуждали страны-получатели либерализовать свою торговую и инвестиционную политику. В результате правительства снижали тарифы на импортные товары и отменяли субсидии на местную продукцию, особенно на продовольствие. Масштабный перевод земель из сельскохозяйственного оборота в горнодобывающую промышленность и нефтеразведку привёл к тому, что страны оказались не в состоянии выплачивать кредиты. В итоге возникла зависимость от импорта продовольствия, поставляемого гигантскими капиталистическими корпорациями.

О господстве капитализма в мире и его влиянии на экономическую ситуацию в мире можно судить по тому, что в мире до сих пор царят нищета, голод, эпидемии и многое другое.

Принципы и теоретические недостатки капиталистической экономической системы показывают, что она привела к серьёзным ошибкам, которые продолжают оказывать разрушительное воздействие на значительную часть населения Земли.

Статистика голода в мире шокирует, поражает и пугает. Масштабы проблемы становятся очевидными, когда мы понимаем, что ресурсов и продовольствия, растрачиваемых в мире, более чем достаточно, чтобы накормить голодающих.

Согласно статистическим данным о голоде, опубликованным Всемирным банком и другими организациями, каждую секунду от голода и недоедания умирает один человек, 85% из которых — дети. Более 1,3 миллиарда человек в Азии, Африке и Латинской Америке живут в условиях, которые Всемирный банк называет абсолютной бедностью (менее 1 доллара в день), что приводит к различным заболеваниям, недоеданию и возможным смертям.

В развивающихся странах по-прежнему царит голод. С 1990 года более 170 миллионов детей в возрасте до пяти лет умерли от нищеты, голода, недоедания и сопутствующих заболеваний. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2015 году более одного миллиарда человек будут жить в условиях крайней бедности и голода. Наиболее тяжёлые условия наблюдаются в странах Африки к югу от Сахары, где почти 30% населения подвергаются риску голода, недоедания и возможной ежедневной смерти.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно от причин, связанных с бедностью, умирает более пятидесяти тысяч человек. По данным ЮНИСЕФ, больше всего от голода страдают дети — тридцать тысяч смертей в день.

Голод не позволяет людям, особенно детям, получать питательные вещества, необходимые для роста. О последствиях голода можно судить по доле детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом. В 1990 году в Азии, Африке и Латинской Америке 31% детей в возрасте до пяти лет, или каждый третий, имели недостаточный вес. С тех пор положение детей практически не изменилось. Несмотря на феноменальный рост богатства и ресурсов в капиталистической системе, отсутствие безопасности в области здравоохранения продолжает преследовать отдельных людей и государства во всём мире.

Первая мировая война началась в европейских государствах, где господствовал капитализм. В ней погибли семь миллионов мирных жителей и десять миллионов солдат, более двадцати одного миллиона были ранены. Не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что хорошо известно, как после войны Великобритания и Франция раскинули свою колониальную сеть на значительной территории мира (Ближний Восток, Африка, Юго-Восточная Азия). Империализм и колониализм были наиболее заметными последствиями войны. Не является надуманным утверждение, что империализм был важным фактором войны. Империализм рассматривается коммунистическими теоретиками как высшая стадия капитализма. Другие воспринимают империализм как метод, используемый капитализмом для получения сырья, дешёвой рабочей силы и рыночных ресурсов. Бывшие колонии европейских государств до сих пор страдают от глубокого угнетения, диктатуры, нищеты и отсталости.

В результате Второй мировой войны погибло более шестидесяти миллионов человек, из которых сорок миллионов были мирными жителями. Многие мирные жители погибли от болезней, голода, массовых убийств и бомбардировок. Вторая мировая война породила два противоборствующих лагеря — Организацию Варшавского договора (ОВД, союз Советского Союза и государств Восточной Европы) и НАТО (Организация Североатлантического договора) — и «Холодную войну», стоившую сотни миллиардов долларов за пятьдесят лет. Война также привела к глобализации, которая увеличила разрыв между богатыми и бедными и углубила неравенство между народами мира.

Двумя основными инструментами глобализации, родившимися ещё в разгар Второй мировой войны, являются Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти два инструмента сломали хребет экономикам таких стран, как Мексика, Турция, Индонезия и Корея. В соответствии с политикой МВФ и ВБ, развивающиеся страны/страны третьего мира — Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна — на протяжении последних пятидесяти лет продолжают играть одну и ту же роль: поставки сырья, потребительский рынок и дешёвая рабочая сила для прибыльных промышленных стран.

Первая и вторая мировые войны создали «Израиль» и породили затяжной конфликт в Палестине. Эта проблема на протяжении многих лет угрожала стабильности и безопасности региона и всего мира. Данная проблема унесла сотни тысяч жизней — и она продолжается по сей день, — а также явила миру беспрецедентное зверство, когда танки, пулемёты и реактивная авиация противостоят молодым парням, вооружённым лишь камнями. Арабский и еврейский народы стали топливом для империалистических войн, которые поддерживались и поддерживаются Европой, а затем — и Соединёнными Штатами.

Мировой порядок, в котором доминировали западные державы во главе с США, не смог предотвратить советское вторжение в Афганистан в 1979 году. После вторжения муджахиды в течение почти десяти лет вели опосредованную войну от имени США. В этот период США способствовали поставкам муджахидам оружия, разведданных, обучению и международной поддержке. Десятилетняя война унесла жизни более 1,5 миллиона афганцев и более 25 тысяч советских граждан. Афганская война стала кульминацией продолжавшейся более четырёх десятилетий «Холодной войны» между идеологиями капитализма и социализма.

В течение восьми лет мировой порядок, в котором доминируют западные сверхдержавы, финансировал войну между Ираном и Ираком с единственной целью — сохранить контроль над нефтью в Арабском/Персидском заливе и обеспечить свободное поступление нефти в промышленно развитые страны. Эта цель полностью соответствует капиталистическим целям, провозглашённым в «Доктрине Картера». В ней говорилось следующее: «Советские войска в Афганистане представляли серьёзную угрозу для свободного потока ближневосточной нефти». Эта война стоила более полумиллиона убитых и ещё большего числа раненых.

Вторая война в Персидском заливе стала очередной авантюрой сверхдержав, прежде всего США и Великобритании, решивших установить контроль над богатым нефтью регионом. Впервые в современной истории Маргарет Тэтчер (бывший премьер-министр Великобритании) и Джордж Буш-старший (бывший президент США) обратились к главе VII Устава ООН, чтобы санкционировать применение силы против Ирака в связи с его вторжением в Кувейт. Тогдашний госсекретарь США Джеймс Бейкер очень честно(!) объяснил причины войны в Персидском заливе:

«Через нефтяные запасы Персидского залива течёт экономическая кровь промышленно развитого мира, и мы не можем позволить такому диктатору сидеть на этой экономической артерии».

Эмбарго, введённое против Ирака по окончании войны, привело к десяткам тысяч жертв (убитых и раненых) и унесло жизни более двух миллионов детей.

Африканские страны понесли огромные потери и миллионы жизней в опосредованных войнах между группировками, поддерживаемыми различными сверхкапиталистическими европейскими странами и США. Миллионы людей в Африке продолжают гибнуть в конфликтах, которые, как оказалось, служат лишь интересам транснациональных корпораций в поисках золота, нефти и алмазов.

В 1990-е годы алмазные деньги выплачивались агрессорам из Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА), которые вывели гражданскую войну в Анголе на новый уровень жестокости. Было убито более полумиллиона ангольцев. Наземные мины искалечили почти девяносто тысяч человек. Четыре миллиона ангольцев было вынуждено эмигрировать, около миллиона из них продолжает зависеть от иностранной продовольственной помощи. Лучше всего алмазные войны в Африке описал Блейн Харден в своей книге «Алмазные войны Африки», упомянутой в 2000 году в газете «New York Times»:

«Страдания современной Африки во многом являются наследием колониальной истории. Колониализм уничтожил любую политическую культуру, существовавшую до прихода европейцев. Он создал во многом вымышленные густонаселённые страны. Чтобы извлечь выгоду из проекта государственного строительства, колонизаторы использовали силу для отъёма всего — от слоновой кости до каучука и рабочей силы.

В Конго бельгийское колониальное государство славилось своей алчностью и жестокостью. Его посредники устанавливали невыполнимые квоты на добычу каучука и слоновой кости и убивали или калечили крестьян (отрубая им руки), не сумевших их выполнить.

С 1940 года контрабандисты алмазов в Сьерра-Леоне извратили все аспекты экономической и политической жизни страны. В Анголе, Конго и Сьерра-Леоне было достаточно алмазов, чтобы привлечь алчных людей, разжечь войны и купить приверженцев».

Повторяются истории о миллионах погибших во Вьетнаме, где 5,5 миллиона человек погибли в войне за захват столицы, и в Корее, где погибло 3,5 миллиона человек. Аналогичные истории существуют в Колумбии, Венесуэле, Мексике, Гватемале, Гренаде, Кубе, Чили, Аргентине, и данный список можно продолжать. Только в ХХ веке, по оценкам, в результате войн и связанных с ними действий погибло более двухсот миллионов человек.

Картина результатов капитализма ясно показывает, что капитализм не смог обеспечить счастье, безопасность и процветание миллиардам людей во всём мире. Данная система превратилась в арену, где есть место лишь страданиям, нищете, болезням, войнам, голоду и недовольству. Она свела роль Бога к вытиранию слёз голодных и умиротворению гнева угнетённых. Она возвысила роль человека до роли бога, дающего жизнь и смерть, накапливающего богатства и владеющего Вселенной. Всё это — продукт больного колонизаторского менталитета.

Как уже было сказано вначале, сегодня капитализм стал подобен больному человеку, а Ислам предстаёт здоровым и славным.

وَيَوۡمَئِذٖ يَفۡرَحُ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ

«В тот день верующие возрадуются» (30:4).


Köklü Değişim Dergisi
Мухаммад Малькави
15.03.2018

Главное меню