27
Сб, апр

Экономическая политика государства Халифат

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Экономическая политика каждого государства базируется на основах той идеологии, которой оно придерживается. По этой причине государство, не исповедующее никакой идеологии, не может определять ни экономическую, ни политическую, ни правовую, ни социальную политику. Оно может быть лишь рабом экономической политики того идеологического государства, которое имеет на него влияние. Государство же Халифат в каждом вопросе определяет политику на основе исламской идеологии.

Таким образом, экономическая политика государства Халифат — это экономическая политика самого Ислама. В этой связи, прежде чем говорить о принципах экономической политики Ислама, давайте поговорим о принципах капиталистической экономической политики, господствующей сегодня в мире и являющейся гегемоном во всех странах, а также о порочности этой политики. Потому что без знания того, что представляет собой капиталистическая экономическая политика, из-за которой человечество сегодня живёт в экономической депрессии, принципы, реальность, подлинность и правильность исламской экономической политики могут не материализоваться в сознании.

Для того, чтобы понять порочность капиталистической системы, необходимо посмотреть, что представляет собой теория «увеличения национального дохода», лежащая в основе её экономической политики, и какой ловушкой она является на самом деле. Ведь все страны мира, в том числе и Турция, оценивают развитие своей экономики, исходя из увеличения национального дохода своих стран. Например, если мы говорим о Турции, то считаем, что если растёт национальный доход, то и доход на душу населения тоже будет расти. Собственно, капиталистическая экономическая политика и заставляет нас так думать. Естественно, что в соответствии с капиталистической экономической политикой для увеличения национального дохода необходимо наращивать производство и услуги. Ведь, согласно капитализму, человеческие потребности безграничны и неограниченны, а ресурсы ограничены. Капитализм стремится увеличить производство, чтобы ограниченные ресурсы могли удовлетворить неограниченные человеческие потребности. Он направлен на увеличение национального дохода, заставляя людей работать больше и увеличивая их доходы от производства и услуг. На самом деле национальный доход не распределяется в соответствии с потребностями людей. Они оценивают развитие/неразвитие в целом по величине национального дохода, независимо от того, кто владеет богатством. По их мнению, даже если одна десятая часть населения обладает богатством, а девять десятых не имеют пищи, одежды и крова, то общее богатство будет разделено на общее количество населения, и будет сказано, что национальный доход на душу населения составляет столько-то. Это очень большая ложь.

Капиталистическая система не рассматривает экономические проблемы в рамках общественной проблемы. Более того, она не рассматривает не только экономические, но и все проблемы как общественные. Иными словами, она не рассматривает экономическую проблему как проблему, связанную с межличностными отношениями и распределением богатства между людьми. Напротив, она предоставляет людям свободу работать и приобретать собственность для увеличения своего богатства и, естественно, превращает проблему в проблему производства. Заметьте, что когда в странах, исповедующих капитализм и эксплуатируемых капитализмом, случаются экономические депрессии, сразу же появляются объяснения, что производство упало. Сразу же раздаются призывы к экономическому развитию и увеличению производства. Эти призывы направлены на то, чтобы защитить существование влияния безбожных государств на землях мусульман и стабилизировать их положение. В капиталистической экономической системе все ценности материальны. Те, кто ставит материальные ценности во главу угла, — богатые. Капиталисты и правители скупы по отношению к обществу с гуманными, моральными и духовными ценностями. Турция и другие мусульманские страны остались в тисках этой капиталистической системы. Будучи мусульманами, мы живём в странах, которые мечтают о развитии и стремятся к росту при этой системе. При этом мы говорим об экономической независимости и утверждаем, что определяем независимую экономическую политику!

В то время как исламская география обладает огромными богатствами с точки зрения всех экономических ресурсов, мы находимся в плену капиталистической экономической политики. Нефть, природный газ, уголь, золото и многие другие экономические ценности находятся на исламских землях. В то же время из мусульманских земель утекают сельскохозяйственные угодья и русла рек, которые необходимы для эффективного использования этих земель. Значит, речь идёт об исламской географии, где также богата интеллектуальная сила и плотность трудоспособного населения, чтобы использовать все эти ресурсы и экономические ценности в промышленности и придать им экономическую ценность. Но, к сожалению, несмотря на все эти богатства, мы бедны. Все эти богатства не используются на благо мусульман. На наши земли и поля ворвались преступники, которые забирают всё наше богатство. А мы, наоборот, работаем за небольшую плату на этих преступников как рабочие на своей земле, на своих полях.

И в чём же основная причина этого?

Мусульмане потеряли ещё одну ценность, которая гораздо важнее этих экономических ценностей. Восстановление экономических ценностей зависит от восстановления этой важной ценности. Речь идёт об идейной ценности, которую мусульмане утратили. Идея — это самая большая ценность, которую можно получить в жизни для развивающегося общества. Особенно для такого общества, как наше, имеющего глубокую идейную историю, идея — это величайшее наследие, полученное от предков. Такыюддин Набхани, чьи труды по экономическому управлению и политике Ислама, из которых мы извлекли большую пользу при подготовке этой статьи, объясняет ценность данной идеи в следующих словах:

«Материальные блага, научные открытия, технологические инновации и тому подобные вещи значительно уступают идеям. Поскольку достижение этих вещей зависит от идей, то и их сохранение так же зависит от этих идей. Даже если материальное богатство общества, способного защитить свои идейные ценности, будет уничтожено, такое общество сможет его немедленно воспроизвести. Однако в обществах, где идейные ценности разрушены, даже при наличии материального богатства оно будет уменьшаться, и обнищание наступит очень быстро. В самом деле, даже если общество теряет добытые научные факты, не теряя при этом своего метода мышления, оно может восстановить большую их часть. Однако если оно теряет свой собственный продуктивный метод мышления, то сразу же начинает регрессировать и теряет всю технологическую мощь, которой обладает. Поэтому прежде всего необходимо защищать идейные ценности».

Идея, о которой мы тут пытаемся сказать, — это не философские мысли, написанные в книгах и не имеющие практической реальности, и не нереальные гипотетические рассуждения, которые невозможно применить в жизни. Под идеями мы понимаем практические мысли, которые общество может использовать, когда сталкивается с реалиями жизни. Если эта идея возникает, то люди в обществе могут выносить хукмы и принимать решения, основываясь на событиях и на фактах жизни, с которыми они сталкиваются. В то же время правители и администраторы общества так же могут выносить суждения и решения в рамках этой идеи. Но без такой идеи ценность и стоимость того экономического богатства, которое у вас есть, исчезнет. Потому что есть колонизаторы, которые видят ценность этих экономических активов и ждут, как стервятники, чтобы вынести по ним суждения и решения в рамках своих собственных капиталистических и социалистических идей. У нас, мусульман, эта идея отсутствует почти последние сто лет. Мы не воспринимаем Ислам как идею и идеологию, которая применяется к нашей жизни как система жизни.

Что касается экономической политики исламской идеологии, то есть экономической политики государства Халифат, основанной на исламской идеологии, то Ислам никогда не признает, что экономические потребности человека безграничны. Человеческие потребности ограничены. У человека есть как насущные потребности, так и потребности в роскоши. В любом случае потребности человека ограничены. Поэтому, исходя из того, что потребности человека ограничены, Ислам не делает целью своей экономической политики увеличение производства для удовлетворения неограниченных потребностей человека, как это делает капитализм. Здесь следует отметить, что определение распределения богатства в качестве основной цели исламской экономической политики не означает, что производство не должно увеличиваться или игнорироваться. Ведь само распределение потребует развития богатства. Более того, увеличение или развитие богатства необходимо каждому человеку. Здесь следует обратить внимание на то, что не следует делать развитие богатства и увеличение производства целью экономической политики, не следует основывать главные положения и законы экономического порядка на развитии производства. Развитие производства — это вопрос, который должен быть разработан с помощью технических и экономических знаний. Фактически эти знания и технологии можно получить откуда угодно. Потому что эта информация не связана с идеологической точкой зрения, а является универсальной. Её можно перенять от США, Европы, России или Китая. Главное, чтобы эта информация не противоречила положениям Шариата.

Ислам гарантирует и полностью обеспечивает основные потребности всех людей по отдельности, не делая различий между ними. Что касается предметов роскоши, то он обеспечивает их в той мере, в какой может себе позволить в соответствии с экономическими условиями общества, в котором они живут. Подводя итог, можно сказать, что экономическая политика Ислама заключается в удовлетворении основных потребностей каждого человека в целом и предоставлении ему возможности удовлетворять те потребности, которые считаются роскошью, в зависимости от уровня жизни общества.

Экономическую задачу Ислама мы можем резюмировать следующими четырьмя пунктами:

1. Ислам рассматривает каждого человека как личность. Поэтому его взгляд на удовлетворение потребностей человека является индивидуалистическим.

2. Ислам считает необходимым удовлетворять все основные потребности каждого человека. Он обеспечивает основные потребности человека, не делая различий между мусульманами и немусульманами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, здравомыслящими и безумными. По этой причине Ислам гуманен в удовлетворении потребностей.

3. В соответствии с Исламом людям разрешается/предоставляется возможность трудиться для получения средств к существованию. В этом отношении Ислам относится ко всем людям одинаково и открывает каждому из них путь к получению той доли богатства, которую он пожелает. Однако здесь важно то, что Ислам ограничивает человека положениями Шариата в приобретении имущества. Например, человек не может приобретать имущество, продавая спиртное или производя его.

قُلۡ مَنۡ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِيٓ أَخۡرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزۡقِۚ

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» (7:32),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَنفِقُواْ مِن طَيِّبَٰتِ مَا كَسَبۡتُمۡ وَمِمَّآ أَخۡرَجۡنَا لَكُم مِّنَ ٱلۡأَرۡضِۖ

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (2:267).

4. В экономических отношениях между людьми, как и во всех других отношениях, Ислам придаёт большое значение доминированию возвышенных ценностей. Примечательно, что в капиталистической экономической системе существует не политика, ориентированная на распределение, а политика, ориентированная на производство. В Исламе же существует политика, ориентированная на распределение, потому что экономическая система Ислама рассматривает распределение как меру удовлетворения потребностей людей. В капиталистической же экономической системе производство направлено на то, чтобы владельцы богатств становились ещё богаче.

Здесь можно обратиться к следующему вопросу: может ли экономическая политика Ислама быть применена в современных условиях в рамках этих принципов?

Поскольку мы не видели и не переживали тех периодов, когда экономическая система Ислама применялась в жизни, у нас могут возникнуть сомнения в том, можно ли её применять в реальности сегодня. Правильно было бы ответить на этот вопрос в двух видах. Во-первых, системы Ислама, предлагающие решение всех жизненных проблем, основаны на Откровении. Всевышний Аллах ниспослал религию, которая устанавливает правила и нормы, по которым должны жить Его творения. Сказать, что законы и предписания этой религии ограничены временем и пространством, значит усомниться в предрасположенности Аллаха и его замысле о рабах как Творца. Поэтому Ислам пришёл с идеей и вероучением для человечества. Эта идея охватывает человека, жизнь и Вселенную, охватывает до и после жизни и устанавливает правильную взаимосвязь между до и после этой жизни и человеком. Это и есть исламская акыда и идея, которая обеспечит развитие человечества. Даже если общество с такой идеей потеряет свои экономические богатства, даже если оно переживёт большую экономическую депрессию, оно сможет восстановить эти ценности с помощью этой идеи. Но если у него нет этой идеи, то ситуация будет похожа на нынешний век. Во-вторых, Ислам со всеми его системами исповедуется на земле уже 13 веков. Эта ситуация показывает реальную действительность. На протяжении 13 веков у Ислама, господствовавшего на огромной территории, была экономическая система, которую он применял на практике. Поэтому с того времени до сегодняшнего дня ничего не изменилось, кроме инструментов. Человек и его потребности не изменились, они остались прежними, и они не изменятся впредь. Ведь природа человека не изменилась, чтобы его потребности могли измениться. Исходя из того, что человек и его потребности не изменились, давайте в заключение этой статьи ещё раз напомним о двух важных принципах исламской экономической политики, которые не изменятся.

1. Ислам удовлетворяет потребности каждого человека, живущего в данном обществе, как человека, и с этой целью побуждает человека приобретать богатство для удовлетворения своих потребностей.

2. Эта политика базируется на едином идейном фундаменте — исполнении дел в соответствии с предписаниями Шариата. Постановления Шариата исполняются людьми через богобоязненность, а государством — через силу власти. Иными словами, в основе исполнения лежит власть руководить и законодательствовать.


Köklü Değişim Dergisi
Махмут Кар



Главное меню