28
Вс, апр

Улемы и политика

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В наши дни, когда правда и ложь переплетаются, а тьма распространяется, самое необходимое для мусульман — это освещающий путь свет и различительный фуркан. Всякий раз, когда человек теряется во тьме, Всевышний Аллах посылает Свои книги и посланников в качестве руководства, света и фуркана (различения) для людей. Они предостерегали людей тем, что им было ниспослано в Откровении, и освещали их пути. После Пророка Мухаммада ﷺ эра новых Божественных книг и посланников закончилась. Наш Господь защитил Свою последнюю Книгу (Коран) от искажений и сделал её светом, руководством и различием вплоть до Судного дня.

Веками халифы управляли по Книге и Сунне, подобно пророкам Бану Исраиль (сынов Исраиля, израэлитов), устанавливая правление исламской мысли и законов. Учёные Уммы в качестве наследников пророков старались распространять руководство и свет, а также стать гарантами исполнения того, что ниспослал Аллах. Однако колоссальное дерево, просуществовавшее 14 веков, было разрушено, когда колониальные неверные создали секулярные, демократические системы вместо Халифата, и теперь вместо законов Аллаха господствуют законы тагута, приносящие лишь угнетение, разрушение и унижение, вновь обрекая человечество на густую тьму.

Да, сегодня у нас нет халифа, который правил бы тем, что ниспослал Аллах. Но есть учёные, которые должны быть подобны звёздам на небе. Ведь Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

إِنَّ مَثَلَ الْعُلَمَاءِ فِي الْأَرْضِ كَمَثَلِ النُّجُومِ فِي السَّمَاءِ يُهْتَدَى بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ فَإِذَا انْطَمَسَتْ النُّجُومُ أَوْشَكَ أَنْ تَضِلَّ الْهُدَاةُ

«Учёные на земле подобны звёздам на небе. По ним люди находят путь в темноте, на суше и в море, а когда звёзды скрываются, люди снова окажутся близки к заблуждению» [1].

Таким образом, учёные подобны звёздам, которые позволяют найти дорогу во тьме. Они являются предводителями на пути к прямому руководству, аргументирующими от имени Аллаха на земле. Только благодаря им устраняются идейные и практические заблуждения, и только они рассеивают тучи сомнений, возникающие в сердцах. Они вызывают гнев шайтана и являются прибежищем веры и опорой Уммы.

Но каково положение учёных в наши дни? Являются ли они светилами, которые позволяют людям находить свой путь? Являются ли они лидерами, идущими впереди Уммы? К огромному сожалению, нет! Потому что они вышли за рамки, установленные Исламом для учёных. Они стоят перед угрозой потери своей личности и идентичности. К сожалению, так же искажены и понятия Ислама, и понятие «учёный», и настоящих учёных на сегодняшний день можно почти по пальцам пересчитать. Основная причина этого заключается в том, что соотношение между учёными и политиками были искажены. Итак, каковы же соотношения между учёным и политиком? К взаимоотношениям и испытаниям современных учёных с политикой следует подходить со стороны двух аспектов. Первый аспект — потеря учёными своей политической личности и идентичности. Второй аспект — превращение в игрушку в руках политической власти. Давайте немного подробнее рассмотрим эти два важных аспекта.

Учёный — это политическая личность

Одной из самых важных обязанностей исламских учёных является распространение исламского призыва среди людей и разъяснение законов Аллаха во всех сферах жизни. Они также обязаны привлекать к ответственности правителей, контролировать их деятельность, давать советы и напоминания, призывать к добру и удерживать от зла. Все эти обязанности относятся к политическим действиям. Ведь исламская политика — это управление и направление людей на основе исламских идей и убеждений. Поэтому в истории Ислама мы видим, что истинные учёные были политическими личностями и деятелями. Они были людьми, обладающими широким знанием исламских наук, занимавшимися политической деятельностью. В любой среде они призывали к защите Ислама и полному воплощению его положений. Наиболее характерной их чертой является привлечение правителей к ответственности в соответствии с Исламом. Иногда они выступают в роли проповедников и учёных в мечети, иногда — в роли наставников в совете Шуры, а иногда — в роли героических командиров на поле боя. Поэтому, как сказал Пророк Мухаммад ﷺ в одном из хадисов, все небесные и земные существа, начиная от ангелов и заканчивая рыбой в воде, муравьями в их муравейниках, молятся о благословении для истинных учёных.

Такие учёные, обладающие политической идентичностью, являются самыми благочестивыми людьми перед Аллахом, которые больше всех боятся Аллаха. Они — надёжные стражи Ислама, которые подобны огню, уничтожающему несправедливость и разрушение. Они не боятся никого и не страшатся осуждения.

Вот это и есть политическая идентичность, которую утратили современные учёные. За исключением небольшого числа, почти все они скорее представляют собой статус «духовного лица», который является западным понятием и личностью, чем истинного «учёного», который является исламским понятием и личностью. Как известно, понятие «духовное лицо» — это опасное понятие, которое колониальные неверные пытались распространить через западное просвещение. Ведь Запад, отделив религию от жизни и государства, создал людей, назначенных только для управления религиозными делами, обрядами, чтением священных книг и молитв. Их назвали духовными лицами. У духовных лиц нет никаких функций в управлении, политике, отношениях государства и народа, контроле деятельности правителя. Их единственная функция связана только с богослужением. И вот это искажённое понятие, принадлежащее западной культуре, так же проникло к мусульманам через образовательные и культурные мероприятия.

Таким образом, в Исламской Умме появились «улема» (учёные, множественное от «алим», часто встречается слово «улемы»), которые прибегают к Аллаху от политики (!), уходят от политических дел и активностей, словно убегая от дьявола (!), занимаются только молитвами, моральными проповедями и наставлениями. Фактически, выступление учёного с политическими посланиями, высказывания, которые могут быть восприняты как вмешательство в политические дела правителей, стали осуждаться как поведение, не подобающее учёному. Атмосфера, созданная в нашей стране, особенно после 15 июля 2016 года [2], сделала практически невозможным для людей, занимающих положение учёных или общественных лидеров, критиковать деятельность правительства с точки зрения Ислама. Те, кто попытался это сделать, столкнулись с возможностью публичного унижения. Таким образом, истинное понимание политической личности исламского учёного находится под угрозой практически полного исчезновения. Если учёные не будут бдительны в отношении этих ловушек и искажений и не будут защищать свою политическую идентичность, то это будет одна из самых больших проблем, которая поставит под угрозу само существование Исламской Уммы. Ведь учёные с политической идентичностью подобны пульсу в организме. Как жизнеспособность организма можно понять по пульсу, так и жизнеспособность Исламской Уммы можно понять по деятельности истинных учёных с политической индивидуальностью.

Учёный не является игрушкой политической власти

В этой статье, в которой мы рассматриваем отношения между учёными и политикой, вторым вопросом, который мы обсудим, является опасность превращения учёных в опору и игрушку политической власти. Если учёный не сможет сохранить свою политическую идентичность, о которой мы говорили выше, и не выполнит свою обязанность по привлечению правителей к ответственности в соответствии с Исламом и призыву людей только к религии и законам Аллаха, то он через некоторое время станет опорой правителей. Ведь учёные являются лидерами мнения в обществе. Значительная часть людей обращается к учёным и равняется на них. В связи с этим учёные всегда оставались мишенью для правителей и находились в центре их внимания. Ведь для правителя, отклонившегося от истины, наибольшей угрозой являются учёные. Если учёные будут отчитывать правителей за их противоречащие Исламу действия, то существует вероятность ослабления власти правителей. Именно поэтому двери темниц и тюрем правителей всегда были открыты для учёных. Им нужны учёные, которые будут молчать перед властью, не критиковать правителей, не давать советов, не высказываться даже словечком, даже не пошевелят губами, чтобы возразить, а будут спокойно соглашаться со всеми действиями, находить оправдания для того, что делают правители, толковать аят и хадис в соответствии с конъюнктурой, словом, поддерживать политическую власть всегда и во всём. В таком случае такие учёные всегда будут на высоте, будут сопровождать правителей везде, будут вознаграждены за свои действия, и они или их близкие будут назначены на самые высокие должности.

Вот здесь и происходит разделение пути для современных учёных. Или они станут опорой и игрушкой в руках власти, чтобы получить похвалу и награду от правителей и занять место в протоколе на пиршествах, или же они не дадут ни малейшей уступки в вопросах Ислама и не пойдут на компромисс, даже ценой попадания в тюрьму. Если они выберут первый путь, возможно, что временно удовлетворят своё эго мирскими желаниями и амбициями. Однако, как плохие учёные и разжигатели раздоров, поддерживающие ложь правителей, помогающие им в несправедливости, подчинившиеся своим эгоистическим желаниям и оправдывающие их поступки, они столкнутся с такой же участью, о которой говорил Пророк Мухаммад ﷺ. Он ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ مَنْ دَخَلَ عَلَيْهِمْ فَأَعَانَهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَصَدَّقَهُمْ بِكَذِبِهِمْ فَلَيْسَ مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُ وَلَنْ يَرِدَ عَلَيَّ الْحَوْضَ وَمَنْ لَمْ يَدْخُلْ عَلَيْهِمْ وَلَمْ يُعِنْهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ وَلَمْ يُصَدِّقْهُمْ بِكَذِبِهِمْ فَهُوَ مِنِّي وَأَنَا مِنْهُ وَسَيَرِدُ عَلَيَّ الْحَوْضَ

«После меня появятся (лживые и жестокие) правители. Кто помогает им в их лжи и помогает им в их притеснениях, тот не имеет ко мне отношения, и я не имею отношения к ним. Они никогда не смогут прийти ко мне у хавза в Раю...» [3].

В другом своём изречении Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Я не боюсь ни верующего, ни многобожника в отношении моей Уммы. Верующий защищён своей верой (от совершения зла). Для многобожника достаточно его неверия. Но я боюсь лицемера, который знает, как говорить с моей Уммой. Они говорят то, чего не знают, и делают то, что им запрещено» [4].

К сожалению, в нашей стране существует множество примеров учёных, которые превратились в опору и игрушку в руках власти. Существует широкий спектр учёных, начиная с тех, кто пытается представить идеи куфра, такие как демократия, секуляризм, республика, национализм и другие, как исламские, и заканчивая теми, кто поддерживает действия правителей, включающие грех и угнетение, как «мудрые» поступки. Эти люди, не отпуская волшебной палочки вроде «меньшее из двух зол» и «изменение времени означает изменение хукмов», умело превращают любой вид неправильного поведения в норму. Присутствие таких учёных только подбадривает правителей. Ведь они знают, что есть люди, всегда готовые оправдать поступки и слова властей. По крайней мере, им не придётся сталкиваться с критикой. Некоторые из них в своих проповедях перед народом могут строго осуждать людей за оставление мандуба или совершение макрух поступка, но при этом не произносят ни слова против крупных грехов и претворения законов тагута правителями.

Вот примеры, которые мы часто видим, и, к сожалению, они являются примерами учёных, которые стали опорой и игрушкой в руках власти. Если учёный, когда это необходимо, молчит, не объясняет истину Ислама, не раскрывает хукм Шариата относительно действий правителей, не вступает в борьбу за справедливость, не обращает внимания на противоречия правителей и не реагирует на совершение кем-либо запретных поступков или на угнетение и несправедливость в отношении Уммы, то его знания принесут ему только унижение в этой жизни и страшное мучение в Последующей.

كَلاَّ، وَاللَّه لَتَأْمُرُنَّ بالْمعْرُوفِ، وَلَتَنْهوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ، ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً، ولَتقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً، أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّه بقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ، ثُمَّ لَيَلْعَنكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Нет! Либо вы повелеваете добро и запрещаете зло, и удерживаете злодея от его проступков, и обращаете его к истине, и делаете его твёрдым на истине, либо Аллах настроит ваши сердца друг против друга. Тогда Он проклянёт вас, как проклял их (Бану Исраиль)» [5].


Köklü Değişim Dergisi
Сердар Йылмаз

1. Ахмад ибн Ханбаль.

2. Попы́тка вое́нного переворо́та в Турции в 2016 году́, также известная как Туре́цкий вое́нный путч (тур. 2016 Türkiye askerî darbe girişimi) — события, произошедшие с вечера 15 по утро 16 июля 2016 года в Турции, когда часть турецких военных предприняла попытку совершить военный переворот в стране, взяв под свой контроль ряд стратегически важных объектов в Анкаре, Стамбуле, Конье, Мармарисе, Малатье и Карсе. Эта попытка обернулась неудачей.

3. Ахмад ибн Ханбаль.

4. Ат-Табари, аль-Баззар.

5. Абу Давуд, ат-Тирмизи.

Главное меню