Общеизвестно, что Турецкая Республика, созданная как свершившийся факт на базе османского наследия, веками правящего над континентами и миром, долгие годы не могла узаконить своё существование в глазах народа в плане управления и суверенитета. Хотя диктатура и практика однопартийного периода на долгие годы оставили мусульман практически бездыханными, понимание того, что порядок должен измениться, всегда оставалось живым в их глазах.
Однако с началом многопартийного процесса понимание того, что спасение от гонений на Ислам и мусульманский народ возможно, если сделать выбор в пользу существующего строя, стало доминирующим. Доминирующим настолько, что существование данного порядка постепенно превратилось из предмета обсуждения в понимание того, что мусульмане получат определённые позиции в результате борьбы внутри системы.
Менталитет основателей республики питался «современной» западной цивилизацией, которую они превозносили. Самое большое зло этой так называемой «современной цивилизации» — внедрение правителями в общество в качестве государственной политики таких ядовитых идей, как секуляризм, национализм и демократия. Нет необходимости объяснять, что подобные понимания и практики наносят удар по объединяющему и сплачивающему братскому сознанию Ислама. В результате поддержки и пропаганды этих раскольнических идей, а также представительства и преемственности политических партий, являющихся их знаменосцами, общественное разделение вышло на гораздо более резкую кривую. Авантюра процветающих в таких условиях политических партий, увлекающих за собой общество ради прихода к власти или получения доли возможностей, продолжается непрерывно до сих пор.
Хотя история избирательных союзов в Турции не стара, попытки в этом направлении не новы. Особенно после 1946 года, когда де-факто оживилась многопартийность, «Демократическая партия» (Demokrat Parti), пришедшая к власти в одиночку на выборах 1950 года, положивших конец диктатуре «Республиканской народной партии» (Cumhuriyet Halk Partisi), укрепила свои позиции и на следующих выборах пришла к власти в одиночку.
Как и положено демократической политике, партии, захватившие власть, через некоторое время становятся авторитарными. Перед выборами 1957 года, чтобы противостоять доминирующему положению «Демократической партии», оппозиционные партии — «Либеральная партия» (Hürriyet Partisi) и «Республиканская национальная партия» (Cumhuriyetçi Millet Partisi) — и «Республиканская народная партия» стали рассматривать возможность создания альянса как необходимость. В конце концов, в результате переговоров оппозиционные партии пришли к компромиссу, и на выборы 1957 года они планировали выйти в составе альянса. Однако внесение «Демократической партией» поправок в избирательный закон перед выборами сделало эту попытку альянса бесплодной. Эта попытка оппозиции стала первой неудачной попыткой в турецкой политике, несмотря на договорённость оппозиционных партий о создании альянса.
В преддверии выборов 1987 года доминирующее положение «Партии Отечества» (Anavatan Partisi) и опасения по поводу избирательного порога поставили на повестку дня вопрос о создании избирательного союза. Хотя лидер «Социал-демократической народной партии» (Sosyaldemokrat Halkçı Parti) Эрдал Инёню и лидер «Демократической левой партии» (Demokratik Sol Parti) Бюлент Эджевит согласились с идеей создания союза, эта попытка так же оказалась безрезультатной, поскольку они не смогли договориться о разделе. Перед выборами 1991 года «Социал-демократическая народная партия» примирилась с новым лицом левых — «Народной трудовой партией» (Halkın Emek Partisi), а справа, под эгидой «Партии Благоденствия» (Refah Partisi), по спискам «Партия Благоденствия» на выборы вышли члены «Националистической рабочей партии» (Milliyetçi Çalışma Partisi) и «Реформистской демократической партии» (Islahatçı Demokrasi Partisi). В результате этот трёхсторонний альянс прошёл в парламент и, в некотором смысле, пожинал плоды союза.
Перед выборами 1995 года «Партия Отечества» создала альянс с «Партией великого союза» (Büyük Birlik Partisi) и провела в парламент 7 депутатов, выдвинув кандидатов по своему списку. Слева, в противовес непримиримой позиции «Республиканской народной партии»/«Демократической левой партии», «Народная трудовая партия» создала альянс с «Демократической партией народов» (Halkların Demokratik Partisi), продолжив собственную традицию, но не добилась успеха.
Перед выборами 2002 года правые партии «Партия истинного пути» (Doğru Yol Partisi), «Партия демократов Турции» (Demokrat Türkiye Partisi) и «Партия просвещённой Турции» (Aydınlık Türkiye Partisi) создали альянс, но остались ниже проходного барьера на выборах и превратились в своего рода «партии-вывески» [1].
Перед выборами 2007 года кандидаты от левого крыла «Демократической левой партии», выступающие против доминирования «Партии Справедливости и Развития» (Adalet ve Kalkınma Partisi), должны были баллотироваться в списках «Республиканской народной партии», а «Партия демократического общества» (Demokratik Toplum Partisi) — не как партия, а как независимые кандидаты. Среди этих независимых кандидатов 22 члена «Партии Свободы и Солидарности» (Özgürlük ve Dayanışma Partisi), «Рабочей партии» (Emek Partisi) и «Социалистической демократической партии» (Sosyalist Demokrasi Partisi) были избраны депутатами парламента. Перед выборами 2011 года «Независимая партия Турции» (Bağımsız Türkiye Partisi) и «Демократическая партия» (Demokrat Parti) образовали альянс. На выборах 2015 года «Партия Счастья» (Saadet Partisi) и «Партия великого союза» образовали альянс правых, а «Рабочая партия» и «Демократическая партия народов» (Halkların Demokratik Partisi) — альянс левых.
В результате внесения поправок в конституцию и проведения референдума 16 апреля 2017 года произошёл отказ от «парламентской системы» британского типа и переход к «президентской системе правления» американского типа. Эта система, представляющая собой своего рода «президентскую модель», была фактически принята после выборов 2018 года. С переходом на эту систему значительно возросло значение избирательных альянсов. В прошлом, вплоть до 2018 года, ряд ограничений и законодательных норм, связанных с избирательным законодательством, затруднял формирование партийных альянсов. Однако после принятия Закона №7102 [2] перед выборами 2018 года альянсы стали официальными.
На выборах 2018 года «ПСР» сформировала «Альянс народа» (Cumhur İttifakı) с «Партией националистического движения» (Milliyetçi Hareket Partisi) и «Партией великого союза» (Büyük Birlik Partisi), а «Республиканская народная партия» (Cumhuriyet Halk Partisi) — «Альянс нации» (Millet İttifakı) с партией «Хорошая партия» (İyi Parti) и «Партией Счастья» (Saadet Partisi). Фактически, американская президентская система предусматривает устранение множества маленьких партий. Однако динамика турецкого общества и политических партий, а также реальность, которая далека от обеспечения долгосрочного абсолютного большинства для партий, которые будут локомотивами двух лагерей, обусловили необходимость использования силы малых партий... На выборах президента и депутатов 2018 года победил «Альянс народа», а на местных выборах 2019 года «Альянс нации» получил важные крупногородские муниципалитеты, что стало долгожданным успехом.
За последний период времени значение альянсов стало всё более важным. Так правый блок, возглавляемый «Партией Справедливости и Развития», и левый блок, возглавляемый «Республиканской народной партией», почувствовали необходимость расширить свои альянсы в преддверии выборов президента и депутатов в 2023 году. В частности, возглавляемый «Республиканской народной партией» «Альянс нации» расширил свой диапазон за счёт оппозиционных правых партий с целью свержения Эрдогана. В итоге, 12 февраля 2022 года 6 партий, включая «Республиканскую народную партию», «Хорошую партию», «Партию Счастья», «Демократическую партию» (Demokrat Parti), «Партию Будущего» (Gelecek Partisi) и «Партию Демократии и Прорыва» (Demokrasi ve Atılım Partisi, DEVA), создали свой фактический альянс в ходе проведённого заседания. В то время как период пандемии и тяжёлого экономического кризиса относительно уменьшал поддержку «Альянса народа», потерю голосов пытались компенсировать за счёт включения в него новых участников. Благодаря участию «Партии великого единства», «Новой партии Благоденствия» (Yeniden Refah Partisi), «Демократической левой партии» и «Партии свободного дела» (Hür Dava Partisi, HÜDA PAR) «Альянс народа», в котором состоят «Партия Справедливости и Развития» и «Партия националистического движения», представлен шестью партиями. Националистические партии, объединившиеся в рамках «Альянса предков» (Ata İttifakı), такие как «Партия Победы» (Zafer Partisi), «Партия Справедливости» (Zafer Partisi), «Партия «Моя страна» (Ülkem Partisi) и «Партия альянса Турции» (Türkiye İttifakı Partisi), так же создали свой собственный альянс. «Альянс труда и свободы» (Emek ve Özgürlük İttifakı) объединил партии «Зелёная и левая партия Будущего» (Yeşiller ve Sol Gelecek Partisi), «Рабочая партия Турции» (Türkiye İşçi Partisi), «Лейбористская партия» (Emek Partisi), «Партия рабочего движения» (Emekçi Hareket Partisi), «Партия социальной свободы» (Toplumsal Özgürlük Partisi) с Федерацией социалистических ассамблей (Sosyalist Meclisler Federasyonu). Однако этот альянс является своего рода внешней поддержкой, так как объявил о поддержке кандидата от «Альянса нации» на президентских выборах.
Впервые в истории политики Турции партии приняли участие в выборах в виде блоков и альянсов. Как система выборов, так и внутренняя и внешняя динамика партий определяли то, на какой полосе они разместятся и чего они хотят достичь с помощью той или иной системы. Конечно, мы также должны учесть сдвиги в оси партий в этом процессе. С одной стороны, «Республиканская народная партия», принявшая «кемализм» в качестве своей миссии и даже считающая его принципы своим кредо, смогла объединиться и создать альянс с «Партией Счастья», «Партией Благоденствия» и «Партией Демократии и Прорыва», которые в принципе — если не на словах, то на деле — выступают против такого менталитета. Кроме того, «Хорошая партия», представляющая националистическую позицию, не возражала быть важной частью этого альянса.
В блоке «Альянс народа» понятно, что «Партия Справедливости и Развития», «Новая партия Благоденствия» и «Партия свободного дела» находятся вместе в силу своей консервативной идентичности. Однако наличие «Партии националистического движения» и отчасти «Партии великого союза» с их ярко выраженным национализмом в этом блоке хотя и не нормально, но это тоже можно понять. Однако участие лаицистко-секулярной «Демократической левой партии» в этом блоке необъяснимо. То, что «Партия Родины» (Vatan Partisi), представляющая коммунистический менталитет, мировоззрение которой основано на отрицании Творца и Аллаха, поддерживает этот альянс даже со стороны, — ещё одна странность.
Понятно, что «Партия зелёных левых» (Yeşil Sol Parti) и «Рабочая партия Турции», принявшие в качестве принципа социалистическое понимание — хотя и имеющие между собой различия по школам и трактовкам этой идеологии — и входящие в «Альянс труда и свободы», оказались в одном блоке, поскольку их менталитет не так уж далёк друг от друга. Однако, несмотря на то, что они создали отдельный блок по разным обеспокоенностям, они поддержали кандидата «Альянса народа» на выборах президента согласно решению альянса.
Точно так же понятно, что составляющие «Альянса предков», объединившиеся на своём понимании расизма, стали блоками, потому что у них одно и то же мировоззрение. Право-левые партии, которые были посланниками демократического порядка, вызвавшего глубокие эмоциональные разногласия в восьмидесятые годы, когда тысячи людей резали друг друга по пустякам, нанося ущерб жизни и имуществу в результате право-левого раскола, теперь взяли на себя роль «голубей мира». На самом деле демократический строй и необходимые для него политические партии существуют не для народа, народ им нужен для продолжения собственного существования и выживания. Поэтому они могут дружить и идти по одному пути с теми партиями и лидерами, с которыми ещё вчера были врагами. Они могут собираться вместе, как будто ничего не произошло, даже если они бросают друг другу оскорбления и проклятия, которые не может принять человеческая честь и достоинство. Те, кто вчера был друзьями, кто годами шёл по одной дороге, кто разделял одни и те же взгляды, сегодня могут обвинять друг друга в «предательстве родины», «воровстве», «бесстыдстве».
Те, кто вчера идейно осуждал национализм, сегодня являются самыми ярыми националистами. Те, кто якобы враждебно настроены к Ататюрку, могут восхвалять его. «Партия Справедливости и Развития» и её лидеры, критикуемые оппозицией как «политические исламисты», на каждой площадке говорят о том, что «демократия, республика и секуляризм являются наилучшим выбором», практически проводя уроки секуляризма! Партии и лидеры, ожидающие исламского управления, не возражают против совместных усилий с теми, кто отменил Халифат — систему управления Ислама. Мы являемся свидетелями того, как непохожие друг на друга люди, о которых говорят: «Невозможно, они не сойдутся, они не пойдут по одному пути», — собираются вместе и идут одной стезёй рука об руку. Ситуация настолько запутана, что «чья рука находится в чьём кармане?» неизвестно, и они проворачивают такие дела, что и дьявол позавидовал бы им.
Когда второй тур президентских выборов стал фактом, мы стали свидетелями того, как те, кто вёл риторику о «родине, нации, религии», ходили по домам, словно на ярмарке лошадей, и словно умоляли отдать за них голоса. Синан Оган, кандидат «Альянса предков», ранее заявлявший, что «националисты не будут участвовать в том же поле, где находится «Партия свободного дела», по каким-то выгодным для него интересам стал сторонником «Альянса народа». «Партия Победы», самая расистская часть «Альянса предков», приняла решение поддержать кандидата «Альянса народа» во втором туре, пожертвовав своими принципами и прежними рассуждениями: «Мы не будем там, где «Демократическая партия народов».
Несмотря на то, что названия, лидеры, логотипы и лозунги партий в Турции отличаются друг от друга, то, что объединяет их в один цвет — это интересы. Нынешний избирательный процесс показал, что ради своих интересов эти партии могут пойти на всё и отказаться от всех своих принципов.
Мы знаем, что демократия — это власть, сформированная на интересах, увлечениях, амбициях и страстях. Мы с каждой трибуны говорим о том, что партии, которые, казалось бы, не могут объединиться, крайности, которые, казалось бы, находятся на разных полюсах, личности, чьи мировоззрения сильно отличаются друг от друга, лидеры, которые делают «принципиальную» риторику, являются апостолами различных идеологий, и что они не могут действовать вне интересов и указаний хозяев, которым они служат.
Тот, кто не может сделать своим девизом следующее веление:
فَٱسۡتَقِمۡ كَمَآ أُمِرۡتَ
«Будь же твёрд на прямом пути, как тебе велено» (11:112), — не в состоянии преодолеть свою приверженность практике быть «человеком интереса».
Партии и лидеры, которые не делают власть исключительно для Аллаха, обречены блуждать в демократическом круге как хамелеоны, меняющие свой окрас.
Те, кто не может сказать: «Власть принадлежит исключительно Исламу! Ничто другое не может быть принято!», — вместо этого приводят к самой большой беде на земле, играя в театр «власть принадлежит народу!»; возможно, они даже не осознают этого. Те, кто пьёт яд демократии, представляя его как «мёд», с помутнённым разумом буквально толкают народ в пропасть.
Те, кого вчера отвергали как «шариатчиков, исламистов», а сегодня отвергают как «политических исламистов», не смогли найти смелости, чтобы столкнуться с этим умонастроением, которое отвергает их, и объявить, что «Ислам — это не просто религия, предлагающая решение на все трудности жизни, но и единственная идеология, приносящая исцеление сердцу и дарящая миру покой, связанная с жизнью в Ахира».
Руководители, которые должны были поддерживать истину как истину, стали мастерами в перемешивании истины с ложью во имя своих интересов.
В конце концов, в каком бы союзе или партии они ни находились, дьявол украсил им все эти превращения, уступки и дерзости во имя своих интересов. Не имеет значения, кто победит и кто проиграет, пока их порядок сохраняется. К сожалению, в любом случае проигравшими в их играх оказываются мусульмане!
Источники:
- «Архив выборов», «YSK.gov.tr».
- «Выборы. Великая буря режима» (Seçimler: Rejimin melhâme-i kübrâ’sı), Мете Каан Кайнар, «Gazete Duvar», «https://www.gazeteduvar.com.tr/secimler-rejimin-melhame-i-kubrasi-makale-1613776».
- «Выборные коалиции в турецкой политике с прошлого до наших дней. Выбор или необходимость?», Эмре Савут, «Dergi Park Akademik», «https://dergipark.org.tr/tr/pub/pausbed/issue/53749/660099».
Köklü Değişim
Ахмет Сапа
1. «Партия-вывеска» — термин, используемый в Турции для обозначения политических партий, не имеющих определённого электората или не претендующих на участие в выборах, но действующих официально.
2. Всего за 3 месяца до преждевременных выборов вошёл в силу Закон №7102 об основных принципах выборов и регистра избирателей, позволяющий формировать союзы между политическими партиями при выборах депутатов турецкого парламента.