05
Сб, окт

Учёные и правители в истории

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Мы поняли ценность наших учёных, когда потеряли их. Мы так же поняли ценность справедливых и праведных правителей, когда потеряли их. Но всё это обошлось Умме настолько дорого, что описать это невозможно. И вот сегодня наши земли разрушены, а мусульмане подвергаются всевозможному угнетению, и это происходит из-за отсутствия учёных, которые говорят правду, не обращая внимания на осуждение, и из-за отсутствия правителей, которые считают своих подданных доверенностью (аманатом) Аллаха и стремятся к исполнению только воли Аллаха.

Сегодня нам нужны богобоязненные учёные и правители, которые играют очень важную роль в выводе мусульман из тьмы в свет; это почти так же необходимо, как хлеб и вода. Между учёными и правителями существует неразрывная жизненно важная связь. Решающее значение этих двух факторов для благополучия общества очевидно. Нельзя не подчеркнуть очевидный факт: учёные и правители являются химическими стабилизаторами общества, ведь их ценности являются защитными для общества. Если они испортятся, то и общество испортится. Даже влияние и воздействие учёных на правителей в их праведном пути неоспоримо. Если соль испортится, то что тогда может сохранить себя от загнивания и разложения? Без сомнения, Посланник Аллаха ﷺ сказал правду:

صِنْفَانِ مِنَ النَّاسِ، إذَا صَلَحَا صَلَحَ النَّاسُ، وَإِذَا فَسَدَا فَسَدَ النَّاسُ، العُلَمَاءُ وَالأُمَرَاء

«Есть два вида людей в народе — если они будут в праведности, то и народ пребудет в праведности, а если они испортятся, то испортится и народ. Это улемы (учёные) и амиры (предводители)» (Абу Нуайм, Ахмад ибн Ханбаль).

Учёные

Учёные — это дар от Аллаха людям. Они как звёзды, светящиеся во мраке ночи, предводители наставлений и наследники пророков на земле. Они являются щитом против развращённых и порочных идей, пытающихся отравить общество. Только они могут развеять тучи сомнений, которые проникают в сердца и умы. Они — те, кого ненавидит сатана. Они — защитники Ислама и опора Уммы. Они — те, кто выкрикивает истину в те времена, когда никто не осмеливается говорить. Они — путеводители для Уммы, оказавшейся в тупике. Ведь мы знаем, что только тогда, когда появляются звёзды или тьма уступает место рассвету, можно рассмотреть путь и идти вперёд.

Пророк Мухаммад ﷺ рассказал нам об учёных следующее:

إِنَّ مَثَلَ الْعُلَمَاءِ فِي الأَرْضِ كَمَثَلِ نُجُومِ السَّمَاءِ يُهْتَدَى بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ فَإِذَا انْطَمَسَتِ النُّجُومُ يُوشِكُ أَنْ تَضِلَّ الْهُدَاةُ

«Учёные на земле подобны звёздам на небе, которые освещают путь во тьме тем, кто на суше и в море, и если заслонятся звёзды, то можно сбиться с пути» (Ахмад ибн Ханбаль).

Они являются наследниками пророков. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَوَاتِ وَمَنْ فِي الأَرْضِ وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأَنْبِيَاءِ

«Прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Упомянутые в хадисах превосходства учёных предназначены для тех, кто следует пути истины, любит добро, призывает к добру, запрещает зло, отчитывает правителей и никогда не уклоняется от подачи им советов, используя свои знания. Они также предназначены для учёных, которые могут пожертвовать своим комфортом во имя блага мусульман, уделять внимание делам Уммы и терпеть любые мучения и трудности на этом пути.

Указанное достоинство, о котором говорят шариатские тексты, принадлежит учёным, которые защищают Ислам, охраняют религию Всевышнего Аллаха и призывают правителей к претворению Шариата Ислама посредством справедливого слова и терпения. Они обладают нравом посланников. Упомянутые учёные без колебаний говорят тиранам: «Вы — притеснители», — развратителям: «Вы — муфсиды», — грешникам: «Вы — мятежники». Они исправляют всё, что противоречит Исламу. При этом они не боятся никого и не страшатся осуждения. Они говорят всем людям, будь то правители или народ: «Устремляйтесь к пути Ислама, к лону спасения, к пути Великого и Восхваляемого Аллаха».

Богобоязненные учёные, несомненно, черпают мужество говорить правду и оставаться на пути истины из Ислама. Их сила исходит из покорности и преданности Аллаху, Владыке Ислама и Дня суда. Они черпают силу — как в случае с Ахмадом ибн Ханбалем — из своей «праведной борьбы».

Вы знаете, что Ахмад ибн Ханбаль столкнулся с трудностями из-за споров о том, является ли Коран сотворённым; его заключили в тюрьму, он был подвергнут пыткам и издевательствам. Его сын рассказывает: «Я часто слышал, как мой отец молится: «О Аллах, прости Абу Хайсама, прости его». Он много молился за этого человека». Однажды сын Ахмада ибн Ханбаля Абдуллах спросил: «Отец, кто такой этот Абу Хайсам?». Имам начал рассказывать: «Однажды, когда меня вели к бичеванию в тюрьме, кто-то взял меня за плечо и сказал: «Ты меня узнаёшь?». Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Я — Абу Хайсам, известный как вор, хулиган, контрабандист. В диване правителя верующих написано, что мне нанесли в общей сложности 18 тысяч ударов плетью. Я получил 18 тысяч ударов плетью в разное время, но получил их за ложный путь, за подчинение дьяволу, за противление Аллаху, но я не сдался. Я терпел это ради мирских благ. Ты же — на пути Аллаха, в борьбе за правду, так что терпи, о Имам». Я всегда помнил и припоминал слова Абу Хайсама, когда меня били плетью, и это укрепляло моё терпение и решимость».

Перед тем как перейти к теме «Учёные и правители в истории», которая является основной темой нашей статьи, мы хотели бы пролить свет на отношения современных учёных с правителями. К сожалению, отношения между учёными и правителями сегодня не такие, как мы знаем из истории. Почти невозможно найти учёного, который осудил бы злодеяния правителей. Можно сказать, что мы переживаем «нехватку (дефицит) учёных». Вокруг правителей собралось множество учёных, которые молчат о злодеяниях султанов и своими фетвами открывают путь для их злодеяний. Вокруг нас полно учёных, которые предпочитают говорить о том, что нарушает умыслы, вместо того, чтобы говорить о злодеяниях, совершаемых правителями. Вокруг нас множество учёных, которые в своих беседах заявляют о враждебности к неверным, но в то же время не осуждают правителей, которые тесно дружат с ними. Вместо того, чтобы говорить о том, какие ужасы совершают колониальные неверные и дружащие с ними правители, наши учителя говорят об этикете и правилах питья, еды и т.п.

Сегодня среди нас много учёных, которые служат правителям, но почти нет тех, кто осудил бы правителей. Подходить к правителям, устанавливать с ними близкие отношения — это может стать большим искушением для учёных. Такое состояние является одним из наибольших средств, которыми шайтан пользуется для того, чтобы ввести человека в обман. Особенно если учёные, приближающиеся к правителям, пытаются быть приемлемыми и угодными в своих разговорах с ними. Увы, что же будет с ними! Шайтан шепчет им такие слова. Поведение Ахмада ибн Ханбаля, который даже отказался от еды, предоставленной его сыном, который дружил с правителями, заслуживает внимания. В исторических книгах рассказывается следующее:

«Сын Ахмада ибн Ханбаля Салих ибн Ахмад один год занимал должность кади в Исфахане. Днём он постился, а ночью молился до утра. Он спал менее двух часов ночью. В своём доме он построил комнату, где не было видно двери. Он проводил там ночи. Он не хотел, чтобы кто-то приходил к нему ночью и обнаруживал запертую дверь. Таков был этот кади. Однажды для Имама Ахмада испекли хлеб. Дрожжи для этого хлеба взяли у его сына Салиха. Когда принесли хлеб, он спросил: «Откуда этот хлеб?». Они ответили: «Дрожжи взяты у Вашего сына Салиха». Он сказал: «Он один год занимал должность кади в Исфахане, мы не можем съесть этот хлеб». Затем его спросили: «Что же нам делать с этим хлебом?». Имам ответил: «Положите его туда. Если придёт нищий, скажите, что тесто сделано на дрожжах Салиха, пусть возьмёт его, если хочет». Хлеб лежал там сорок дней, ни один нищий не пришёл и не взял его. Он покрылся плесенью. Когда он покрылся плесенью, этот кусок хлеба выбросили в реку Тигр. Когда Имам не обнаружил хлеба на том месте, то спросил: «Что вы сделали с хлебом?». Ему ответили: «Мы выбросили его в реку Тигр, потому что он заплесневел». После этого Имам Ахмад не ел рыбу, выловленную в реке Тигр».

Согласно рассказу аль-Байхакы, Имам Ахмад ибн Ханбаль не ел хлеб, испечённый в печи его сына Салиха, потому что его сын Салих принял некоторые подарки от халифа аль-Мутаваккиля Алаллаха.

Эти великие учёные, имена которых мы сегодня вспоминаем с гордостью, отличались знаниями, делами, благочестием, самоотречением, смелостью в высказывании истины, приверженностью справедливости, твёрдостью в следовании постановлениям Шариата, защитой законов Шариата, принятием дела Ислама для воплощения законов Шариата на земле и противостоянием деспотичным правителям, которые отвернулись от Аллаха, а Аллах отвернулся от них.

Это те качества, которые мы хотим видеть в современных учёных.

Учёные и правители в истории

В исламском обществе одной из самых важных обязанностей учёного является призыв к добру и запрещение зла. Учёный должен следить за тем, выполняются ли в обществе заповеди и запреты Аллаха в полной мере, следить за тем, насколько власть соблюдает заповеди Аллаха, и предупреждать её об этом, а также просвещать народ по этому вопросу. Учёный — это ведущая личность Уммы. Учёный — это тот, кто поддерживает достоинство Ислама во всех отношениях, тот, кто прилагает усилия для установления господства Ислама, и он никогда не откажется от обязанности отчитывать правителей, которые пренебрегают исполнением религии Аллаха.

Учёные принимают за своё кредо слова Пророка Мухаммада ﷺ:

كَلاَّ، وَاللَّه لَتَأْمُرُنَّ بالْمعْرُوفِ، وَلَتَنْهوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ، ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً، ولَتقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً، أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّه بقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ، ثُمَّ لَيَلْعَنكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Но нет! Клянусь Аллахом, вы непременно будете приказывать одобряемое, непременно будете запрещать порицаемое и будете непременно хватать притеснителя (тирана) за руку. И вы непременно будете склонять его перед истиной, вы непременно будете ограничивать его истиной, или же Аллах столкнёт ваши сердца друг с другом, а потом проклянёт вас, как проклял их (Бану Исраиль)» (Абу Давуд, ат-Тримизи).

Абу Ханифа, благочестивый учёный, посвятивший себя тому, чтобы любой ценой донести до людей истины Ислама, является воплощением упомянутого нами хадиса. Ибн Хубайра хотел использовать учёных в качестве щита, чтобы предотвратить развитие событий, неблагоприятных для Омейядского государства. Так он пригласил в провинцию Ибн Абу Лайлу, Ибн Шубруму и Давуда ибн Абу Хинда, предоставив каждому из них важные обязанности в управлении государством. Он также послал приглашение в провинцию Абу Ханифе, желая передать ему печать государства. Все указания должны были вступать в силу только после одобрения Абу Ханифы. Имам Азам Абу Ханифа отказался принять эту должность. Ибн Хубайра поклялся избить его, если он не согласится. Другие учёные сделали всё возможное, чтобы убедить Абу Ханифу принять должность. Он сказал своим друзьям:

«Как я могу согласиться на такое предложение, когда я не согласился бы, даже если бы вали попросил меня выполнить простую работу, например, пересчитать двери в мечети Васита. Он попросит меня написать смертный приговор человеку, которого он обезглавит, и я соглашусь на это? Клянусь Аллахом, я никогда не возьму на себя такую ответственность». Получив этот ответ, Ибн Абу Лайла сказал остальным правоведам (факихам): «Оставьте Абу Ханифу, потому что он говорит правду».

Вали оказался бессилен и беспомощен перед твёрдой волей Абу Ханифы. Он попытался добиться своего, заточив Абу Ханифу в тюрьму. От ударов кнута палача у него распухла голова. Палач устал бить его, но Имам не соглашался с несправедливостью. Он стоял на своём и продолжал говорить:

«Я не соглашусь даже считать столбы мечети, не говоря уже о том, чтобы занять должность в управлении государством».

Ибн Хубайра сказал Абу Ханифе, что если он не согласится на эту должность, то будет бить его по голове, пока тот не умрёт. Имам Азам ответил с полной решимостью: «Это одноразовая смерть». Тогда вали нанёс ему двадцать ударов плетью по голове. Имам Азам сказал вали: «Подумай о своём положении перед Аллахом в Судный день, оно будет гораздо более жалким, чем моё положение перед тобой. Не угрожай мне за то, что я сказал «Ля иляха илляллах». Аллах спросит с тебя за меня и не примет в качестве ответа ничего, кроме правды».

Примеров мужества, с которым наши предшествующие (саляф) учёные говорили правду против правителей, бесчисленное множество. Сейчас мы хотели бы поделиться одним из редких примеров учёных, которые учили тому, как следует жить сегодня, выполняя «Амр биль-маруф ва нахй аниль-мункар»... Этот учёный, шейх Абдульазиз аль-Бадри, был одним из современных учёных, которого казнили в возрасте сорока лет за то, что он говорил правду [1]. Шейх был бескомпромиссен в призыве к добру (амр биль-маруф) как обычного люда, так и властей. История, которую мы упомянем, заслуживает внимания, так как показывает эту характеристику/позицию аль-Бадри и может послужить наставлением для современных учёных.

Абдульазиз аль-Бадри вернулся из паломничества в 1963 году, когда в Ираке был свергнут Абдель Керим Касем, и на его место пришёл президентом страны Абдуль Салам Ареф. Абдуль Салам Ареф принял странное управление, которое взяло часть Ислама, оставив другую часть, и пыталось объединить Ислам с социализмом. Шейх начал во всеуслышание заявлять, что такая практика смешивания правды и лжи должна быть явно отвергнута. Однажды, когда шейх выступал с проповедью в мечети Адиле Хатун (1964 или 1966 год), в мечеть вошли Абдуль Салам Ареф, министр внутренних дел и начальник разведки. Увидев, как они входят, Абдульазиз аль-Бадри сразу же оставил свою тему, по которой читал лекцию, и обратился к ним, сказав:

«Послушай, Абдуль Салам! Этот народ сверг Абдель Керима Касема, а не ты! Этот народ, свергнувший Абдель Керима, однажды свергнет и тебя! О Абдуль Салам! Если ты приблизишься к Исламу на дюйм, мы приблизимся к тебе на локоть, и если ты приблизишься на локоть, мы приблизимся к тебе на аршин». Шейх продолжил свою проповедь в том же духе и подчеркнул, что Исламский Шариат должен господствовать, что все системы, отличные от Ислама, являются системами джахилии, и они должны быть категорически отвергнуты. После проповеди и намаза он не встал со своего места до тех пор, пока президент и сопровождающие его лица не покинули мечеть.

Будучи исламским учёным, шейх Абдульазиз аль-Бадри без колебаний говорил правду перед лицом угнетателя и не сдавал своей благородной позиции. После этой встречи президент немедленно приказал лишить шейха возможности проповедовать и преподавать и обязал его проживать в домашнем аресте.

Исламская Умма смогла породить таких учёных, как Ахмад ибн Ханбаль, Имам Абу Ханифа, Имам аш-Шафии, шейх Ибн Таймия и Абдульазиз аль-Бадри, которые сделали целью своей жизни достижение истины и действовали в соответствии с девизом «Я предпочитаю быть в хвосте истины, чем в голове лжи» и которые наполняли свои мешки только истиной.

Из их числа вышли правители, такие как Умар ибн Абдульазиз, который, будучи обладателем скромной одежды, сказал тем, кто советовал ему лучше одеться и украситься: «Самая благородная экономия — это та, которая совершается в изобилии, и самая благородная милость — это та, которая оказывается, когда ты властвуешь». В ближайшем будущем появятся учёные, которые обретут славу благодаря Исламу, а также правители, которые увековечат славу Ислама, возвысят Ислам, сделав неверие униженным, и не будут они править ничем помимо законов Аллаха, с позволения Аллаха.


Köklü Değişim Dergisi
Абдуллах Имамоглу

1. «Ислам между учёными и правителями», Абдульазиз аль-Бадри.