Джихад означает прилагать усилия на пути Аллаха непосредственным участием в сражении или помогая этому делу имуществом, мнением, увеличением численности войск или любым другим способом. Каждое сражение с целью возвеличить Слово Аллаха — это джихад.
Помощь мнением, если оно связано непосредственно со сражением, как составление плана битвы или выражение своего мнения по поводу стратегии боя, тоже считается джихадом. Что касается высказывания мнения по поводу врагов по какому-либо вопросу, не связанному непосредственно с битвой, то это не считается джихадом.
Выступление с проповедью перед военными для поднятия боевого духа или же написание статьи, побуждающей к сражению, — всё это является джихадом. Остальное же не считается джихадом. Джихад — это само сражение и то, что непосредственно связано со сражением. Муджахиды — это те, кто непосредственно участвует в битве. Джихад является обязательным (фард) согласно Корану и хадису. Аллах говорит:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху» (8:39),
قَاتِلُوا الَّذِينَ لا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلا بِالْيَوْمِ الآخِرِ وَلا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَلا يَدِينُونَ دِينَ الْحَقِّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حَتَّى يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29),
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قَاتِلُوا الَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ الْكُفَّارِ وَلْيَجِدُوا فِيكُمْ غِلْظَةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ
«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах — с богобоязненными» (9:123).
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَى مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنجِيلِ وَالْقُرْآنِ وَمَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ مِنَ اللَّهِ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُم بِهِ وَذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (9:111).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ
«Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха» (Муслим),
الْجِهَادُ مَاضٍ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ
«Джихад будет продолжаться до Судного дня» (Абу Дауд),
بُعِثْتُ بِالسَّيْفِ بَيْنَ يَدَيِ السَّاعَةِ
«Я был послан с мечом в преддверии Судного дня» (Ахмад).
В хадисе аль-Хасана (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَغَدْوَةٌ في سَبيلِ اللهِ، أَوْ رَوْحَةٌ، خَيْرٌ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا
«Поистине, сражение на пути Аллаха, утром или вечером, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть!» (Бухари).
Наступательный джихад является общей обязанностью (фард кифая), однако при нападении врага джихад становится обязанностью каждого мусульманина (фард айн). Общая обязанность наступательного джихада означает, что мы сами обязаны вступать в сражение с врагом, даже если он не начинает первым. Если со стороны мусульман наступательное сражение не ведётся вовсе, тогда каждый мусульманин становится грешником. Если жители Египта и Ирака ведут джихад, то это не снимает ответственности за ведение джихада с жителей Индии и Индонезии. Джихад ведётся с ближайшим врагом и остаётся обязательным до тех пор, пока не соберётся достаточное количество воинов для победы. Если же сражение требует участия всех мусульман, тогда джихад станет обязанностью каждого мусульманина в отдельности (фард айн).
То же самое касается установления Исламского Государства, что является обязанностью всех мусульман. Если часть мусульман установит государство, тогда обязанность спадает с остальных. Однако они не избавятся от греха за то, что до установления государства не приняли участие в этом деле. Если никто не установил государство, тогда обязанность ложится на всех мусульман до тех пор, пока не наберётся достаточное количество. В джихаде же, если враг не был отброшен, обязанность участия в нём ложится на мусульман, пока не наберётся достаточное количество воинов.
Исходя из вышесказанного, мы считаем ошибкой мнение некоторых учёных о том, что если часть мусульман взялась за выполнение фарда кифая, тогда с остальных снимается ответственность. Согласно их мнению, если, к примеру, жители Алжира выступили с джихадом против французов, тогда с остальных мусульман снимается ответственность независимо от того, покинула Франция Алжир или нет. То есть, по их соображениям, раз часть мусульман взялась за выполнение фарда, то с остальных ответственность снимается. Такое понимание, несомненно, является ошибочным, и в этом не было разногласий среди учёных Ислама со времён Посланника Аллаха ﷺ до наших дней. Их мнение противоречит категоричным текстам Корана, которые гласят об обязательности ведения джихада до тех пор, пока враг не будет окончательно повержен и вытеснен.
Согласно категоричным текстам Корана, джихад против французского колонизатора в Алжире был обязательным для всех мусульман, а не только для жителей Алжира. Когда жители Алжира выступили с джихадом против колонизатора, это не сняло ответственности с жителей Египта, Ирака и других стран. Они тоже были обязаны выступить с джихадом и находились в грехе до тех пор, пока Франция не покинула Алжир.
Следовательно, мы говорим, что пояснение некоторыми учёными термина фард кифая является ошибочным. Правильное же понимание заключается в том, что фард кифая остаётся обязательным до тех пор, пока дело не будет выполнено. Если дело выполнено, тогда ответственность снимается с мусульман, а если не выполнено, тогда не снимается.
Установление Исламского Государства является фардом для всех мусульман. Даже если Хизб ут-Тахрир ведёт деятельность для установления государства, всё равно ответственность не снимается с остальных мусульман до тех пор, пока цель не будет достигнута. Они находятся в грехе, кроме тех, кто непосредственно приступил к выполнению этого дела. Точно так же джихад против Франции в Алжире и джихад против Британии в Омане является фардом для всех мусульман. Даже если жители Алжира выступили с джихадом против Франции, а жители Омана — против Британии, всё равно с остальных мусульман не снимается обязанность вести джихад против них до тех пор, пока неверные не будут окончательно вытеснены из стран мусульман. Грех же будет снят только с жителей Алжира, поскольку только они выступили с джихадом, а остальные мусульмане остаются в грехе в силу своего бездействия.
Сегодня неверный колонизировал некоторые мусульманские страны. Джихад против него является фардом для всех мусульман и останется таковым. Мусульмане будут считаться грешниками до тех пор, пока не очистят свои земли от власти неверного и не начнут сражение против своих врагов. Когда это произойдёт, тогда и снимется ответственность со всех мусульман. Но до тех пор джихад останется обязательным для всех мусульман, и они будут находиться в грехе в случае отказа от джихада, даже если другие уже ведут джихад и не могут достигнуть цели.