Процесс отвращения мусульман от соблюдения шариатских хукмов (постановлений) осуществляется различными методами.
Одним из самых коварных методов является то, что некоторые люди утверждают, что будто бы мнения имамов-муджтахидов, таких как Шафии, Джафар ас-Садик или Абу Ханифа, не являются шариатскими хукмами, а являются лишь их мнениями, придерживаться которых не обязательно. Они утверждают, что шариатским хукмом является только аят или хадис. В результате этого шариатским хукмом для них стало только то, что прямо сказано в тексте или прямо понимается из текста. Соответственно, для них многие современные проблемы и актуальные вопросы, которые не упоминаются так или иначе в шариатских текстах, остаются открытыми, как будто для них нет шариатских решений. В таких вопросах каждый из них начинает действовать согласно своему мнению. У каждого включается смекалка, после чего он принимает решение, которое считает нужным и которое соответствует его желаниям. Нет сомнения в том, что это большой грех, искажение Исламского Шариата, противоречие принципу иджтихада и отклонение людей от шариатских хукмов.
Коран и Сунна — это источники Исламского Шариата, и они имеют обширные рамки и значения. Шариатские тексты имеют законодательные смыслы, подразумевающие одну или несколько определённых реальностей. Следовательно, их нужно изучать с законодательной точки зрения. Затем нужно принимать их прямые значения (мантук), то есть значения, на которые указывает текст, или принимать их понимаемые значения (мафхум), то есть значения, на которые указывают смысл текста, или принимать их требуемые значения (иктида), то есть значения, которые вытекают как из мантука, так и из мафхума. Слова в тексте имеют лексические значения и шариатские значения. Иногда в других текстах конкретизируется (тахсис) общее значение или ограничивается (такъйид) абсолютное выражение. Иногда в других текстах имеются дополнительные указания (карины), которые уточняют значение того или иного текста, то есть уточняют, что хукм требования — обязательность, рекомендация или дозволенность, либо уточняют, что хукм требования — запрет или нежелательность. Также дополнительные указания могут определять, касается ли текст определённого случая (хасса) или касается многих положений (амма). Кроме того, аяты и хадисы скрывают много других деталей. Поэтому их следует изучать с законодательной точки зрения, а не только с языковой или логической. Отсюда и появляются разные мнения относительно одного текста, которые могут даже расходиться в значении между собой.
Вышесказанное касалось указаний самого текста. Разногласия могут возникать относительно того, принимается хадис или не принимается, так же они могут возникать относительно хукма, выведенного из хадиса. Отсюда и появляются разные мнения. Как мнение одного муджтахида считается шариатским хукмом, так и противоположное мнение считается шариатским хукмом до тех пор, пока они исходят из шариатского текста. И здесь нет разницы, насколько много этих мнений или насколько они противоречивы. Как мы говорили, шариатский хукм — это обращение Законодателя касательно поступков человека. Чтобы обращение Законодателя или Откровение обрело статус шариатского хукма, человек должен понять смысл обращения, потому что только после понимания он может действовать согласно этому обращению. После того, как устанавливается вид обращения, а именно — это хадис или аят, человеку следует понять его значение, и только после этого текст можно назвать шариатским хукмом. До того, как будет установлен вид текста и будет исследовано его значение, нельзя считать это шариатским хукмом. То есть текст обретает силу обращения Законодателя только после его исследования и осознания его значения. Шариатский хукм — это мнение, которые вытекает из текста, и оно по праву называется обращением Законодателя. Исходя из этого, мнение муджтахида считается шариатским хукмом до тех пор, пока опирается на Коран и Сунну, а точнее — на шариатские значения хадиса или аята.
Поэтому мы и говорим, что мнения прежних муджтахидов из числа основателей мазхабов и других считаются шариатскими хукмами. Так же и мнения современных муджтахидов считаются шариатскими хукмами. И даже мнения будущих муджтахидов в любые времена и в любых местах будут считаться шариатскими хукмами до тех пор, пока их мнения будут выводиться посредством правильного иджтихада и опираться на шариатские доказательства. Посланник Аллаха ﷺ признавал шариатскими хукмами некоторые понимания текстов среди мусульман и так же признавал разногласия по ним. Когда союзные племена выдвинулись на битву, которая получила название Хандак, Пророк ﷺ приказал глашатаю, и тот громким голосом провозгласил:
إِنَّ مَنْ كَانَ سَامِعاً مُطِيعاً فَلَا يُصَلِّيَنَّ الْعَصْرَ إِلَّا فِي بَنِي قُرَيْظَةَ
«Кто проявляет послушание и подчинение, пусть совершит намаз аср на территории племени Бану Курайза» (Ибн Касир).
Некоторые поняли так, что не следует совершать намаз аср в Медине и совершили его только по прибытии в Бану Курайза. Другие поняли так, что следует поспешить добраться до Бану Курайза, чтобы успеть совершить намаз аср там, а когда поняли, что не успевают, то совершили намаз и потом отправились в Бану Курайза. Когда об этом рассказали Посланнику Аллаха ﷺ, он одобрил оба мнения. Точно так же сподвижники разногласили относительно понимания некоторых хадисов и аятов. Они придерживались разных мнений. Но каждое их мнение считалось шариатским хукмом. И они сами считали, что мнение любого муджтахида относительно текста считается шариатским хукмом.
Таким образом, Сунна и единодушие сподвижников (иджма ус-сахаба) указывают на то, что мнение, выведенное муджтахидом, считается шариатским хукмом. И тот, кто вывел это мнение, обязан придерживаться его, как и те, кто посчитал это мнение правильным или кто последовал за этим муджтахидом.