03
Вт, дек

Является ли знамя Посланника Аллаха ﷺ выдумкой, как об этом утверждает Шариф Джабер?

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

На сайте «sasapost.com» Шариф Джабер опубликовал статью под названием «Одержимость чёрными флагами — между правдой и выдумкой». Мы кратко изложим наиболее важные моменты из этой статьи.

1) Джабер утверждает, что существование знамени или флага в государстве Халифат, или у посланника Пророка Аллаха ﷺ, или же в Исламе — это всего лишь выдумка, чуждая для религии Аллаха.

2) Во втором абзаце своей статьи он приводит ряд достоверных хадисов, в которых говорится о том, что у Посланника ﷺ было чёрное знамя и белый флаг. После чего, игнорируя эти хадисы и не рассматривая их для правового исследования, он переходит к другим хадисам, в которых говорится о цветах знамени, красные они или жёлтые, а также о том, что на них были написаны слова единобожия. Джабер утверждает о слабости этой группы хадисов.

Возникает вопрос: поскольку в своей статье автор утверждает, что существуют достоверные хадисы, в которых говорится, что у Посланника ﷺ было знамя, и он признаёт существование знамени, то каким образом это согласуется с первым абзацем, где утверждается о том, что у Посланника ﷺ не было знамени и это выдумка и посторонняя мысль в религии Аллаха?

В ответ на эту статью я хочу сказать следующее, и да поможет мне в этом Аллах! Знайте, что армия должна иметь флаги (Лива) и знамёна (Райа). Разница между флагом и знаменем заключается в том, что флаг (Лива) — это то, что крепится на кончике копья и развивается на нём, он большой по размеру и указывает на местонахождение командующего армией, сопровождая его везде, где бы он ни находился.

Что касается знамени (Райа), то оно даётся командирам корпусов и отдельных войск и выносится на поле боя, по этой причине его ещё называют «Матерью войны». Знамён может быть много, в отличие от флага, его так же крепят к копью или шесту и оставляют виться на ветру.

Так использовались флаги (Лива) и знамёна (Райа) в исламской армии во времена Посланника ﷺ. Бухари передал со слов Анаса (р.а.), что Пророк ﷺ сообщил людям о смерти Зейда, Джафара и Ибн Равахи ещё до того, как известия о них (были доставлены гонцами), и он сказал:

أَخَذَ الرَّايَةَ زَيْدٌ فَأُصِيبَ، ثُمَّ أَخَذَ جَعْفَرٌ فَأُصِيبَ، ثُمَّ أَخَذَ ابْنُ رَوَاحَةَ فَأُصِيبَ

«Зейд взял знамя и был сражён, потом взял его Джафар и был сражён, а потом взял его Ибн Раваха и (тоже) был сражён». Ат-Тирмизи передал от аль-Хариса ибн Хасана аль-Бакри, который сказал: «Мы пришли в Медину и застали Посланника Аллах ﷺ на минбаре, а перед ним с мечом стоял Билал, и около него были чёрные знамёна (Райа). Я спросил: «Что это за знамёна?», — и нам ответили: «Амр ибн Аль-Аас вернулся с похода». В обоих «Сахихах» передаётся, что Пророк ﷺ, сказал:

لَأُعْطِيَنَّ الرَّاَيةَ غَدًا رَجُلاً يُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيُحِبُّهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ، فَأَعْطَاهَا عَلِيّاً

«Завтра я вручу это знамя (Райа) тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник», — и вручил знамя (Райа) Али». Передаётся у ан-Насаи со слов Анаса: «У Ибн Умм Мактума было чёрное знамя, когда он участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в сражениях». Из вышесказанного ясно, что войско во времена Пророка ﷺ имело флаги и знамёна.

При детальном изучении этих текстов становится ясно, что знамя (Райа) меньше флага (Лива), флаг (Лива) вручается командующему армией и водружается над военным лагерем как указание на местонахождение командующего. Знамя (Райа) вручается войскам, находится у командиров батальонов и рот и у различных армейских подразделений. По количественному соотношению в армии много знамён (Райа), а флаг (Лива) — один.

Что касается их цвета, то из текстов ясно, что знамя (Райа) Посланника ﷺ было чёрным, а его ﷺ флаг (Лива) был белым. Ат-Тирмизи передал от Ибн Аббаса, который сказал: «Знамя (Райа) Посланника Аллаха ﷺ, было чёрным, а его флаг (Лива) был белым». «Пророк ﷺ, когда входил в Мекку, имел флаг (Лива) белого цвета». В приведённом выше хадисе от аль-Хариса ибн Хасана говорится: «И около него были чёрные знамёна (Райа)».

Все эти хадисы указывают на то, что флаг (Лива) белый, а знамя (Райа) чёрное.

Знамя имело четырёхугольную форму и было изготовлено из шерстяной ткани. От аль-Бара ибн Азиба, приводится: его спросили о знамени Посланника ﷺ, каким оно было? Он сказал: «Оно было чёрным, четырёхугольным, сделанным из намиры (разновидность ткани)». Ат-Тирмизи и Ахмад, передают, что значение слов «из намиры» означает плащ, сделанный из шерсти, и на нём было написано:

لا إله إلا الله محمد رسول الله

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха».

То же самое говорится и о флаге, он был четырёхугольным, сделан из шерсти, и на нём было написано:

لا إله إلا الله محمد رسول الله

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Однако он большего размера, чем знамя, и надпись на нём чёрного цвета на белом фоне.

3) В третьем абзаце статьи автор задаётся вопросом о военном знамени: оно является просто знаменем или государственной символикой? При этом он предполагал, что в то время это было просто одним из средств, необходимых для ведения войны, чтобы различать своих от чужих, а сейчас реальность иная и правила иные, так как войны тех времён отличаются от войн современности. Он утверждает, что сегодня нет смысла в наличии знамён, поскольку современные средства связи не нуждаются в знамёнах. Но автор забывает о том, что видит собственными глазами в современных войнах, как оборачивают тела погибших во флаги своей страны, как армейские командиры отдают честь флагам и как используют их в официальных церемониях. Однозначно, современные государства уделяют особое внимание своим флагам!

Автор также забывает и о том, что Посланник ﷺ посылал небольшие отряды и вручал им знамёна. Передаётся, что отряд Хамзы ибн Абдульмутталиба был первым отрядом, которому Посланник ﷺ вручил флаг, его отряд состоял из тридцати человек. Говорится, что отряд Убайды ибн аль-Хариса, состоящий из шестидесяти человек, был одним из первых отрядов в эпоху Посланника ﷺ. Каждому из них вручался флаг. И тут возникает вопрос: для какой связи вручались знамёна этим малочисленным отрядам? Очевидно, утверждение о том, что знамёна нужны для того, чтобы держать связь между отрядами — это домыслы автора, которые не имеют никакого отношения к реальности.

Поскольку в своей статье он не привёл экспертного мнения, которое бы обосновывало необходимость флагов с различными цветами и формами в современное время, по его утверждению получается, что использование флагов в качестве государственной символики над разного рода учреждениями является бессмыслицей и не является законом Шариата! Автор забывает, что Посланник ﷺ обычно вручал знамёна командующим армией в мечети, когда посылал их в поход. Это был особый флаг, и во многих хадисах говорится, что он был сделан из плаща Аиши (р.а.), и цвет его был чёрный!

Поскольку армия является одним из государственных аппаратов, которому Посланник ﷺ уделял особое внимание, то вручение флагов или знамён командующим армиями и бригадами в случае войны было не чем иным, как представительством государства, которое демонстрирует свою символику на войне.

Посланник ﷺ хранил знамя и флаг в Медине, и когда армия готовилась выйти в поход, он доставал их и вручал командующему. Иными словами, флаг и знамя вручались государством в лице его главы. Флаг и знамя находились в Медине у Посланника ﷺ, у Саада ибн Убады и у Али, да будет доволен Аллах ими обоими, в мирное время и во время войны.

Как может прийти в голову человеку, что государство не имело знамён, что они предназначены только для ведения войны и не могут использоваться в качестве символики или как государственный флаг?

Ибн Абу Шайба сказал в своей книге «О вручении и принятии флага»:

34295 — Абд ар-Рахман ибн Махди рассказал нам от Суфьяна, от Ибрахима ибн аль-Мухаджира, от Ибрахима о том, что Пророк ﷺ вручил (флаг) Амру ибн Аль-Асу.

34296 — Мухаммад ибн Фудайль рассказал нам со слов аль-Валида ибн Джумайи, со слов Хабиба ибн Абу Сабита о том, что Абу Бакр сказал Халиду ибн аль-Валиду: «Дай мне своё копьё», — затем он привязал к нему флаг и сказал Халиду: «Иди, ибо Аллах с тобой».

Вручать знамя полководцу является одним из государственных дел, которые совершал Посланник ﷺ и совершали халифы после него. Знамя или флаг олицетворяют государство, а также олицетворяют повиновение армии тому амиру, которому вручили этот флаг. Повиновение является одним из столпов построения любой армии. Таким образом, его вручали и принимали. Смысл этого заключается в том, что Посланник ﷺ, а после него — и праведные халифы, поступал именно таким образом. Известно, что действия Посланника ﷺ являются законом, и ими необходимо руководствоваться.

Поступки Посланника ﷺ бывают трёх видов: врождённые, поступки, присущие только ему, и все остальные поступки, которые не являются присущими только ему или врождёнными (природными для человека). Передача знамени Пророком ﷺ не подпадает под категорию врождённых или же присущих только ему поступков, а является законодательным действием, и нет разногласий в том, что в таких поступках нам приказано следовать примеру Посланника ﷺ. Нет никаких сомнений в том, что эти поступки являются таким же шариатским доказательством, как его слова и молчаливое согласие, и обязательным является руководствоваться ими, как об этом сказал всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«В Посланнике Аллаха для вас есть прекрасный пример» (33:21), —

а также слова Всевышнего:

إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَى إِلَيَّ

«Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении» (6:50), —

и Его слова:

قُلْ إِنَّمَا أَتَّبِعُ مَا يُوحَى إِلَيَّ مِنْ رَبِّي

«Скажи: Я следую только за тем, что внушается мне в откровении от моего Господа» (7:203).

Это в целом всем известно, и это требование охватывает все поступки Посланника ﷺ, будь то действия, слова или же молчаливое согласие (икрар). Поэтому следование за Посланником ﷺ во всех его действиях является обязательным для каждого мусульманина, если эти поступки не были присущи только Посланнику ﷺ или же не относились к категории врождённых.

Следовать за Посланником ﷺ — это одно, а руководствоваться его повелениями — это другое. Действием, указывающим на дозволенность, руководствуются как дозволенным, а действием, указывающим на рекомендуемое — как рекомендуемым, и т. д.

Чтобы понять, каково шариатское постановление касательно знамён и флагов, необходимо изучить карины (предпосылки, сопутствующие обстоятельства). Если карина указывает на обязательность действия, то это действие становится обязательным (фард), а если карина указывает на рекомендацию, то действие будет рекомендуемым (мандуб), и так далее.

Вот два вопроса, которые необходимо понять:

1) это вручение флага, и оно, несомненно, является обязательным, так как это единственный метод, которому следовал Посланник ﷺ при передаче полномочий командующим армий. Закон о вручении флага является ответвлением от общего закона, коим является закон джихада, и принимает его постановление. Т.е. если ведение джихада является обязательным, то и вручение флага так же будет обязательным.

2) цвет и форма флага, и его хукм мы рассмотрим чуть позже.

Изучая хадисы, где говорится о знамёнах, мы встречаем хадис о «знамени невежества», а также такие хадисы, как:

لَأُعْطِيَنَّ الرَّاَيةَ غَدًا رَجُلاً يُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيُحِبُّهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ، فَأَعْطَاهَا عَلِيّاً

«Завтра я вручу это знамя тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник»… и тот факт, что Посланник ﷺ не посылал отряды в поход, не вручив флаг командующему, повелевая остальным подчиняться ему, как это было с самым первым отрядом, которым был отряд Убайды ибн аль-Хариса. «Ибн Исхак сказал: «Знамя Убайды ибн аль-Хариса — как дошло до меня — было первым знаменем в Исламе, которое вручил Посланник Аллаха ﷺ, одному из мусульман». Таким образом, он ﷺ установил метод назначения командующего и обязательность подчиняться ему путём вручения флага или знамени. Абу Бакр (р.а.), когда к нему обратились с просьбой пересмотреть назначение Усамы, ответил: «Клянусь Аллахом, я не заберу флаг, который вручил Посланник Аллаха ﷺ». Тем самым он приравнял вручение знамени к назначению командующим и, соответственно, изъятие знамени приравнял к снятию с должности командующего, на которое Усаму назначил сам Посланник Аллаха ﷺ.

Его высказывание доказывает, что вручение знамени — единственный законный способ назначения командующим армией. Когда Абу Бакр пересматривал назначение Усамы, он не сказал: «Мы не заменим его кем-то другим», — а сказал: «Как я отниму флаг, который вручил сам Посланник ﷺ?». В Исламском Государстве назначение командующим проходило только одним способом, а именно — вручением ему флага. После Абу Бакр лишь попросил Усаму, которому Посланник Аллаха ﷺ перед смертью вручил флаг, оставить Умара в Медине. Командование солдатами возлагается на того, кому вручено знамя войны, и повиновение ему обязательно. Поскольку это шариатский метод назначения командующего, то его применение является обязательным, поскольку без него обязательное не может быть выполнено.

Что касается второго вопроса, т.е. формы и цвета флагов, то знайте, что эти символы представляют собой государство, которое стремится возвысить слово Аллаха превыше всего. Посланник ﷺ запретил сражаться под знамёнами джахилии и повелел сражаться под знаменем Истины. Он утвердил это знамя и вручал его командующим, что является свидетельством того, что они сражались под ним, и это знамя принимает тот же закон, для реализации которого оно было вручено. Общим законом является обязательность джихада и обязанность назначения командующего армией, а его назначают, вручая ему знамя, и эти законы основаны на доказательствах.

То, что знамя должно быть чёрным и на нём должны быть написаны слова единобожия, является деталями, а детали не нуждаются в отдельных доказательствах, т.к. достаточно общих доказательств, указывающих на обязательность этого. И тут неуместно будет говорить, что эти способы (цвет и форма флагов) относятся к поступкам человека, а поступки не совершаются без шариатского указания на них. Так нельзя сказать потому, что шариатские доказательства на эти действия являются общими и под них попадают все детали, являющиеся их ответвлениями. Только тогда, когда относительно ответвлений есть отдельные тексты, следует руководствоваться этими текстами. Например, Всемогущий Аллах сказал:

وَآتُوا الزَّكَاةَ

«И выплачивайте закят».

Это является общим доказательством. Но также имеются тексты, касающиеся ответвлений этого закона, как размер нисаба (минимальная сумма, с которой выплачивается закят), плата сборщикам закята из закятных средств, и все они являются второстепенным (ответвлениями), которые исходят от: «И выплачивайте закят», — но нет текстов на то, как необходимо собирать закят, или на то, верхом или пешим должен передвигаться сборщик закята. Нанимают ли ему в помощь работников или нет? Ведут ли они записи собранного? Должно ли быть у них определённое место сбора? Есть ли у них склады для хранения того, что они собирают? Эти склады расположены под землёй, или они построены как зернохранилища? Собирается ли закят в виде товаров в мешках или коробках? Эти и подобные им дела подпадают под общее доказательство: «И выплачивайте закят», — и относительно них нет отдельных текстов.

Что касается необходимости наличия флага, то в этом нет сомнений, так как это постоянно делал Посланник ﷺ во всех походах, и он сделал вручение флага указанием на обязательность подчинения воинов тому, кому вручили флаг, поэтому наличие флага обязательно. Второй вопрос: это детали флагов. И тут мы либо берём детали, которые использовал Посланник ﷺ, даже если он категорично не требовал исполнения этого, либо вырабатываем свой способ.

Постановление относительно цвета и вида флага колеблется между допустимым и рекомендуемым, или можно сказать, что это одно из административных дел государства, а они не нуждаются в отдельных доказательствах и подпадают под общие доказательства обязательности джихада и обязательности назначения командующего вручением ему флага.

Таким образом, вопрос о цвете и виде флага остаётся на усмотрение халифа при условии, что его вид не будет из тех, которые связаны с джахилийскими флагами, как, например, флаги Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Иордании и т.п., — их нельзя брать, потому что это представляет собой знамёна смуты с точки зрения их содержания. Когда мы видим, что Посланник ﷺ и сподвижники после него выбрали чёрный цвет и четырёхугольную форму лага, иногда на нём были написаны слова единобожия, а иногда он был с чёрными полосками, как шкура тигра, то лучше всего подражать в этом им. Посланник Аллаха ﷺ, сказал:

مَنْ أَطَاعَنِي فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ، وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللَّهَ، وَمَنْ أَطَاعَ أَمِيرِي فَقَدْ أَطَاعَنِي، وَمَنْ عَصَى أَمِيرِي فَقَدْ عَصَانِي

«Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, и тот, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, и тот, кто повинуется амиру, назначенному мной, тот повинуется мне, и тот, кто ослушается назначенного мной амира, тот ослушается меня» (Муслим, Бухари и ан-Насаи).

Следовательно, на того, кто следует в этом примеру Посланника ﷺ, нельзя сказать, что он лишён рассудка или что он вносит в Ислам то, что не имеет отношения к нему!

Теперь рассмотрим некоторые подробности относительно формы, названия и цвета флага:

а) Знамя «Аль-Укаб» (орёл)

В арабском языке слово «Аль-Укаб» (орёл) имеет значение войны. Сказать «знамя аль-Укаб» — это то же, что сказать «знамя войны». Поэтому знамя, которое поднял Кусай ибн Килаб, называлось «знаменем аль-Укаб». Также в арабском языке «Аль-Укаб» означает птицу орла, в словаре «Лисан аль-араб» говорится: знамя «Аль-Укаб», которое вручалось правителем, подобно летящему орлу, слово женского рода. А также «Аль-Укаб» означает холм и всё, что возвышается не очень высоко.

Но Посланник ﷺ взял это название для своего знамени осознанно. Ваки рассказал нам, что Суфьян со слов Абу аль-Фадла и со слов аль-Хасана, сказал: «Знамя Пророка ﷺ, было чёрным и называлось аль-Укаб».

Ибн Баттал сказал в своём толковании к книге «Сахих аль-Бухари»: «Ат-Табари сказал: Абд ар-Рахим аль-Барки рассказал мне, что Амр ибн Абу Салама рассказал ему со слов Зухайра, со слов Мухаммада, который сказал: «Знамя Посланника называлось аль-Укаб».

Сподвижники название знамени оставили таким же, как оно было: Аль-Вакиди, рассказывая о завоевании Шама, сказал: «Войска приближались со всех сторон, и приближалось «знамя аль-Укаб», которое нёс Рафи ибн Амира ат-Таи».

Ибн Асакир в своей книге «История Дамаска» пишет:

Абу аль-Касим ибн ас-Самарканди сообщил нам, что передали Абу аль-Касим Исмаил ибн Масада, Хамза ибн Юсуф ас-Сахми, Абу Ахмад ибн Ади, Умар ибн Синан, Абу Нуайм аль-Халаби, Халид ибн Амр, от Лайса, со слов Йазида ибн Абу Хабиба, со слов Абу Аль-Хайра Мартхад ибн Язида, со слов Абу Хурайры, который сказал: «Знамя Пророка ﷺ было из куска чёрного бархата, принадлежавшего Аише, и флаг был белым. Хранились они у Саада ибн Убады, а затем он водрузил его среди ансаров в Бану Абд аль-Ашхал, и это то знамя, с которым Халид ибн аль-Валид вошёл в Дамаск, и называлось оно «знамя аль-Укаб».

Следовательно, знамя осталось таким, каким и было. Это же знамя находилось у Халида (р.а.) при завоевании Шама! Сподвижники сохранили и его форму, и название, и цвет! Более того, они в разгар битвы стремились не бросать его и поднимать ввысь так, что им отрубали руки и ноги, а некоторые из них получали восемьдесят с лишним ран на теле, неся это знамя и не давая ему упасть! Кровь верующего ценнее для Аллаха, чем Кааба, но он жертвовал собой, чтобы этот флаг и то, что он символизируют, продолжали развеваться высоко, и сегодня мы видим, как приходит некто и говорит: «Это нечто чуждое в религии, и правоведы не говорили об обязательности этого»! Но, что же он скажет о словах и действиях сподвижников, которые отдавали свои жизни, чтобы возвысить это знамя?

Ибн Касир в книге «Конец раздоров и кровопролития» (1/55,56) сказал: «Так как знамя Посланника ﷺ было чёрным и называлось «аль-Укаб», и Халид ибн аль-Валид, когда шёл из Ирака, водрузил знамя над ас-Санией, это местность к востоку от Дамаска, после чего она стала называеться «Саният аль-Укаб».

б) Цвет и форма флага

Имам аз-Захаби в книге «История Ислама» сказал: «Салам ибн Мискин сказал со слов Катады, от Саида ибн аль-Мусайяба, который сказал: «В день Ухуда у Посланника Аллаха ﷺ было чёрное знамя из плаща, принадлежавшего Аише, знамя ансаров называлось аль-Укаб. Справа от него был Али, а слева были аль-Мунзир ибн Амр ас-Саади и Зубайр ибн аль-Аввам, они отвечал за фланги, и говорят, что аль-Микдад ибн аль-Асвад и Хамза отвечали за центр, знамя было у Мусаба, он был убит в бою, после чего Пророк ﷺ передал знамя Али. Говорят, что было три знамени: знамя у Мусаба ибн Умайра, у Али и знамя, которое было у аль-Мунзира».

В книге Ибн Абу Шайбы «Мусаннаф» о чёрных знамёнах говорится:

34288 — Абу Бакр ибн Айяш рассказал нам со слов Асима, со слов аль-Хариса ибн Хасана, который сказал: «Я пришёл в Медину и застал Посланника Аллаха ﷺ на минбаре, а перед ним с мечом стоял Билал, и около него были чёрные знамёна. Я спросил: «Что это?», — и мне сказали: «Амр ибн аль-Аас вернулся с похода».

34289 — Абдуллах ибн Идрис рассказал нам со слов Мухаммада ибн Исхака, со слов Абдуллаха ибн Абу Бакра, со слов Амры, что она сказала: «Знамя Посланника Аллаха ﷺ было чёрным, из плаща Аиши».

34290 — Ваки рассказал нам, что Суфьян со слов Абу аль-Фадла и со слов аль- Хасана сказал: «Знамя Пророка ﷺ было чёрным и называлось аль-Укаб».

Очевидным стало то, что будь то при Ухуде или в других сражениях, независимо, участвовал ли Посланник ﷺ лично или посылал кого-то другого, знамя было чёрным. Хотя у войск свои знамёна могли быть разных цветов, но знамя Посланника ﷺ всегда было чёрным, так же продолжилось и в эпоху сподвижников. Смысл этого в том, что это знамя в войнах олицетворяло собой Исламское Государство.

в) Надпись на нём была «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха»

Автор счёл слабым хадис, где об этом говорится. По словам Шарифа Джабера: «Также то, что касается надписи на знамени «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха», считается слабым, как об этом сказали учёные, и на это нет доказательств.

Ат-Табарани в книге «Аль-Аусат» от Хайяна ибн Убайдуллаха, со слов Абу Муджаллаза, со слов Ибн Аббаса передал: «Знамя Посланник Аллахабыло чёрным, а его флаг был белым, на котором было написано: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Ат-Табарани сказал: «От Ибн Аббаса это не передаётся за исключением единственной цепи передатчиков, в которой есть Хайян ибн Убайдуллах». Ибн Ади в «Аль-Камиль фи ад-Дуафа» относительно этого Хайяна говорит: «От Хайана, кроме упомянутых мною хадисов, не так уж и много передаётся, в общем, то, что он передал, не передаётся другими». Аль-Хайсами в «Маджму аз-Заваид» говорит о слабости Хайана. Этот хадис посчитал слабым Шавкани в «Найль аль-Автар». Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Цепочка его передачи слаба». Конец цитаты.

По этому поводу мы скажем следующее: «Хотя некоторые из хадисоведов посчитали Хайяна ибн Убайдуллаха слабым, другие хадисоведы имеют иное мнение о нём. Такие случаи, когда одни мухаддисы считают того или иного передатчика слабым, а другие считают иначе и предают от него хадисы, бывают довольно часто».

Устаз Шариф Зайд в статье под названием «Знамя аль-Укаб — это знамя Посланника Аллаха, которое скоро будет развеваться над территорией Халифата» сказал: «Хайян ибн Убайдуллах был упомянут Ибн Хиббаном как один из заслуживающих доверия в его книге «Аль-Сикат», часть 6/230: «7491 — Хайян ибн Убайдуллах Абу Зухайр, вольноотпущенник Бану Ади, передаёт со слов Абу Меджлиза и его отца о том, что от него передавали Муслим ибн Ибрагим и Муса ибн Исмаил». Аз-Захаби упомянул его в своей книге «Мизан аль-Итидал» (1/623): «2388 — Хайян ибн Убайдуллах Абу Зухайр — шейх Басры». От Абу Маджлиза Бухари сказал: «Ас-Сальт упомянул этот хадис, указав на смешении иснада с другим хадисом». Ас-Сальт — это Ибн Мухаммад Абу Хаммам, о нём упоминает Абу аль-Хаджадж аль-Миззи в своей книге «Тахзиб аль-Камаль фи Асмаи Риджал» (2/79). Бухари передал в «Ас-Сахих», что Абу Хаммам ас-Сальт ибн Мухаммад аль-Харики происходит из Харка, острова в Персидском заливе, находящегося недалеко от Аммана.

Здесь обсуждаемым вопросом является надпись «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха» на флаге и знамени, и эта путаница в иснаде не вредит этой надписи, так как в цепочке передатчиков между Хайаном и Посланником ﷺ — всего два человека: это Абу Маджлис Хакик ибн Хамид и Ибн Аббас.

Абу аль-Шейх аль-Асбахани в «Ахлак ан-Наби» приводит: Ахмад ибн Занджавайх аль-Махрами рассказал нам, Мухаммад ибн Абу ас-Сари аль-Аскалани рассказал нам, Аббас ибн Талиб, со слов Хайяна ибн Убайдуллаха, со слов Абу Маджлиса, со слов Ибн Аббаса, сказал: «Знамя Посланника Аллаха ﷺ было чёрным, а флаг его был белым, на них было написано: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». То же самое рассказал Ахмад ибн Занджвайх от Мухаммада ибн Абу ас-Сари, от Ибн Вахба, от Мухаммада ибн Абу Хамида, со слов аз-Зухри, от Саида ибн аль-Мусайяба, от Абу Хурайры, а он — от Пророка ﷺ.

Если сказать, что хадис, переданный от Ибн Аббаса (р.а.), слабый, то кроме него подобное было передано и от Абу Хурайры (р.а.). Это второй путь хадиса, который говорит, что на знамени были написаны слова единобожия.

4) В четвёртом абзаце автор говорит, что идея государственных флагов является современной и что принятие флага в качестве символики государства не практиковалось в прошлом! Возможно, он не знал, что знамёна существовали со времён Кусая ибн Килаба, утверждённые в Дар ан-Надва, и они хранились у семьи Бану Абд ад-Дар. С приходом Ислама флаг был у хранителя ключей Каабы — Усмана ибн Абу Тальхи из Бану Абд ад-Дар, а боевое знамя курайшитов находилось у Абу Суфьяна, а знамя мусульман в Медине хранилось у Саада ибн Убады среди ансаров из Бану Абд аль-Ашхал, а знамя мухаджиров было у Али (р.а.), так было как в мирное время, так и во время войны!

5) В пятом абзаце автор сталкивается с явной проблемой, касающейся природы происхождения флагов, которые являются флагами фитны (смуты), как родоплеменные флаги или флаги многобожников, которые боролись с Исламом. Автор хорошо объясняет, что однажды, когда между некоторыми мухаджирами и ансарами произошла ссора, некоторые из них начали звать: «О мухаджиры!», — а другие: «О ансары!». Это дошло до Посланника ﷺ, и он сказал:

دَعُوهَا فَإِنَّهَا مُنْتِنَةٌ

«Оставьте это, воистину, от него исходит зловоние».

Когда народ объединяется вокруг национализма или же родоплеменных связей, даже под лозунгами мухаджиров и ансаров, тогда это вредит Умме и разделяет её. Автор правильно сделал, написав об этом, но он не рассмотрел вопрос флагов фитны, а лишь слабо затронул эту тему.

Джабер не упомянул флаги колониализма, которые нарисовали Сайкс и Пико с целью разделения Уммы, чтобы мы воевали друг против друга под этими флагами. Они олицетворяют невежество и фанатизм, разделяя Умму на Египет, Сирию, Йемен, Ирак и т.д., которые представляют собой псевдогосударства, где руководствуются не тем, что ниспослал Аллах. Следовательно, их флаги являются знамёнами фитны, без разницы, будут ли они зелёного цвета, с надписью «Нет божества, кроме Аллаха», как флаг Саудов, или же будут разноцветными с орлом и т.п.

Всё, что рассматривает автор этой статьи, является поверхностным подходом к вопросу. Какой бы ни был флаг, жёлтый или красный, если он служит религии, то будет действительным флагом. Если же чёрный флаг будет служить неверию, то он будет флагом «фитны». Для автора проблема — в цвете и форме, и он не видит сути политической проблемы, которая беспокоит сегодня Умму, а именно — почитание флагов Египта, Судана, Иордании, Сирии и им подобных, навязанных нам колонизаторами, и того, что они представляют. В его статье вы вообще не найдёте ничего, что бы касалось этого вопроса, поскольку его проблема связана со знаменем Ислама, которое он считает вымышленным и чуждым Исламу явлением!

Шариф Джабер явно симпатизирует сирийскому флагу, называя его «флагом независимости от Франции». Непонятно, на какой планете живёт этот человек, если не знает, что Сирия до сих пор не обрела независимости от неверного Запада и что именно колонизатор определил форму и цвет флага этой страны. Однако он одержим борьбой против знамени Посланника Аллаха ﷺ.

Он громогласно заявляет: «Если мы возьмём сирийскую революцию в качестве примера, то увидим, что люди вышли на демонстрации под флагом независимости от Франции и подверглись нападениям со стороны разных радикальных групп. Это не французский флаг, и французы не поднимали его, народ Сирии поднял его в своих демонстрациях против иностранного оккупанта, и он стал символом независимости. Я хочу сказать: какая польза от этой агрессии и срыва флагов под предлогом того, что это флаги невежества? Разве Сирия освобождена от тирании режима и «ИГИЛ», и остаётся только выбрать цвет флага?!». На этом он закончил своё заявление, и тем самым стала понятна цель всех его статей — это закрепление флагов колониализма и борьба со знамёнами Ислама.

Ту мы хотим сказать следующее.

Первое: колонизатор — это тот, кто поднял сирийский флаг после распада Халифата:

Устаз Ахмад аль-Касас в одной из своих важных статей под названием «Постановление Шариата о принятии флагов Антанты и им подобных» пишет: «Реальность этого флага заключается в том, что он символизирует региональное образование, возникшее в эпоху французской оккупации по решению Верховного комиссара Франции. В 1930 году Верховный комиссар Франции Анри Понсо издал Указ №3111, который гласит о необходимости разработать «Конституцию Сирийской Республики». Эта конституция была позже издана в эпоху французской оккупации. В этой конституции, в четвёртой статье, первой части, есть указание, описывающее флаг:

«Сирийский флаг будет следующим: его длина в два раза превышает ширину, и он будет разделён на три равные, параллельные полосы, верхняя будет зелёной, затем белая, затем чёрная, на белой части будет изображено в одну прямую линию три красные пятиконечные звезды».

Этот флаг использовался до создания Объединённой Арабской Республики после провозглашения единства Сирии и Египта в 1958 году, когда был принят флаг Объединённой Арабской Республики. Затем, после распада Объединённой Арабской Республики 28 сентября 1961 года, он был восстановлен, пока партия «Баас» не пришла к власти в результате переворота в 1963 году, упразднив этот флаг и приняв новый, наиболее близкий к флагу нынешнего режима.

Таким образом, очевидно, что этот флаг является символом светского национального государства, где правится не по тому, что ниспослал Аллах. Государства, которое основал неверный Запад на руинах Халифата в соответствии с соглашениями между крупными державами. Так в годы Первой мировой войны между Францией и Британией было подписано соглашение Сайкса–Пико, а также на конференции в Сан-Ремо под эгидой Лиги Наций в 1920 Франции был предоставлен мандат на северную часть Шама. В такой реальности и при таких обстоятельствах родился этот флаг, который сегодня символизирует то политическое образование, которое его подняло».

Так что это не флаг, который народ Сирии принял после обретения независимости от Франции, как утверждает Шариф! Это флаг, который был принят в качестве символа светского государства, которое отделило религию от жизни и руководствуется чуждыми для Ислама законами. Он представляет собой флаг «фитны», независимо от того, были ли его авторами французские или арабские националисты, взращённые колонизаторами, ставшие их ушами и их глазами!

Второе: постановление Шариата в отношении флагов арабских стран и других мусульманских стран и то, что олицетворяют собой режимы, руководствующиеся законами неверия, — всё это является запретным, запрещено использование их цвета, формы и всего того, что представляет собой их культура.

Устаз Ахмад аль-Касас в упомянутой выше статье говорит: «Соответственно, согласно этому правилу, крест запрещён, хотя изначально крест является геометрической фигурой, которые в основе дозволены, но крест вышел из этой основы после того, как стал символизировать убеждения неверных, противоречащих исламской акыде. А также шестиконечная звезда, принятая евреями, серп и молот, принятый коммунистами, и циркуль и наугольник, принятый масонством... Все эти формы в основе дозволены, но когда они стали символизировать религии и убеждения неверных, они вышли из своей основы дозволенности и стали запретными. Так же и флаги государств, которые руководствуются законами неверия, как региональные, националистические и патриотические государства, существующие в исламском мире, которые построены на руинах единого государства мусульман — поднятие и принятие их флагов стало запретным, как только они стали использоваться в качестве флагов этих стран, хотя изначально они не были запретны».

Третье: хадис о знамени «фитны» и его понимание.

Со слов Абу Хурайры передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ خَرَجَ مِنْ الطَّاعَةِ، وَفَارَقَ الْجَمَاعَةَ، فَمَاتَ، مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً، وَمَنْ قَاتَلَ تَحْتَ رَايَةٍ عِمِّيَّةٍ يَغْضَبُ لِعَصَبَةٍ، أَوْ يَدْعُو إِلَى عَصَبَةٍ، أَوْ يَنْصُرُ عَصَبَةً، فَقُتِلَ، فَقِتْلَةٌ جَاهِلِيَّةٌ، وَمَنْ خَرَجَ عَلَى أُمَّتِي يَضْرِبُ بَرَّهَا وَفَاجِرَهَا، وَلا يَتَحَاشَى مِنْ مُؤْمِنِهَا، وَلا يَفِي لِذِي عَهْدٍ عَهْدَهُ، فَلَيْسَ مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُ

«Кто вышел из повиновения и откололся от общины, а потом умер, тот умер смертью времён невежества. И если кто-то сражался под знаменем ложных или смутных идей, гневаясь ради своего племени, призывая к исключительности своего племени или поддерживая своё племя в притеснении других, и был убит, то его смерть будет подобна смерти времён невежества. И кто вышел против моей общины, разя и праведного, и грешника из неё, и не щадя ни верующего из неё, ни того, с кем она заключила договор, тот не имеет отношения ко мне, а я не имею отношения к нему». Что касается флага, за которое заступается автор, флага Антанты, то он основан на призыве к сирийскому национализму и не призывает к исламскому государству, выходящему за пределы национальных границ, объединяющему мусульман и управляющему ими по законам Аллаха. Он не выходит за границы Сирии, отчерченные ей в соглашении Сайкса–Пико. Его волнуют только вопросы людей, проживающих в Сирии, и ни кого другого. Таким образом, её флаг — это флаг, символизирующий идеи невежества.

Соответственно, сражаться под этим флагом запрещено, как об этом говорится в хадисе. Защита его является защитой принципов, разделения мусульман и принципов расовой ненависти, а это, как описал Посланник ﷺ, является идеей времён невежества, и он ﷺ повелел это оставить согласно хадису:

دَعُوهَا فَإِنَّهَا مُنْتِنَةٌ

«Оставьте это, воистину, от него исходит зловоние»!

Но для автора оно так прекрасно пахнет, что он защищает это, хотя защищает он только зловоние. А того, кто борется с ним и с тем, что он символизирует, он считает «сумасшедшим».

Разве воспрещение зловонного дела и устоев невежества является сумасшествием?

Мы согласны с автором в том, что флаг символизирует идею, идентичность и принадлежность. Флаги времён невежества, каких бы форм и в каких цветах и содержании они бы ни были, всё равно являются флагами фитны, и сражаться под ними запрещено. Мусульманину нужно иметь знамя, показывающее его принадлежность к Исламу, но автор, обманывая себя, ведёт свою борьбу не на той стороне!


Центральный информационный офис Хизб ут-Тахрир
Саир Салама — Абу Малик
27.04.2015