Мы можем определить производство как использование объектов, существующих под и над землёй, в небесах, под и над морями, для удовлетворения потребностей, существующих в человеческой природе.
Аллах, абсолютный творец человека, жизни и Вселенной, создал человека как самое почётное из творений и наделил его благословением разума. Он сделал земную жизнь испытанием для человека и в то же время создал небеса и землю в состоянии покорности повелению человека. Этот момент подчёркивается в следующих аятах:
۞ٱللَّهُ ٱلَّذِي سَخَّرَ لَكُمُ ٱلۡبَحۡرَ لِتَجۡرِيَ ٱلۡفُلۡكُ فِيهِ بِأَمۡرِهِۦ وَلِتَبۡتَغُواْ مِن فَضۡلِهِۦ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ
«Аллах — Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете благодарны» (45:12),
وَمِنۡ ءَايَٰتِهِۦٓ أَن يُرۡسِلَ ٱلرِّيَاحَ مُبَشِّرَٰتٖ وَلِيُذِيقَكُم مِّن رَّحۡمَتِهِۦ وَلِتَجۡرِيَ ٱلۡفُلۡكُ بِأَمۡرِهِۦ وَلِتَبۡتَغُواْ مِن فَضۡلِهِۦ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ
«Среди Его знамений — то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, чтобы дать вам вкусить от Его милости, чтобы корабли плыли по Его воле и чтобы вы искали Его милость, — быть может, вы будете благодарны» (30:46),
هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا
«Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (2:29),
وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا مِّنۡهُۚ
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле» (45:13),
وَعَلَّمۡنَٰهُ صَنۡعَةَ لَبُوسٖ لَّكُمۡ
«Мы научили его (Давуда) изготовлять для вас кольчуги» (21:80),
وَأَنزَلۡنَا ٱلۡحَدِيدَ فِيهِ بَأۡسٞ شَدِيدٞ وَمَنَٰفِعُ لِلنَّاسِ
«Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (57:25).
В этих и многих других аятах Корана говорится о том, что земля оставлена для использования и применения человеком. Инстинкты и потребности, заложенные в человеке Аллахом — одним словом, те качества, которые в нём заложены, — заставляют человека находиться в постоянном поиске своей пользы, изобретать и производить всё новые и новые вещи. Исторические документы и останки свидетельствуют о том, что за время, прошедшее с того дня, как человек попал на землю, он создал предметы различного качества и вида.
Например, потребность человека в пропитании заставляла его постоянно искать и находить объекты, которые наполнят его желудок, производить, накапливать, хранить и разнообразить всё это. Опять же, для реализации своего желания многих объектов, созданных для человека во Вселенной, от растений до животных, он испытывал потребность в производстве режущих и огнеопасных инструментов и предметов. В соответствии с инстинктом выживания человек изобрёл и изготовил такие объекты, как дома, мечи, щиты, чтобы удовлетворить свою потребность в укрытии, убежище и защите. Чтобы защититься от холода, он научился обрабатывать шкуры животных, делать и производить одежду из шерсти, и эти открытия продолжаются до сих пор. Словом, эти особенности человеческой природы привели его к непрерывному производству.
Производство — это потребность человеческой природы. Пока в человеке есть эти качества, он не перестанет производить, диверсифицировать и развивать свою продукцию. Первым важным вопросом здесь является правильная организация вопросов, связанных с производством во всех его видах и формах. Ведь увеличение, диверсификация и развитие производства — это естественный результат человеческой природы. Поэтому в данной статье мы изложим не технические вопросы увеличения производства, а структурные механизмы, регулирующие экономическую жизнь, в том числе — и производство, в любом обществе, особенно те, которые прямо или косвенно влияют на производство.
Тем не менее, вопрос о производстве имеет большое значение, особенно для капиталистических экономистов, и практически составляет основу их экономической мысли. По их мнению, существует нехватка между количеством людей, живущих во Вселенной, и товарами для удовлетворения их потребностей. Рост числа людей превышает рост количества товаров. Поэтому они утверждают, что люди должны находиться в постоянном производстве, и на этой основе проводят свою экономическую политику.
Таким образом, когда речь идёт о производстве, человек сталкивается с двумя основными проблемами. К ним относятся:
1. Первый и самый важный вопрос, связанный с производством, — это структурные механизмы, которые оцениваются в рамках экономической системы и которые будут стимулировать людей к производству.
2. Технический аспект, связанный с увеличением производства. Другими словами, это технические знания и навыки, которые касаются увеличения производства в зависимости от того, какие товары могут быть произведены с более высоким качеством, эффективностью, полезностью, меньшими затратами и многим другим.
Первый из них связан с идеологией, взглядом на жизнь, и он является частным. Идеология варьируется в зависимости от точки зрения систем для жизни, и брать её извне Исламского Шариата недопустимо. Например, капиталистическая система, согласно философии «Laissez faire, laissez passer» [1], учитывает владельцев капитала, то есть капиталистов, в увеличении производства и формирует свою систему соответствующим образом. При этом не учитывается, что все люди получают справедливую выгоду от распределения произведённых товаров и услуг. Она утверждает, что распределение будет осуществляться через механизм цен. Соответственно, для капиталистов важны такие вопросы, как общий объём производства, общее благосостояние, национальный производственный потенциал и национальный доход на душу населения. Как и в современных условиях, капиталисты не учитывают того, что весь мировой доход находится в руках одного процента населения. Главное — это увеличение объёма производства.
Второй — технические знания и навыки, обеспечивающие рост производства, — универсален и не зависит от той или иной идеологии и взглядов на жизнь. Технология, позволяющая увеличить производство любого товара, может быть куплена и использована любым человеком.
Соответственно, вопросы, связанные с увеличением производства в Исламе, мы будем рассматривать с точки зрения этих двух принципов. Существуют ли в исламской экономической системе механизмы увеличения производства? Какова связь между исламской экономикой и производством? Если сегодня применять исламскую экономическую систему, то можно ли добиться увеличения производства, способного удовлетворить потребности всех людей, и его справедливого распределения? Для того, чтобы ответить на все эти и другие связанные с ними вопросы, мы сначала представим структурные особенности и положения исламской экономической системы.
Как известно, существует ряд вещей, которые используются и необходимы в производстве. К ним относятся:
a) сырьё и другие производные материалы, которые будут использоваться в производстве;
б) организация использования рабочей силы в производстве;
в) положения, касающиеся капитала, используемого в производстве.
Одним словом, материалы, рабочая сила и капитал являются неотъемлемыми составляющими производства любых товаров и услуг, хотя и различаются в зависимости от вида и формы товаров и услуг. Ислам установил правила по этим вопросам в сфере производства. Теперь попробуем кратко изложить эти положения, не вдаваясь в излишние подробности:
1. Ислам регламентировал право собственности на предметы производства и основывал собственность на трёх основных принципах. Согласно Исламу, существует три вида собственности. Это частная собственность, общественная собственность и государственная собственность. Ислам не позволил месторождениям нефти, угля, меди, железа, а также рекам, морям, озёрам, плотинам, лесам и т.д. быть частной собственностью или собственностью государства и определил их как общественную собственность. Принимая во внимание пользу общества, он не допускал владения такими благами отдельными лицами и их использования в качестве средства угнетения и эксплуатации других людей.
2. Ислам запретил акционерные общества, фондовую биржу и банковскую систему с начислением процентов (ростовщичеством), которые имеют место в капиталистических странах, ведут к накоплению капитала и использованию денег в качестве несправедливой силы против других людей. Он ввёл правила, препятствующие накоплению денег в руках очень немногих и ограниченных групп общества. С помощью этих норм он также увеличил скорость обращения денег.
3. Ислам определил пять типов структур компаний, в которых трудовое партнёрство является обязательным, и позволил людям заниматься бизнесом и производить продукцию, объединяя свой труд и капитал в любой из этих типов компаний.
4. Ислам установил золото и серебро в качестве денежного стандарта вместо бумажной денежной системы, которая всегда открыта для таких явлений, как инфляция. Поэтому, поскольку в исламской экономике золото и серебро принимаются в качестве денег, об инфляционных явлениях не может быть и речи.
5. Ислам запрещает накапливать деньги. Человек может откладывать деньги только для удовлетворения своих законных потребностей, таких как поездка в паломничество, покупка дома, организация свадьбы детей и т.д. Запрещено хранить деньги под подушкой, кроме как на законные нужды, признанные Исламом. Для того, чтобы деньги могли использоваться в экономической деятельности, всегда существовали правила.
6. Ислам поощряет повышение продуктивности сельскохозяйственных земель путём открытия новых территорий, пригодных для ведения сельского хозяйства, увеличения сельскохозяйственных угодий и стимулирования возрождения мёртвых земель. В рамках положений о земле запрещается оставлять землю без обработки в течение трёх лет подряд. Соответственно, если человек оставляет участок земли без обработки в течение трёх лет подряд, государство забирает его у него и передаёт другому лицу для обработки. Таким образом, особое внимание уделялось увеличению сельскохозяйственного производства.
7. Ислам уделяет особое внимание тому, чтобы не зависеть от зарубежных стран в производстве сельскохозяйственной и животноводческой продукции. По этой причине он следит за проектами и практиками, направленными на увеличение производства, особенно в этих двух отраслях, и поощряет их. Следя за внешними рынками, он обеспечивает производство продукции, которая пользуется спросом на этих рынках, и ориентирует на это фермеров.
8. Ислам не допускает страхования в любой форме, вычета страховки и налога из заработка рабочей силы и налогообложения заработной платы в целом. Согласно Исламскому Шариату, налог не является основной статьёй доходов государства. В Исламском Государстве помимо налогов есть и другие статьи доходов, которых, как правило, достаточно для государственных расходов. Налог — это статья дохода, которая может быть собрана только для некоторых обязательных дел, когда в Байт уль-Маль нет денег. Поэтому в исламской экономике налог практически никогда не включается в издержки производства.
9. Ислам предписывает, что заработная плата должна определяться рыночными условиями. Как в государственных учреждениях, так и в частном секторе заработная плата определяется индивидуальными контрактами в зависимости от знаний, навыков и заслуг человека. По этой причине не допускаются минимальная заработная плата, объединение в профсоюзы, коллективные трудовые договоры, забастовки и локауты. Ислам предусматривает, что каждый человек должен получать зарплату в соответствии со своими способностями, знаниями и навыками.
10. Ислам запрещает проценты (ростовщичество), накопительство, аль-габн уль-фахиш [2] (чрезмерный обсчёт) и нечестность. Запрещая проценты во всех их формах, он препятствует процентным займам. Поэтому, способствуя снижению издержек производства, он даёт возможность конкурировать на внешних рынках за счёт снижения издержек производства и, соответственно, увеличения объёмов производства.
11. Ислам не допускает налогообложения во внешней торговле в части импорта и экспорта. Поэтому Ислам вводит налоги на торговлю с другими государствами на основе взаимности, с учётом заключённых с ними соглашений, таких как добрососедство, торговые отношения, мирные договоры. Иными словами, если страна, с которой мы ведём внешнюю торговлю, взимает с нас таможенный налог по одинаковой ставке, то и мы взимаем такую же сумму таможенного налога с их товаров.
12. В Исламе государство предоставляет фермерам, не имеющим возможности вести сельскохозяйственную деятельность, необходимую сумму денег в виде грантов, чтобы они могли приобрести необходимые сельскохозяйственные инструменты, семена и химикаты и тем самым увеличить производство. Государство оказывает помощь из фонда закята тем, кто в результате своей коммерческой деятельности или по какой-либо другой причине влез в долги, при условии, что они попадают в круг лиц, имеющих право на закят.
13. Поскольку налоги, страховки и проценты не являются допустимыми согласно исламскому праву, оно не конфискует имущество людей, занимающихся торговлей, на основании таких причин, как долги по налогам, страховкам и процентам. Не допускаются действия, которые ставят в ещё более трудное положение производителей и торговцев, оказавшихся в сложной ситуации.
14. Ислам не позволяет человеку сидеть без дела и лениться, не работая. Он предписывает человеку работать и зарабатывать законным путём, чтобы обеспечить себя и своих иждивенцев.
15. Ислам гарантирует удовлетворение основных потребностей людей. Другими словами, он гарантирует удовлетворение потребностей людей в здравоохранении, образовании, продовольствии (еде, питье) и жилье. Все виды медицинских расходов людей покрываются государством. Оно удовлетворяет потребности тех, у кого нет жилья, у кого нет еды и одежды. Оно обеспечивает работой тех, у кого нет работы.
16. В Исламе не существует понятия «пенсия». Поэтому мужчины и женщины должны работать до тех пор, пока хватает их физических сил. Когда они становятся старыми или не могут работать в силу своих физических возможностей, о них должны заботиться их родственники. При отсутствии родственников заботу о них обеспечивает государство.
17. Ислам запрещает азартные игры во всех их проявлениях. Он не допускает, чтобы люди становились богатыми, сидя без дела и не работая, или посредством азартных игр. Ислам не узаконивает и конфискует доходы, полученные запрещённым путём, будь то проценты, азартные игры или торговля наркотиками и алкоголем.
Таковы структурные механизмы, связанные с работами, входящими в сферу производственной деятельности в рамках исламской экономической системы. Как известно, в современных условиях наиболее важными статьями затрат, влияющими на производство и торговлю во всех отраслях, связанных с производством, являются следующие:
а) затраты на приобретение товаров, таких как сырьё и промежуточные товары;
б) процентные расходы;
в) расходы на оплату труда;
г) страхование, налоги, пошлины и сборы;
д) операционные расходы.
Несомненно, статьи затрат, связанные с производством, оказывают влияние на выпуск продукции. В мире, где господствует конкуренция, люди хотят купить нужный им товар дешевле. Поэтому снижение издержек производства является важным элементом увеличения объёмов производства. Например, прямые или косвенные налоги, взимаемые государством в нашей стране, варьируются в зависимости от ряда ситуаций, но в среднем составляют около 50%. Если к производственным затратам помимо налогов добавить расходы на страхование и выплату процентов, то эти затраты могут достигать 70%. Увеличение себестоимости продукции означает снижение конкурентоспособности и, как следствие, сокращение производственных мощностей.
Кроме того, в связи с тем, что в современных условиях частная собственность разрешена в самых различных областях, таких как добыча нефти, угля, золота и меди, происходит монополизация цен на это сырьё, что, в свою очередь, влияет на себестоимость производимой продукции.
В любом обществе, когда индивидуумы получают соответствующие условия для работы и производства, они со всей силой включаются в производственную деятельность. От государства требуется лишь правильно реализовать структурные механизмы, обеспечивающие жизнеспособность производственной деятельности.
Для примера возьмём заводы, работающие в автомобильном секторе. Человек, желающий создать автомобильный завод, способный производить продукцию определённой мощности, может основать его и начать производство самостоятельно, если его финансовые возможности достаточны, а если недостаточны, то он может найти партнёров по труду и капиталу. Согласно исламскому праву, поскольку производитель не будет сталкиваться с такими статьями затрат, как налоги, проценты и страховые расходы, он получит возможность производить продукцию по себестоимости, значительно более низкой, чем в капиталистических странах, и, соответственно, увеличит свои шансы в конкурентной борьбе на внешних рынках и увеличит свои производственные мощности.
Опять же, согласно исламскому праву, поскольку человеку запрещено получать процентный доход с имеющихся у него на руках денежных средств, он либо потратит их на свои нужды, либо использует в совместной торговле с кем-то другим, либо даст в долг без процентов, либо отдаст ради Аллаха. Поэтому человек, естественно, каким-либо образом будет способствовать производству, так как он не будет прятать деньги под подушкой, а преобразует их в экономическую деятельность.
Другими словами, когда человек вступает в партнёрство со своими деньгами, он непосредственно участвует в производстве. Если он совершает покупки в различных сферах, начиная от одежды и заканчивая автомобилем, на котором он будет ездить, то он участвует в производстве косвенно. Когда он даёт взаймы или подаёт милостыню другому человеку, он также вносит свой вклад в производство, так как он привнёс деньги в экономику.
Людям не нужно беспокоиться о завтрашнем дне, когда они тратят деньги, поскольку то, что мы сегодня называем скоростью обращения денег, находится на самом высоком уровне в исламской экономической системе. Поскольку деньги не накапливаются в руках определённой группы людей, а именно банкиров, они используются в экономической жизни очень сбалансировано и динамично. С другой стороны, поскольку сами деньги, даже в виде бумажных денег, являются золотом, то обесценивания и инфляции не происходит.
То, что мы попытались очень кратко изложить до сих пор, касается структурных механизмов, выдвинутых в исламской экономической системе по отношению к вопросу производства.
Что касается технических аспектов достижения роста производства:
Несомненно, производство — это изготовление чего-либо путём преобразования всего существующего во Вселенной, которое Всевышний Аллах предоставил в распоряжение человека либо в том виде, в каком оно есть, либо в иных различных формах, свойствах и качествах. Соответственно, человек хочет получить урожай с посевов, которые он засевает на своём поле. Однако для того, чтобы получать больше и качественнее продукции с единицы площади, он должен делать то, что связано с сельскохозяйственной деятельностью. Для этого необходимо использовать множество различных методов и приёмов, способствующих увеличению сельскохозяйственного производства, таких как вспашка поля, своевременный посев семян, внесение удобрений, орошение, обрезка, прививка или выращивание в теплицах. Именно поэтому, особенно в современных условиях, в области генетических технологий проводятся головокружительные исследования, направленные на получение в разы большего количества продукции с единицы площади по сравнению с прошлым.
Аналогичным образом в машиностроении проводятся исследования различных методов увеличения объёмов производства, создаются быстрые и качественные производственные линии. Сегодня во многих странах мира созданы технополисы, выделяются огромные бюджеты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Настолько, что сегодня мы слышим, что есть компании, чей бюджет на НИОКР превышает бюджет Турции. Во всех областях жизни ведутся головокружительные разработки в области медицины, химической промышленности, физики, космических наук, сельского хозяйства и так далее.
Поэтому все эти действия современных людей свидетельствуют о стремлении увеличить производство во всех сферах жизни. А это означает следующее: когда законы и правила, регулирующие жизнь человека, соответствуют его природе и применяются в жизни так, как это необходимо, человек обязательно будет производить в силу своего творения. Производство, выпуск новой продукции — это дело, которое существует в природе человека. Однако это должно быть правильно структурировано. Ведь Всевышний Аллах создал Вселенную с особенностями, подходящими для производства. Он создал человека со свойствами удовлетворения своих потребностей и желаний, которые меняются, развиваются и диверсифицируются в зависимости от времени, используя всё, что существует во Вселенной. Он также предоставил в его распоряжение землю и повелел ему бродить по ней, находить то, что он может использовать для себя, производить и развивать, разнообразить и умножать:
هُوَ ٱلَّذِي جَعَلَ لَكُمُ ٱلۡأَرۡضَ ذَلُولٗا فَٱمۡشُواْ فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُواْ مِن رِّزۡقِهِۦۖ وَإِلَيۡهِ ٱلنُّشُورُ
«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (67:15).
Да, Аллах сделал всё дозволенным для человека, а затем запретил некоторое из этого. В рамках дозволенного человеку Он разрешил ему свободно использовать, развивать и преобразовывать это в различные формы. Поэтому Он оставил за человеком право разрабатывать и находить те методы и способы, которые позволят увеличить производство в техническом смысле. Сегодня мы внимательно следим за всем этим. Поэтому Ислам разрешает приобретать технику и технологии, которые позволят увеличить производство и производительность товаров и услуг в любом уголке мира в современных условиях — в рамках дозволенного и запретного Шариатом.
С другой стороны, в Исламском Государстве и государство, и частный сектор обязательно будут строить научно-исследовательские институты, которые будут способствовать росту технического производства. Будут принесены всевозможные финансовые жертвы для того, чтобы провести в университетах очень серьёзные исследования по этим вопросам. При необходимости студенты будут отправляться за границу с образовательными целями, чтобы изучить технологии и технику производства, которыми не располагает Исламская Умма. Ведь Исламский Шариат предписывает Исламской Умме во всём превосходить и опережать другие народы мира. Фактически, после того, как Пророк ﷺ переселился в Медину, он отправил своих сподвижников в Йемен, чтобы они научились делать мечи. Мы не сможем расписать здесь в подробностях технические вопросы по увеличению производства в сельском хозяйстве. Учёные и научные организации обязаны проводить исследования по этим вопросам. Однако мы хотели внести свой вклад в понимание проблемы, упомянув очень небольшую часть земельного законодательства, связанную с управлением землёй, что является самым основным элементом увеличения производства в сельском хозяйстве. В противном случае пришлось бы исписать страницы и даже тома книг.
Заключение:
С момента создания Исламского Государства в Медине и до распада государства Османского Халифата внутри этого государства действовали исламские законы. На протяжении примерно тринадцати веков Исламская Умма добилась больших успехов во всех сферах жизни, включая сельскохозяйственное производство. Они оставили свой след в истории, в медицине, математике и других областях искусства. Поэтому в прошлом Исламская Умма демонстрировала примеры этого в различных аспектах. С позволения Аллаха, в ближайшем будущем мы увидим это в государстве Праведного Халифата, которое будет установлено.Потому что эти решения исходят не от человеческого разума, а от Всевышнего Аллаха, Творца миров, Всезнающего.
أَلَا يَعۡلَمُ مَنۡ خَلَقَ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلۡخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14).
Köklü Değişim Dergisi
Мухаммед Ханефи Ягмур
1. Слова французского экономиста и откупщика Венсана де Гурнэ (1712–1759) из речи, которую он произнёс (1758) на собрании экономистов-физиократов (сторонников свободной торговли). В ней он доказывал, что для процветания ремёсел и торговли правительству не следует вмешиваться в сферу предпринимательства. Эта идея стала основным положением манчестерской школы либеральной политической экономии. Фраза — символ крайнего, ортодоксального экономического либерализма. В русской транслитерации: «Лэссэ фэр, лэссе пассэ».С французского: позволять, не мешать, «пусть всё идёт, как идёт».
2. Слово «габн» в словаре означает «забывчивость, сокрытие, неправильный поступок, обман другой стороны с недоплатой при покупке; недостаток, слабость». В исламском праве в обширном смысле под ним понимается разница и дисбаланс в стоимостном выражении между взаимными сторонами в двусторонних договорах, а в частном смысле — между продаваемой вещью и её ценой в договоре купли-продажи.