10
Пт, мая

Сорта культур и фруктов, с которых нужно выплачивать закят, и касательно клада

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Абу Хусаму-Дин.

Вопрос:

Ас-саляму алейкум, мой дорогой амир и шейх.
Каковы категории и сорта сельскохозяйственных культур и фруктов, с которых мы должны давать закят? Например, есть такие, кто дает закят с масла. Каковы нормы и правила в этом вопросе?

Известно, что четыре пятых клада достаются тому, кто нашел его, а оставшаяся пятая часть переходит в казну. Вопрос следующий: что делать тому, кто нашел имущество времен Османского Халифата (сундуки и вещи солдат), становится ли он, после выведения пятой части, хозяином клада, или этот клад является собственностью Исламского государства, которое необходимо сохранить, как аманат, и вернуть государству Халифат, которое, по воле Аллаха, вскоре построится?

И да благословит вас Аллах. (Абу Хусаму-Дин/Таркъумия/Хеврон/Палестина)

Ответ:

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1. Что касается растений и плодов, с которых нужно давать закят, то они ограничены следующими видами: пшеница, ячмень, финик и изюм. Об этом подробно разъяснено в хадисах и сюда не входят другие культуры. Доказательства по этому вопросу следующие:

А. Передается от Мусы Ибн Тальха от Умара, что он сказал:  «Посланник Аллаха ﷺ установил закят в этих четырех: пшеница, ячмень, финик и изюм» (Передает Табараний). Также передается от Мусы ибн Тальха: «Посланник Аллаха ﷺ отправив Муаза Ибн Джабаля в Йемен велел ему брать милостыню, из четырех вещей: ячмень, пшеница, финик и изюм» (Передает Абу Убайд). Эти хадисы раскрывают, что закят с растений и плодов берется с этих четырех видов: с пшеницы, ячменя, с фиников и винограда. С других видов культур закят не берется, так как в первом хадисе используются слова, указывающие на ограничения.

Б. Приводит аль-Хаким, Байхакъий и Табараний хадис от Абу Мусы и Муаза Ибн Джабаля, что Посланник Аллаха ﷺ послал их в Йемен и велел им обучать людей их религии, сказав: «Не берите милостыню, кроме как из четырех вещей: ячмень, пшеница, изюм и финик». (Байхакъий сказал, что передатчики хадиса являются достоверными). В этом хадисе явно указывается на имеющееся в тексте, ограничение с использованием отрицания – частицы «илля» (кроме).

В. Слова «пшеница», «ячмень», «финик» и «изюм», которые приводятся в хадисах, являются неизменяемыми словами, они не используются с другим смыслом и не являются словами, которые имеют несколько смыслов, они ограничены именно названиями этих вещей. Поэтому из этих слов не берутся такие смыслы как питание, сухое или накопление, так как эти слова абсолютно не указывают на эти смыслы или качества. Таким образом, эти хадисы ограничивают обязанность закята этими четырьмя видами культур, и определяют следующие общие слова, приведенные в хадисах: «с того, что поливается водою с неба, выплачивается десятина, а то, что орошается половина десятины». Таким образом, пшеница, ячмень, финики и виноград, которые не орошаются, то с них платится закят – десятина (одна десятая часть), а все, что из этих культур орошается, то закят – половина десятины.

Г. Закят не является обязательным, кроме как этих четырех видов сельскохозяйственных культур и фруктов. Следовательно, закят не берется с кукурузы, риса, бобов, нута, чечевицы и других зерновых культур. Также закят не берется с яблок, груш, персиков, абрикосов, гранат, апельсинов, бананов и других видов фруктов, потому что слова пшеница, ячмень, финики и изюм, не охватывают все вышеперечисленные культуры, кроме этих видов. Также нет достоверных текстов, о которых можно было бы говорить, нет иджма и нет къияса в этом вопросе, потому что закят является ибадатом, а в ибадате нет къияса, в вопросе ибадата ограничиваются текстом. Также закят не берется с овощей, такие как огурцы, тыква, баклажаны, репа, морковь и т.д. было передано, от Умара, Али, Муджахида и других, что нет садакъа с овощей, это рассказал Абу Убайда, Байхаки и другие.

2. Что же касается второй части вопроса, о кладе, то тот, кто нашел клад, должен отдать пятую часть в казну Исламского государства, которое потратит его на благо мусульман, а четыре пятых ее части достаются тому, кто нашел клад, с условием, что он нашел его не на чужой земле. Но так как нет казны по причине отсутствия Исламского государства, владелец выделяет пятую часть тем, кто ее заслуживает из нуждающихся, бедняков и на благо мусульман, соблюдая справедливость в этом вопросе.

Доказательства, касающиеся этого вопроса следующие:

А. Слово «الرِّكَازُ» (клад) означает деньги, имущество, закопанные человеком в землю, как золото, серебро, драгоценности, жемчуг, или другие вещи, костюмы, оружие, сокровища и т.д. Это могут быть клады, закопанные бывшими народами, племенами, такими как египтяне, народы Вавилона, ассирийцы, Сасаниды, римляне, греки и другие, которые закапывали украшения и драгоценности, в гробницах своих царей и вождей. Или это может быть клад в древних разрушенных горах, или же деньги, золото, серебро, помещенные в кувшин, или другое что-то скрытое в земле со времен невежества, или со времен Исламского государства. Все это считается кладом по шариату.

Б. Передается хадис от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Ранение животным непредсказуемо, колодец — непредсказуем, рудник — непредсказуем, а с клада — одна пятая» (Передает Абу Убайда). Передается от Абдуллаха ибн Амра, что Посланника Аллаха ﷺ спросили о деньгах, которые находят в древних развалинах, он ﷺ сказал: «С них и с клада одна пятая». Передано от Али ибн Абу Талиба, что Посланник ﷺ сказал: «В ас-суюубах пятая часть, а ас-суюубы – это жилы золота и серебра, которые под землей» (Хадис упоминает ибн Къудама в книге «аль-Мугъни»).

В. Таким образом, все закопанные ценности, как золото, серебро, драгоценности, драгоценные камни или иные, найденные в могилах и курганах вещи, или в городах прошлых народов, или найденное в мертвых (необрабатываемых ничейных) землях, или в руинах со времен невежества, или руинах прошлой эпохи Ислама, являются собственностью того, кто нашел клад, и он долен отдать пятую часть в Байт-уль-Мал.

Также, любой маленький рудник, незначительного размера, ограниченного количества, золота или серебра вне зависимости рудник это или жилка, найденные в мертвой земле, которая не принадлежит никому, то это становится собственностью того, кто нашел его и он должен отдать пятую часть в Байт-уль-Мал. Но если это большие залежи полезных ископаемых и т.п. не известного количества, то они принимают закон общественной собственности, а это другая тема.

Пятая часть, забираемая у того, кто нашел клад или маленький рудник и т.п. подобно трофею и принимает закон, касающийся трофея и помещается в Байт-уль-Мал, в категорию трофей и харадж, и тратится так же, как и трофеи и харадж, за что ответственным является халиф. Он тратит их на заботу о делах Уммы и для ее интересов, по своему мнению и иджтихаду.

Г. Тот, кто нашел клад или какие-либо залежи на своей территории земли, или территории своего здания, то он становится владельцем клада, вне зависимости от того, купил ли он эту землю и здание или получил в наследство. А тот, кто нашел клад или залежи на территории чужой земли, или строения, то находка будет принадлежать хозяину земли или владельцу здания, а не тому, кто обнаружил, этот клад или минералы.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
05 Мухаррам 1435 г.х.
08.11.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=229741993860552

Главное меню