Адресован Ayman Alfjjary.
Вопрос:
Ассаляму алейкум, мой вопрос адресован нашему амиру в настоящем и халифу в скором будущем, по воле Аллаха!
В книге «Исламское государство» в теме «Вторая присяга при Акъабе» и после нее говорится, что Посланник Аллаха ﷺ «размышлял» несколько раз, хотя вся суть заключается в откровении от Аллаха, а не в размышлениях Пророка ﷺ. Например: размышлял о хиджре, а хиджра – откровение от Аллаха.
Прошу вас разъяснить суть слова «размышление» в данном случае, и благословит вас Аллах!
Ответ:
Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!
Прежде чем перейти непосредственно к ответу о размышлениях Посланника Аллаха ﷺ о хиджре, я верну тебя к началу этапа просьбы о помощи (талаб ан-нусра) и до второй присяги при Акъабе, а затем к хиджре. По воле Аллаха, ответ для тебя прояснится:
1 – Хадиджа (р.а.) умерла в тот же год, что и Абу Талиб, т.е. за три года до хиджры, как это передается в книге «Уюну аль-асар»:
«…передается от Катады, который сказал: «Хадиджа умерла в Мекке за три года до хиджры. Она была первой, кто поверил в Пророка ﷺ». Он сказал: «…затем, Хадиджа бинт Хувейлид и Абу Талиб умерли в один год, потому Посланника ﷺ коснулись две трудности одна за другой: в один год умерли Хадиджа и Абу Талиб. Она была помощницей в правдивости Ислама, у которой Посланник Аллаха ﷺ всегда находил утешение». Катада сказал: «Зияд Бакани передает от Исхакъа, что Хадиджа и Абу Талиб умерли в один год, и это было после 10 лет пророчества Посланника Аллаха ﷺ и за три года перед его переселением в Медину. Ибн Кутейба передает, что Хадиджа умерла спустя три дня после смерти Абу Талиба. Байхакъый сообщает подобное этому».
2 – Передается от Вакъиди: «Хадиджа умерла перед Абу Талибом за 35 дней, хотя передано и другое. Когда скончался Абу Талиб, курайшиты обрушились на Пророка ﷺ издевательствами, которые они не могли себе позволить при жизни Абу Талиба. Как-то глупцы курайшита стали противодействовать Посланнику Аллаха ﷺ, насыпав ему на голову землю. Посланник Аллаха ﷺ зашел в дом Абу Талиба, а земля на его голове. Тогда одна из его дочерей подошла и в слезах стала смывать землю, а Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Не плачь, дочка, поистине, Аллах защитит твоего отца», приговаривая: «Курайшиты не могли причинить мне ничего дурного, пока не умер Абу Талиб».
3 – Это и есть те трудности, за которыми Аллах облагодетельствовал своего Посланника двумя другими великими событиями: Исра (Ночное путешествие) и Миърадж (Вознессение), и разрешил Посланнику ﷺ просить помощи (талаб ан-нусра) у обладателей силы из племен для защиты призыва и установления государства, как об этом сообщил автор «Уюну аль-асар» и другие передатчики Сиры («Жизнеописание Посланника»):
«Посланник Аллаха ﷺ вышел в Таиф в конце месяца Шавваль в 10-м году с момента ниспослания пророчества. Он вышел в Таиф один – Ибн Саъд же сказал: «…и вместе с ним Зайд ибн Хариса – с просьбой о помощи у племени Сакиф и их защиты от своего племени, в ожидании принятия ими того, с чем он пришел от Аллаха. Когда он достиг Таифа, устремился к группе из Сакифа, которые на то время были вождями и господами всего племени. И их было три брата: Абдуялил, Масъуд, Хабиб – сыновья Амра ибн Умайр ибн Ауф ибн Укъда ибн Гъайра ибн Ауф ибн Сакиф… и они не ответили ему… а, напротив, натравили на него своих глупцов…».
4 – После этого Посланник Аллаха ﷺ продолжил поиски помощи. Он и в сезоны хаджа представлял себя различным арабским племенам, призывая их к Аллаху, оповещая их о своем пророчестве, обращаясь с просьбой поверить ему, и защищать, пока Аллах не проявит того, с чем послал его ﷺ… Так Посланник обратился к племени Кинда, придя к месту их остановки в сезон хаджа. Среди них оказался их вождь, которого звали Мулейх. Посланник ﷺ призвал их к Аллаху и представил им себя, но они отвергли это… Он ﷺ пришел к племени Кальб в место их остановки, к роду из них, именуемому Бану Абдуллах. Он призвал их к Аллаху и представил им себя, говоря им: «О, Бану Абдуллах! Аллах дал наилучшее имя вашему отцу, разве вы не примете то, что Он вам предлагает», но они не приняли того, что он им предложил… Посланник Аллаха ﷺ пришел к племени Бану Ханифа к месту их остановки, призвал их к Аллаху, и предложил им себя. И не было ни одного из арабов, кто отвергнул бы его ﷺ более мерзко, чем они… Он ﷺ пришел к Бану Амир ибн Саъсаъ, призывая их к Аллаху и представляя им себя, но они выдвинули ему условие: дело правления после Посланника ﷺ останется за ними. Тогда он ﷺ ответил: «Дело принадлежит Аллаху, и Он доверяет его, кому пожелает». И они отвергли его, сказав, что нет у них нужды в его деле… Затем Посланник ﷺ вышел вместе с Абу Бакром и Али ибн Абу Талибом (р.а.)… Али сказал: «Абу Бакр всегда опережал в любом добром деле, он, обратившись, сказал: «Откуда народ?» Они ответили: «Мы народ Шейбана ибн Саъляба». Тогда Абу Бакр обернулся к Пророку ﷺ со словами: «Да будут мои отец и мать выкупом для тебя! Это лучшие представители своего народа и среди них Мафрук ибн Амр…» Он сказал: «Ты, скорее всего, брат курайшитов», на что Абу Бакр ответил: «Наверняка до тебя дошла весть, что он – Посланник Аллаха, и вот он перед тобой!» Мафрук сказал: «До нас дошла весть, что он говорит это о себе. Так к чему ты призываешь, о, брат курайша?» Пророк ﷺ прошел вперед и сказал: «Я призываю к свидетельству, что нет иного божества, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварищей, и что я – Посланник Аллаха. Я прошу предоставить приют и помочь, т.к. Курайш вышли против дела Аллаха и оболгали Его Посланника, и предпочли ложь вместо истины, а Аллах Богатый, Восхваляемый…». Тогда народ сказал…: «Мы заключили договор с Кисра (правитель в Шаме), что не станем ни с кем обсуждать события и давать приют тем, кто участвовал в разных происшествиях. Однако я вижу, что это дело, к которому ты призываешь нас – ненавистно королям. Я хочу предоставить тебе приют и помочь перед всеми арабами, но у нас…», тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы не ответили непристойностью, и раскрыли все честно. Но религии Аллаха поможет только тот, кто охватит ее со всех сторон».
5 – Также передается в «Уюну аль-асар» и в других книгах:
Передает Ибн Исхак: «Когда же Аллах пожелал проявить свою религию, возвысить своего Посланника и исполнить свое обещание, Посланник Аллаха ﷺ вышел в сезон паломничества, встретив группу из ансар. Это были несколько человек из племени Хазрадж. Посланник ﷺ сказал им: «Не присесть ли вам? Мне есть что сказать». Они ответили: «От чего же нет». И присели. Он призвал их к Аллаху и предложил им Ислам… Когда же он призывал эту группу к Аллаху, одни из них говорили другим: «Вы видите, это тот Пророк, приход которого вам обещали евреи» Так пусть же они не опередят вас к нему». Потому они ответили на то, к чему он призвал их. Они поверили ему и приняли от него Ислам. Затем они сказали: «Мы оставили за собой наш народ, у которого нет ни с кем вражды, кроме как внутри себя, и если Аллах объединит их при помощи тебя, то не будет человека более великого, чем ты». Затем они ушли, возвращаясь в свои страны, верующими, принявшими Ислам…».
Когда же прошел год, и вновь наступили запретные месяцы, наступил сезон паломничества в Мекку, в 12 год пророчества прибыли 12 человек из Ясриба и встретились с Пророком у Акъаба. Они дали ему первую присягу при Акъаба. В книге по жизнеописанию Пророка ﷺ «Хадаикъу аль-анвар ва матолиъу аль-асрар» приводится: «В 12 год прибыла группа из 12 ансар, и дала ему присягу у Акъаба, которая получила название «Женская присяга»…».
Вывел Ахмад в «Муснаде» от Убадата ибн Сомит, который сказал: «Я был в числе тех, кто присутствовал на первой присяге у Акъаба, нас было 12 человек, и мы присягнули Посланнику Аллаха ﷺ присягой женщин, и это было прежде, чем ниспослался приказ о войне. Мы присягнули, «что не станем придавать Аллаху ничего в сотоварищи, не будем воровать, прелюбодействовать, не будем убивать своих детей, не станем совершать ничего дурного и злого ни руками, ни ногами. Не станем ослушаться в благом. Если же мы исполним обет – то нам Рай, если же нарушим что-либо из этого, то наше дело у Аллаха: если пожелает – накажет, если пожелает – простит».
6 – Когда же они ушли, Посланник Аллаха ﷺ послал к ним Мусъаба ибн Умайра, как это передается в «Сире» Ибн Хишама и других:
Передает Ибн Исхак: «Когда люди ушли от него, Посланник Аллаха ﷺ отправил с ними Мусъаба ибн Умайра. Он остановился у Асъада ибн Зурара ибн Удас - Абу Умама… Ибн Исхак говорит: «Рассказал Убайдуллах ибн аль-Мугъира ибн Муайкъиб и Абдуллах ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Амр ибн Хазм, что Асъад ибн Зурара ибн Удас вышел вместе с Мусъабом ибн Умайра, направляясь в квартал Бану Абд аль-Ашхаль, квартал Бану Зафар. Саъд ибн Муаз был двоюродным братом Асъада ибн Зурара, потому он прошел под стенами Бану Зафар… Они сели под стеной, и их окружили те, кто уже принял Ислам, а также Саъд ибн Муаз, Усайд ибн Худайр – два господина своего племени из квартала Бану Абд аль-Ашхаль… Аллах открыл их сердца для Ислама, и они приняли его. Саъд ибн Муаз отправился к месту собрания своего народа, а с ним Усайд ибн Худайр… Он встал перед ними и заявил: «О, Бану Абд аль-Ашхаль, кто я вас?» Они ответили: «Ты наш господин, самый проницательный из нас и самый прекрасный из нас умом и душой». Тогда он сказал: «В таком случае для меня запретно общение с вами и вашими женщинами, пока вы не уверуете в Аллаха и Его Посланника». Они сказали: «И, клянемся Аллахом, никто из мужчин и женщин Бану Абд аль-Ашхаль не встретил вечера, кроме как будучи мусульманином». Тогда Асъад и Мусъаб вернулись в дом Асъада ибн Зурара, и Мусъаб остался жить у него, призывая людей к Исламу…».
7 – Также передается в «Сире» Ибн Хишама, в «Хадаикъу аль-анвар» и в других книгах: «После этого Мусъаб вернулся в Мекку, и вместе с ним вышли некоторые из ансаров-мусульман в сезон паломничества в 13 год пророчества вместе с паломниками-многобожниками из своего народа. Когда они прибыли в Мекку, то договорились с Пророком ﷺ встретиться в Акъаба в средний день из дней ташрикъа. Тогда Аллах пожелал от них того, чего желал для Своей Щедрости, помощи Своему Посланнику и величия Исламу и его приверженцам, а также униженности для неверия и его приверженцев… Рассказывает Каъб: «Мы вышли в Мекку на паломничество, договорившись с Посланником Аллаха ﷺ встретиться в Акъаба в средний из дней ташрикъа. Когда же мы выполнили все обряды паломничества, и наступила та договоренная ночь… Мы легли спать в ту ночь вместе с нашим народом, когда же прошла треть ночи, мы вышли из нашей остановки к месту встречи с Посланником Аллаха ﷺ, пробираясь, словно кошки, в страхе, пока не собрались в ущелье в ожидании Посланника Аллаха ﷺ…». Он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ начал говорить, он почитал Коран, призвал нас к Аллаху, побудил к Исламу, затем сказал: «Я прошу вас присягнуть, что вы будете защищать меня от того, от чего защищаете своих жен и детей». Каъб сказал: «Бароа ибн Маърур взял Пророка за руку и сказал: «Да, и клянусь Тем, Кто послал тебя (пророком) с истиной, мы непременно станем защищать тебя от того, от чего защищаем своих подопечных. Мы присягаем, о, Посланник Аллаха, ведь мы – дети войны (т.е. опытные в военном деле), обладаем оружием, которое унаследовали от старшего поколения». Он сказал: «Пока Бароа говорил с Посланником Аллаха ﷺ, речь прервал Абу Хейсам ибн Таййихан, сказав: «О, Посланник Аллаха, поистине, между нами и другими людьми, – имея в виду евреев – связь, и мы разорвем ее. И если мы сделаем это, а потом Аллах проявит твое дело, ты вернешься к своему народу и бросишь нас?» Каъб сказал: «Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал: «Напротив, кровь за кровь, разрушение за разрушение. Я за вас, и вы за меня. Я стану сражаться с тем, с кем вы сражаетесь, и заключать мир с тем, с кем вы его заключили…». Ибн Исхакъ передает: «Мне рассказал Убада ибн Валид ибн Убада ибн Сомит, от своего отца Валида, от деда Убада ибн Сомита, который был одним из представителей, он сказал: «Мы присягнули Посланнику Аллаха ﷺ военной присягой – и Убада был одним из 12 представителей (накъибов), которые присягнули в первой Акъаба «женской присягой» - на подчинение и послушание в трудности и легкости, в радости и горе, не быть себялюбивыми и не оспаривать дело правления у его обладателей. Говорить истину, где бы ни были, не страшась ради Аллаха порицания порицающего…».
8 – Таким образом, завершилась Вторая присяга при Акъабе, присяга победы после того, как Ислам распространился в Медине, за чем последовала хиджра и установление государства. Из всего этого становится ясно, что Посланнику Аллаха ﷺ было приказано искать помощи, начиная с 10 года откровения, т.е. перед присягой при Акъабе приблизительно за три года, т.к. Вторая присяга при Акъаба была в сезон паломничества в 13 году пророчества. Т.е. Посланнику Аллаха ﷺ было приказано искать помощи, потому он искал ее у обладателей силы из племен, требуя их помощи. Когда же к нему пришли новости из Медины от Мусъаба ибн Умайра, а затем пришла группа из 73 мужчин и 2 женщин и присягнули Посланнику Аллаха ﷺ во Второй присяге при Акъабе. Тогда Посланник Аллаха ﷺ увидел, что Медина готова оказать помощь для установления государства и возвеличивания Ислама и мусульман. Посланник стал размышлять над хиджрой в Медину, т.к. он ﷺ искал обладателей силы для помощи ему, а теперь он хотел переселиться к ним для установления Исламского правления. Потому размышления о хиджре продиктовало само требование помощи (талаб ан-нусра). Посланник ﷺ обращался к племенам с просьбой о помощи, именно так и случилось, когда он узнал, что Лучезарная Медина готова предоставить помощь и установить там государство. Потому его размышления о хиджре не выходили за пределы вопроса требования помощи (талаб ан-нусра), которое являлось откровением от Всевышнего Аллаха за три года до Второй присяги при Акъаба. Но вместе с этим, Посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину лишь после того, как Всевышний Аллах показал ему место его переселения и дозволил ему совершить хиджру. Передает Бухари: «Ибн Шихаб рассказывает: «Мне рассказал Урва ибн аз-Зубайр, что Аиша (р.а.), жена Посланника ﷺ, сказала: «Когда я стала разуметь своих родителей, они уже исповедовали эту религию, и не проходил день, кроме как Посланник Аллаха ﷺ заходил к нам утром и вечером… Он ﷺ обратился к мусульманам: «Мне было показано место вашего переселения – это пальмовые сады между двух каменистых склонов», и это две каменистые местности. И переселился тот, кто переселился в Медину. Большинство из тех, кто переселялся в Эфиопию, вернулись в Медину. Абу Бакр также приготовился к хиджре, но Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Подожди, я прошу, чтобы мне было дозволено». Абу Бакр сказал: «Да будет мой отец выкупом за тебя, ты действительно ждешь этого?» Он сказал: «Да»… Ибн Шихаб передает от Урва, что Аиша сказала: «В тот день мы сидели в доме Абу Бакра в знойную жару полдня, как кто-то сказал Абу Бакру: «Посланник Аллаха ﷺ идет укутанный, в час, в который он прежде никогда к нам не приходил». Абу Бакр сказал: «Да будут мой отец и мать выкупом за него, не идет он в этот час, кроме как по делу». Она сказала: «Посланник Аллаха ﷺ попросил разрешения, и ему позволили войти». Он ﷺ сказал Абу Бакру: «Выведи их». Абу Бакр сказал: «Это твоя семья, о, Посланник Аллаха, ты мне как отец!» Он сказал: «Мне дозволено переселиться». Абу Бакр сказал: «Вместе, да будет выкуп за тебя мой отец, о, Посланник Аллаха?» он ответил: «Да»…».
9 – Потому, размышления о хиджре в Медину после того, как до него дошла весть о ней, является из рода требования помощи (талаб ан-нусра), которая была приказана ему еще в 10-м году откровения. Это подобно походу Посланнику Аллаха ﷺ в Таиф и Бану Шейбан и Бану Амир…, однако Посланник Аллаха ﷺ не привел свои размышления в жизнь, пока Аллах не показал ему место переселения и не разрешил ему совершить хиджру: «Мне было показано место вашего переселения – это пальмовые сады между двух каменистых склонов» и «Мне дозволено переселиться», как это привел Бухари от Аиши матери правоверных (р.а.).
Надеюсь, эта тема прояснилась для тебя, и пусть Всевышний Аллах сопутствует!
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
3 Джумада аль-уля 1435 г.х.
04.03.2014
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/Ata.abualrashtah/photos/a.154439224724163.1073741827.154433208058098/268522129982538/?type=1