04
Сб, мая

Закон Шариата относительно участия в выборах правителя, который правит на основе неверия

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован: Mouadh Seif Elmi

Вопрос: Ассаляму алейкум, наш шейх, у меня к Вам вопрос: достоверно ли то, что сподвижники, которые переселились в Эфиопию, сражались на стороне Негуса против его врагов, желая того, чтобы он победил, и радовались его успеху? Некоторые шейхи в Тунисе приводят эти события как доказательство того, что дозволено участие в парламентских и президентских выборах, призывая к выбору тех партий, в которых меньше зла, нежели в других. И выражаю Вам свою благодарность.

Ответ:  Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Прежде чем отвечать, я бы хотел указать на следующее. Муджтахид во время познания закона Шариата относительно той или иной проблемы, после того как изучил реальность проблемы, должен изучить доказательства относительно данной проблемы из шариатских текстов. И лишь после этого он может выводить закон Шариата на данную проблему, рассмотрев все доказательства, связанные с данной темой… И абсолютно неправильным будет, если кто-либо выдумал мнение относительно той или иной проблемы, а после этого начал искать доказательства, из которых можно вывести то мнение, к которому он пришёл заранее, так как Шариатом требуется то, чтобы выносящим решение был именно Шариат, т.е. принятие закона должно исходить из доказательств, а не на основе мнения «учёного», к которому он пришёл до изучения доказательств, а после этого начал искать те доказательства, которые бы подкрепляли его слова. Подобные поступки не являются следованием Шариату и не являются познанием закона Шариата, а наоборот – являются следованием своим страстям…

Любой наблюдающий за словами тех, кто дозволяет соучастие в правлении с режимами, которые правят на основе законов неверия, и тех, кто дозволяет участие в выборах правительств или в выборах депутатов парламентов, которые судят не на основе законов Аллаха и претворяют над людьми систему, которая не имеет никакого отношения к повелениям Аллаха, видит то, что они изучают шариатские тексты вдоль и поперёк, а после останавливаются на том, что даже слабее, чем подобие доказательств (шубха далиль), дабы подтвердить свои слова… И удивительным в этом является то, что они не обращают никакого внимания на категоричные, достоверные и исчерпывающие доказательства из книги Аллаха и Сунны Его Пророка ﷺ, и они, чтобы вывести своё мнение, основываются не на этих категоричных текстах…

Теперь я перейду к ответу относительно проблемы, упомянутой в вопросе:

Обращаясь к книгам по истории, ясно видно то, что они не подтверждают те события, которые указывают на то, что сподвижники сражались на стороне Негуса против его врагов. В книгах по истории относительно позиции сподвижников касательно проблемы Негуса с его врагами имеются схожие рассказы, даже, можно сказать, идентичные. Здесь я приведу рассказ имама Ахмада ибн Ханбаля, который он приводит в своём «Муснаде». После упоминания истории о мусульманах и Негусе и рассказа о том, что он был с ними справедлив, говорится следующее: «…Мы жили при нём в хороших жилищах с хорошими соседями. Клянусь Аллахом, мы находились в таком положении, пока его не постигло это – т.е. пока некто не стал оспаривать его власть. Клянусь Аллахом, мы не знали печали больше той, которая постигла нас при этом, так как мы боялись того, что Негуса одолеют и придёт человек, который не будет соблюдать наши права так, как их соблюдал Негус. Негус и сподвижники были по разные стороны Нила, и сподвижники Посланника ﷺ сказали: «Кто пойдёт и будет присутствовать при сражении, чтобы потом рассказать нам об этом?». Аз-Зубайр ибн Аввам сказал: «Я пойду», – и он был самым молодым из нас. После этого взяли бурдюк и надули его для него, он положил его себе под грудь, поплыл на нём и достиг берега, на котором собрался народ. Затем он отправился к ним, дабы поприсутствовать среди них. Мы (сподвижники) обратились к Аллаху с мольбой и попросили Его о том, чтобы Негус одолел своего врага, и чтобы Аллах утвердил его в его государстве, и чтобы с ним окрепло положение Эфиопии, так как мы жили при нём во благе, пока не вернулись к Посланнику Аллаха ﷺ в то время, когда он был в Мекке», – конец цитаты.

В книге Ибн Кясира «Аль-Бидая ва ан-Нихая» приводится следующее: «…говорится: мы жили в окружении хороших соседей и в хороших жилищах, а когда появился человек из эфиопов и стал оспаривать его (Негуса) власть, то, клянусь Аллахом, это нас опечалило больше всего, так как мы опасались того, что он одолеет Негуса и придёт царь, который не будет соблюдать наши права, как соблюдал их Негус, и попросили Аллаха о том, чтобы Он помог Негусу, и некоторые сподвижники Посланника Аллаха ﷺ сказали другим: «Кто выйдет и поприсутствует при сражении, чтобы узнать, кто это такой?». И аз-Зубайр сказал: «Я», – он был самый молодой из них. Для него надули бурдюк, и он положил его себе под грудь и поплыл на нём по Нилу, пока не достиг другой его стороны, там, где собрались люди. Он поприсутствовал при этой стычке, где Аллах нанёс поражение этому царю и убил его, и, таким образом, Негус одолел его. К нам вернулся аз-Зубайр, размахивая своим плащом и говоря: «Радуйтесь, Аллах помог Негусу победить». И я сказал: «Клянусь Аллахом, ничто нас так не радовало, как обрадовала победа Негуса, и мы жили при нём, пока одни из нас не уехали в Мекку, а другие остались»», – конец цитаты.

И откуда они могли взять то, что дозволено участие в выборах правителя, который правит на основе неверия, и участие в выборах парламента, который сам издаёт законы вместо Аллаха? Откуда они это могли взять, ведь в этих историях нет ничего, гласящего о том, что сподвижники (р.а.) участвовали в сражении, и нет того, что они (р.а.) вместе с эфиопами принимали хоть какое-нибудь решение? Они были слабы и не сделали ничего большего, чем то, что отправили самого молодого из своего числа, чтобы он посмотрел и рассказал им о том, кто победит:

«…и сподвижники Посланника ﷺ сказали: «Кто пойдёт и будет присутствовать при сражении, чтобы потом рассказать об этом нам?»»,

«…и некоторые сподвижники Посланника Аллаха ﷺ сказали другим: «Кто выйдет и поприсутствует при сражении, чтобы посмотреть, кто это такой?»».

Всё, что из этого видно, – так это то, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) желали того, чтобы Негус победил своего врага, так как он был справедливым и не угнетал никого, как об этом сообщил Посланник ﷺ, и как они (р.а.) сами об этом свидетельствовали… И они боялись того, что Негуса победит его враг, а он не будет поступать с ними так же справедливо, как поступал Негус:

«…клянусь Аллахом, мы не знали печали больше той, которая постигла нас при этом, так как мы боялись того, что Негуса одолеют и придёт человек, который не будет соблюдать наши права так, как их соблюдал Негус»,

«…то, клянусь Аллахом, это нас опечалило больше всего, так как мы опасались того, что он одолеет Негуса и придёт царь, который не будет соблюдать наши права, как соблюдал их Негус, и попросили Аллаха о том, чтобы Он помог Негусу».

И как из этого можно понять о выборах правителя, чтобы он правил на основе неверия, или где здесь выборы партий в парламент, чтобы они издавали законы для людей вместо Аллаха? Сподвижники желали и просили Аллаха, чтобы Он оказал помощь царю, который был с ними справедлив, против его врага, который не будет с ними справедливым, и они не участвовали ни в чём, чтобы указывало на выборы человека, дабы он правил на основе неверия или же издавал законы неверия…

И поэтому приведение этих событий в качестве довода о дозволенности участия в выборах правителя, который правит на основе неверия, и о дозволенности участия в выборах партий в парламент, чтобы они издавали закон для людей вместо Аллаха, является неправильным, и несостоятельность этого очевидна и не нуждается в глубоких познаниях и детальном изучении… И, в частности, доказательства, которые указывают на обязательность правления тем, что ниспослал Аллах, являются категоричными, как по своему происхождению, так и по своему указанию. Вот эти доказательства:
Слова Всевышнего:

وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ

«И суди между ними по тому, что низвёл Аллах, и не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя от части того, что низвёл тебе Аллах!»,

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Решение принимает только Аллах»,

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью»,

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?», –
и другие аяты.

А также неверные курайшиты предложили Посланнику ﷺ стать их правителем и управлять ими на основе их законов вместо законов Ислама, и он ﷺ отверг их предложение:

Ибн Исхакъ в книге «Ас-сияру ва аль-Магъази» приводит: «От Икримы, от Ибн Аббаса передаётся, что Утба, Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб, ан-Надр ибн Харис, Абу Бухтрий и другие… собрались после захода солнца с тыльной стороны Каабы, и одни из них сказали другим: «Пошлите к Мухаммаду, поговорите с ним и спорьте с ним до последнего», – и они послали к нему… и сказали: «О Мухаммад, мы пришли к тебе, чтобы понять, чего ты добиваешься… Если ты пришёл с этими речами, чтобы заполучить богатство, то мы дадим тебе из нашего имущества, и ты станешь самым богатым из нас, если же ты желаешь этим достичь почёта, то мы сделаем тебя нашим господином, если же ты этим стремишься достичь власти, ты мы сделаем тебя нашим правителем»… И Посланник ﷺ ответил им: «Я не ведаю о том, что вы говорите. Я не пришёл с этим, чтобы просить вашего имущества, и не ищу почёта среди вас, и не желаю власти над вами, но Аллах послал меня к вам как посланника, и низвёл мне книгу, и повелел мне, чтобы я был для вас увещевателем и благим вестником и чтобы я довёл до вас послание своего Господа. И я наставляю вас, и если вы примете то, с чем я пришёл к вам, то преуспеете как в этом мире, так и в последующем, а если отвергнете меня, то я буду ждать повеления Аллаха, пока Он не рассудит нас». И это – то, что сказал Посланник Аллаха ﷺ». И подобное приводится у Абу Наима аль-Асбахани (233/1), а также приводится в истории пророчества, автором которой является Ибн Кясир (479/1), и в других книгах по истории…

А также курайшиты предлагали Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он соучаствовал с ними в их делах, чтобы часть претворяемого была от них, а часть – от Пророка ﷺ, и они предложили поклоняться год Господу Мухаммада ﷺ и чтобы он ﷺ поклонялся год их богам. И Пророк ﷺ отверг это, желая претворения только лишь Ислама.

В толковании суры «Неверные» («Аль-Кяфирун») у аль-Къуртуби говорится: «Ибн Исхакъ и другие от Ибн Аббаса передают, что причиной ниспослания этой суры было то, что Ваиль ибн Мугира, аль-Ас ибн Ваиль, Асвад ибн Абдульмутталиб и Умайа ибн Халяф, встретив Посланника Аллах ﷺ, сказали ему: «О Мухаммад, давай мы будем поклоняться тому, чему ты поклоняешься, а ты будешь поклоняться тому, чему мы поклоняемся, и, таким образом, ты и мы испробуем все эти дела, и если окажется, что то, с чем ты пришёл, лучше, чем то, что у нас, то мы присоединимся к тебе и с удовольствием примем это, но если то, что у нас, лучше, чем то, с чем ты пришёл, то ты присоединишься к нам в нашем деле и примешь его себе во благо», – и тогда Всевышний Аллах ниспослал: ﴿قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ...﴾ – «Скажи: «О вы, неверные…»»», – конец цитаты.

Ат-Табари в книге «Джями аль-Баян» в толковании к суре «Неверные» («Аль-Кяфирун») говорит: «Мухаммад ибн Муса аль-Харши мне рассказал, что передал Абу Халяф, передал Дауд от Икримы, от Ибн Аббаса, что курайшиты, враги Посланника Аллаха ﷺ, сказали: «Мы предложим тебе одно мудрое дело, которое устроит и тебя, и нас». Он ﷺ спросил: «И что же это?», – а они ответили: «Ты один год будешь поклоняться нашим богам, аль-Лату и аль-Уззе, а мы будем год поклоняться твоему богу», – и он ﷺ сказал: «Я посмотрю, что ниспошлёт мне мой Господь». И снизошло откровение с хранимой скрижали: ﴿قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ...﴾ – «Скажи: «О вы, неверные…»»», – конец цитаты.

В книге «Фатх уль-Кадир» Шауакани в толковании суры «Неверные» («Аль-Кяфирун») приводится: «Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим и Табарани от Ибн Аббаса передали, что курайшиты позвали посланника Аллаха ﷺ… и сказали: «Мы предложим тебе одно мудрое дело, которое устроит тебя». Он ﷺ спросил: «И что это?», – а они сказали: «Ты будешь поклоняться год нашим богам, а мы будем год поклоняться твоему Богу». Он ﷺ сказал им: «Я подожду, пока не снизойдёт мне откровение от моего Господа». И пришло откровение от Аллаха: ﴿قُلْ يَا أَيُّهَا الْكافِرُونَ * لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ﴾ – «Скажи: «О вы, неверные. Я не буду поклоняться тому, чему вы поклоняетесь…», – и до конца суры, а также Аллах ниспослал: ﴿قُلْ أَفَغَيْرَ اللَّهِ تَأْمُرُونِّي أَعْبُدُ أَيُّهَا الْجاهِلُونَ﴾ – «Скажи: «Неужели вы повелеваете мне поклоняться кому-либо другому вместо Аллаха, о невежды?»»… и до слов Аллаха: ﴿بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَكُنْ مِنَ الشَّاكِرِينَ﴾ – «Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных»», – конец цитаты.

Все эти доказательства ясно и окончательно запрещают правление не тем, что ниспослал Аллах, и запрещают любое соучастие в таком правлении. И никто не может противиться этим ясным доказательствам, кроме того, кто очевидным образом восстаёт против Аллаха и Его Посланника ﷺ, и какие у такого человека могут быть оправдания?! А те доводы, которые он приводит, лишь приведут его к позору в этой жизни, а наказание Аллаха – ещё сильнее.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Рабиъ ус-сани 1437 г.х.
03.02.2016 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Фейсбук»

Главное меню