02
Чт, мая

Разум (акыл), осознание (идрак) и мысль (фикр)

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос адресован Атман Атмани

Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый шейх! В книгах говорится о том, что между ранее сформированными мнениями и предшествующей информацией в методе мышления существует разница, хотя известно, что мысль, осознание или понимание невозможны без четырёх известных компонентов: реальности, ощущений, предшествующей информации и мозга, способного связывать информацию с ощущениями. Так в чём разница между ранее сформированными мнениями и предшествующей информацией, связанной с пояснением реальности?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1 — Как понимается из вопроса, разум, осознание или мысль — это передача органами чувств ощущений реальности в мозг, где при помощи предшествующей информации поясняется эта самая реальность. Другими словами, процесс мышления не будет довершён, пока не соберутся четыре компонента: реальность, ощущение реальности, мозг, способный связывать, и предшествующая информация, связанная с пояснением реальности.

2 — Для того, чтобы человек мог мыслить, понимать и разуметь на этой земле, Всевышний Аллах даровал первому человеку и пророку — Адаму (а.с.) — предшествующую информацию, которая даёт понять человеку текущие события на земле. В третьем томе книги «Исламская личность» говорится: «Что касается слов Всевышнего Аллаха:

وَعَلَّمَ آدَمَ الْأَسْمَاءَ كُلَّهَا

«И Аллах научил Адама всем именам» (2:31), — то здесь имеется в виду суть и содержимое вещей, а не лексические выражения. Другими словами, Всевышний Аллах научил Адама сути вещей и их свойствам, т.е. дал информацию, посредством которой Адам будет выносить решение относительно вещей, а вернее — понимать их. Одного только ощущения реальности недостаточно для понимания этой реальности и осознания его сущности, напротив, нужна предшествующая информация, при помощи которой можно пояснить и понять эту реальность. Под именами, которым Аллах научил Адама, имеется в виду свойства и суть вещей, а точнее, Аллах предоставил Адаму информацию, которая поможет ему понимать и выносить решения относительно ощущаемых им вещей…».

3 — Затем возникли другие идеи, которые одна за другой последовали вслед за первой мыслью, появившейся благодаря тому, что Аллах предоставил Адаму (а.с.) предшествующую информацию, которую Адам (а.с.) использовал в пояснении реальности, т.е. в процессе мышления с двумя уже имеющимися наряду с предшествующей информацией элементами — мозг и органы чувств. Так жизнь наполнилась обширными сферами размышлений.

Таким образом, правильное понимание самого процесса мышления у человека неминуемо приводит к вере во Всевышнего Аллаха. Отрицающие существование Творца атеистические учения при определении разума или мысли не берут во внимание фактор предшествующей информации, несмотря на то, что мысль о какой-либо реальности не сможет возникнуть без предшествующей информации, которая пояснила бы эту самую реальность, и это — неоспоримый факт.

Отсюда следует, что такие атеистические учения, как коммунизм, отрицают необходимость предшествующей информации, дабы последняя не привела их к вере в Творца, который предоставил Адаму (а.с.) предшествующую информацию, дабы возникла на этом Свете первая мысль, благодаря которой последовал бы мыслительный процесс. Это так, потому что ощущение реальности органами чувств и наличие только мозга без предшествующей информации, объясняющей рассматриваемую реальность, не порождает за собой никакой мысли. Ощущение реальности органами чувств не является мыслью.

И сколько бы раз человек ни ощущал реальность и каким бы разнообразным ни было это ощущение, результатом будет одно лишь ощущение. Для появления мысли необходима предшествующая информация, посредством которой человек мог бы пояснить ту реальность, которую он ощущает, а затем уже на основании этого породить другие идеи. Особенно важна предшествующая информация для первой идеи, которая неминуемо ведёт человека к вере в существование Аллаха, который предоставил первому человеку — Адаму (а.с.) — предшествующую информацию.

4 — Вышеприведённое касалось предшествующей информации, что же касается ранее сформированных мнений, то они представляют собой разные заключения относительно реальность, которые человек принимал ранее, либо самостоятельно путём мыслительного процесса и собственного умозаключения относительно реальности, либо путём заимствования этих заключений у других людей через прочтение или прослушивание. И так далее. Следовательно, ранее сформированное мнение — это мысли о реальности.

5 — Таким образом, разницу между предшествующей информацией и ранее сформированными мнениями можно вкратце изложить в двух следующих пунктах:

а) Ранее сформированные мнения — это имевшиеся ранее мысли человека, которые по сути представляют собой полные или частичные его заключения относительно исследуемой реальности. Предшествующая информация — это то, что поясняет реальность без какого-либо заключения относительно неё. Такая информация является одним из факторов мышления, без которого человек не способен мыслить.

б) Ранее сформированное мнение — это сделанный вывод относительно реальности, над которой ведётся размышление для определения правильного заключения (по мнению самого мыслителя). Тут в качестве вывода следует сказать, что необходимо использовать только информацию, не позволяя ранее сформированному мнению оказывать влияние и вмешиваться в процесс мышление. Использование ранее сформированного мнения может привести к ошибочному пониманию в случае, если это мнение возьмёт верх над информацией и неправильно пояснит реальность.

Таким образом, необходимо проводить различие между ранее сформированным мнением и информацией и использовать только информацию, не давая возможности ранее сформированному мнению об исследуемой реальности оказывать влияние на процесс мышления. В книге «Мышление» на страницах 21–23 пишется: «Однако следует различать между ранее сформированным мнением о чём-либо и предшествующей информацией об этом или о том, что связано с ним. Необходимым в разумном методе служит не содержание ранее сформированного мнения или мнений о реальной действительности, а скорее, присутствие предшествующей информации о ней или о том, что связано с ней. Следовательно, то, что необходимо, это наличие информации, а не наличие мнения…».

6 — Для ясного понимания вышеизложенного приведём два примера:

а) Если взять человека, любого человека, который не имеет никакой информации об ассирийском языке, и предоставить ему книгу, написанную на ассирийском языке. Затем дать ему возможность ощутить её посредством органов чувств путём зрения и осязания, то сколько бы он ни предпринимал попыток ощутить её, пусть миллион раз, он не сможет понять ни одного слова, пока ему не будет предоставлена информация об ассирийском языке и о том, что касается этого языка. Только тогда он начнёт мыслить над ней и понимать её. Здесь нельзя говорить, что подобное свойственно только языкам из-за того, что они произведены человеком, а значит, требуют предшествующей информации о них. Так нельзя говорит, потому что суть вопроса заключается в мыслительном процессе, который представляет собой работу разума, равным образом связана ли она с вынесением решения, пониманием значений или осознанием факта. Мыслительный процесс один и тот же во всём.

б) Если выступает цель проанализировать политический вопрос для нахождения правильного мнения, необходимо сохранять объективность в этом. Давайте разберём это на примере вопроса вмешательства Турции в ливийские события, отправки наёмников в эту страну и оказании военной и информационной поддержки проевропейскому Сарраджу и Правительству национального единства (ПНЕ). Среди людей бытовало мнение о том, что Эрдоган помогает силам ПНЕ из-за своей любви к мусульманам и его стремления помочь населению Ливии, ведь он поддерживает исламские военизированные движения и оказывает им помощь. Данное мнение строится на заключении об исследуемом вопросе, а не исключительно на предшествующей информации о нём. Для точного и правильного понимания реалий необходимо воздержаться от этого ранее сформированного мнения и объективно изучить вопрос в рамках существующих политических фактов, и лишь затем прийти к правильному выводу в вопросе.

Надеюсь, в ответе Вы получили достаточную ясность. Аллах знает лучше и мудрее!

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
4 Рамадана 1442 г.х.
16.04.2021 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, на вопросы посетителей страницы в «Фейсбуке»

Главное меню