Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! Просим у Аллаха для Вас здоровья и благополучия. Пусть Аллах поддержит Вас сильными, благочестивыми мусульманами и дарует победу Умме вашими руками.
Читая книги исламских учёных, я наткнулся на тексты, переданные от некоторых сподвижников, таких как Абдуллах ибн Масуд (р.а.) и Аиша (р.а.), которые содержат в себе аяты. Но эти аяты не были включены в Коран, поскольку цепочки передачи этих текстов единичные (ахад). Как известно, в Коран не включались тексты, переданные путём ахад, поскольку они считаются некатегоричными по своему происхождению (занний ас-субут).
Вопрос заключается в том, как относиться к таким текстам, ведь они всё же считаются достоверными (сахих), и к тому же они переданы людьми справедливыми и заслуживающими доверия? Эти тексты, хоть и не дошли до нас подлинным путём (таватур), всё же их достоверность превалирует (галябату занн). Принимаются ли такие предания в расчёт у факихов и муджтахидов в качестве шариатских текстов, из которых можно выводить шариатские законы, или же они не используются вовсе?
Да воздаст Вам Аллах благом.
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Благодарю за Ваши прекрасные мольбы, пусть Аллах воздаст Вам благом.
Прежде чем ответить на вопрос, я приведу несколько цитат из наших книг:
I. В третьем томе книги «Исламская личность» в главе «Что считается доводом из Корана» пишется: «Доводом (худжа) считаются только те аяты, которые известны нам как часть Корана и которые были переданы нам путём таватур. А то, что было передано путём ахад, к примеру, мусхаф Ибн Масуда, не считается доводом. Пророку ﷺ было поручено читать ниспосланные откровения группе людей, слова которых расцениваются как безусловный довод, и нет вероятности, что они единогласно скроют то, что слышали. Если обнаруживается аят, который не был сообщён этой группой, тогда считается, что это сообщение — ахад. Следовательно, оно не берётся в расчёт, поскольку Пророку ﷺ было велено не ограничиваться чтением откровения только одному человеку, и он ﷺ зачитывал откровение нескольким мусульманам, которые запомнят его и станут теми, слова которых будут расцениваться как безусловный довод. Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ велел записывать зачитываемые им откровения. Учитывая всё это, невозможно представить, что откровение передавалось только одним человеком или несколькими людьми, слова которых не расцениваются как безусловный довод. Поэтому сообщения ахад об откровении не считаются доводом».
В этой же главе пишется: «Что касается различия мусхафов, то те из них, которые были переданы путём ахад, не считаются Кораном и не считаются доводом, а те, что были переданы путём таватур, считаются Кораном и доводом. Проблема не заключается в мусхафе, а связана с некоторыми аятами, которые содержатся в мусхафе. И если аят передан от Посланника Аллаха ﷺ путём таватур, т.е. когда он зачитал аят нескольким людям, которые достигают степени таватур, или, как мы назвали их, «слова, которых расцениваются как безусловный довод», то этот аят считается Кораном и считается доводом (худжа). В ином случае аят не будет считаться Кораном. Таким образом, весь мусхаф Усмана считается Кораном, поскольку все аяты, содержащиеся в нём, переданы путём таватур через людей, слова которых расцениваются как безусловный довод. Но в мусхафе Ибн Масуда нужно разобраться: те его аяты, которые были переданы путём таватур, считаются Кораном, а те его аяты, которые были переданы путём ахад, как следующий аят فصيام_ثلاثة_أيام_متتابعات «Пост — три дня подряд», не считаются Кораном и доводом.
Все возражения по поводу людей, заучивших Коран, и по поводу разных мусхафов отвергаются. Кораном же считается только то, что было передано путём таватур, а то, что было передано путём ахад, не считается Кораном. Следует обратить внимание на то, что Коран передавался под наблюдением Посланника Аллаха ﷺ во время ниспослания и фиксировался письменно наряду с заучиванием. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не передавали Коран как сообщение от Посланника Аллаха ﷺ, а передавали сразу при нём то, что он зачитывал, и то, что велел записывать. Такой метод передачи отличается от передачи хадиса. Хадис передавался от Посланника Аллаха ﷺ пересказом и не записывался, ни в то время, когда этот хадис слышали, ни в то время, когда этот хадис передавали. Хадисы стали записываться лишь в эпоху таби-табиинов. Коран же фиксировался и записывался прямо в то время, когда нисходили аяты. Следовательно, сподвижники в точности передали то, что было ниспослано. Поэтому и говорится, что сподвижники в точности передали для нас Коран».
II. В третьем томе книги «Исламская личность» в главе «Насих и мансух» пишется: «Вторая версия тафсира: имеется в виду отмена (насх) закона, содержащегося в аяте, а не отмена текста (кырат) этого аята. Этой версии придерживается большинство учёных, и на неё нужно полагаться. К тому же все аяты Корана подтверждены категоричными доказательствами, а те аяты, которые не подтверждены категоричными доказательствами, не считаются Кораном. Так же и нет категоричных доказательств на то, что может отменяться текст аятов из Корана. А те предположительные доказательства, которые приводятся некоторыми и указывают на отмену текста аятов, слабы и не берутся в расчёт в вопросе отмены. Категоричное (катый) не может отменяться предположительным (занний), а может отменяться только категоричным, которое будет равным по силе или большим. Нет никакого категоричного доказательства отмены текста аята. Это подтверждает то, что имеется в виду отмена закона, содержащегося в аяте, а не самого аята».
В этой же главе пишется: «Что касается отмены текста аята, то это не разрешается, поскольку на это нет категоричного доказательства. Доказательством же запретности отменять текст выступает то, что в аяте об отмене говорится:
نَأْتِ بِخَيْرٍ مِنْهَا أَوْ مِثْلِهَا
«то приводим тот, который лучше его, или равный ему» (2:106).
Весь Коран является благом, и нет никакого преимущества у одной части Корана над другой. Если бы под отменой понималось удаление аята из Хранимой скрижали и замена его другим аятом, тогда разрушилась бы концепция, гласящая, что все аяты несут благо. Поэтому под отменой понимается не сам аят, а закон, содержащийся в аяте. Кроме того, было доказано, что ниспослание, заучивание наизусть и запись Корана происходило путём таватура (нет вероятности ошибки). Вера в это входит в акыду. Акыда же принимается только посредством доказательства, категоричного в происхождении (катыят ус-субут) и категоричного в указании (катыят уд-даляля). В нашем же вопросе нет категоричного доказательства, разрешающего отменять текст аятов. То есть отменять тексты аятов не дозволено. Доказательством того, что текст аятов не отменяется, является отсутствие категоричного доказательства, которое подтверждало бы отмену текста аятов, принятых по категоричному доказательству. Теперь рассмотрим следующие предания. Сообщается, что Зейд ибн Сабит сказал:
سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَقُولُ: الشَّيْخُ وَالشَّيْخَةُ إِذَا زَنَيَا فَارْجُمُوهُمَا الْبَتَّةَ. فَقَالَ عُمَرُ: لَمَّا أُنْزِلَتْ هَذِهِ أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ فَقُلْتُ: أَكْتِبْنِيهَا
«Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если взрослый мужчина и взрослая женщина совершат зина, то побейте их камнями». Умар сказал: «Когда было ниспослано это, я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал ему: «Прочти мне его, чтобы я записал» (Ахмад).
Сообщается, что Аиша сказала:
كَانَ فِيمَا أُنْزِلَ مِنَ الْقُرْآنِ عَشْرُ رَضَعَاتٍ مَعْلُومَاتٍ يُحَرِّمْنَ، ثمَّ نُسِخْنَ بِخَمْسٍ مَعْلُومَاتٍ
«В коранических откровениях было сказано, что молочное родство устанавливается после десяти полноценных кормлений. Затем это предписание было аннулировано новым, согласно которому молочное родство устанавливается после пяти полноценных кормлений» (Муслим).
Сообщается, что Абу ибн Кааб и Ибн Масуд читали аят: فصيام_ثلاثة_أيام_متتابعات «Пост — три дня подряд». Так же сообщается, что сура «Аль-Ахзаб» была такой же большой, как сура «Аль-Бакара». Подобных преданий и сообщений много, но все они переданы путём ахад и не могут служить доводом отмены категоричного, когда сами являются предположительным. Категоричное не отменяется предположительным, а отменяется только категоричным. Таким образом, у нас должно быть категоричное доказательство тому, что такой-то аят был действительно ниспослан, чтобы внести его в Коран, а затем у нас должно быть категоричное доказательство того, что он был отменён. Но всего этого не происходит. Поэтому неправильно говорить об отмене текста аятов».
III. Теперь приступим к ответу на Ваши вопросы:
1) Коран — это речь Аллаха по форме и содержанию, переданная в виде откровения Джибрилем Посланнику Аллаха Мухаммаду ﷺ. Коран — это чудо (муджиза), а его чтение расценивается как поклонение. Он передан нам без искажений путём таватура. Весь Коран от корки до корки передан путём таватура (без вероятности ошибки). Такое определение полностью подходит к мусхафу Усмана (р.а.), то есть к мусхафу, который во времена праведного халифа Усмана ибн Аффана был в точности переписан на несколько экземпляров из листов, записанных под присмотром Посланника Аллаха ﷺ и собранных Абу Бакром (р.а.) в одну Книгу. Переписанные мусхафы Усман отправил в разные исламские крупные города. Сподвижники были единогласны в этом вопросе, как мы детально пояснили это в своих книгах.
2) Таким образом, всё, что передано путём ахад, как мусхаф Ибн Масуда и других, не считается Кораном и доводом. Так же это не считается Сунной, поскольку было передано как Коран, а не как хадис Пророка ﷺ. И поскольку это не Сунна, то не дозволяется приводить его в доказательство шариатских хукмов и других вопросов, которые опираются на шариатские доказательства.
3) Неправильно читать Коран согласно таким сообщениям или необыкновенным образом. Мы уже писали об этом в ответе на вопрос от 18 Зуль-када 1434 г.х., что соответствует 24.09.2013. Вот цитата из того ответа: «Что касается чтения того, что не передано путём таватур, то это не дозволено, и тут не берётся в расчёт то, что некоторые места в таких коранах соответствуют мусхафу Усмана, а некоторые не соответствуют. Это вообще не считается Кораном. Коран — это только то, что передано от Посланника Аллаха ﷺ путём таватур».
4) Поскольку не подтверждено, что тексты, переданные путём ахад, считаются Кораном, и поскольку они не считаются Сунной Пророка ﷺ, так как они вообще не передавались как Сунна, тогда остаётся единственный вариант их использования — как тафсир и пояснения сподвижника к Корану. Другими словами, эти мусхафы считаются словами сподвижников, поясняющими смыслы тех аятов, в которых присутствуют дополнения. То есть сподвижник читал аят, а затем добавлял свои пояснения, не ставя никаких знаков препинания между аятом и своими словами. В таком виде они и были переданы, так что услышавший мог посчитать всё это Кораном. Но это не Коран, а лишь пояснения сподвижника. Мы можем использовать эти мусхафы в пояснении аятов, но ни в каком другом виде. К примеру, Ибн Масуд читал: فصيام_ثلاثة_أيام_متتابعات «Пост — три дня подряд», добавив от себя «подряд», как бы поясняя, что пост искупления за нарушение клятвы держится подряд. Таким образом Ибн Масуд высказал своё мнение о трёх днях поста. Поэтому добавленное слово можно считать иджтихадом и пониманием сподвижника, но не шариатским доводом из Сунны.
5) Каждое ахад сообщение, содержащее в себе то, что противоречит категоричному тексту, следует рассмотреть:
— если цепочка передачи такого сообщения слабая, тогда оно отвергается,
— если цепочка передачи достоверная, тогда отвергается по смыслу (дираятан), поскольку противоречит категоричному.
IV. Приведём то, что пишется в некоторых книгах по фикху по нашей тематике:
1) В Кувейтской энциклопедии по фикху пишется: «Коран — это всё, что передано нам путём таватур и содержится вместе между двумя обложками мусхафа. Сподвижники очистили его от всего постороннего, что даже решили не ставить знаки разделения через каждые десять аятов (таашир) и точки, чтобы Коран не путали с другими книгами. Как нам известно, то, что записано в согласованном мусхафе, считается Кораном, а то, что не записано в нём, не считается Кораном. При наличии таких весомых причин, заучивая Коран, невозможно представить, чтобы кто-то пренебрёг некоторыми частями Корана или не передал что-то из Корана, или добавил то, что не входило в Коран».
Далее в этой книге пишется: «Нет разногласий по поводу того, что и в основе, и в частных вопросах Коран должен быть передан путём таватур. Точно так же местоположение и порядок аятов согласно мнению учёных ахлю сунна должно быть передано путём таватур. В книге «Мусаллям ас-субут» и в пояснении к этой книге «Фаватих ар-рахамут» пишется: «То, что передано путём ахад, ни в коем случае не считается Кораном. И это не оспаривает никто из существующих мазхабов. Доказательством тому служит то, что причиной передачи Корана служит вызов, содержащийся в нём, и то, что он является источником постановлений, рассматривающих значения и системы вместе, поскольку многие постановления связаны с системами, и то, что чтение и переписывание Корана считается благом во все времена. Следовательно, сподвижники прилагали все усилия, чтобы запомнить Коран и передать его путём таватур. И любой вопрос, который имеет такую важность, передавался путём таватур. Само существование Корана уже требует от каждого придерживаться метода таватур, а когда отсутствует обязывающая причина, тогда отсутствует и нужда в методе таватур. А всё, что передано путём ахад, не считается таватуром и не считается Кораном».
2) В книге ас-Суюти «Аль-Иткан фи улюм аль-Куран» пишется: «Абу Убайда в своей книге «Фадаиль аль-Куран» пишет: «Необыкновенная версия Корана выступает тафсиром к известной всем версии и разъяснением её смыслов, к примеру, версия Аиши и Хафсы, где встречаются такие слова: والصلاة_الوسطى_صَلَاةِ_الْعَصْرِ «и особенно средний намаз, намаз аср». В версии Ибн Масуда встречаются такие слова: فَاقْطَعُوا_أَيْمَانَهُمَا «отсекайте их правые руки». В версии Джабира встречается: فَإِنَّ_اللَّهَ_مِنْ_بَعْدِ_إِكْرَاهِهِنَّ_لَهُنَّ_غَفُورٌ_رَحِيمٌ «то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным к ним». Все эти и им подобные добавления служат тафсиром к Корану. Подобный метод тафсира использовали табиины, и у них это прекрасно получалось, поэтому не должно возникать путаницы, когда подобное сообщается от великих сподвижников».
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Зуль-хиджа 1443 г.х.
21.07.2022 г.