28
Вс, апр

Мы не говорим, что хадис-ахад (сообщение от одного передатчика) отвергается, мы говорим, что является ваджибом претворять его в жизнь

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ответ на вопрос От Anis Mejri

Вопрос: Ассаляму алейкум.

Величайшим хадисом в акыде является хадис категории ахад, в котором говорится, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришёл сам ангел Джибриль и задал ему ﷺ свои вопросы. После того, как Джибриль ушёл, Посланник Аллаха ﷺ обратился с вопросом к присутствующим:

أَتَدْرُونَ مَنِ السَّائِلِ

«Знаете ли вы, кем был спрашивающий?». На что ему ﷺ сказали:

اَللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ

«Аллаху и Его Посланнику более ведомо!». Он ﷺ продолжил:

هَذَا جَبْرَائِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ أَمْرَ دِينِكُمْ

«Это был Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!».

Это хадис категории хабар-ахад, так почему мы его отвергаем?

Ответ: Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.

Во-первых, кажется, Вы не поняли наш ответ от 09.10.2022, в котором говорилось, что хабар-ахад является доказательством только для шариатских хукмов. В этом ответе мы писали, что хабар-ахад не отвергается, напротив, мы сказали, что является ваджибом руководствоваться им в своих деяниях/действиях. Но в этом же ответе мы сказали, что хабар-ахад не является катъый (категоричным в своём происхождении) доказательством в сфере акыды, т.е. он не используется как доказательство в вопросах акыды, поскольку он является занний (некатегоричным в своём происхождении) доказательством. Непринятие в вопросах акыды занний доказательств не является нововведением/ересью, ведь на это указывает Коран, аяты которого осуждают тех, кто руководствуется в вопросах акыды занний положением. Аллах говорит:

إِنْ هِيَ إِلَّا أَسْمَاءٌ سَمَّيْتُمُوهَا أَنتُمْ وَآبَاؤُكُم مَّا أَنزَلَ اللَّهُ بِهَا مِن سُلْطَانٍ ۚ إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَمَا تَهْوَى الْأَنفُسُ ۖ وَلَقَدْ جَاءَهُم مِّن رَّبِّهِمُ الْهُدَىٰ

«Они — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют лишь предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним» (53:23),

إِنَّ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ لَيُسَمُّونَ الْمَلَائِكَةَ تَسْمِيَةَ الْأُنثَىٰ ٢٧‏ وَمَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ ۖ إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ ۖ وَإِنَّ الظَّنَّ لَا يُغْنِي مِنَ الْحَقِّ شَيْئًا

«Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами. У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (53:27,28),

وَمَا يَتَّبِعُ أَكْثَرُهُمْ إِلَّا ظَنًّا ۚ إِنَّ الظَّنَّ لَا يُغْنِي مِنَ الْحَقِّ شَيْئًا ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا يَفْعَلُونَ

«Большинство их следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину. Воистину, Аллаху известно о том, что они совершают» (10:36),

الَّذِينَ يُجَادِلُونَ فِي آيَاتِ اللَّهِ بِغَيْرِ سُلْطَانٍ أَتَاهُمْ ۖ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ وَعِندَ الَّذِينَ آمَنُوا

«Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха без всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим» (40:35),

وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلَا تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُم بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا

«Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, если вы не боитесь приобщать в сотоварищи к Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого доказательства?» (6:81). И многие другие аяты.

Все эти аяты открыто и однозначно осуждают тех, кто следует не катъый (категоричным) доказательствам, т.е. следует лишь предположениям (занний положению). Такое порицание и осуждение являются доказательством однозначного запрета руководствоваться в убеждениях занний положением. Более того, аяты повествуют о вопросах акыды, что это в свою очередь указывает на обязательность (ваджиб) основывать свои убеждения на катъый вещах, в противном случае такие убеждения не считаются убеждением. Другими словами, недопустимо, чтобы акыда строилась на занний доказательствах. Также аяты указывают на две вещи:

1. Запрет на то, чтобы акыда человека базировалась на занний доказательствах. На это указывают аяты, повествующие о предположениях.

2. Обязательность руководствоваться катъый доказательством в акыде; только тогда она будет считаться акыдой. На это указывают аяты, повествующие о доказательствах категории султан.

Это касательно акыды.

Что касается шариатских хукмов, то допустимо, чтобы их доказательства были занний доказательствами, т.е. не является условием, чтобы доказательства шариатских хукмов были катъый. Причина в том, что в Коране есть аяты, где говорится, что хабар-ахад является доводом. Например, в одном из аятов говорится, что вынесение хукма делается на показании двух свидетелей. Так же и Посланник Аллаха ﷺ вынес решение на показании одного свидетеля, на клятве правообладателя (сахиб уль-хакк), на показаниях одной женщины в вопросе грудного вскармливания. Все эти положения являются хабар-ахадом. Вынесение хукма является обязательным, а в данном случае это обязательство основывалось на хабар-ахаде.

Руководствоваться хабар-ахадом в вынесении решений равносильно руководству показаниями одного человека и вынесению решения на их основе. Так сподвижники руководствовались сообщением одного из них о тех или иных хукмах. Например, они руководствовались сообщением одного из сподвижников о том, что кыбла была изменена. Привёл Муслим: «Нам рассказал Абдуллах ибн Юсуф: «Нам сообщил Малик ибн Анас от Абдуллаха ибн Динара, а он — от Абдуллаха ибн Умара:

بَيْنَا النَّاسُ بِقُبَاءٍ فِي صَلَاةِ الصُّبْحِ إِذْ جَاءَهُمْ آتٍ فَقَالَ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ أُنْزِلَ عَلَيْهِ اللَّيْلَةَ قُرْآنٌ وَقَدْ أُمِرَ أَنْ يَسْتَقْبِلَ الْكَعْبَةَ فَاسْتَقْبِلُوهَا وَكَانَتْ وُجُوهُهُمْ إِلَى الشَّأْمِ فَاسْتَدَارُوا إِلَى الْكَعْبَةِ

«[Однажды], когда люди совершали утренний намаз в мечети Куба, к ним пришёл кто-то и сказал: «Поистине, этой ночью [Аллах] ниспослал Посланнику Аллаха Коран, [в котором] велел обратиться [лицом] в сторону Каабы, так повернитесь же к ней!». В этот момент они стояли лицом к Шаму и [услышав сказанное им] повернулись к Каабе».

В вопросе запрета вина сподвижники так же руководствовались словами лишь одного человека. Привёл Бухари: «Нам рассказал Якуб ибн Ибрахим: «Нам рассказал Ибн Уляйя: «Нам рассказал Абдуль-Азиз ибн Сухайб: «Анас ибн Малик сказал:

مَا كَانَ لَنَا خَمْرٌ غَيْرُ فَضِيخِكُمْ هَذَا الَّذِي تُسَمُّونَهُ الْفَضِيخَ فَإِنِّي لَقَائِمٌ أَسْقِي أَبَا طَلْحَةَ وَفُلَاناً وَفُلَاناً إِذْ جَاءَ رَجُلٌ فَقَالَ وَهَلْ بَلَغَكُمْ الْخَبَرُ فَقَالُوا وَمَا ذَاكَ قَالَ حُرِّمَتِ الْخَمْرُ قَالُوا أَهْرِقْ هَذِهِ الْقِلَالَ يَا أَنَسُ قَالَ فَمَا سَأَلُوا عَنْهَا وَلَا رَاجَعُوهَا بَعْدَ خَبَرِ الرَّجُلِ

«У нас было только вино, приготовленное из фиников, и называлось оно «Фадих». И [однажды], пока я стоял и предлагал его то Абу Тальхе, то другому, то третьему, подошёл человек и сказал: «Разве не дошла до вас новость о вине?». Его спросили: «Что за новость?». На что он сказал: «Вино стало запретным!». После чего присутствующие сказали: «О Анас! Разбей [сосуды] с вином!». И никто тогда из них не пошёл уточнять об этом, как и не продолжил пить вино после известия лишь от одного человека».

Всё это не вызывает каких-либо сомнений в том, что руководствоваться занний доказательством для вынесения шариатского хукма дозволено.

Одним из благословений Аллаха для нас является то, что нам запрещено строить свою акыду на основе занна (предположения). Другими словами, от нас требуется, чтобы акыда строилась на катъый доказательствах, а это, в свою очередь, позволит Умме объединиться вокруг акыды без разногласий. Только тогда акыда будет чистой, без примесей, и тогда не будет ситуаций, когда один мусульманин обвинит в неверии другого мусульманина только из-за того, что последний руководствуется в акыде другим занний хадисом. Обвинение в неверии друг друга возникает из-за того, что по своей сущности разногласие в акыде — это путь к неверию. Если же разногласие в шариатских хукмах происходит из-за смыслового отличия хадисов категории хабар-ахад, то под удар не попадает вопрос имана или неверия человека. Именно поэтому тот, кто говорит, что музараа (аренда земли за долю урожая) разрешена, не обвиняется в неверии со стороны того, кто говорит, что музараа запрещена. Причина в том, что у первого и у второго есть достоверные хадисы-ахад, на которые они опираются. И таких примеров много. Таким образом, является дозволенным в вопросах Шариата руководствоваться катъый и занний текстами, как и является запретным в вопросах акыды руководствоваться занний текстами, поскольку акыда должна строиться только на основе якына (категоричности).

Во-вторых, о непринятии хабар-ахада в качестве доказательства в акыде говорили выдающиеся факихи своего времени. Так имам Абдур-Рахим ибн аль-Хасан ибн Али аль-Иснави аш-Шафии (умер в 772 г.х.) в книге «Нихаяту ас-суль шарх минхадж аль-вусуль» упомянул следующее:

واعلم أن التعبير بالأدلة مخرج لكثير من أصول الفقه كالعمومات، وأخبار الآحاد، والقياس والاستصحاب، وغير ذلك، فإن الأصوليين وإن سلموا العمل بها فليست عندهم أدلة للفقه بل أمارات له، فإن الدليل عندهم لا يطلق إلا على المقطوع به

«Знай, что истолковывание на основе доказательств, в лице умумията (общих положений), хабар-ахада, кыяса, истисхаба и других, является выходом для многих вещей в науке «Усуль аль-фикх». Учёные науки «Усуль аль-фикх», даже если и соглашаются на использование перечисленных вещей, то они всё равно не считают их доказательством для фикха. Они считают их амара (признаком) для фикха. Причина в том, что доказательством у них (учёных) считаются только категоричные (катъый) вещи» (конец цитаты). Учёные науки «Усуль аль-фикх» не считают доказательства фикха (т.е. доказательства шариатских хукмов) доказательствами. Они считают их амара для шариатских хукмов. Причина в том, что они являются занний доказательствами, а занний доказательства — это амара (признак). Доказательством у них считается только категоричное (катъый). Доказательства основ Ислама должны быть (ваджиб) катъый. Именно так сказал Абу Исхак аш-Шатиби (умер в 790 г.х.) в книге «Аль-Мувафакат»:

790هـ" في كتابه "الموافقات": إن أصول الفقه في الدين قطعية لا ظنية، والدليل على ذلك أنها راجعة إلى كليات الشريعة، وما كان كذلك فهو قطعي... ولو جاز جعل الظني أصلاً في أصول الفقه، لجاز جعله أصلاً في أصول الدين، وليس كذلك باتفاق. فكذلك هنا لأن نسبة أصول الفقه من الشريعة كنسبة أصول الدين

«Основы фикха (усуль аль-фикх) в религии катъый (категоричны), а не занний (предположительны). Доказательством этого будет то, что основы фикха относятся к куллият (исходным положениям) Шариата, а значит, такое положение требует катъый (категоричности) <…> Если дозволить занний вещи в качестве основы в науке «Усуль аль-фикх», тогда получится, что дозволено использовать занний вещи в основах Ислама. А последнее запрещено, и это — единодушное мнение. Поэтому отношение к науке «Усуль аль-фикх» должно быть подобно отношению к основам Ислама» (конец цитаты). Автор делает вывод, что основы фикха (усуль фикх) являются катъый, поскольку они подобно основам Ислама, которые, согласно единогласному мнению учёных, должны быть катъый. К основам Ислама относится акыда, а значит, акыда — это одна из основ Ислама и т.д.

В-третьих, однако, остаётся момент, который необходимо выделить. Выражение «не нужно строить убеждения на основе занний вещей» не означает отвержение или отсутствие подтверждения (тасдик) того, что в них, т.е. в хадисах, содержится. Речь идёт о недозволенности брать занний вещи в качестве акыды, на основе которых (занний вещах) происходит обвинение другого мусульманина в неверии, что, в свою очередь, ведёт к разделению. В книге «Курраса» говорится: «Запретность (тахрим) строить убеждения на основе занний вещей не означает отвержение или отсутствие подтверждения (тасдик) того, что в них содержится, т.е. в хадисах. Напротив, здесь речь идёт лишь об отсутствии решительности в подтверждении содержания хадисов. Такие хадисы подтверждаются и принимаются, но при этом в подтверждении (тасдик) отсутствует решительность. Харамом будет лишь строить свои убеждения на этих хадисах, т.е. решительно подтверждать их содержание. Такие тексты (хадисы) несут в себе требование совершать на их основе деяния/поступки. Приводится от Абу Хурайры (р.а.): «Посланник Аллаха сказал:

إِذَا فَرَغَ أَحَدُكُمْ مِنَ التَّشَهُّدِ الْآخِرِ فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللَّهِ مِنْ أَرْبَعٍ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ وَمِنْ شَرِّ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ

«Когда кто-то из вас завершит последний ташаххуд [в намазе], пусть просит у Аллаха защиты от четырёх вещей: от мук Огня, от мучений в могиле, от искушений жизни и смерти и от зла Масиха Даджаля» (Ибн Маджа). Приводится от Аиши (р.а.):

كَانَ يَدْعُو فِى الصَّلاَةِ اللَّهُمَّ إِنِّى أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَفِتْنَةِ الْمَمَاتِ اللَّهُمَّ إِنِّى أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْمَأْثَمِ وَالْمَغْرَمِ

«Во время намаза Посланник Аллаха обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, я прибегаю к Тебе от искушения Масиха Даджаля, я прибегаю к Тебе от искушений жизни и искушения смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от [бремени] греха и долга!» (Бухари). Оба хадиса являются хадисами-ахад, в них присутствует требование совершить деяние, т.е. требуется сделать данную мольбу в конце ташаххуда. Поэтому будет мандубом совершать данную мольбу в конце ташаххуда. То, что пришло в этих двух хадисах, подтверждается/принимается, и на их основе совершается деяние, но это не принимается в акыду, пока это присутствует только в хадисах-ахад, т.е. в занний доказательствах. Если же что-то пришло в хадисах-мутаватир, то уже будет ваджибом построить на этом убеждения…» (конец цитаты).

В-четвёртых, хадис Джибриля (а.с.), упомянутый в вопросе, привели Бухари от Абу Хурайры, Муслим и другие привели от Абу Хурайры и от Умара ибн аль-Хаттаба. В этих версиях Джибриль (а.с.) спрашивает Посланника Аллаха ﷺ об Исламе.

<…> وَقَالَ يَا مُحَمَّدُ أَخْبِرْنِى عَنِ الْإِسْلاَمِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ الْإِسْلاَمُ أَنْ تَشْهَدَ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ وَتُقِيمَ الصَّلاَةَ وَتُؤْتِىَ الزَّكَاةَ وَتَصُومَ رَمَضَانَ وَتَحُجَّ الْبَيْتَ إِنِ اسْتَطَعْتَ إِلَيْهِ سَبِيلاً قَالَ صَدَقْتَ قَالَ فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ وَيُصَدِّقُهُ قَالَ فَأَخْبِرْنِى عَنِ الْإِيمَانِ قَالَ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ قَالَ صَدَقْتَ <…> قَالَ ثُمَّ انْطَلَقَ فَلَبِثْتُ مَلِيًّا ثُمَّ قَالَ لِي يَا عُمَرُ أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلُ قُلْتُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ قَالَ فَإِنَّهُ جِبْرِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُمْ دِينَكُمْ

«<…> сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха сказал: «Ислам — это когда ты свидетельствуешь, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, соблюдаешь пост в месяце Рамадан и совершаешь хадж к Дому, если имеешь такую возможность». Тот человек сказал: «Твоя правда!». Умар сказал: «Мы удивились: ведь он и спрашивает его [Посланника Аллаха], и подтверждает его правоту. Далее он продолжил: «Расскажи мне об имане». Посланник Аллаха сказал: «Это когда ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Судный день и веруешь в предопределение (кадар) как хорошего, так и дурного», — на что он сказал: «Твоя правда!». <…> А потом [этот человек] ушёл, когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха , спросил меня: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?». Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». [Тогда] он сказал: «Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии».

Этот хадис являются сахих хадисом, который нельзя отвергать, более того, он не противоречит катъый тексту. Однако статус этого хадиса не позволяет ему быть доказательством в акыде. Тем не менее, совокупность упомянутых вещей, относящихся к акыде, приходят в катъый текстах. Так столпы имана и Ислама упомянуты в аятах Корана. Таким образом, всё, что упомянуто в этом хадисе, является вещами, которые подтверждены другими катъый доказательствами. Именно поэтому упомянутое в хадисе принимается в акыду. В качестве примера этих катъый доказательств приведём следующее:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِن قَبْلُ ۚ وَمَن يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136),

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ ۚ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ ۚ وَقَالُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۖ غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (2:285),

وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ قَدَرًا مَّقْدُورًا

«Веление Аллаха является решением предопределённым» (33:38),

قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا

«Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3),

مَّا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِن شَيْءٍ

«Мы ничего не упустили в Писании» (6:38),

كَانَ ذَٰلِكَ فِي الْكِتَابِ مَسْطُورًا

«Так было предначертано в Писании» (17:58).

В данных аятах под словом «кадар» подразумеваются знания Аллаха, записанные в Хранимой Скрижали (аль-лявх аль-махфуз). Ничего не может произойти без знания Аллаха об этом, более того, Аллах приказал записать это ещё ранее в Писании. Другими словами, произошедшее не предшествует знанию Аллаха. Слова «кадар» и «китаб» выступают в качестве указания (кинаи) на знания Аллаха. Следовательно, шариатское значение «кадар» будет указывать на то, что было уже в знании Аллаха. Именно такое значение у слова «кадар» в Коране и Сунне.

Что касается столпов Ислама, то на них также указывают следующие аяты:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مُتَقَلَّبَكُمْ وَمَثْوَاكُمْ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители» (47:19),

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ ۖ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» (48:29),

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (2:183),

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَارْكَعُوا مَعَ الرَّاكِعِينَ

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43),

وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97).

Таким образом, хадис Джибриля не отвергается, а понимается так, как было упомянуто выше.

Я надеюсь, что вопрос прояснился.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
13 Джумада аль-уля 1444 г.х.
05.12.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню