24
Вс, нояб

Усилия в достижении удела — не причина рызка

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ответ на вопрос от Мухаммада Аль-Хатыба

Вопрос: C Вашего позволения, я хотел бы задать вопрос о рызке. Увеличивают ли усилия предопределённый удел человека (рызк) или нет? То есть получит ли человек, сидящий дома, тот же самый удел, что и если бы он работал? Или, другими словами, реклама и продвижение работы увеличивают предопределённый удел? Спасибо. Прошу ответить как можно скорее, если возможно. Да сохранит Аллах нашего шейха и продлит его жизнь.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Похоже, у Вас возникла некоторая путаница в вопросе об уделе и прилагаемых усилиях в его достижении. В любом случае, этот вопрос подробно разъяснён, особенно в «Дусии», и Вы можете ознакомиться с ним там, поскольку он освещён там полностью. Но я кратко изложу Вам некоторые аспекты:

Что касается вопроса об уделе (рызке), то многочисленные категорические аяты не оставляют сомнений для верующего в Коран, кроме как верить, что удел находится в руках Аллаха, и Он дарует его кому пожелает. Вопрос об уделе отличается от вопроса о предопределении (кадар). Предопределение означает, что Аллах знает, что то или иное событие произойдёт до его наступления, и поэтому Он предписал и предопределил его. Что касается удела, то дело не только в том, что Аллах знает, что кому-то суждено получить удел, и поэтому Он предписал и предопределил его. Но дело ещё и в том, что, наряду с предопределением удела, Наделяющим является Аллах, а не раб. Это следует из аятов:

نَحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى

«Ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (20:132),

وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي أَنتُم بِهِ مُؤْمِنُونَ

«Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (5:88).

Эти категорические аяты свидетельствуют, что Аллах — Наделяющий, и Он наделяет пропитанием того, кого пожелает, и расширяет или сужает удел для кого пожелает. Во всех этих аятах удел причисляется к Аллаху, и нет Наделяющего кроме Него. Это указывает, что Он — Наделяющий в истинном смысле этого слова…

Таким образом, удел истинно приписывается Аллаху. Более того, нигде в аятах или хадисах не говорится, что человек сам себя наделяет уделом. Напротив, во всех текстах удел причисляется только к Аллаху. Что касается того, где упоминается в текстах о причастности одного человека к уделу другого, то здесь подразумевается передача имущества, а не акт дарования/наделения уделом. Например, Всевышний сказал:

وَلَا تُؤْتُوا السُّفَهَاءَ أَمْوَالَكُمُ الَّتِي جَعَلَ اللَّهُ لَكُمْ قِيَامًا وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ

«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (4:5).

И Он сказал:

وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُولُو الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينُ فَارْزُقُوهُم مِّنْهُ

«Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него» (4:8).

Здесь в первом аяте имеется в виду «давайте им пищу», а во втором аяте — «давайте им часть этого пропитания, которое досталось вам». То есть здесь присутствует повеление передавать им часть удела, а не причислять удел им в качестве наделяющих. Между тем, причисление удела в смысле того, кто дарует этот удел, встречается в Коране только по отношению к Аллаху. Так Он говорит:

نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ

«Мы пропитываем вас» (6:151),

وَرِزْقُ رَبِّكَ

«Пропитание твоего Господа» (20:131),

كُلُواْ وَاشْرَبُواْ مِن رِّزْقِ اللهِ

«Ешьте из пропитания Аллаха» (2:60).

Во всех этих аятах действие наделение уделом причисляется Аллаху, что имеет однозначный смысл: Аллах — единственный Наделяющий уделом, и пропитание — в руках Аллаха.

Исходя из этого, следует верить, что Аллах — Тот, Кто наделяет уделом творения, поскольку доказательство этому категорично по своему происхождению и однозначно, т.е. категорично в своём указании. Вера в это обязательна (фард), а отвержение является неверием (куфр). Тот, кто не верит, что Аллах — Наделяющий, совершил неверие, да упасёт нас Аллах.

Вот что представляет собой вопрос об уделе с точки зрения акыды и доказательств. Однако наряду с повелением верить, что Он — Наделяющий, Аллах повелел человеку прилагать усилия для обретения удела. Аллах говорит:

هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ

«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15).

И Он сказал:

فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха» (62:10).

В этих двух аятах сообщается о повелении прилагать усилия для обретения удела от Аллаха. Таким образом, когда это повеление прилагать усилия соединяется с аятами, утверждающими, что Аллах — Наделяющий, становится ясным смысл того, что Аллах — Наделяющий. Этим разъясняется значение веры в то, что Аллах — Наделяющий. Первые аяты категорически утверждают, что Аллах — Тот, Кто дарует пропитание, а не сам человек. А последние два аята повелевают работать, чтобы обрести удел от Аллаха.

И действительно, усилия не являются причиной рызка, потому что причина обязательно производит следствие, а следствие возникает только от своей причины. Нож — причина разрезания, он разрезает. Огонь — причина сожжения, он сжигает. Надрез не происходит без ножа, то есть без острого инструмента. Сожжение не происходит без огня, то есть без воспламеняющегося вещества. Вот что такое причина. Если бы усилия по приобретению удела служили бы причиной, то удел приходил бы в качестве следствия каждый раз, когда возникает причина, т.е. усилия приносили бы удел в той же степени, как нож, который разрезает, и огонь, который сжигает (причина — следствие). Однако усилия в приобретении удела таковы, что они не как нож по отношению к разрезанию и не как огонь по отношению к сожжению. Потому что иногда прилагаются усилия в приобретении удела, но он не приходит, в то же время бывает и так, что удел приходит без каких-либо усилий. То есть причина есть, а следствия нет. Или следствие наступает без своей якобы причины, а иногда и вообще крайне неожиданно. Это категорически указывает, что усилия человека — не причина для возникновения удела.

Примеров этому в жизни — множество. Торговец, который стремится к прибыли, а в итоге несёт убытки или не получает прибыль — он приложил усилия, но не получил удел. То есть причина была, а следствия не последовало. А если следствия нет, значит, это и не причина, ведь причина обязательно влечёт следствие…

Ещё пример — наследник, получивший имущество без всяких усилий с его стороны. Если бы усилия были причиной пропитания, то имущество не досталось бы человеку без усилий, потому что следствие возникает только от своей причины. Получение имущества по наследству без усилий доказывает, что усилия — не причина удела, поскольку удел пришёл без усилий…

Всё это категорически доказывает, что усилия, направленные на обретение удела, — не есть его причина, то есть не сами усилия принесли удел. Усилия — не как нож, который совершил разрезание, и не как огонь, который совершил сожжение. Поэтому усилия не могут принести пропитание, поскольку они не являются его причиной…

Таким образом, Наделяющим является Аллах, и это относится к области доктрины (акыды). Что же касается усилий, то это шариатский закон. Если ты приложишь усилия, ты получаешь удел, предопределённый тебе Аллахом и награду за усилия в поисках своего удела. А если не приложишь усилий, то получаешь удел, предопределённый тебе Аллахом, но нарушаешь при этом шариатский закон, поскольку не следуешь повелению Аллаха прилагать усилия.

Надеюсь, что этого достаточно, если на то будет воля Аллаха. Как я уже упомянул, весь этот вопрос подробно рассмотрен в «Дусии». Если у Вас возникнут вопросы, можете обратиться к этому материалу, там даны все разъяснения. Да поможет Вам Аллах.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
23 Сафара 1445 г.х.
12.09.2023 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»