26
Пт, апр

Размещение ПРО в Европе Америкой

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: 23/10/2009 Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен приветствовал модернизированные планы американской администрации по размещению элементов ПРО в Европе.

Также и Чехия выразила свою готовность стать частью этой оборонной системы, через два дня после одобрения данного плана в Польше.

Как это могло произойти?! Разве Обама 17/9/2009 не объявлял о своем решении отказаться от размещения системы ПРО в Польше и радарных платформ в Чешской Республике? Или это заявление было сделано лишь для того, чтобы на время успокоить Россию в сфере безопасности? Если это так, то означает ли это то, что Америка обеспокоена растущей силой России, и стала думать о ее нейтрализации в сфере безопасности? Указывает ли это косвенно на некий подрыв военного превосходства США и ослабевания их господства на международной арене?

Ответ:

Обама отказался от системы противоракетной обороны (ПРО) Буша. Новый план Обамы ПРО представляет собой «значительное улучшение» по сравнению со стратегией администрации Буша. Однако он представил ее в менее провокационном виде, чем Буш. Для полной ясности картины и получения исчерпывающего ответа на вышеупомянутый вопрос необходимо принять во внимание следующие моменты:

1 - С 1950 года американские политики и эксперты стараются всеми путями и средствами защитить Америку от угрозы межконтинентальных баллистических ракет Советского Союза (МБР). Однако эти усилия в значительной степени ограничены национальной системой противоракетной обороны (НПРО), которая в дальнейшем вывела в свет систему противоракетной обороны от потенциальной угрозы ядерной атаки СССР. В 1961, программа была заморожена из-за технических вопросах, вместо неё был запущен ряд оборонных проектов. Тем не менее, работа над этими проектами не велась длительное время, поскольку они не доказали свою способность в перехвате и сдерживании советской баллистической ракеты, как и оказались очень дорогостоящими, не говоря уже о том, что они испытывали основные технологические проблемы.

Тем не менее, эти оборонительные программы относительно ракетной гонки и защиты имели успех в продвижении двух стран, Америки и Советского Союза, к подписанию Договора об ограничении систем  ПРО в 1972 году. Согласно договору обе страны смогут построить систему ПРО против угрозы баллистических ракет, однако договор ограничил географические границы и количество ракет, которые может размещать каждая из сторон, чтобы защитить себя. Например, Советский Союз развернул системы противоракетной обороны под называнием А-135 — система противоракетной обороны города Москвы для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району». В свою очередь Америка развернула систему противоракетной обороны (НПРО) (англ. National Missile Defense — NMD) для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны базы системы межконтинентальных баллистических ракет Советского Союза.

2 – Стратегическая оборонная инициатива (СОИ — Strategic Defense Initiative) явилась нарушением договора, которую подписал президент США Рональд Рейган 23 марта 1983 года вместе с Советским Союзом с целью ограничения распространения баллистических ракет ПРО. Также она втянула Советский Союз в гонку с Америкой по вооружению, которая привела к экономическому давлению на Советский Союз, а затем к другим факторам, приведшим Союз к полному краху. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) или так называемая программа «звездных войн», была одним из самых амбициозных проектов американцев, которую им предшествовало вести в разработке систем ПРО. Программа «звездных войн» предусматривала создание научно-технического отдела для разработки широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса. Основные элементы такой системы предусматривалось базировать в космосе.

Для поражения большого числа целей (нескольких тысяч) в течение нескольких минут в ПРО по программе СОИ предусматривалось использование активных средств поражения, основанных на новых физических принципах, в том числе лучевых, электромагнитных, кинетических, сверхвысокочастотных, а также нового поколения традиционного ракетного оружия «земля-космос», «воздух-космос». Работы по программе СОИ принципиально отличаются от выдающихся разработок прошлого. Она является НПРО не только для защиты США, но и предусматривает защиту союзников Америки в Европе от угрозы советских баллистических ракет. С распадом Советского Союза в 1991 году ушла и актуальность программы «звездных войн», что естественно привело к её прекращению. Однако НПРО не теряла свою актуальность. В период правления Билла Клинтона эта система была модернизирована и была начата её поэтапная реализация. Поворотным моментом внимания администрации США и предельной точкой напряженности американо-российских отношений оказался период Буша Младшего.

Именно он 13 декабря 2001 года объявил о выходе США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Это первый за всю современную историю США случай, когда Америка вышла из основного международного договора относительно вооружения. Это привело к появлению американского агентства ПРО, задачей которого стала разработка амбициозного плана по восстановлению НПРО.

3 – 16 декабря 2002 года Буш издал Главному управлению национальной Безопасности указ № 23 (National security presedental directive 23), представляющий собой общий план систем обороны против баллистических ракет, готовых к запуску. Сразу на следующий день США официально обратились к Британии и Дании с требованием использовать объекты в обеих странах, как часть процесса реставрации НПРО. Буш дал национальной системе противоракетной обороны (НПРО) другое название «программа создания системы наземного базирования для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории (GMD)». На самом деле система национальной противоракетной обороны включала в себя проекты космических, наземных и морских военных баз. В феврале 2007 года Америка официально начала обсуждать с Польшей и Чешской Республикой вопрос о начале строительства военных баз ракетно-ударной защиты, чтобы облегчить работу GMD.

В качестве оправдания программы GMD Америка заявила о существовании стран-изгоев, как Северная Корея и Иран, которые активно совершенствуют ракеты дальнего радиуса, способные переносить ядерные боеголовки, что угрожает американским интересам в Европе и Израиле. На самом деле, суть заключалась в окружении и удержании России под угрозой американской системы ПРО. Россия поняла суть такого стечения обстоятельств и расценила программу GMD как смертельную угрозу своей безопасности. В ноябре 2008 года российский посол в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что «американские ракеты в Польше могут нанести ракетный удар по Москве в течение четырех минут».

Так для того, чтобы поставить Америку в неловкое положение и изобличить ложность её утверждения того, что данная система направлена против Ирана, Россия предложила Америке разместить свои радары рядом со своей радиолокационной станцией на базе «Габала» в Азербайджане, которая намного ближе к Ирану, чем Чехия и Польша, если целью является Иран! Америка не согласилась, так как собиралась разместить военные базы в Восточной Европе, чтобы угрожать России... Она не желает участия России в своей военной базе во избежание её информированности, ведь целью является сама Россия!

Таким образом, Россия осознает, что противоракетный щит направлен против неё, а не против государств-изгоев! Поэтому Путин пригрозил в апреле 2007 года новой холодной войной, если США по-прежнему будут настаивать на размещении элементов ПРО в Центральной Европе. Более того, в ответ на американские угрозы, Путин пригрозил тем, что Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (Nuclear forces treaty), который она подписала с Соединенными Штатами в 1987 году.

Также пригрозила размещением ракет в Калининградской области на берегу Балтийского моря, недалеко от Польши. Один из российских генералов пошел еще дальше, и пригрозил бомбежкой Польши, если она будет настаивать на том, чтобы стать частью американской системы ПРО. 15 августа 2008 года, замначальник Генштаба РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил:

«США занимаются противоракетной обороной собственного государства, а не Польши. А Польша, размещая (элементы ПРО), ставит себя под удар. Это 100%. Становится объектом воздействия. Такие цели уничтожаются по приоритету в первую очередь».

4 - До своего официального объявления об отказе от американской системы ПРО в Польше и Чехии, Обама в начале сентября 2009 года заявил о том, что планирует отказаться от планов размещения противоракетных установок в Восточной Европе в пользу системы ПРО, размещенной на американских военных кораблях. Таким образом, заявление Обамы, сделанное 17 сентября 2009 года, об отказе от американской системы ПРО было вполне ожидаемым. Ведь это он заявил после того, как потребовал дать оценку «бушевской» программе GMD («Ground-based Midcourse Defense» – программа создания системы наземного базирования для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории).

5 – В действительности отказ Обамы от проекта Буша GMD является всего лишь уловкой, чтобы на время успокоить Россию. Это можно понять из следующего:

а) Речь Обамы относительно проекта, где он сказал:

«Я следую рекомендациям министра обороны и главы Объединенного комитета начальников штабов ВС США относительно создания ракетного щита, который обеспечит более эффективную защиту, чем система ПРО 2007 года. Мы согласились на ряд рекомендаций министра обороны и главы Объединенного комитета начальников штабов ВС США относительно усиления ракетного щита, который обеспечит более эффективную защиту, чем европейская система ПРО 2007».

Обама добавил:

«…мы добились значительного прогресса в развитии технологии противоракетной обороны, особенно в разработке объектов перехвата на суше и на морских объектах, а также сопутствующих им локаторов. Таким образом, новый подход опирается на эффективные и экономически целесообразные технологии, обеспечивающие защиту от существующей угрозы в более сжатые сроки по сравнению с предыдущим планом. Новая архитектура системы ПРО в Европе обеспечит более надежную, основательную и оперативную оборону американских войск и наших союзников. Новый план имеет больше преимуществ перед предыдущей программой; он предусматривает использование эффективных и экономически целесообразных технологий. Более того, он обеспечивает выполнение и укрепление наших обязательств по защите США от ударов межконтинентальных баллистических ракет, а также защиту наших союзников по НАТО…»

б) Министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) опроверг много критических замечаний в отношении решения Обамы. Он сказал: «Те, кто заявляют, что мы сворачиваем планы противоракетной обороны в Европе, либо неправильно информированы, либо представляют ситуацию в ложном свете». Также Гейтс заверил: «Я считаю, что новый подход улучшает возможности защиты наших сил в Европе, наших европейских союзников и нашей страны, по сравнению с тем, который я рекомендовал три года назад. Он более приспособлен к новым условиям – и учитывает преимущества новейших технологий». Также он добавил: «…мы имеем возможность разместить новые локаторы и перехватчики в северной и южной Европе, что в ближайшем будущем обеспечит защиту от угрозы, исходящей от Ирана и подобных ему государств».

в) Из выступления Обамы и его министра обороны становится ясно то, что они ведут речь не о программе GMD, а о более сложной системе. Гейтс рассказал о своих планах для нового поколения системы национальной противоракетной обороны (НПРО). Он заявил: «… а к 2015 году мы будем использовать усовершенствованные SM-3 наземного базирования…». Также на веб-странице «Euronews» приводится заявление генерала Джеймса Картрайта, заместителя главы комитета начальников штаба США, где он сказал: «Размещение большинства радаров предполагается на Кавказе. Поскольку этот регион является наиближайшим участком для получения предупредительных сигналов».

6 - Таким образом, становится ясно, что отказ от программы GMD в Польше и Чешской Республике будет носить временный характер, чтобы удовлетворить Россию. Гейтс поступил хитро, когда не упомянул о переговорах Пентагона с обеими странами, Польшей и Чехией, относительно размещения наземной системы модели SM-3 и другого оборудования для системы. Также он не сказал о том, что Турция, Грузия и Азербайджан могут стать частью системы развертывания американской ПРО. Именно эта информация вызвала беспокойство у России, т.к. это означает, что развертывание наземных ракетных баз может охватить «задний двор». Не говоря уже о том, что новое заявление Обамы и его министра обороны вызвали еще большее беспокойство.

Поэтому, несмотря на то, что Россия приветствовала решение Обамы об отказе 19/09/2009, а также несмотря на то, что президент Медведев 25/09/2009 заявил об отмене своего решения о размещении ракет в Калининграде, все же другие ответные реакции указывают на неудовлетворенность решением Обамы. Поэтому официальный представитель российского информационного агентства в ответ на прошлые заявления Обамы и его министра обороны заявил: «Как и ожидалось, Барак Обама в своем выступлении 24/9/2009 говорил не об отказе или отсрочивании чего-либо, а о том, что он принял новую программу противоракетной обороны, построенную на основе современных и передовых технологий, способных лучше справиться с нынешними ракетно-ударными угрозами. Обама подчеркнул, что его программа является более эффективной, чем предыдущая, которая включала Польшу и Чехию».

7 – Что касается того, сотряслось ли военное превосходство Америки, и как следствие полновластное распоряжение на международной арене, а также того, что Америка следит за ростом военной силы России, то очевидно, что Америка после вторжения в Ирак утратила свое господство над миром. Ирак и Афганистан истощили её силы и источники. А мировой экономический кризис усугубил и без того слабую позицию Америки в мире. Тем не менее, несмотря на все, США по-прежнему является самой передовой страной в военной области и обладает международным господством. Она все еще способна утвердить свою волю в повестке дня мирового сообщества, как и имеет возможность управлять международным положением. Однако Америка столкнулась с многочисленными проблемами и конкуренцией со стороны других ключевых сил. В результате возникновения вышеупомянутых кризисов значительно увеличились вызовы со стороны её противников.

Россия же, в свою очередь, воспользовалась кризисами Америки и воспользовалась ростом цен на нефть в финансировании новых проектов в военной и политической сферах с тем, чтобы усилить свое влияние. Так роль России стала заметной в некоторой степени в Центральной Америке, Европе, Кавказе и в Центральной Азии. Даже появилось выражение: «русский медведь проснулся» для обозначения нынешнего состояния России. Но, так или иначе, Россия крайне далека от тех «золотых дней» её советского прошлого. Она все еще страдает от структурной слабости в политических и экономических аспектах, что не позволит ей вести сильную борьбу на международной арене в обозримом будущем.

05 Зуль-Када 1430
24/10/2009

Главное меню