Вопрос: Допустимо ли использовать астрономические расчёты в определении начала поста месяца Рамадан и в его окончании, как в случае с использованием астрономических расчётов солнца в определении времени намазов?
Ответ:
1) Всевышний Аллах требует от нас поклоняться так, как Он постановил; если же мы будем поклоняться Ему на своё усмотрение, то мы поступим несправедливо, даже если будем думать, что совершаем благое.
2) Аллах требует, чтобы мы постились и разговлялись с видением луны, т.к. видение луны Он сделал причиной для начала поста и его окончания. Сказал Посланник ﷺ:
صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
«Начинайте поститься, когда увидите его (месяц), и заканчивайте поститься, когда увидите его (месяц)».
Поэтому, если мы увидим луну месяца Рамадан, то начинаем поститься, когда же мы увидим луну месяца Шавваль, то заканчиваем пост.
3) Если мы не увидим (невооружённым глазом) луну месяца Шавваль из-за наличия облаков, то додерживаем свой пост в месяц Рамадан, даже если за облаками появилась луна месяца Шавваль. Так же дело обстоит и с началом поста в Рамадан, ведь если мы не видели луну, то не можем начать поститься, как об этом приходит в хадисе: сказал Посланник ﷺ:
فَإِنْ أُغْمِيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاَثِينَ
«Если же он (месяц) будет скрыт (по причине облачности), то отсчитывайте 30-ый день у Шаъбана».
4) Аллах не возлагал на нас поклоняться Ему на своё усмотрение. Поэтому, если даже расчёты скажут, что завтра 100% наступает месяц Рамадан (современные астрономические расчёты позволяют это сделать), но мы не смогли увидеть луны, то тот, кто начнёт поститься, будет грешником, даже если осведомлён, что луна появилась, но просто человек не увидел её из-за облаков. Поэтому будет ваджибом ему отсчитать у Шаъбана 30-ый день, а только после этого начать поститься. Таким образом, тот, кто постился в день, когда не было видно луны месяца Рамадан, тот будет грешником. Причина этого заключается в том, что он поступил вопреки хадису, а кто не постился в день, когда луна месяца Рамадан была скрыта облаками, получит за это награду, т.к. поступил в соответствии с хадисом.
5) Отсюда становится ясным, что мы не можем поститься или приостанавливать пост из-за появления луны за облаками, но можем это делать только тогда, когда видим её своими глазами. Другими словами, если мы увидели луну глазами, то начинаем поститься, а если не увидели, то не постимся, даже если по астрономическим подсчётам луна месяца Рамадан появилась.
6) Если имеются свидетели, заявляющие о видении ими луны, то с ними взаимодействие строится так же, как при любом другом свидетельстве. Если свидетель является мусульманином, праведным, то его свидетельство принимается, но если он немусульманин, грешник, то его свидетельство не принимается.
7) Греховность свидетеля определяется шариатскими показаниями, но никак не астрономическими расчётами. Другими словами, такой человек не имеет доводов в свою пользу, чтобы говорить: «Прошло всего несколько часов с рождения луны, поэтому её не было видно …». Ведь общеизвестно, что среди астрономов существует спор о возможности видеть луну после рождения. Поэтому астрономические расчёты не дают довод в пользу свидетеля, в связи с чем его расспрашивают, дабы удостовериться в его видении луны; его спрашивают, где он её видел, луну также ищут другие и т.д. И только затем выносится решение о принятии данного свидетельства или о непринятии его.
8) Кто рассматривал шариатские тексты о посте, знает, что они отличаются от текстов о намазах. Начало и приостановление поста связано с видением луны:
صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
«Начинайте поститься, когда увидите его (месяц), и заканчивайте поститься, когда увидите его (месяц)».
فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).
«Видеть луну» является законом Шариата.
Что касается текстов о намазах, то время их наступления и окончания связано с солнцем:
أَقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ
«Совершай намаз при отклонении солнца» (17:78),
إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ فَصَلُّوا
«Когда солнце пройдёт зенит, совершайте намаз» (Байхакый).
Намаз связан с наступлением времени, и каким бы способом мы ни узнали о наступлении времени намаза, мы должны совершить его. Например, если посмотреть на солнце, чтобы увидеть время отклонения от зенита, или посмотреть на тень, чтобы увидеть, что тень каждой вещи равна ей или больше неё в два раза (как приводится в хадисах касательно времени намаза), — если сделать это и убедиться во времени наступлении намаза, то такой намаз действителен. Точно так же, если не сделать этого, а положиться на астрономические расчёты по солнцу и узнать, что отклонение от зенита произошло в такое-то время, а затем посмотреть на часы (при этом не выходя на улицу и не смотря на солнце или тень), и совершить намаз, то такой намаз действителен. Необходимо удостовериться в наступлении времени одним из имеющихся способов. Однако может возникнуть вопрос: почему так?
Причина этого заключается в том, что Аллах потребовал от нас совершить намаз с наступлением времени и дал право самому человеку выбирать способ определения наступления этого времени. Что касается поста, то в данном случае Аллах потребовал от нас поститься с видением луны и определил причину (сабаб) этого, даже более того, Он разъяснил нам, что если будет облачно и не будет видно луны, то не следует поститься, даже если уже за облаками будет находиться новый месяц, как и будет уверенность в этом согласно астрономическим расчётам.
9) Аллах создал эту Вселенную, Он научил человека тому, чего он не знал, и знания о движении небесных тел и их тонкостях являются благом для людей с Его стороны. Однако Аллах не требовал от нас определять начало или конец поста на основе астрономических расчётов, напротив, Он потребовал от нас увидеть луну невооружённым взглядом. А ведь мы должны поклоняться Всевышнему так, как Он этого желает и требует, но не так, как этого хотим мы.
Таким образом, увидеть луну невооружённым взглядом без использования астрономических расчётов является законом Шариата. С учётом этого мы и говорим, что не дозволяется использовать такие расчёты о начале и окончании поста, и причина этого в том, что таковы требования в текстах Шариата.
2 Шавваля 1424 г.х.
25.11.2003 г.