20
Вс, окт

Неприемлемость взгляда о существовании духовных людей

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: В 10 статье проекта конституции Исламского государства Халифат, упомянутой в разделе «Общие законы», говорится следующее: «… Государство предотвращает всё то, что может указывать на наличие духовенства среди мусульман».

Отсюда вопрос: означает ли это, что будет вынесено решение о запрете шейхам и имамам мечетей носить официальную форму одежды в виде фески, чалмы, джуббы (верхняя одежда с широкими рукавами, которая одевается поверх другой одежды)?

Ответ: Дело обстоит иначе! Государство упразднит идею о духовенстве, которая присуща христианскому миру. В своё время в христианстве священнослужители имели особое одеяние, которое давало им право дозволять или запрещать что-либо. Затем, с зарождением капитализма, появилось понятие, связанное с одеждой, суть которого заключалась в следующем: духовная власть ограничивается только священнослужителями, облачёнными в особое одеяние.

У нас в Исламе не существует категории людей, которая наделена правом толковать религию и правом запрещать и дозволять. Также у нас отсутствует принцип отделения религии от государства, у нас нет деления на духовную и светскую власть. Поэтому необходимо ликвидировать это понимание и всё, что указывает на него.

Что касается наделения некой категории людей (облачённых в определённое одеяние) полномочиями запрещать и дозволять, то такого понимания сегодня не существует у большинства мусульман. И то, что сделал Хизб в этой плоскости, воплотилось в жизнь, ведь многие люди перестали обращаться за решениями к облачённым в официальное одеяние шейхам, т.к. они потеряли к ним доверие.

Относительно ограниченности духовными вопросами следует сказать, что она почти прекратила своё существование среди мусульман. Сегодняшние мусульмане с уважением и почётом стремятся уже к шейхам, которые разговаривают о правлении и политике, в то время как на шейхов, концентрирующих своё внимание только на ритуалах поклонения и не вмешивающихся в отчёт правителей, люди стали смотреть с недовольством и пренебрежительно.

Но, несмотря на это, обособление шейхов и имамов мечетей каким-либо одеянием может породить путаницу у простых людей, что приведёт их к мысли о существовании касты, которая занимается лишь вопросами поклонения и которая не имеет связи с делами политики. Якобы делами политики занимаются лишь государственные мужи.

Поэтому государство будет работать над устранением идеи об особом одеянии для шейхов и имамов мечетей. Для этого не будет наложен запрет на одежду, а напротив, каждому будет дозволено носить такую одежду. Другими словами, люди должны видеть, что сантехник и электрик могут надевать джуббу и чалму, или халиф и валий могут носить чалму, как это было в первую эпоху возрождения Ислама. Также они должны видеть, как имам может носить обычную одежду людей, т.е. должны увидеть отсутствие обособленности в одеянии. Для этого нет необходимости издавать закон, напротив, необходимо выбрать несколько соответствующих способов. Например, отправившись за разрешением на строительство к инженеру, мы должны увидеть, что он носит чалму, а кто регистрирует брак — одел икаль (чёрный двойной шерстяной шнур, которым удерживается на голове куфия). Таким образом ты не сможешь различать, какая одежда правителя, а какая — шейха. Это приемлемо и считается рациональным подходом в Исламе. Именно так и жили мусульмане, когда халиф совершал намаз, будучи имамом молящихся, и люди не могли по одеждам отличать правителя от судьи или от обычного гражданина. Доказательством тому служит сообщение о человеке, который пришёл к мусульманам, когда они сидели вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), и начал спрашивать у них, кто из них является Посланником.

Следовательно, государство не будет издавать закон о запрете одеяний шейхов, напротив, оно будет устранять такое понимание, делая одеяние шейхов общим, а не обособленным определённой профессией, ведь это противоречит Исламу. Так же произойдёт со всеми одеяниями, указывающими на существование духовных лиц и государственных мужей. Каждый гражданин сможет одеваться в любую дозволенную одежду, без монополии в этом, что положит конец идеи о специализации в духовных делах и специализации в делах политики. Ведь все мусульмане несут ответственность за Ислам в различных сферах жизни. И каждый, кто знает определённый вопрос, считается знающим в нём, и не важно, одет он в чалму или у него вовсе отсутствует головной убор.


3 Джумада аль-уля 1425 г.х.
21.06.2004 г.