29
Вс, янв

Наделы хараджий земли

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: В книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Использование госсобственности» говорится:

«Если выделяемая «мёртвая» земля не была возделываемой в прошлом вообще или она раньше засеивалась и обрабатывалась, но затем стала заброшенной и невозделываемой до обложения её хараджем, и государство, завладев ею законным шариатским путём, затем выделило её в пользование отдельным личностям, то на такие земли распространяется хукм оживлённых хараджий земель. Тот, кто её оживил и кому она была выделена в собственность и в пользование, если это мусульманин, — на него ложится ушр или половина ушра в качестве закята» (конец цитаты).

Отсюда вопрос: в подчёркнутом мной месте не будет ли более правильным вместо слова «хараджий» использовать «ушрий»?

Ответ: Кажется, у Вас возникла путаница, поскольку Вы посчитали, что после оживления «мёртвых» хараджий земель, которые ранее не облагались налогом харадж, они должны стать ушрий. Однако дела обстоят иным образом, поскольку ушрий земля харадж будет лишь для мусульманина, а для неверующего она продолжит оставаться хараджий.

Что касается «мёртвых» земель, которые раньше возделывались и с них выплачивался харадж, то после очередного их оживления они не перестают быть хараджий, и здесь не важно, кто оживил их — мусульманин или неверующий.

В книге «Экономическая система» в теме «Освоение земель» говорится: «Кто оживит «мёртвую» ушрий землю, равно мусульманин он или неверный, тот будет обладать её площадью и её пользой. Мусульманин облагается ушром как закятом за зерновые культуры и плоды, за которые обязателен закят, если они достигают нисаба. Что касается освоившего ушрий землю неверного, то на него ложится выплата хараджа, а не ушра, потому что неверный не относится к числу людей, выплачивающих закят. А в силу недопустимости того, чтобы земля бездействовала (то есть с неё должен взиматься либо ушр, либо харадж), на её неверного владельца возлагается харадж.

Тот, кто оживит «мёртвую» хараджий землю, которая ранее не облагалась хараджем, тот будет владеть площадью земли и её пользой, если речь идёт о мусульманине. Если же речь идёт о неверном, то он будет владеть лишь пользой хараджий земли. С этой земли мусульманин выплачивает ушр, но не харадж, а неверный выплачивает харадж подобно тому, чем облагается немусульманское население после завоевания взамен на пользование хараджий землями.

Тот, кто оживит «мёртвую» хараджий землю, на которую в прошлом был наложен харадж прежде, чем она стала «мёртвой», владеет только пользой земли, но не самой землёй, равно является он мусульманином или неверным. На обоих ложится выплата хараджа, так как на неё распространяется хукм завоёванной земли, на которую был наложен харадж. Таким образом, выплата хараджа сохраняется на ней, несмотря на то, приобрёл ли её мусульманин или неверный, и так до Судного дня» (конец цитаты).

В книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, в 133 статье говорится: «Если мусульманин оживит «мёртвую» хараджий землю, которая ранее не облагалась хараджем, то переведёт её в категорию ушрий, а значит, с неё должен выплачиваться закят. Если же её оживит зиммий, то она останется хараджий, а значит, с неё должен выплачиваться харадж.

Если кто-то оживит «мёртвую» хараджий землю, на которую в прошлом был наложен харадж прежде, чем она стала «мёртвой», то от этого она не перестанет быть хараджий, равно оживил ли её мусульманин или зиммий» (конец цитаты).

В книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Харадж по мирному договору» говорится:

«… 5) Всякая «мёртвая» земля, которая была освоена мусульманином. Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا لَيْسَتْ لِأَحَدٍ فَهُوَ أَحَقُّ بِهَا

«Если кто-нибудь возделает землю, которая не принадлежит никому, тогда он имеет больше права на неё».

Бухари сообщил о том же самом хадисе со словами:

مَنْ أَعْمَرَ أَرْضًا لَيْسَتْ لِأَحَدٍ فَهُوَ أَحَقُّ

«Если кто-нибудь поселится на земле, которая не принадлежит никому, он больше заслуживает её».

Эта земля остаётся ушрий землёй и не преобразовывается в хараджий землю, за исключением того положения, когда неверный покупает ушрий землю у мусульманина. Тогда он будет должен платить харадж, и от него не будет требоваться, чтобы он платил ушр, потому что ушр — это закят, а неверные не выплачивают закят, т.к. закят — это милостыня и очищение для мусульманина, а также в силу того, что земля не должна простаивать и с неё должен выплачиваться либо ушр, либо харадж» (конец цитаты).

Следовательно, отвечая на Ваш вопрос (в подчёркнутом мной месте не будет ли более правильным в место слова «хараджий» использовать «ушрий»?) скажем, что оставить слово «хараджий» будет правильным, ведь, как Вы смогли наблюдать, выделяемая «мёртвая» хараджий земля ранее не облагалась налогом харадж.

Ваш вопрос вытек из темы «Использование госсобственности», но в этой же теме, только чуть выше приведённой Вами цитаты из книги, говорится: «А если была выделена хараджий земля, т.е. любая земля, которая была завоёвана силой, подобно землям Ирака, Шама и Египта, то этот вопрос рассматривается: …», — и далее разбираются детали. Следовательно, в книге речь идёт о выделении хараджий земли, а не ушрий.

На фоне сказанного резюмирую следующим образом:

— если мусульманин оживит «мёртвые» хараджий или ушрий земли, то они будут считаться ушрий;

— если же неверный оживит «мёртвые» хараджий или ушрий земли, то они останутся в том же статусе, но с обеих земель неверный должен выплачивать харадж. Причина этого заключается в том, что ушр является закятом, а закят не взимается с неверных, но при этом земля не должна бездействовать, а значит, с неверного, оживившего ушрий землю, взимается харадж.

 

21 Сафара 1434 г.х.
03.01.2013 г.