Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на идейную тематику
Ответ на вопрос
От Абу Абдуллаха Сулеймана
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
В книге «Исламская Личность», том первый, в теме: «Потребность Уммы на сегодняшний день в муфассирах» говорится: «...как идейной книги, содержащей глубокие озаряющие мысли». Правильно ли в данном случае применение слова «озаряющие»?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Да, в данном случае применение слова «озаряющие» является правильным
Мысль бывает трёх видов:
Поверхностная (простая), глубокая и озаряющая. Подробное разъяснение этого можно найти в книге «Мышление», на страницах 86-92 пишется следующее:
«Мышление может быть поверхностным (простым), глубоким или озаряющим. Поверхностное мышление — это мышление простых людей. Глубокое мышление встречается среди учёных. Что касается озаряющего мышления, то оно чаще встречается среди лидеров и у размышляющих людей как из числа учёных, так и обычных людей.
Поверхностное мышление — это простое сопоставление реальности с информацией в мозгу без детального разбора этой реальности, не пытаясь изучить то, что с ней связано. То есть связывание этой ощутимой реальности с соответствующей информацией, не пытаясь искать другую связанную с ней информацию, после чего выносится поверхностное суждение. Подобное преобладает в обществах среди людей с низким уровнем мышления и среди неграмотных и необразованных, но рассудительных людей...
Глубокое мышление — это погружение в размышление, то есть погружение в изучение объекта и связанной с ним информации для более глубокого понимания реальности. В нём, в сопоставлении информации с реальностью, не ограничиваются поверхностным изучением и первичной информацией об объекте, как это происходит в поверхностном (простом) мышлении. В глубоком мышлении человек повторно изучает реальность и пытается ощутить её более глубоко либо опытным путём, либо путём повторного изучения для поиска больших данных в дополнение к первичной информации, повторно связывая информацию с реальностью более тесно, чем это было сделано ранее, либо путём повторного изучения, либо путём повторного сопоставления информации с реальностью. Путём такого глубокого изучения, повторного сопоставления и дополнительного сбора информации образуется глубокая мысль, несмотря на то, был ли этот вывод правильным или нет. При повторном изучении и рассмотрении реальности с информацией формируется глубокое мышление. Таким образом, глубокое мышление — это не удовлетворение первичным осознанием, не удовлетворение первичной информацией, и не удовлетворение первичным сопоставлением информации с объектом. Это следующий шаг после поверхностного (простого) мышления. Это мышление присуще учёным и мыслителям, хотя это и не обязательно. Так что глубокое мышление — это углубление в осознании, сборе информации и сопоставлении.
Озаряющее мышление — это тоже глубокое мышление, дополненное размышлениями о том, что окружает и как оно связано с изучаемым объектом с целью достижения истинных выводов. Если глубокое мышление — это погружение в изучение самого объекта, то озаряющее мышление предполагает наряду с глубоким изучением ещё и размышление о связанных с ним аспектах ради достижения определённых истинных результатов. Поэтому озаряющее мышление является глубоким, оно не возникает из поверхностного (простого) мышления. Однако не всякое глубокое мышление является озаряющим. Например, учёный-физик, исследующий атом, учёный-химик, изучающий состав вещей, или юрист, изучающий законы, — они и подобные им, исследуя объекты и явления, делают это глубоко, и без этого они не смогли бы прийти к своим замечательным результатам. Но их мышление не является озаряющим. Поэтому не стоит удивляться, когда вы видите, что учёный-физик молится перед деревянным крестом, хотя очевидно, что этот крест не приносит ни пользы ни вреда и не может быть объектом поклонения. И не удивляйтесь, когда видите, что опытный юрист верит в существование святых и доверяется человеку, чтобы тот отпустил ему его грехи. Это потому, что учёный-физик, юрист и подобные им мыслят глубоко, но не озаряюще. Если бы их мышление было озаряющим, они не молились бы кресту, не верили бы в существование святых и не искали бы прощения своих грехов у людей, подобных им. Верно, что глубоко мыслящий человек глубок в том, что он изучает, но не в остальном, он может глубоко мыслить в изучении атома, в изучении законов, но в других вопросах мыслит поверхностно. Да, это правда, но привычка мыслить глубоко должна заставлять их глубже размышлять и над другими вопросами, особенно над теми, которые связаны с главной проблемой и взглядами на жизнь. Однако отсутствие озарения в его мышлении позволяет ему мыслить глубоко в одном и делать поверхностные выводы в другом, даже если эти выводы абсурдны. Поэтому одного лишь глубокого мышления недостаточно для развития человека и подъёма его мыслительного уровня, для повышения уровня мышления человека необходим озаряющий взгляд».
Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, обратитесь к вышеупомянутой книге, и пусть поможет вам в этом Аллах.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
05 Шабан 1445 г.х.
15.02.2024 г.