15 ноября государственное новостное агентство «ТАСС» процитировало слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что Путин поговорил по телефону с лидерами сепаратистов Донецка и Луганска — Александром Захарченко и Игорем Плотницким.
Президент России Владимир Путин заявил главам поддерживаемых Москвой сепаратистов на востоке Украины о том, что он одобряет план по обмену заложниками с Киевом.
Данный разговор произошёл после того, как ранее, 15 ноября, Путин пообещал главе пророссийской украинской организации «Украинский выбор» Виктору Медведчуку, что он переговорит с сепаратистами об обмене пленными. Песков заявил:
«Путин сказал им, что он поддерживает предложение Медведчука о широкомасштабном обмене пленными с обеих сторон».
Он также заявил, что Захарченко и Плотницкий в целом поддержали необходимость обмена, добавив:
«Тем не менее, они указали на то, что данный вопрос должен быть проработан совместно с украинскими представителями».
Сейчас все дискутируют о причинах столь значимого прогресса в процессе обмена пленными. Ведь подтверждение того, что Путин напрямую общался с поддерживаемыми Россией главами сепаратистов является неестественным положением, т.к. наличие подобных прямых контактов редко признаётся российской стороной. Россия официально отрицает какую-либо вовлечённость в конфликт на территории двух восточных областей Украины, где, начиная с весны 2014 г., сепаратисты взяли под контроль некоторые районы.
Аналитиками высказываются различные причины произошедшего. Кто-то говорит о том, что Кремлю нужны новые гуманитарные миротворческие инициативы для того, чтобы продемонстрировать мировому сообществу приверженность мирному урегулированию на Донбассе. Другие говорят о желании Путина придать значимость главарям ЛНР и ДНР. Третьи говорят о том, что Путин стремится поднять свой рейтинг в преддверии президентских выборов в России.
Говоря о перспективах обмена пленными, следует отметить, что в силу того, что Путин лично вмешался в данный процесс, а также на фоне очевидности того, что Захарченко и Плотницкий (равно как и его теперешний преемник) не являются самостоятельными фигурами, данный процесс в конечном итоге осуществится.
Здесь мне хотелось бы обратить внимание на другой аспект данного события. Как известно, процесс обмена заложниками был заблокирован на протяжении вот уже четырнадцати месяцев. И поэтому столь стремительное желание российской стороны разблокировать данный процесс указывает на более глобальную причину, более глобальные перемены, которые произошли у российской стороны в её позиции относительно украинского кризиса.
Несомненно, за прошедшие три с половиной года российская власть стала намного сговорчивей и уступчивей в своей позиции относительно Украины.
Все мы помним, как в 2014 г. Путин многократно говорил о новом государственном образовании «Новороссия», которое должно было объединить юго-восточные области Украины. Однако уже в мае 2015 г., вскоре после подписания Второго Минского соглашения, управляемые Россией представители т.н. «ДНР» заявили о закрытии данного проекта.
После этого Путин и его окружение стали заявлять о том, что они признают территориальную целостность Украины (без Крыма) и призывают все стороны конфликта к выполнению Минского соглашения.
7 июля 2017 г. Россия согласилась с учреждением новой должности спецпредставителя Госдепа по вопросам Украины и назначением на эту должность Курта Волкера. И это с учётом того, что за год до этого Россия не поддержала идею присоединения США к нормандскому формату во время очередной встречи глав МИД «Нормандской четвёрки», проходившей 23 июня 2016 г. в Париже.
Подобные послабления наблюдаются не только в отношении конфликта на востоке Украины, но и на «крымском фронте». 25 октября Россия выдала Турции двух осуждённых заместителей председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова. Несомненно, факт выдачи двух представителей крымскотатарского народа после более чем двух лет судебного преследования указывает на неспособность России противостоять международному давлению, которое значительно усилилось за последние два года.
Сегодня же Путин согласился активизировать процесс обмена пленными между Украиной и поддерживаемыми Москвой сепаратистами.
Всё это указывает на то, что Путин попал в ловушку собственной самоуверенности и тщеславия. На протяжении последнего десятилетия он систематически выдавливал из своего окружения любых политиков, экспертов и журналистов, которые могли предоставлять ему адекватную картину происходящего внутри России и за её пределами. Именно опора на пресмыкающихся аналитиков и экспертов стала причиной авантюрного вторжения в Украину в феврале 2014 г. В этом же, в частности, заключается и провальная попытка приручить мусульманский крымскотатарский народ в Крыму, когда, опираясь на приятные для слуха прогнозы крымских «аналитиков», включая нескольких предателей из числа крымских татар, российская репрессивная машина стала преследовать мусульман в лице Меджлиса крымскотатарского народа и некоторых исламских организаций, обвиняя их в экстремизме и терроризме.
Всё вышеизложенное является признаком надвигающегося поражения России в украинском кризисе.
Фазыл Амзаев
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Украине
26.11.17