02
Ср, апр

Китай и итоги американских выборов

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Две недели назад китайский лидер Си Цзиньпин призвал армию Китая усилить готовность к войне. Это заявление последовало всего через несколько дней после проведения Китаем масштабных военных учений около Тайваня. Китайские СМИ передали слова Си Цзиньпина, сказанные им в четверг в ходе посещения одной из частей ракетных войск, что: «необходимо повысить интенсивность тренировок, всесторонне подготовиться к войне, чтобы армия обладала внушительными боевыми возможностями». Си также отметил, что военные должны развивать свои стратегические навыки в области сдерживания и ведения боевых действий, добавив, что армия Китая должна решительно стоять на защите стратегической безопасности страны и её ключевых интересов.

Несомненно, и Трампу, и Харрис, как кандидатам на президентский пост в США, нужно будет работать над тем, чтобы отстаивать статус США как первой мировой державы, сохранять американское доминирование и стремиться к созданию проблем и кризисов перед любой потенциальной региональной державой, избегая при этом кризисов на глобальном уровне.

Изучение угроз заключается не только в определении глобальных вызовов, с которыми сталкивается Америка, таких как рост влияния Китая, противостояние с Россией, гонка за технологическое превосходство и анализ рисков. Конечно, это имеет огромную важность для понимания международных, региональных и внутренних угроз для США. Однако дело этим не ограничивается: важно не просто изучить и понимать эти угрозы, но и необходимо выработать стратегии, планы и методы противодействия, чтобы эти угрозы не выходили за допустимые для США рамки. Эти меры планируются глубинным государством, которое определяет планы и приоритеты, оставляя при этом определенную свободу действий для каждого нового президента в рамках американской конституции, чтобы тот мог менять определённые способы, подходы и некоторые политические решения, а также мог вносить корректировки в стратегию в свете изменяющихся обстоятельств. Эти различия в способах зависят от отличающихся подходов Республиканской и Демократической партий и характера их лидеров, особенно на фоне современных разногласий и противоречий в американском обществе.

Например, Трамп делает упор на необходимость прекращения внешних конфликтов, в которых США так или иначе участвуют, и предпочитает подход, основанный на заключении сделок, а не на следовании институциональным ограничениям или обязательствам перед союзниками. В свою очередь Харрис настаивает на важности сильных союзов и многостороннего сотрудничества, особенно с ключевыми партнёрами в Европе и НАТО для укрепления стратегических интересов Америки.

США рассматривают Китай как одну из самых серьёзных внешнеполитических угроз и наиболее опасного потенциального регионального соперника, и потому делают угрозу со стороны Китая одним из главных приоритетов для обоих кандидатов, что является для них неизменной и обязательной линией во внешней политике. Подъём Китая представляет собой величайший политический и экономический вызов для Америки. Это проявляется в том, что и Трамп, и Харрис соглашаются с необходимостью введения пошлин на китайский импорт для защиты ключевых отраслей своей экономики и стимулирования местного производства, однако их взгляды различаются в отношении секторов, требующих защиты, и стран, подлежащих санкциям.

В книге «Неизбежная война: Риски разрушительного конфликта между Америкой и Китаем под руководством Си Цзиньпина» написанной Кевином Раддом, 26-ым премьер-министром Австралии, занимавшим этот пост с 2007 по 2010 год, а затем с 2010 по 2012 год возглавлявшим Министерство иностранных дел, а в 2013 году снова вернувшимся на пост премьер-министра, говорится: «Влияние Си простирается на все уровни правящей системы в Пекине, где его «новый авторитаризм» крепко держит рычаги власти в своих руках». Также он пишет: «Политика в эпоху Си может быть охарактеризована как десять «сфер интересов, исходящих из единого центра», которые включают укрепление его внутренней власти, «возвращение контроля» над Тайванем, обеспечение долгосрочного экономического роста, усиление китайской армии и расширение стратегического влияния в Тихом океане».

Этот глубокий взгляд, безусловно, делает Китай объектом особого внимания и изучения, и поэтому новый обитатель Белого дома будет обязан уделить Китаю особое место в американской стратегии, хотя методы и подходы в противостоянии с Китаем могут различаться. Так, Трамп сосредотачивает усилия на экономических и торговых аспектах с целью постепенного отказа от китайского импорта ключевых товаров. Он также пообещал ввести строгие ограничения на американские инвестиции в Китай и на китайские инвестиции в США, разрешая только те, которые служат интересам Америки. В свою очередь Харрис отдает приоритет технологической конкуренции с Китаем, предлагая, например, ввести контроль за экспортом передовых полупроводников, чтобы ограничить доступ Китая к ним и стимулируя развитие отечественных стратегических отраслей, связанных с редкоземельными металлами и возобновляемыми источниками энергии.

Харрис намерена сохранить региональные организации и военные блоки в качестве противовеса Китаю, а также наращивать потенциал этих стран, продолжая участие в инициативах, возглавляемых государствами региона, таких как АСЕАН и Индо-Тихоокеанская экономическая структура для процветания. Она также будет укреплять военные связи в регионе. В то же время Трамп может склоняться к компромиссу с Пекином с целью получения торговых уступок в обмен на ограничение американского сотрудничества в области безопасности с Тайванем, разумеется, не соглашаясь на его аннексию Китаем. Однако такой подход крайне слаб и вызывает сопротивление даже внутри Республиканской партии, большинство членов которой считают, что для эффективного сдерживания Китая необходимо усиление экономических и военных мер, при этом многие из них выражают поддержку Тайваню. Харрис, напротив, сосредоточится на поддержании стабильности в Тайваньском проливе, побуждая Тайбэй к усилению своей обороноспособности, чтобы Китай оставался окружённым локальными и региональными проблемами, не выходя за рамки, допустимые Америкой.

Тем не менее, эта политика может измениться, если на Ближнем Востоке разразится крупная региональная война или произойдут неожиданные события, которые изменят приоритеты Америки и внесут разлад в её планы. Но, как говорится, всё в руках Аллаха.

 

Газета «Ар-Рая»
Хасан Хамдан
06.11.2024

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая