بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
Недавно группа сторонников федерализации Ливии из восточной части страны объявила о создании так называемого «правительства региона Барки», которое состоит из 24 министерских портфелей. В этом объявлении также говорилось об административном делении региона на четыре провинции: Адждабия, Бенгази, Эль-Джебель-Эль-Ахдар и Тобрук.
Это уже третий по счету случай, когда данная группа объявляет об этом проекте и настаивает на нем.
Мы удивлены этим настойчивым попыткам внедрения данного проекта, и решительно осуждаем его продвижение в изначально единой стране, а также в регионе, где подавляющее большинство населения выступает против разделения страны.
Кажется, что эта сепаратистская группа спешит к демонстрации своего проекта для того, чтобы опередить принятие конституции, которая возможно будет гласить о единстве страны и недопустимости ее разделения. Этим самым она использует неустойчивость ситуации с целью установления федеративного разделения страны.
Ключевыми доводами сторонников федерализации страны являются лишения и игнорирование, которые испытывают на себе их регионы…, но ведь это испытывают и все остальные регионы Ливии. Решение такого рода проблем в стране отнюдь не заключается в настойчивом утверждении федерализма. Оно не заключается в самом лишь разделении страны на регионы и провинции. Решение этой проблемы находится в претворении истинной и справедливой системы правления, которая ниспослана Всевышним Аллахом. Это система великого Ислама, которая представляет единство, а не федерализм. Правление в этой системе является централизованным, а административное управление – децентрализованным. То есть ответственные лица в регионах и провинциях, а также в учреждениях и управлениях, наделяются всеми административными полномочиями для управления делами людей и обеспечения их потребностей так, чтобы в удовлетворении своих ежедневных нужд на месте у них не было необходимости обращаться к правителям в столице государства.
Существует разница между правлением и административным управлением. Правление представляется властью, которая исполняет над людьми законы. Шариат обязывает мусульман осуществлять это правление, которое является функцией власти, обязанной устранять несправедливость, разрешать споры и конфликты, заботиться о делах каждого, кто имеет гражданство и законно проживает в стране. Именно эту власть имеет в виду шариат в словах Всевышнего Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ
«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (4:59).
Обладающие властью – это правители, которых избирает Умма. На них возлагается ответственность за исполнение среди людей законов шариата, забота об их делах в соответствии с этими законами, определение внутренней и внешней политики государства.
Отсюда понимается, что правление в государстве является централизованным. Оно осуществляется правителями согласно их полномочиям рассматривать и решать все вопросы, касающиеся государственных дел. Административная же работа осуществляется государственными служащими, которых назначают правители для того, чтобы они служили людям в своих областях. Эта административная деятельность по своей сущности такова, что не должна быть централизованной, чтобы не усложнять жизнь людей в исполнении ими своих ежедневных интересов и удовлетворении своих потребностей в образовании, медицине, жилье, питании, в безопасности, судопроизводстве и во многом другом.
Это разграничение между правлением и административной деятельностью было ясным при жизни нашего благородного Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и после него при жизни его халифов. Он, мир ему и благословение Аллаха, будучи Пророком и Посланником одновременно был и правителем государства. Он отправлял валиев в качестве правителей в вилаяты государства, приказывал им исполнять шариат, управлять делами людей, заботиться об их интересах и нуждах. Он предоставлял им как правителям всю полноту власти и наделял их полномочием общего рассмотрения дел, не ограничивая их в средствах и способах для реализации всех этих дел. При этом мы знаем, что он, мир ему и благословение Аллаха, отправлял в провинции государства служащих и людей, обладающих знанием и опытом работы в административных делах, отдавал им определенные приказы и поручал исполнение конкретных задач. Например, он отправлял служащих для сбора закята, и эти люди получали за свою работу заработную плату как административные служащие, но не как правители, поскольку правитель в Исламе не является наемным работником Уммы, а выступает от ее имени в претворении законов шариата.
Человек, изучающий историю Ислама, может видеть и понимать каким образом децентрализованная административная система управления в Исламском государстве оказалась успешной в реализации интересов населения и удовлетворении его потребностей, в обеспечении безопасности, стабильности и спокойствия для людей в их регионах и провинциях независимо от их удаленности от центра.
Наш ливийский мусульманский народ является частью великой исламской Уммы, с которой его объединяет одна религия, одна вера, одна судьба и единые надежды. Наша страна также является неотъемлемой и важной частью земель нашей исламской Уммы. И если в основе лежит единство исламской Уммы в едином государстве Халифат, единство ее народов и территорий, то наблюдаемые нами сегодня проявления разрозненности и сепаратизма совершенно противоречат этой основе. Все это является результатом отсутствия единого Исламского государства – Халифата, и результатом оккупации мусульманских стран западными и восточными врагами Ислама на протяжении длительного периода времени.
Если сегодня мусульмане неспособны объединить народы своей Уммы, объединить свои страны и установить свое единое государство, то, как минимум, каждый мусульманский народ должен сохранять единство той страны, где он живет, пока не наступит день избавления, который, мы надеемся, наступит, по воле Аллаха, в скором времени. Самое малое в этом деле – это никому ни в одной мусульманской стране не позволять действовать для разделения страны или разделения единства мусульман.
В завершение, мы хотим сказать: уважаемые ливийцы, которые гордятся своим Исламом и тем, что принадлежат исламской Умме! Как далек федерализм относительно принципов единства Уммы, о которых Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ
«Воистину, эта ваша религия, религия единая. Я же ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне» (21:92).
Где сторонники федерализации, как мусульмане, относительно своей ответственности в защите своей религии и веры, единства своей страны и Уммы, в защите чувств своих братьев мусульман во всех других странах и в этой стране, которые живут с ними на этой земле и им больно видеть и слышать подобное?
Хизб ут-Тахрир Ливия
28 Зуль-Хиджа 1434 г.х.
02.11.2013