По милости Аллаха мы приближаемся к наступлению благословенного месяца Рамадан 1445 года по хиджре. Снова среди мусульман идут споры о том, можно ли заранее определить начало Рамадана с помощью астрономических расчётов, как и о том, каков правильный подход к этому вопросу. Некоторые исламские центры в Дании выбрали следование астрономическим расчётам, ссылаясь на некоторые соображения, в то время как другие отвергли это и подтвердили, что начало месяца должно быть подтверждено наблюдением за новолунием в соответствии с шариатским методом.
Этот вопрос важен для мусульман во всём мире. Часть обсуждения касается правильного толкования и применения законов Ислама, особенно для мусульман, живущих на Западе. Поэтому Хизб ут-Тахрир в Дании считает необходимым прояснить следующие моменты:
Начало поста в Рамадане зависит от наблюдения за новолунием в соответствии с шариатскими доказательствами, включая хадис, в котором Пророк ﷺ сказал:
صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُبِّيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلَاثِينَ
«Поститесь, увидев его (новолуние), и разговляйтесь, увидев его. А если оно скрыто от вас облаками, то доведите число дней месяца Шабана до тридцати» (Бухари).
Этот вопрос является вопросом поклонения, напрямую связанным с шариатскими текстами, и он носит обязательный характер. Мусульмане должны занимать свои позиции по таким шариатским вопросам на основании того, что указано в текстах Священного Корана и Сунны Пророка ﷺ, не поддаваясь влиянию преобладающих обстоятельств или практических соображений. Утверждение, что определение начала Рамадана наблюдением за новолунием связано с «шариатской причиной» и что не обязательно видеть новолуние, а достаточно знать о его существовании, является неверным утверждением, и нет доказательства, указывающего на это. Если в конце месяца нельзя увидеть новолуние, то хадис Пророка ﷺ предоставил решение:
فَإِنْ غُبِّيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلَاثِينَ
«...А если оно скрыто от вас облаками, то доведите число дней месяца Шабана до тридцати». Даже если астрономические расчёты точны, проблема не связана с подтверждением астрономического явления в научном понимании. Определение начала или конца Рамадана не требует «научной гарантии» рождения новолуния. Нет шариатского доказательства на то, что начало поста должно основываться на рождении новолуния в астрономическом смысле, но это должно быть сделано на основе его наблюдения, как повелел Пророк ﷺ в вышеупомянутом хадисе.
Если новолуние Рамадана появилось, но скрыто облаками, так что невозможно увидеть его невооружённым глазом, в этом случае мы должны довести месяц Шабан до тридцати дней.
Мы, Хизб ут-Тахрир в Дании, исходя из любви к нашей религии и приверженности её Шариату, хотим разъяснить, что начало месяца Рамадан должно определяться только тем способом, который существует в шариатских текстах, то есть «наблюдением», а не астрономическими расчётами.
Есть и ещё один важный момент, на который следует обратить внимание, дорогие мусульмане. В нынешней дискуссии о том, как определить начало месяца Рамадан, есть более глубокий аспект, выходящий за рамки только законодательного аспекта. На самом деле это более серьёзный вопрос, влияющий на то, как мы понимаем наш Ислам в законодательном смысле и как мы обращаемся с шариатскими доказательствами. Для тех мусульман, которые выбрали следование астрономическим расчётам вместо наблюдения, одним из их оправданий и того, на что они опираются в своём мнении, является то, что мы живём в немусульманском обществе, где исламские практики встречают очень малое или почти полное непонимание. Следовательно, как они говорят, следование астрономическим расчётам будет более удобным для мусульман на Западе по практическим причинам и для облегчения дел. Затем приводятся очень слабые толкования текстов или мнения некоторых учёных, чтобы оправдать уже принятую позицию по следованию астрономическим расчётам. К этому добавляются несвязанные мнения, такие как отсутствие противоречий между Исламом и наукой... Мы вынуждены предупредить, что это проблемный подход к Исламскому Шариату, когда мнимая или предполагаемая польза и преобладающие обстоятельства, включая правящий режим, становятся определяющими факторами при выборе между мнениями даже в вопросах поклонения. С таким подходом можно соскользнуть на опасный путь приспособления Ислама к общественному строю, который не уважает Ислам, а напротив, противостоит ему и стремится ассимилировать и растворить в нём мусульман.
О мусульмане! Мы с нетерпением ждём грядущего месяца Рамадан, который объединит мусульман всего мира после подтверждения правильного наблюдения за новолунием в любом месте на земле, начиная с 29 числа Шабана, с позволения Аллаха. Мы просим Всемогущего Аллаха дать нам возможность пережить опыт благословенного месяца Рамадан ещё раз и принести с ним облегчение и победу общине мусульман. Мы также просим Его сделать этот месяц последним Рамаданом без Праведного Халифата.
В заключение мы напоминаем вам, дорогие мусульмане, что повторяющаяся путаница с началом Рамадана, его окончанием и празднованием Ид связана с отсутствием в течение века исламского правления и, следовательно, отсутствием законного исламского авторитета, который бы регулировал дела мусульман, в том числе — общие для мусульман виды поклонения, и принимал по ним обязательные для всех мусульман мира решения.
Хизб ут-Тахрир/Дания
20 Шабана 1445 г.х.
10.03.2024 г.