Забота об общественных делах является трудной задачей, и, в основном, этим мало кто занимается.
Я не имею в виду здесь тех, кто якобы занимается общественными делами, но на самом деле гонится за личными интересами и выгодами. Таких людей действительно много, особенно в упадочных обществах и в тех обществах, над которыми преобладает материальная составляющая. Говоря же о заботе об общественных делах, которая проистекает из чувства ответственности за других, то этим занимаются только те, кто стремится к совершенству и не обращает внимания на последствия выполняемой деятельности, будучи убежденными в ее правильности.
Ведь эта деятельность зачастую навлекает злобу и ненависть со стороны заинтересованных и влиятельных сил в коррумпированных властях, которые существуют в наших странах. Вот поэтому мы постоянно слышим слова о молчаливом большинстве или так называемой «партии бездействующих». Это те, кто изолируются от общества, не следят за тем, что происходит за пределами их личной жизни или, если следят, то предпочитают не играть какой-либо активной или влиятельной роли в общественных событиях. Несомненно, это есть негативное явление, источником которого является инстинкт самосохранения.
Как ни странно, но в такой нации как Исламская Умма сегодня присутствует очень низкий процент мусульман, деятельность которых можно видеть в общественной сфере и, особенно, в политической. Очень мало тех, кто стремился бы достичь в Умме реальных коренных изменений. Пожалуй, наиболее важными причинами этого явления служат следующие:
1. Отчаяние, которое проникло в Умму касательно своей неспособности осуществить изменения, учитывая длительный период времени, прожитый Уммой под властью репрессивных политических режимов, запрещающих любую политическую деятельность, которая выходит за рамки их личных корыстных интересов;
2. То, что почти стало нормой в нашей отвратительной политической реальности, а именно, прочная связь политики с обманом, мошенничеством и коррупцией. Отсюда возникает абсолютно ошибочное понимание необходимости отдалять политику от религии, и наоборот;
3. Политика физического устранения и лишения средств к существованию, которую проводят правительства в отношении тех, кто призывает к изменениям;
4. Политика диктаторских режимов, которая направлена на то, чтобы воспитывать людей в духе согласия с существующей действительностью и отдалять их от своей веры.
Возможно последние события в жизни Уммы в свете недавних революций, сократили процент тех, кто был изолирован и хранил молчание, после того, как появилось ощущение возможности достичь изменений. Но, кажется, есть те, кто хотят вновь вернуть их к изоляции, приведя революции к провалу. Нет никаких сомнений в том, что эти революции не смогли осуществить реальных изменений, которых желала вся Умма и даже те, кто дистанцировался от любых действий в этом направлении.
Ислам стремится ликвидировать этот негатив, который присутствует у многих людей в большинстве обществ и решает этот вопрос своими законами, из которых:
1. Ислам определил обязанностью повелевать добро и запрещать зло. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это, то своим языком; если он не в состоянии сделать это, то своим сердцем, что выражает самую слабую степень веры» (приводится у Муслима);
2. Совет и наставление определены для мусульман в числе их важнейших обязанностей. Передается от Джарир ибн Абдулла аль-Баджли, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я принес клятву Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в том, что буду совершать намаз, выплачивать закят и давать добрый совет и наставление любому мусульманину» (передали Бухари и Муслим);
3. Обязательство мусульман является единым. Самый простой из них может давать это обязательство, и они едины против других;
4. Ислам заявляет о том, что испытание не охватит лишь тех, кто были несправедливы, и поразит всех. Причина этого в том, что люди, которые не подавили смуту и ограничились лишь тем, что наблюдали за ней, приняли в ней свое молчаливое участие, и это большой грех. Всевышний Аллах сказал:
وَاتَّقُوا فِتْنَةً لا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْكُمْ خَاصَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Бойтесь испытания, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (8:25).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не наказывает народ за действия отдельных лиц, пока этот народ не видит зло, совершаемое этими отдельными лицами, и, будучи способным изменить его, не делает этого. Когда они поступают так, Аллах наказывает их всех» (передал Ахмад).
5. Ислам рассматривает человека, который безразличен к состоянию людей, как приспособленца, и запрещает нам быть такими. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не будьте приспособленцами, которые говорят: «Если люди поступят хорошо, мы тоже поступим хорошо, а если они поступят несправедливо, мы тоже поступим несправедливо». Вместо этого приучите себя делать добро людям, если они сделали вам добро, и не отвечайте несправедливостью на несправедливость» (передал Баззар).
Возможно к числу наиболее ошибочных представлений, которые внедрились в Исламскую Умму, относятся слова некоторых людей, которые говорят: «Я должен думать о себе, и мне нет дела до тех, кто в заблуждении. Я, хвала Аллаха, совершаю намазы, не занимаюсь ростовщичеством, соблюдаю дозволенное и удерживаюсь от запретного». Мы слышим, как в подтверждение своим словам они цитируют Священный аят Корана:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَيْكُمْ أَنْفُسَكُمْ لا يَضُرُّكُمْ مَنْ ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ
«О, те, которые уверовали! Заботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).
Однако смысл этого аята заключается в ином, нежели то, что усматривают в нем бездействующие и ищущие оправдания. Аят говорит им: «Если вы выполнили долг наставления, но человек по-прежнему продолжает поступать несправедливо, то ведь Аллах не возлагает на вас сверх ваших сил и возможностей. Человек в силах приказывать добро и запрещать зло. Однако если вы бездействуете и не делаете этих наставлений, то это не что иное, как порочность.
Следовательно, нет никакого оправдания для этих бездействующих и молчащих людей из Уммы Корана, дарованного Аллахом. Благо состоит в том, что она должна приказывать добро и запрещать зло. Для них нет оправдания в то время, когда они видят, что правители-тираны дозволяют запреты Аллаха, нарушают Его заветы и поступают враждебно в отношении Его рабов.
Давайте же присоединимся к искренним мусульманам в этой Умме, которые днем и ночью работают над тем, чтобы поднять Умму, стараясь возродить исламский образ жизни путем установления Исламского Халифата, посредством чего будут достигнуты подлинные изменения нашей негативной реальности, которой не довольны Аллах и Его Посланник!
Для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Шариф Зайд
Глава Информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Египте
05 Рабиъ ас-Сани 1435 г.х.
05.02.2014