После того как Ислам пришёл в Египет, он не видел другого образования, кроме образования, основанного, на исламской акъыде.
И так продолжалось до появления французского колониализма в Египте, который изменил ход жизни, особенно – в сфере образования, которое было основано на коранических школах. Мечеть являлась первым учебным заведением; подобно мечети Амра ибн аль-Аса, которая была маяком распространения Ислама и крепостью против римской идеи, доминирующей среди народа Египта в те дни.
Мечеть Амра ибн аль-Аса была официальным научным и литературным центром в Египте. Мечеть выполняла задачу университета в деле изучения хадисов и фикха в упорядоченном виде, под её разными колоннами изучались разные мазхабы, в каждом углу, под каждой колонной сидел шейх, который обучал студентов знаниям законов Шариата. А когда Фатимиды построили аль-Азхар для укрепления их шиитской идеи, они укрепили своё господство через мечети Амра ибн аль-Аса и аль-Азхар, обучая там шиитскому фикху. Система образования в аль-Азхаре была такова: был один учитель какого-либо предмета, который возглавлял группу студентов, а они следовали своему учителю до самой смерти, и их заботой было достигнуть звания и степени их учителя. Студенты получали диплом и доступ к научным степеням в их предмете, а потом они преподавали вместо шейха или вместе с ним.
С концом эпохи Фатимидов в Египте к власти пришли Айюбиды, которые покончили со всем, что связано с шиитским образованием; они заменили шиитский фикх суннитским. Aйюбиды обучали четырём мазхабам (школам), а Салахуддин основал школу Насирии, чтобы обучать шафиитскому фикху, школу аль-Камхия для обучения фикха аль-Малики, школу ас-Салахия и другие школы, которые были основаны на пожертвованиях, для обучения суннитским мазхабам. Затем учёные последовали примеру Салахуддина в строительство школ, и их количество дошло до 26 школ, наиболее известная из них – это школа аль-Камелия, построенная королём аль-Каамилем.
После этого школ стало много, но мечеть аль-Азхар оставалась маяком знаний, основным университетом и центром знаний. Затем пришла эпоха мамлюков, но сфера образования не изменилась: они обновили и развили то, что было в дни Айюбидов, поэтому эпоха мамлюков считается, как говорят, эпохой пика развития. В их эпоху Исламское Государство высоко стояло на ступенях прогресса, а Египет был полон учёными и писателями, такими как Ибн Хаджар аль-Аскъаляни, Калькашанди, Макризи, Сахаави, Суйути и многие другие, которые внесли свой вклад в процветание научной жизни.
В эпоху Османского Халифата Османиды думали, что Египет является центром знаний, способным воспитать армию завоеваний, но они были удивлены деградацией образования в Египте в целом и в аль-Азхаре – в частности. И поэтому Османиды пытались развить образование: они акцентировались на исламских науках и арабском языке. Вот поэтому студенты учили Коран и научные тексты, учились чтению и грамматике, выучивали научные тексты. Абдуррахман аль-Джабарти упоминает некоторые из книг, которые учили в ту эпоху, такие как книги аль-Ашмуния, Ибн Акиля, Аль-Азхарийи, Шузура аз-Захаба, книги единобожия, такие как «Аль-Джаухара», книги о логике, метафорах, смыслах и разъяснениях и разные книги тафсира. Внимание в это время было сосредоточено на объяснениях и текстах (шарух и мутун), и было опубликовано много книг объяснений и текстов. Правда, затем последовали объяснения объяснений, в результате чего пострадал оригинальный смысл, распространились разнообразные композиции, сложные фразы и исчезло основное предназначение книг.
Если же мы посмотрим на учебную программу образования в Египте в дни французской оккупации, то мы обнаружим, что она была серьёзно подорвана. И это произошло тогда, когда акъыда ослабла в сердцах мусульман в свете многочисленных поражений от французов, которые в конечном итоге привели к оккупации ими Египта. Мусульмане были сильно потрясены, когда увидели силу оружия и превосходство Запада в науке над мусульманами. Они начали смотреть на Запад как на обладателя культуры и силы, и многие, восхищаясь, приняли всё западное, думая, что это и есть правильность!
Колонизаторы упорно твердили населению, что французская оккупация – это добро и благо, потому что она разбудила мусульман и проинформировала их о современной науке и о большом научном возрождении. Французы начали говорить и распространять в Египте то, что мусульмане не знают ничего из мирских наук, будь то математика или химия. Даже шейха аль-Инбаби, в то время Шейха Аль-Азхара, спросили: дозволительно ли мусульманам изучать математические и инженерные или другие науки естествознания? Он ответил: «Это дозволено, но с разъяснением выгоды от их изучения». Ответ прозвучал так, будто у мусульман не процветали эти науки!
Изменение образования в аль-Азхаре с религиозного на светское
Мухаммад Али, как Мустафа Кемаль после него, были большой уловкой для мусульман. Едва добравшись до правления, он сделал себя постоянным правителем и начал планировать программу для нового образования, далёкого от Ислама. Он планировал то, каким образом приобрести как можно большую часть страны путём выведения её из-под влияния исламского Халифата. Он начал осуществлять свои мечты и сделал образование прозападным, противоречащим исламским ценностям. И этим он не ограничился, а полностью изолировал религиозное образование от жизни. Он отменил школы исламских вакфов, что произвело большое влияние на сокращение предметов аль-Азхара, а также происходили ограничения и ущемления учителей.
Образование, которое установил Мухаммад Али в Египте, было военизированным: были военные учебные заведения для выпуска военных, школы медицины для лечения военных, школы, обучающие возведению инженерных конструкций, промышленные школы для военных поставок, и даже миссионерские для удовлетворения религиозных потребностей военных. Даже европейские научные экспедиции, которые он отправлял, и те были под управлением военных. А что касается мечетей, то аль-Азхар и религиозное образование он оставил без пожертвований (вакфов), что, собственно, и привело к отсутствию желающих там учиться. И через несколько лет религиозное образование полностью оторвалось от жизни и стало полностью свободным от мирских элементов, сократились все его ресурсы так, как будто оно было полностью изолировано от Египта.
Западные идеи в эпоху Мухаммада Али получили большое распространение в учебной программе гражданского образования, которую курировали французы. Всё образование в Египте сильно подпадало под влияние и зависимость от них, и даже дошло до того, что правила обучения, управление школами и школьные планы – всё с точностью было переведено с французского на арабский язык. Комитеты, возглавляющие образование, состояли из французов и египтян, которые учились во Франции, все сферы находились под влиянием французского образования.
Мухаммад Али не работал сам по себе, он был окружён французскими специалистами, которые помогали ему вести дела в стране, которые корректировали образование, так как им надо, для осуществления крестоносных колониальных целей и ликвидации акъыды в сердцах мусульман. Мухаммад Али пытался ввести современные европейские технологии в египетские школы, находящиеся вдали от религиозного образования аль-Азхара. Он перевёл французскую литературу на арабский язык. Переводчики удалили всё, что касается исламской акъыды, были запущены целые программы, чтобы отдалить студентов от всего, что имеет отношение к религии, Шариату и акъыде, и, несомненно, это нанесло наибольший ущерб Египту, в частности, и Исламской Умме – в целом.
Затем в Египет пришла английская оккупация, и она ещё больше усугубила ситуацию в области образования. Англичане разработали свою программу образования, самыми важными результатами которой было следующие:
а) Пренебрежение образованием вообще, а также очень высокая плата за образование, в то время как раньше оно было бесплатным.
б) Влияние английского советника Данлопа на образование, который прилагал все усилия, чтобы убить в нём дух новаторства.
в) Цель образования была ограничена выпуском обслуживающего персонала для государства.
г) Увеличение уровня безграмотности в Египте, которое достигло 92% среди мальчиков и 97% среди девочек.
Данлопу удалось осуществить политику в области образования в соответствии с западным, христианским желанием. Были разработаны и введены учебные планы, которые разрывали связь между Исламской Уммой и её религией. Исламская история была искажена, религия изучалась в очень узком спектре. Было вновь установлено определение Исламу, что это – религия, которая пришла для уничтожения идолопоклонства, главенствующего в эпоху невежества, для запрета убийства младенцев женского пола, запрета спиртного, азартных игр и грабежа… и только. Теперь же закончилась основная роль религии, так как эти вещи искоренены.
Данлоп принял за основу в политике развития образования и европеизации знаменитую английскую пословицу: «Медленно, но верно – и будешь первым». Он нанёс смертельные удары по образованию аль-Азхара, который был основой египетского образования в то время. Данлоп планомерно оставлял аль-Азхар без какой-либо помощи государства, в то же время активно поддерживая гражданские школы, которые не обучают религии и не помещают её в план обучения. Он назначал на руководящие должности и должности с высоким социальным статусом выпускников этих нерелигиозных школ, в то время как выпускники аль-Азхара, которые учились двадцать лет и больше, не могли никуда устроиться на работу, кроме как на работу с очень маленькой зарплатой, недостаточной даже для покрытия основных потребностей его семьи. А при этом выпускники гражданских школ обустраивались в правительственных учреждениях и министерствах всего после четырёх лет обучения и получали зарплату, которая представляла собой огромное богатство, достаточное для шикарной жизни в столице (в Каире). Её хватало на женитьбу и приобретение имущества и жилья, в то время когда выпускник аль-Азхара жил, едва сводя концы с концами, и зависел от помощи людей.
Нет никаких сомнений, что это ухудшающиеся положение выпускников аль-Азхара было достаточным, чтобы люди стали избегать его и, соответственно, избегать религиозного образования в целом. И люди потоком шли в гражданские школы, которые обеспечивали такое престижное положение среди общества, которое стало считать, что богатство и статус – это всё, что нужно человеку в жизни.
Среди наиболее известных дел Данлопа для европеизации Египта были следующие
Его работа по борьбе с арабским языком, Исламом и аль-Азхаром, в том числе – преследование преподавателей арабского языка из числа азхаритов и развитие английского языка и его носителей. Это дало ему полный контроль над всеми делами образования. Таким образом, он исключил влияние арабского языка. Он дошёл до такой степени британизации населения, что сделал изложение основной части преподаваемых наук, таких как математика, химия, история, география и рисование, на английском языке, чем значительно ограничил арабский язык. Затем он приступил к отдалению молодёжи мусульман от веры в Коран и в его учения, как он сам говорил: «Когда исчезнет Коран и город Мекка из арабских земель, тогда мы сможем увидеть арабов, идущих по пути цивилизации».
Данлоп каждое лето уезжал в Великобританию. И в начале каждого учебного года он возвращался с большим количеством учителей англичан, имеющих дипломы. Самыми видными трудами этих учителей были работы про ненависть к арабскому языку, про уничтожение надежд арабов, про отчуждение студентов и про фальсификацию истории арабов и мусульман, про сеяние сомнений вокруг их истории, а также – различные обвинения исламской культуры. Всё это делалось с целью создания общего ощущения ненависти, отвращения и высмеивания Ислама и мусульман.
Данлоп также способствовал распространению зарубежных школ в соответствии с политическими целями европеизации и колонизации. Он разбил дух Уммы и испортил её нравы. Данлоп назначил Саада Загълюля министром образования под давлением общественного мнения вместо графа Кроумера, но реальная власть была всё-таки в руках Данлопа. Он утверждал свои планы через министерство с директорами школ и старшими сотрудниками только после связи последних с ними лично. Он отдавал им приказы и инструктировал, прежде чем они писали официальные отчёты. Эдвард Ламберт, директор школы права, написал в своём докладе следующее: «Министерством образования реально управляет Дуглас Данлоп. Он признал недействительными ряд учебников, потому что они говорят об арабо-исламских ценностях, что не соответствовало его политическим и религиозным взглядам – это книги где цитировались правила Ислама, законы, аяты и хадисы, которые настоятельно призывают любить родину и исправлять взаимоотношения».
После этого наступила эпоха Гамаля Абдель Насера, который продолжил процесс разрушения образования в Египте. Он следовал по стопам своих предшественников в разрушении поколений мусульман, которые пропитались гнилой идеей социализма и наихудшей из форм светскости. Аль-Азхар получил сильные удары в эпоху Абдель Насера, когда тот решил конфисковать частное имущество Азхара («аль-авкаф»), нарушая этим самым Шариат, обычаи и права. Вакф был хорошим обычаем, который совершали благочестивые люди, чтобы обеспечить многие виды деятельности в жизни и помочь бедным людям. Вакуф («وقف»: остановка, приостановление, удержание) – в мусульманском праве – это земли, имущество, переданное государством или частным лицом на религиозные или благотворительные цели. Есть даже вакф для птиц – для них разбрасывали семена зерновых культур на крышах мечетей или в других местах. Доктор Хасан аль-Шафеи, руководитель технического отдела Шейха аль-Азхара, глава комплекса арабского языка, заявил, что Абдель Насер отобрал большинство вакфов аль-Азхара из раздела сельскохозяйственных земель и распределил их среди фермеров, несмотря на то, что это противоречит Исламу и наносит миллионы гиней ущерба аль-Азхару.
Урезание средств аль-Азхара произошло в то же время, когда режим Насера зажал шейхов и учёных в тиски служб безопасности и запретил им говорить правду или говорить что-то о нём. Его политике последовал и его преемник Анвар Садат, поскольку руководство аль-Азхара продолжало находиться под присмотром служб безопасности, которые даже выбирали шейхов согласно закону, изданному президентом, не говоря уже о продолжении урезания вакфов и денег.
В эпоху Абдель Насера был добавлен новый предмет для преподавания – «Народное образование». Этот предмет обязательно должен был преподаваться на всех уровнях образования, и всё это делалось для того, чтобы привить в сердца новых поколений любовь к Абдель Насеру. В этом предмете показывалось достижения Абдель Насера в ликвидации коррупционной монархии путём революции, в построении заводов и плотин, в аграрной реформе, а также прославление его роли в борьбе против колониализма и в деле поддержки других арабских революций (например, в Алжире) и другие достижения. Он представил все свои достижения как чудо, независимо от результатов его помощи, например, для революции Йемена.
Также режим Насера ввёл в образование книгу под названием «Хартия», которая преподавалась в школах. Самыми известными писателями, подготовившими эту книгу, были Ахмад Камаль Абу-ль-Магд и Мухаммад Хасанейн Хейкал. Книга содержит в себе то же самое восхваление, что и книга «Народное образование», с некоторыми изменениями. В ней говорилось, что Абдель Насер осуществил социальную справедливость и свободу мнений, а также описывалась другая ложь, так как на самом деле ничего из этого не было достигнуто. В реальности же в основном были лишь репрессии и аресты во время его правления.
После Кэмп-Дэвидского соглашения, между 1979 и 1981 годами, программа образования изменилась. Внесли изменения в программу истории, чтения, удалили все тексты, которые говорят о войнах между мусульманами и «Израилем». Затем, когда Фатхи Сорур стал министром образования, он осуществил огромные перемены в учебной программе в соответствии с требованиями сионизма и Америки.
25.08.1981 премьер-министр «Израиля» Менахем Бегин посетил Каир, и среди обсуждаемых тем с Садатом было то, что Египет желает нормализовать отношения с евреями, как заверил его Садат. Бегин в опровержение этого сказал Садату: «Как ты хочешь, чтобы я поверил в то, что вы намерены нормализовать отношения с нами, в то время когда студенты Египта по-прежнему читают аят, который говорит: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии)…» (05:78)?».
Садат, вызвав египетского министра образования, потребовал удалить подобные аяты и разговоры о вражде сынов израилевых с Исламом из египетской программы образования.
После событий 11 сентября 2001 года Соединённые Штаты и ряд европейских стран во всеуслышание предлагали изменить учебную программу во всех исламских землях. Всё это было сделано с целью убрать коранические тексты и хадисы, говорящие о джихаде, и умалчивать об аятах и хадисах, касающихся евреев, в соответствии с мирным просвещением, ставшим актуальным в Египте после подписания соглашения мира между Египтом и еврейским государством. США уже на протяжении нескольких лет требуют от аль-Азхара изменить учебную программу и систему образования. США (и сионисты – в том числе) хотят изменить:
1. Удалить предмет фикха из программы средних школ и заменить его некоторыми статьями сотрудников аль-Азхара, под названием «Облегчённый фикх».
2. Отменить главы о джихаде в средних школах.
3. Добавить хадис и тафсир к предмету «материалы для чтения и тексты с прошлого года» в программе третьего класса.
4. Удалить 12 частей Корана в начальной школе и в четвёртом классе обучения в средней школе.
5. Добавить французский язык в учебный план третьего класса средней школы, а затем – и английский язык (без указания часов изучения), что означает то, что эти языки вводятся для конкурирования и вытеснения шариатских предметов.
6. Сокращение тафсира в первом классе только первыми восьмью аятами из суры «Кахф» («Пещера»).
7. Полная ликвидация предмета религии как проявления рабства человека по отношению к Аллаху, оставив её только в моральных учениях и инструкциях, подобно христианской религии.
8. Увеличение степени испорченности в языковой программе путём включения фривольных книг и усиление испорченности в других сферах распространением смешанных танцев, музыки, пения. Современные программы знакомят с рядом певцов, поэтов и рассказчиков, которым придаётся мировое значение, и делают всё, чтобы студенты подражали этим образцам для успеха в жизни.
В общественной программе они сделали следующее:
1. Установили английский язык с первого класса. Это означает, что студент будет изучать предметы на обоих языках, и здесь идёт тенденция к распространению министерством политики экспериментальных школ, в которых предпочитается преподавание материалов или (в основе) преподавание на английском языке.
2. Стремление к аннулированию религии (исламское образование для мусульман и христианское воспитание христиан) и принятие предмета этики, в котором смешивается текст Корана и Сунны с текстами из Торы и Библии и с высказываниями философов.
Примеры деградированной политики в области образования
И чтобы показать уровень деградации и путаницы, приведём только два примера, которые продвигаются именем развития, негативно влияют на студентов и приносят им страдания, а также от них страдает целая Умма:
1. Уже прошло много времени, как был отменён шестой год в начальных школах. Школьники привыкли к этому сокращению, которое было произведено для облегчения нагрузки на бюджет образования и было следованием программе развитых стран. И вдруг после четырёх лет нас удивляют объявлением, что эксперимент провалился, потому что он обременяет ум учащегося без повышения его уровня. А потом опять говорят о преимуществах шести лет и о возвращении этой программы, но только ещё через четыре года.
2. Второй пример связан со средней школой: система средней школы является экспериментальной в виде диплома и в методе экзаменов, и это длится на протяжении восьми лет. Каждый год министерство отказывается от некоторых из своих ранее принятых решений, что влияет на родителей, которые находятся в состоянии изумления и видят, как будущее их детей превращается в полигон для испытаний.
Каким должно быть исламское образование
Философия образования в ожидаемом нами государстве Халифат должно основываться на воспитании полноценной исламской личности, на чётком построении понятий у каждого индивида о его Создателе, о вселенной, человеке и жизни в свете высших ценностей Ислама, которые делают его готовым для поклонения Создателю и готовым к реализации Его законов в свете Корана и Сунны. Это государство должно также основываться на исламском воспитании, которое приведёт к появлению поколения сыновей Уммы, которые понимают, что такое действовать сознательно и на основе озаряющей мысли так, что они будут осознавать своего Творца и свою взаимосвязь с Ним и будут соблюдать права и обязанности как свои, так и других людей.
Образование основывается на построении исламской личности и на предоставлении Умме всего, что необходимо для знаний, умений, науки и техники, идущих в ногу со временем, чтобы быть полезным для Уммы и всего мира во всех сферах жизни. Всё это достигается только через ожидаемое Исламское Государство, государство Халифат, о котором возвестил Посланник Аллаха ﷺ. Образование – это не простой процесс, он включает в себя многочисленные и разнообразные аспекты, включающие в себя то, как создать соответствующую образовательную программу для учащихся всех образовательных стандартов. Это означает, что эти действия осуществляются с помощью учителя и его учеников для выполнения конкретных задач и для достижения конкретных целей. Образование должно изменить поведение учеников и направить их к реализации их целей и задач, а поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс был целенаправленным, учитывающим все составляющие его позиции образовательных факторов, через которые сотрудничают преподаватель и студент для достижения образовательных целей.
Образование является неотъемлемой частью человеческой жизни, оно будет существовать, пока существует земля и люди. Образование является обязанностью, подтверждённой Кораном и Сунной, которые являются источником образования, ведущего к божественному пути, поэтому Ислам не приемлет того, чтобы мусульмане получали представления и идеи не из оригинальных исламских источников. Следовательно, вполне естественно, что воспитание и школа являются отличительным, выдающимся и широким понятием, вытекающим из точки зрения Ислама в воспитании в человеке того, для чего он создан, его подготовки к миру этому и последующему и к тому, что он – наместник Аллаха на земле.
Школа является основным столпом в воспитании и поддержании формирования личности человека, которой воспитывается в семье, а потом идёт в область образования. Школа – это первое воспитательное учреждение, которое предлагает ученикам определённое поведение, соответствующее его функции и его роли в жизни общества. Ученик идёт в школу из-за уважения к ней и к её роли, которую она играет в образовании и обучении. Именно поэтому школа неизбежно производит наибольшее влияние на общество и Умму. Школа с её образовательной миссией необходима человечеству.
Школа с самого начала, начиная с мечетей, которые стремились иметь собственные здания школы, чтобы каждый мусульманин был примером его религии, призывал к ней и жил в соответствии с исламской мыслью, которая заполняет его сердце и ум, и чтобы его поведение в жизни подтверждало это. Исламская школа направлена на совмещение требований жизни, то есть объединяет в себе науки, технологии и различные знания, развивает дух верности исламскому Шариату и отдаление от каждой системы или закона, нарушающего закон Шариата. А также она стремится к целостности поступков и поведения и к их формированию в соответствии с исламской мыслью, чтобы Умма имела единое исламское восприятие относительно вселенной, человека и жизни, и ко всему тому, что исходит из этого. Школа работает для реабилитации человека в качестве наместника на земле, чтобы человек мог выполнить свою миссию во всех направлениях и в рамках концепций и ценностей, влияющих на поведение, и работает для образования полноценной исламской личности (акълия и нафсия) путём исламского просвещения на всех этапах образования.
Исламская школа с самого начала стремилась (в соответствии с откровениями Корана) развивать дух изучения и мышления. Она стремилась укрепить возможность понимать откровения Аллаха, давала понятия о вселенной и о том, что находится в ней, стремилась показать мудрость Аллаха в Его творениях, позволяющее индивиду вести активную жизнь, показывала полную гармонию между наукой и религией в Шариате Ислама. Ведь, поистине, Ислам – это религия и мир, и исламская идея отвечает требованиям человеческой жизни в лучшем виде во всех эпохах.
Целью образования в государстве Ислама является дать истинное понятие об Исламе, привить исламскую веру и распространить её, дать ученику исламские ценности и стремление к изучению различных знаний и к приобретению навыков, чтобы он стремился строить и развивать государство экономически, социально, военно, научно и политически... И чтобы человек был полезным элементом в строительстве его общества.
Это достигается следующим путём:
1. Прививанием акъыды Ислама, знаний, полезных навыков и истинных ценностей, чтобы мусульмане росли, понимая свою роль в жизни свою акъыду, распространяли и защищали её и работали для приобретения счастья в обоих мирах.
2. Обеспечением необходимого количества кадров, необходимых для достижения этой цели, чтобы переходить от успеха к успеху.
3. Заботой об интересах личности и общества вместе, чтобы образование было достаточным для воспитания личностей, полезных для общества и для себя.
4. Прививанием исламского просвещения среди студентов, которое вытекает из исламской доктрины, такого как наука единобожия, основанная на исламской акъыде, или такого как фикх, тафсир и хадис, или того, что требуется для выведения законов, знаний для иджтихада, таких как усуль-фикх, наук языка, терминологии. А также изучением истории Уммы, которая является частью культуры и просвещения Уммы, которые несут в себе сообщения о культуре Уммы, её лидерах, учёных, известных личностях. История оказывает влияние на поведение Уммы.
Из всего вышесказанного можно определить комплекс целей образовательного процесса в свете Исламского Государства:
1. Восстановить доверие к законам Ислама и восстановить исламскую культуру и просвещение Уммы, которые обеспечат её нахождение в авангарде, чтобы она была сверхдержавой и ведущей Уммой.
2. Привить просвещение Ислама детям Уммы для предотвращения каких-либо посторонних просвещений и культур.
3. Обеспечить продолжение процесса образования на различных этапах, что является единственным способом спасти просвещение Уммы и сохранить его в сердцах её детей, потому что это просвещение представляет собой божественное откровение.
4. Обеспечить принятие эффективных решений и ограничений мусульман, которые отравлены мыслями западной культуры и просвещения, следуют за ней по убеждению и подражают Западу.
5. Одна из самых важных целей образовательного процесса – это сохранение акъыды Уммы в мыслях и сердцах мусульман, чтобы не было их искажения и придания сотоварища Аллаху.
6. Учебный план должен быть направленным на воспитание исламских личностей, и это должно происходить в рамках систематического плана образования.
7. Необходимо образовать сильную политическую структуру, которая будет сильной материально, идеологически, научно, промышленно и будет иметь на вооружении технологии, идущие в ногу с техническими разработками каждой эпохи.
Исламскому Халифату уже удалось сделать Исламскую Умму ведущей Уммой, находящейся у вершины своего могущества, и вести за собой всё человечество, чтобы эта Умма была первой во всех областях. Школы этого Халифата выпускали учёных, политиков и лидеров в различных областях, из медресе выпускались государственные лидеры, военачальники, факихи и люди, которые несли свет Ислама. Они были гарантом правосудия, процветания, солидарности, и куда бы они ни пришли, они приносили туда благо и показывали людям путь к счастью в обоих мирах. Они истинно верили в Аллаха, и поклонялись Ему по праву, они взяли из знаний этого мира то, что необходимо для того, чтобы быть впереди, в лидерах, все вокруг них процветало на протяжении многих веков.
Исламское Государство с самого начала заботилось об образовании мусульман. Учёные брали мирские знания повсюду, без каких-либо барьеров, и всё образование было действительно бесплатным. Исламское Государство сосредоточено исламизировало знания и отличалось этим: науки развивались, переводились книги, Ислам был доктриной и системой жизни, он был центром для всех, осью, вокруг которого всё вращалось, Исламом, который приводил людей к счастью в обоих мирах.
Арабский язык был подобен большому сосуду, куда стекались все знания. Все книги, привезённые из других стран, переводились на него. Здесь следует отметить, что язык науки – это язык сильного государства, которое навязывает свой язык, валюту, действия и точку зрения на жизнь, как это было тогда, когда у нас было государство, и мы замечаем отсутствие этого в наши дни.
Вопрос, который возникает у нас: может ли образовательное учреждение изменить эту реальность и помочь вернуть и восстановить всё, что даст нам былую славу для всех нас?
Ответ на этот вопрос таков: если политическая система будет находиться под властью богобоязненного искреннего лидера, и будут приниматься правильные политические решения, вытекающие из идеологии Уммы и её акъыды, то мы сможем добиться изменений в образовании, и на это есть доказательства из Ислама и из реальности.
Первое доказательство: арабы были в неведении, страдании и нищете, и тогда начал действовать план Господа по изменению их реальности с помощью первого слова, ниспосланного откровением Пророку ﷺ. Всемогущий Аллах сказал «Читай…» в суре «Аль-Аляк» («Сгусток»), чтобы отметить Пророку ﷺ то, что необходимо начать менять понятия у людей от поклонения идолам к поклонению одному Всевышнему и Всемогущему Аллаху. И тогда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, неся истину, свет и верное руководство, устремились ко всему человечеству, чтобы вывести людей из тьмы в свет, исполняя слова Пророка ﷺ: «Передайте от меня хотя бы один Аят». И слова Всемогущего Аллаха:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно…»? (41:33).
Второе доказательство из реальности безбожного западного колонизатора (Америки): когда русские превзошли США в освоении космоса и отправили первый пилотируемый корабль с Юрием Гагариным в 1961 году, 12 апреля, политики Америки сразу собрались и приняли решение на самом высоком уровне, что для противостояния этому русскому первенству необходимо изменить свою учебную программу. И тогда американцы потратили большие средства на научные исследования и технологии, что позволило им в 1969 году, во время правления президента Никсона, высадить первого космонавта на Луну с борта космического корабля «Аполлон». Это был Нил Армстронг и его коллеги. Эта высадка имела большое значение в концепции международной политики.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о важности образования, которое зависит от мудрого политического решения, особенно если это – идеологическое государство, заботящееся о делах граждан, праведное государство Халифат на основе метода пророчества, которое установится в ближайшее время, с помощью Аллаха.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Шариф Зайд
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир, Вилаят Египет
15 Сафара 1436 г.х.
08.12.2014