Сунна в противоположность бидъа1
Мы говорили в прошлой встрече о том, что факихи употребляют выражение «сунна» для обозначения противоположного слову «нововведение» значения. Существует известный хадис, выведенный имамом Муслимом и другими от Джарира ибн Абдуллаха (р.а.), где Посланник Аллаха ﷺ говорит:
«مَنْ سَنَّ في الإِسْلاَمِ سُنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أَجْرُهَا، وأَجْرُ منْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْءٌ، ومَنْ سَنَّ فيِ الْإِسْلَامِ سُنَّةً سيَّئةً كَانَ عَلَيه وِزْرُها وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أَوْزَارِهِمْ شَيْءٌ»
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему делу в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого дела после него, что не уменьшит их собственных наград ни насколько. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному делу в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого дела после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни насколько».
В данном хадисе Пророк Мухаммад ﷺ называет благие деяния сунной и даёт понять, что в противоположность им существуют дурные дела, которые он назвал нововведением, выводящим своего приверженца из правильной стези и толкающим в бездну нововведений. Другими словами, любое нововведение отдаляет человека от сунны, а точнее, выводит с того пути, который оставил нам Посланник Аллаха ﷺ в безупречном виде с ясными очертаниями, ночь которой подобна дню, и не отклонится от этого пути никто, кроме погибшего и заблудшего. Совокупность эти благих сунн (дел) представляет собой определённый жизненный путь Ислама, которого нам велено крепко-накрепко придерживаться всю свою жизнь.
Ислам дал людям совершенную систему для жизни. И отступивший от этой системы вступает на нововведённый путь, а кто придерживается нововведений, тот впадает в заблуждение.
В хадисе مَنْ سَنَّ في الإِسْلاَمِ سُنَّةً حَسَنَةً — «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему делу в Исламе» — говорится о том, кто проложит путь к узаконенной Шариатом сунне2, поскольку то, является ли это благим делом или дурным, можно понять исключительно путём Шариата, а не путём личного умозаключения. Имеющий хотя бы немного веры мусульманин не будет классифицировать вещи хорошими или дурными на основании своего разумного заключения, ведь сунна в своём шариатском значении охватывает все шариатские законы, а также является путём, по которому шёл наш Пророк Мухаммад ﷺ, и это понимается из текстов Корана и хадисов.
В сборниках хадисов имама ад-Дарими под названием «Китаб аль-Мукаддима» от Абу Абдуррахмана передаётся, что Абдуллах говорил: «Следуйте, а не вносите нововведения, ибо вам ниспослана исчерпывающая религия». Бесспорно, следовать — это придерживаться определённого ясного образа жизни.
И поэтому исламский учёный Ибн Сирин, да смилуется Аллах над ним, понимал, что люди делятся на людей сунны и людей бидъа. Это был первый учёный, употребивший выражение Ахль-юс-Сунна (люди сунны) в противоположность Ахль-юль-Бидъа (люди бидъа). При этом он не подразумевал наименование определённой группы или общины мусульман в противовес другим группам, таким как мутазилиты и джабариты, поскольку в его время данное понятие не было распространённым и кристаллизованным. Напротив, Ибн Сирин понял непосредственно из текста хадиса, что либо ты исполняешь сунну, либо совершаешь новшество.
Оживление сунны — это практическое выполнение дел в соответствии с сунной
Сообщается от Касира ибн Абдуллаха, который передал от своего отца, от своего деда, что Пророк ﷺ сказал Билялу ибн аль-Харису:
«اعْلَمْ!» قَالَ: مَا أَعْلَمُ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: «اعْلَمْ يَا بِلَالُ!» قَالَ: مَا أَعْلَمُ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: «أَنَّهُ مَنْ أَحْيَا سُنَّةً مِنْ سُنَّتِي قَدْ أُمِيتَتْ بَعْدِي فَإِنَّ لَهُ مِنَ الأَجْرِ مِثْلَ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئًا وَمَنِ ابْتَدَعَ بِدْعَةَ ضَلاَلَةٍ لاَ يَرْضَاهَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ كَانَ عَلَيْهِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ عَمِلَ بِهَا لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أَوْزَارِ النَّاسِ شَيْئًا»
«Знай же!». Билял спросил: «Что мне знать, о Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ сказал: «Кто оживит какое-либо действие из моей Сунны после того, как она была забыта после моей смерти, тому будет вознаграждение, подобное награде совершившего этот поступок, не убавляя от них ничего. Тот же, кто положит начало какому-нибудь заблудшему нововведению, которое гневит Аллаха и Его Посланника, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого дела после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни насколько». Абу Иса сказал, что данный хадис является хорошим, и он приводится в сборниках достоверных хадисов ат-Тирмизи и Ибн Маджи.
Другой исламский учёный ас-Сандий в пояснении хадисов в сборниках Ибн Маджи говорит: «Под словом «сунна», употребляемом в данном хадисе, имеются в виду установленные Посланником Аллаха ﷺ законы. Этими законами могут быть обязательные предписания, как «Закят уль-Фитр», или необязательные рекомендации, как праздничный намаз, чтение Корана, приобретение дополнительных знаний и тому подобное. Оживление этих действий осуществляется путём их выполнения, а также побуждения людей к их выполнению в жизни».
Передаёт Имам ат-Тирмизи от Саида ибн аль-Мусайба, что Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне:
«يَا بُنَيَّ، إِنْ قَدَرْتَ أَنْ تُصْبِحَ وَتُمْسِيَ لَيْسَ فِي قَلْبِكَ غِشٌّ لِأَحَدٍ فَافْعَلْ» ثُمَّ قَالَ لِي: «يَا بُنَيَّ وَذَلِكَ مِنْ سُنَّتِي، وَمَنْ أَحْيَا سُنَّتِي فَقَدْ أَحَبَّنِي، وَمَنْ أَحَبَّنِي كَانَ مَعِي فِي الجَنَّةِ»
«О сынок! Если сможешь встречать (каждое) утро и (каждый) вечер, не желая сердцем своим обманывать никого, так и делай», — а потом он сказал: «О сынок! Это — часть моей Сунны; тот, кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня, а тот, кто полюбил меня, будет со мной в Раю»».
Известный хадисовед Абу Иса говорит, что в хадисе приводится длинная история, которая по этой цепочке передачи является надёжной. В текстах других хадисов, переданных Имамом ат-Тирмизи, говорится:
فَقَدْ أَحْيَانِي وَمَنْ أَحْيَانِي
«Кто оживил мою Сунну, тот оживил меня».
В самом начале сборника хадисов аль-Куфиин имам Ахмад от аль-Барра ибн Азиба сообщает, что однажды Пророк ﷺ, побивая камнями блудника-иудея, сказал:
أَنّ النَّبِيَّ -صلى الله عليه وسلم- رَجَمَ يَهُودِيًّا، وَقَالَ: اللَّهُمَّ إِنِّي أُشْهِدُكَ أَنِّي أَوَّلُ مَنْ أَحْيَا سُنَّةً قَدْ أَمَاتُوهَا
«О Господь! Свидетельствую, что я первый, кто оживил сунну, которую люди писания умертвили».
Оживление и выполнение действий в соответствии с сунной, а также претворение её в реальной жизни в качестве системы для жизни
Отсюда следует, что сунна — это исламский образ жизни через смиренное подчинение законам Ислама. И оживление сунны — это оживление исламского образа жизни, установленного для мусульман, а именно — той программы, которую Всевышний Аллах избрал для мусульман, чтобы на основе этой программы они жили и упорядочивали свои взаимоотношения с самими собой, друг с другом и со Всевышним Аллахом. И как может быть иначе, ведь Ислам служит идейным руководством для мусульман, которое они должны путём призыва донести до всего мира, а также идейной базой, на которой они должны строить каждую мысль и каждый метод. Другими словами, Ислам даёт конкретное пояснение того, как следует реализовывать шариатские решения для проблем людей, защищать исламское вероучение (акъыду) и нести исламскую идеологию путём призыва и джихада. Именно из этой идейной базы исходит любое решение, решающее все жизненные проблемы. И на основании этой базы формируется идейная направленность и мировоззрение человека.
Известный мусульманский учёный аз-Замахшарий говорит: «Дать начало новой доброй сунне — это проложить добрый путь. Приверженец сунны — это тот, кто поступает в соответствии с сунной»3.
Исламский учёный аш-Шариф аль-Джарджаний говорит: ««Сунна» в переводе с арабского языка означает «путь», равно является ли этот путь желанным или нет. В шариатском значении сунна — это путь, придерживаемый в религии на добровольной основе»4.
Исходя из вышеупомянутого, становится ясно, что лексическое значение слова «сунна» означает «жизнеописание», «биография» и «путь, который позволяет другим людям следовать по нему и подражать ему»5. В шариатском значении слово «сунна» означает действие, которое Всевышний Аллах рекомендует выполнять на добровольной основе, а не в порядке обязанности. Также слово «Сунна» употребляется как слова, действия и качества Посланника Аллаха ﷺ, служащие вторым источником исламского законодательства и методом его претворения в жизнь. Также сунна — это пояснение того, как Посланник Аллаха ﷺ воплотил Ислам в реальной жизни. Все эти определения слова «сунна» содержат в себе указания и множество предпосылок на обязательное следование Посланнику Аллаху ﷺ. Следовательно, отступление от сунны является нововведением.
Слово «الجماعة» (аль-Джамаъа):
Автор арабского толкового словаря аль-Халиль Ибн Ахмад говорит: ««Аль-джамаъа» — это община, «аль-Джамаъа ан-Нас» — община людей. «Аль-Джама’а» — община — это масса и большинство в любой вещи»6.
Ибн Дарид говорит: «Аль-Джамаъа — объединение и община, противоположность разделению и расколу. Арабы говорят: «Джамаъату шейи» — собрал вещь, соединив одну часть с другой»7.
Ибн Фарис: «Аль-Джамаъа — единая основа, указывающая на сплочённость составных одной целой»8.
Аль-Рагиб аль-Асфаханий: «Аль-Джамаъ — это собирание вещи через сближение одной её части с другой. Джамаъат — это объединение разных народов и племён вокруг общего понимания»9.
Следовательно, на основании вышеприведённых комментариев мусульманских учёных относительно арабских слов понимается, что слово «аль-джамаъа» в арабском языке обозначает объединение людей, у которых схожие или единые мысли и чувства.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик
13.12.2016
1. Бидъа — новшество и нововведение.
2. Так, «садака» (милостыня) служит узаконенным Шариатом предписанием. И кто начнёт первым подавать милостыню, т.е. откроет дорогу к сунне «садака», как, например, изобретёт некий новый способ передачи милостыни, тот получит награду, аналогичную награде того, кто воспользовался этим новым способом и передал милостыню. И так — до Судного дня.
3. аз-Замахшарий в книге «Асас аль-Баляга» («Основа красноречия») на 319 стр.
4. аль-Джарджаний в книге «Ат-Таарифат» («Определения и термины») на 134 стр.
5. доктор Ахмад аз-Зукаки «Кто они — Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа».
6. аль-Халиль Ибн Ахмад в книге «Муаджам аль-Айн» том 1, стр. 239-240.
7. Ибн Дарид в книге «Джамхарат уль-Луга» том 1, стр. 479.
8. Ибн Фарис в книге «Муаджам Макаис-ул-Луга» том 1, стр 479.
9. Аль-Рагиб аль-Асфаханий в книге «Муаджам Муфрадат аль-Куран» стр. 94-95