Что значит выражение «развязавший узел Ислама со своей шеи»?
Исламский учёный ханафитского мазхаба Шейх Мулла Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-Мафатих» — комментариях к сборнику хадисов «Мишкат аль-Масабих» — пишет: «Выражение «развязавший узел Ислама со своей шеи» означает нарушить свой договор, пренебречь возложенной на человека ответственностью, отступиться от общины и выйти против единогласия. Другие считают, что развязавший узел Ислама со своей шеи — это тот, кто нарушил завет, данный Аллаху, и проявил халатность по отношению к той ответственности, которую несёт каждый из людей». В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ на арабском языке «узел» обозначается словом «رِبْقَة», которое на русский язык переводится как морской узел, состоящий из большего количества витков вокруг петли. Так, сплочение мусульман вокруг одного Имама, где каждый поддерживает другого, представляет собой единую общину, подобно стаду овец с навешенными на шеи колокольчиками, позволяющим им обращать внимание друг на друга, заступаться друг за друга при беде и быть вместе. Таким образом, мусульмане должны быть сплочёнными вокруг Ислама и не снимать исламский узел со своей шеи. Такова аллегория в данном хадисе.
Известный исламский учёный шафиитского мазхаба Абу Сулейман аль-Хитаби говорил: «Кто выйдет из подчинения Имаму общины или отступится от неё в каком-то единогласном среди мусульман вопросе, тот впадёт в заблуждение и погибнет».
В своих сборниках хадисов Имам Муслим передаёт от Абу Къайса ибн Рияха, от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ говорил:
مَنْ خَرَجَ مِنَ الطَّاعَةِ وَفَارَقَ الْجَمَاعَةَ فَمَاتَ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً، وَمَنْ قَاتَلَ تَحْتَ رَايَةٍ عُمِّيَّةٍ يَغْضَبُ لِعَصَبَةٍ أَوْ يَدْعُو إِلَى عَصَبَةٍ أَوْ يَنْصُرُ عَصَبَةً فَقُتِلَ فَقِتْلَةٌ جَاهِلِيَّةٌ، وَمَنْ خَرَجَ عَلَى أُمَّتِي يَضْرِبُ بَرَّهَا وَفَاجِرَهَا وَلاَ يَتَحَاشَ مِنْ مُؤْمِنِهَا وَلاَ يَفِي لِذِي عَهْدٍ عَهْدَهُ فَلَيْسَ مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُ
«Кто вышел из подчинения (амиру) и отделился от общины (мусульман), а затем умер, тот умер смертью джахилии. Кто воевал под знаменем невежества (неясным знаменем), гневаясь ради племени (рода, нации и т.д.), или призывая к (защите) племени, или защищая племя, и был убит, то это — смерть джахилии. И кто восстанет против моей Уммы и будет (без суда и следствия) убивать благочестивых и грешных, не испытывая сострадания к верующему и не соблюдая договор, заключённый им с кем-либо, тот не имеет ко мне никакого отношения, как и я не имею к нему никакого отношения» (хадис передали Ахмад, 2/306, Муслим, 1848, ан-Насаи, 7/123, Ибн Маджа, 3948, Ибн Хиббан, 4580).
Имам Ахмад приводит в своём сборнике хадисов от Фадаля ибн Убайда аль-Ансарий, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
ثَلَاثَةٌ لَا تَسْأَلْ عَنْهُمْ: رَجُلٌ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ وَعَصَى إِمَامَهُ، وَمَاتَ عَاصِيً
«О троих даже не вспомнят в Судный день: об отколовшемся от общины, о не подчинившемся и об умершем в грехе человеке».
Известный исламский правовед Мухаммад ибн Исмаил ас-Санааний говорит: «Слова Посланника Аллаха ﷺ «отступил от общины» означают «покинул общину мусульман, которые единогласно сошлись на подчинении одному Имаму, олицетворяющему их сплочённость, целостность и защищённость от врагов»».
Это означает «отступил или покинул аль-джамаъа (общину мусульман)».
Под словом «отступил (или покинул аль-джамаъа)» подразумеваются две вещи:
1. Выход из подчинения Имаму, который получил полномочия имамата путём присяги на претворение божественных законов над Уммой.
2. Выход из общины, которая образовалась на приказах и запретах Ислама и зиждется на исламских понятиях. И на предыдущей встрече мы приводили слова Имама Шафии (р.а.) относительно этого. Данная община считает обязательным претворение исламских законов, т.е. имеет власть для претворения этих законов. И эта община приносит присягу Имаму на то, чтобы последний претворял эти законы над ней. Тем самым, таким образом, обладателем власти, который несёт ответственность за исполнение законов, является, в первую очередь, община, а потом уже — Имам (после получения присяги). Под выходом из общины не имеется в виду уехать куда-нибудь за пределы общины, а скорее, отступиться от понятий и убеждений, лежащих в основе этой общины. И поэтому нет иного объяснения выходу из подчинения и общины, кроме как только снятие узла Ислама со своей шеи.
Следовательно, имеется в виду выход из общины, у которой имеется избранный Имам, наделённый полномочиями власти для претворения исламских законов. И поэтому запрещается выходить против Имама и нарушать данную ему присягу, как и запрещается выступать против приказов и запретов Ислама, которые легли в основу государства и общества. Напротив, необходимо принять их в качестве понятий и претворять посредством исламской системы правления.
Данное объяснение подтверждается тремя хадисами, приводимыми со схожими и близкими по смыслу выражениями: «…кто отступился от султана на йоту» вместо слов «…кто отступился от общины». Причём данный хадис сообщается тем же передатчиком. От Ибн Аббаса передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ كَرِهَ مِنْ أَمِيرِهِ شَيْئًا فَلْيَصْبِرْ، فَإِنَّهُ مَنْ خَرَجَ مِنَ السُّلْطَانِ شِبْرًا مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«Кто возненавидит что-нибудь у своего амира, пусть проявляет терпение. Кто выйдет из подчинения амиру (султану) хотя бы на йоту, и умрёт, тот умрёт смертью времён невежества (джахилии)» (Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан).
В другой версии хадиса от Ибн Аббаса говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْ أميره شَيْئًا يَكْرَهُهُ فَلْيَصْبِرْ، فَإِنَّهُ لَيْسَ أَحَدٌ يُفَارِقُ الْجَمَاعَةَ شِبْرًا فَيَمُوتُ إِلا مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«Кто увидит от своего амира то, что ему не нравится, пусть проявляет терпение. Поистине, кто умрёт, оставив общину хотя бы на йоту, тот умрёт смертью времён невежества (джахилии)» (вывел Бухари).
Известный исламский учёный Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет: «Приводимое в хадисе выражение «хотя бы на йоту» подразумевает ослушание и выход мусульманина против своего султана (правителя-мусульманина)». Один из выдающих учёных, Абу Джамра, говорит: «Под словом «отступился» подразумевается стремление нарушить присягу, данную амиру, хотя бы в самом малом проявлении, и в качестве примера приводится слово «йота», поскольку всё это приводит к кровопролитию не по праву». Затем, довершая своё объяснение, он говорит: «Выражение «джахилийской смертью» упоминается для сравнения со смертью невежественных людей, пропадающих во мраках заблуждения, не имея Имама, которому следует подчиняться, из-за своего незнания этой истины. Здесь речь не идёт о том, что он умирает неверующим. Напротив, он пребывает в грехе и умирает грешником».
Имам Ахмад приводит в своём сборнике хадисов от Фадаля ибн Убайда аль-Ансарий, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
ثَلَاثَةٌ لَا تَسْأَلْ عَنْهُمْ: رَجُلٌ فَارَقَ الْجَمَاعَةَ وَعَصَى إِمَامَهُ، وَمَاتَ عَاصِيً
«О троих даже не вспомнят в Судный день: об отколовшемся от общины, о не подчинившемся и об умершем в грехе человеке».
Также в своих сборниках хадисов Имам Ахмад от ан-Нумана ибн Башира передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Единение — это милость, а разъединение — кара».
Посланник Аллаха ﷺ в хадисе, приведённом Имамом Муслимом от Арфаджи, сказал:
مَنْ أَتَاكُمْ وَأَمْرُكُمْ جَمِيعٌ عَلَى رَجُلٍ وَاحِدٍ يُرِيدُ أَنْ يَشُقَّ عَصَاكُمْ أَوْ يُفَرِّقَ جَمَاعَتَكُمْ فَاقْتُلُوهُ
«Кто придёт к вам, когда ваше дело находится в руках одного мужчины, желая расколоть его или посеять рознь между вашей общиной, — убейте его».
В сборниках ан-Насаи и Ибн Маджи от Умара сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается общины мусульман…».
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик
1.01.2017