Арабские слова бывают: лексической единицей значения (хакыка лугавия), шариатской единицей значения (хакыка шаръия) и обусловленной единицей значения (хакъыка урфия).
Лексическая единица значения (хакыка лугавия) — это любое используемое слово, значение которому было определено в самой речи; также сюда относятся слова, значение которым было дано в арабском языке, т.е. это слова, в которые языковеды заложили определённые смыслы при обозначении чего-либо.
Шариатская единица значения (хакыка шаръия) — это любое используемое слово, значение которому было дано в Шариате. Другими словами, это любые слова, значения которых из лингвистического поменяли на другое, и это было сделано для того, чтобы Шариат мог использовать их на своё усмотрение.
Обусловленная единица значения (хакъыка урфия) — это любое используемое слово, значение которому дано с учётом языкового использования, т.е. это слово, которое стали использовать несколько в ином языковом значении, нежели оно было изначально. В результате первое значение перестало использоваться и вышло из употребления, однако людьми стало использоваться второе значение. Например, слово «дабба» изначально означало всё, что передвигается по поверхности земли (человек, животные), затем это слово стали применять только к животным; то же самое произошло со словом «гаит» (низменная местность) — это слово со временем стали использовать для обозначения продукта жизнедеятельности человека.
Что касается терминов, связанных с науками, промышленностью и действиями, то это — частные, обусловленные значения среди специалистов какой-либо области.
Наше небольшое исследование будет посвящено не частным значениям специалистов, а тому, что было упомянуто выше; также мы постараемся максимально возможно разъяснить связи между ними.
Первое: правитель (аль-хаким) — это тот, кто обладает правом вынесения решений касательно поступков людей и вещей, связанных с ними. Стоит отметить, что здесь не подразумевается правитель, обладающий властью в государстве и претворяющий законы над людьми.
Учитывая сказанное, возникает вопрос — кто является правителем (аль-хаким): Аллах или человек? Другими словами, Шариат занимается вынесением решений или разум?
Под вынесением решений подразумевается определение позиции человека относительно какого-либо действия: «совершить», «оставить», или «что выбрать — совершение или оставление?». Также сюда относится определение позиции человека относительно вещей, связанных с поступками: «использовать их?», «оставить их?», «что выбрать — использование или оставление?». Определение позиции человека с этой точки зрения зависит от его взгляда на вещи: красивая она или безобразная. Возникает вопрос: право на оценку красоты и безобразности вещи принадлежит разуму или Шариату?
Нужно учитывать, что вынесение решений относительно поступков и вещей может происходить с трёх плоскостей:
1) с точки зрения их реальности, т.е. сущности;
2) с точки зрения их соответствия или отторжения природе человека;
3) с точки зрения вознаграждения или наказания, похвалы или упрёка.
Говоря о вынесении решений с точки зрения их реальности и соответствия природе человека, здесь роль отводится самому человеку, т.е. его разуму, а не Шариату. Например, разум выносит решение о том, что знание — это красиво, а невежество — это безобразно; богатство — это хорошо, а бедность — плохо; спасение тонущего — это хорошо, а забрать несправедливо чужое имущество — это плохо; сладость — приятно, а горечь — неприятно. Всё это возвращается к реальности вещей, которые человек ощущает, познаёт разумом, или же возвращается к природе человека, где так же используется разум.
Что касается вынесения решений с точки зрения похвалы или упрёка в этом мире и вознаграждения или наказания (саваб, икаб) в Последующем, то здесь никто не способен вынести решения, кроме Аллаха. Например, что вера — это хорошо, а неверие — плохо, подчинение Аллуху — хорошо, а ослушание — плохо. Обман и хитрость во время войны — хорошо, а обман людей в мирное время — плохо. Причина в том, что разум состоит из следующих факторов: ощущения, наличия реальности, предшествующей информации и здорового мозга, что указывает на его ограниченность в функциональности и ограниченность только материальными вещами. Ощущения являются составной частью разума, и если человек не ощущает какую-либо вещь, то разум не способен дать ей оценку. Несправедливость с точки зрения похвалы или упрёка не подпадает под ощущения органов чувств, даже если человек своей природой отвергает несправедливость. Одних только ощущений недостаточно для разума в вынесении решений относительно таких вещей; необходимо их ощущать, чтобы быть уверенным в правильности своего решения.
Вывод: не дозволяется разуму выносить решения на те поступки и вещи, которые не подпадают под ощущения его органов чувств.
Второе: не дозволяется издавать решения о похвале или упрёке, основываясь на склонностях и прихоти человека, т.к. человек при вынесении решений будет учитывать, что соответствует его желаниям и страстям, а что — нет. Может происходить так, что то, за что нужно упрекнуть, станет поощряемым: прелюбодеяние, гомосексуализм, поклонение людям, несправедливость людей. А то, что поощряемо, может стать порицаемым: убийство врага, говорить правду в лицо тирана, что он — тиран. Ещё одной причиной запретности вынесения решений разумом является то, что решения будут отличаться друг от друга с изменением времени и от человека к человеку. Реальность показывает, что сегодня человек одну вещь считает красивой, а завтра она в его глаза уже безобразна, и нет постоянства в этом.
В связи с этим является обязательным, чтобы выносящим решения на поступки и вещи, связанные с ними, был только Аллах, потому что управляющим желаниями людей может быть только Шариат, но не разум. Это с точки зрения разумного доказательства.
С точки зрения шариатского доказательства мы видим, как Шариат приказывает следовать Посланнику ﷺ, порицая следование страстям и тому, что противоречит пути Посланника ﷺ. Поэтому хорошим является лишь то, что посчитал хорошим Шариат, и плохим является лишь то, что он расценил плохим, ведь только Шариат способен выносить постановления относительно:
— вещей с точки зрения их дозволенности (халяль) и запрещённости (харам);
— поступков людей с точки зрения критериев ваджиб (обязательность), харам (запретность), мандуб (желательность), макрух (нежелательность), мубах (дозволенность).
Исходя из вышесказанного, мы должны следовать за Шариатом и ограничиться в своих поступках и использовании вещей, связанных с ними, только законами Аллаха. Сказал Всевышний Аллах:
إِنَّآ أَنزَلۡنَا ٱلتَّوۡرَىٰةَ فِيهَا هُدٗى وَنُورٞۚ يَحۡكُمُ بِهَا ٱلنَّبِيُّونَ ٱلَّذِينَ أَسۡلَمُواْ لِلَّذِينَ هَادُواْ وَٱلرَّبَّٰنِيُّونَ وَٱلۡأَحۡبَارُ بِمَا ٱسۡتُحۡفِظُواْ مِن كِتَٰبِ ٱللَّهِ وَكَانُواْ عَلَيۡهِ شُهَدَآءَۚ فَلَا تَخۡشَوُاْ ٱلنَّاسَ وَٱخۡشَوۡنِ وَلَا تَشۡتَرُواْ بَِٔايَٰتِي ثَمَنٗا قَلِيلٗاۚ وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ ٤٤ وَكَتَبۡنَا عَلَيۡهِمۡ فِيهَآ أَنَّ ٱلنَّفۡسَ بِٱلنَّفۡسِ وَٱلۡعَيۡنَ بِٱلۡعَيۡنِ وَٱلۡأَنفَ بِٱلۡأَنفِ وَٱلۡأُذُنَ بِٱلۡأُذُنِ وَٱلسِّنَّ بِٱلسِّنِّ وَٱلۡجُرُوحَ قِصَاصٞۚ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِۦ فَهُوَ كَفَّارَةٞ لَّهُۥۚ وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ ٤٥ وَقَفَّيۡنَا عَلَىٰٓ ءَاثَٰرِهِم بِعِيسَى ٱبۡنِ مَرۡيَمَ مُصَدِّقٗا لِّمَا بَيۡنَ يَدَيۡهِ مِنَ ٱلتَّوۡرَىٰةِۖ وَءَاتَيۡنَٰهُ ٱلۡإِنجِيلَ فِيهِ هُدٗى وَنُورٞ وَمُصَدِّقٗا لِّمَا بَيۡنَ يَدَيۡهِ مِنَ ٱلتَّوۡرَىٰةِ وَهُدٗى وَمَوۡعِظَةٗ لِّلۡمُتَّقِينَ ٤٦ وَلۡيَحۡكُمۡ أَهۡلُ ٱلۡإِنجِيلِ بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فِيهِۚ وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٤٧ وَأَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ مُصَدِّقٗا لِّمَا بَيۡنَ يَدَيۡهِ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَمُهَيۡمِنًا عَلَيۡهِۖ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ ٱلۡحَقِّۚ لِكُلّٖ جَعَلۡنَا مِنكُمۡ شِرۡعَةٗ وَمِنۡهَاجٗاۚ وَلَوۡ شَآءَ ٱللَّهُ لَجَعَلَكُمۡ أُمَّةٗ وَٰحِدَةٗ وَلَٰكِن لِّيَبۡلُوَكُمۡ فِي مَآ ءَاتَىٰكُمۡۖ فَٱسۡتَبِقُواْ ٱلۡخَيۡرَٰتِۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرۡجِعُكُمۡ جَمِيعٗا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمۡ فِيهِ تَخۡتَلِفُونَ ٤٨ وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ ٤٩ أَفَحُكۡمَ ٱلۡجَٰهِلِيَّةِ يَبۡغُونَۚ وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ حُكۡمٗا لِّقَوۡمٖ يُوقِنُونَ
«Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нём: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и увещеванием для богобоязненных. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нём. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:44–50).
Исходя из этих аятов и им подобных, Абу-ль-Аля Маудуди (р.х.) вывел термин «вынесение решений» (хакимиййя), и в этом за ним последовал Сейид Кутб (р.х.).
«Вынесение решений в Исламе — это законотворческий процесс, где главенство принадлежит только Аллаху. Именно Он издаёт постановления о дозволенности и запретности, Он устанавливает границы познания Его сущности, Вселенной, жизни, человека. Он — Тот, Кто обязывает подчиняться Ему, руководствоваться Его приказами и запретами. Именно Он сделал Ислам, его мировоззрение, его законы основой в жизни людей» (из книги Хасана аль-Хассасана «Вынесение решений на весах исламской мысли» (Аль-Хакимиййя фи аль-фикри аль-исламий) стр. 75).
На 70 стр. этой же книги автор пишет: «Нет сомнения в том, что в вопросе вынесения решений заложен идеологический момент, понять который может даже тот, кто хоть немного размышляет над шариатскими текстами, утверждающими о наличии божественных качеств в том, кто выносит решение. Смысл всего этого сводится к тезису о Божественном законотворчестве. Именно это имели в виду учёные в книгах по фикху, когда говорили: «Правитель (аль-хаким) — это Аллах». Мухаммад Абу Захра (р.х.) говорит: «Большинство учёных, точнее — все мусульмане, сошлись на том, что правителем (аль-хаким) в Исламе является Аллах». Другими словами, нет разногласия между мусульманами в том, что единственным законодателем является Аллах. Он определяет, что является хорошим, а что плохим в поступках людей и по поводу вещей, связанных с ними, а от людей требуется лишь подчинение Ему, Единственному в этом, и соблюдение Его Шариата».
Аллах — это Правитель (аль-хаким), т.е. Законодатель, Который не прислушивается к воле индивида или народа, а управляет ею. Поэтому желания индивида или людей должны регулироваться велениями и запретами Аллаха; при этом человек не имеет права противоречить хоть в чём-то этому. Так же и Умма в целом не может поступать согласно своим прихотям, напротив, управление над ней должно происходить согласно приказам и запретам Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا ٥٩ أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)! Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:59,60),
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
Под обращением к Аллаху и Посланнику ﷺ подразумевается обратиться к законам Шариата и руководствоваться ими. В Исламе главенство принадлежит Шариату, т.е. только за ним сохраняется право на издание законы, а не за Уммой или отдельными лицами.
Понятие «главенство принадлежит народу» является западным термином, который означает, что народ издаёт законы и определяет систему правления, т.е. он сам себе господин. Что касается мусульман, то у них главенство принадлежит только Шариату, именно поэтому смысл слов «главенство» (ас-сияда), «вынесение решений» (аль-хакимия), «правитель» (аль-хаким) будут означать процесс законотворчества относительно поступков людей и вещей, связанных с ними.
Что касается того, что обычно под словом «правитель» подразумевается тот, кто обладает властью, претворяет законы, связанные с делами людей, упорядочивает их жизнь в обществе, то это терминологический смысл. Люди согласились с тем, что такого человека будут называть правителем (аль-хаким). Слово «правитель» (аль-хаким) в языке означает «осуществление правления». «Правление» (аль-хукм) означает «судейство» (аль-када). «Судейство» (аль-када) означает извещение о законе Шариата с последующим обязательным его претворением в жизнь; при этом нужно помнить, что судья не является тем, кто обязует кого-либо исполнять его постановления, напротив, он — только тот, кто выносит постановление относительно поднятой на рассмотрение проблемы. Судья считается судьёй только после его назначения правителем (аль-хаким); его наделяют полномочиями разрешать тяжбы среди людей, а в ином случае он не сможет созывать судебное заседание, и вынесенные им решения не будут легитимными.
Сама по себе должность судьи не может существовать обособлено, в рамках независимой службы, напротив, есть такие тяжбы между людьми, где наличие халифа просто необходимо, тогда как правитель (аль-хаким), как обладатель власти, обязывает других (полицию) претворить в обществе принятые судом решения. Помимо исполнения судебных решений, полиция ещё обязана упорядочивать дела людей и заботиться о них. Люди выбирают правителя, чтобы он заботился об их делах и упорядочивал их жизнь посредством Шариата. В большинстве случаев под словами «правитель» (аль-хаким), «правление» (аль-хукм) имеется в виду терминологическое значение, и это соответствует смыслу аятов, связанных с темами «правление» (аль-хукм) и «правитель» (аль-хаким). Само слово «правление» (аль-хукм) содержит в себе как языковое значение, так и терминологическое. Под правлением подразумевается: забота о делах людей, осуществление их интересов, управление их делами на основе ведения шариатской политики.
Языковое значение слова «правление» (аль-хукм) означает «судейство». Это соответствует аятам Корана:
سَمَّٰعُونَ لِلۡكَذِبِ أَكَّٰلُونَ لِلسُّحۡتِۚ فَإِن جَآءُوكَ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُمۡ أَوۡ أَعۡرِضۡ عَنۡهُمۡۖ وَإِن تُعۡرِضۡ عَنۡهُمۡ فَلَن يَضُرُّوكَ شَيۡٔٗاۖ وَإِنۡ حَكَمۡتَ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِٱلۡقِسۡطِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُقۡسِطِينَ
«Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернёшься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (5:42).
Также следует отметить, что когда судья входит на судебное заседание, никто не говорит, что вошёл правитель, и после вынесения им судебного решения говорится, что судья постановил. Само решение будет решением судьи, а не решением правителя, поэтому нужно понимать, что судья — это не правитель. Однако нельзя упускать из вида тот момент, что сам правитель может выступать в роли судьи, потому что в основе именно он занимается заботой о делах общества и претворением Шариата.
В терминологическом значении слова «правитель» (аль-хаким), «малик» (аль-малик), «султан» (ас-султан) имеют одно значение: власть, которая претворяет законы. Правитель (аль-хаким) — это султан, наделённый полномочиями повелевать и запрещать, он наделён обязательством заботиться о делах людей посредством Шариата. Именно правитель обладает правом назначать судей, преподавателей, врачей, военных, полицейских и т.п., у каждого из которых — свой род обязанностей. Например, судья разрешает тяжбы, учитель обучает, врач лечит, военный стоит на страже государства и распространяет религию, полиция стоит на страже порядка внутри государства, бережёт людей от воров, разбойников, бунтовщиков и т.п. Правитель наделён полномочиями претворять шариатские законы над людьми, именно он является «обладателем власти», о котором упомянуто в Коране:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59).
Такое же понимание (правитель претворяет законы) было у племени Бану Амир ибн Саъсаъ, когда Посланник ﷺ призвал их к Аллаху и ознакомил со своим делом, и тогда они поставили условие, что после смерти Посланника ﷺ власть должна перейти к ним, на что он им ответил:
اَلْأَمْرُ لِلَّهِ يَضَعُهُ حَيْثُ يَشَاءُ
«Дело принадлежит Аллаху, и Он доверяет его, кому пожелает».
В этих словах — явное указание на то, что в Исламе нет преимуществ у одного мусульманина перед другим только из-за того, что первый обладает какими-то отличительными качествами, происходит из знатного рода, имеет высшее образование, имеет солидный вид и т.д., напротив, каждый мусульманин — совершеннолетний, разумный, справедливый, способный управлять — имеет право баллотироваться на пост халифа. Задача халифа как правителя заключается в заботе о делах людей как внутри государства, так и за его пределами, оберегать их жизнь, честь и имущество, и всё это должно происходить на основе Корана и Сунны; также помимо всего этого он должен контролировать претворение всех законов Шариата.
Посланник Аллаха ﷺ сам был правителем, управлял делами людей, он назначал вместо себя заместителей, когда отправлялся в военные походы, назначал валиев (губернаторов), судей, сборщиков налогов, ответственных за распределение воды, оценщиков количества плодов в садах, ответственных за Байт уль-Маль и т.д. Всё это является доказательством того, что Шариат предоставил право управлять людьми халифу и тем, кого он назначил.
Исходя из всего вышесказанного становится понятно, что только халиф (и никто другой) имеет право заниматься делами правления, судейства, управления интересами государства, заботой о делах людей. Причина этого в том, что всё это — прерогатива правителя, данная ему Шариатом. Повторюсь ещё раз, что политика — это забота о делах людей, осуществление их интересов, поддержание справедливости между людьми в соответствии с их идеологией, с их взглядом на жизнь, с их образом жизни. Поэтому халифу даётся присяга со стороны народа, ему предоставляется власть со стороны Шариата. Также политика — это искусство возможного с той точки зрения, что она взаимодействует с тем, что осуществимо в реальности из более лучших способов и методов для заботы о делах людей, для осуществления их интересов и сохранения государства от врага, но при этом способы и методы не должны противоречить законам Шариата.
وَقَالَ ٱلَّذِي ٱشۡتَرَىٰهُ مِن مِّصۡرَ لِٱمۡرَأَتِهِۦٓ أَكۡرِمِي مَثۡوَىٰهُ عَسَىٰٓ أَن يَنفَعَنَآ أَوۡ نَتَّخِذَهُۥ وَلَدٗاۚ وَكَذَٰلِكَ مَكَّنَّا لِيُوسُفَ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلِنُعَلِّمَهُۥ مِن تَأۡوِيلِ ٱلۡأَحَادِيثِۚ وَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمۡرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).
Источники:
1) Коран.
2) «Проект конституции», 1 том.
3) «Исламская личность», 3 том.
4) «Система правления в Исламе».
5) «Вынесение решений на весах исламской мысли».
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Ибрахим Саляма
7 Сафара 1439 г.х.
27.10.2017 г.