Если в Исламе нет духовенства, тогда как объяснить наличие учёных, которые являются наследниками пророков? Разве не к ним обращаются люди за шариатским хукмом и фетвой? Разве не они способны понять цель Законодателя, особенно того, что касается современных проблем?
В христианстве и других религиях слово «духовенство» имеет ряд негативных сторон (искажение, изменение религии Папой, порабощение людей, эксплуатируя религию). Отсюда вопрос: что значит «нет духовенства в Исламе»? Может, имеется в виду, что в Исламе нет идеи отделения религии от государства? Или же имеется в виду запрет на разговор о религии без надлежащих знаний?
Другими словами, существует очень много аспектов, связанных с этой темой, особенно когда отсутствует Исламское Государство. По-видимому, необходимо уточнить, разъяснить, подчеркнуть важные стороны:
1) Наличие или отсутствие духовенства в Исламе не имеет связи с наличием или отсутствием Исламского Государства. Даже если отсутствие или наличие государства по факту отражается на всех вопросах.
2) Учёные не обладают статусом святости в Исламе, даже если они достигли наивысшей ступени знаний. В других же религиях люди, относящиеся к духовенству, представляют Всевышнего, т.е. они могут запрещать и разрешать от имени Всевышнего. Следовательно, по их учению, недовольство людей в адрес духовенства означает недовольство в адрес Бога. Что касается Ислама, то никто не может быть защищён от ошибки, кроме пророков. Причина этого заключается в том, что пророки доносят до людей веления Всевышнего. А к учёным относятся лишь те, кто имеет способность выводить шариатские хукмы из Корана и Сунны на поступки людей. Поэтому учёные могут вывести правильный хукм, а могут ошибиться при его выведении.
Однако, несмотря на подобное положение, разрешается следовать за учёными, пока они совершают шариатский иджтихад. В других же религиях учёных запрещено критиковать и опровергать, даже если они противоречат самой религии. В Исламе же, если учёные высказали мнение без доказательств или прибегли к неправильному иджтихаду, то их критикуют и опровергают. Такое положение позволяет защитить религию от искажений и защитить Умму от одурманивания со стороны учёных, совершаемого в угоду правителям.
3) Учёным мусульманам велено находиться на стороне народа, не отдаляться от него, не изолироваться, чтобы они понимали реальность людей и тем самым имели возможность правильно применить шариатский хукм к той или иной действительности. Кроме того, важной частью их деятельности является политика и отчёт правителей. Но этим невозможно заняться, если они будут жить как отшельники. Также учёным приказано участвовать в джихаде, и им запрещено сидеть дома под предлогом имеющихся знаний.
4) Доведение религии и несение призыва зависит от всей Уммы, будь то её индивиды, группы или государство. Несение Ислама возложено на всех, даже если большая ответственность в этом лежит на учёных и государстве. При этом каждый мусульманин обязан доводить религию, участвовать в сохранности Уммы и знать из Ислама столько, сколько ему необходимо для того, чтобы прожить как индивиду.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Фарадж Мамдух
7 Зуль-каъда 1440 г.х.
10.07.2019 г.