«Возрождение идеи о Халифате в Турции после 1924 года и реакция на подобные заявления»
Мы публиковали третью часть рубрики «Халифат в Турции со дня его упразднения по сегодняшний день», подготовленной Информационным отделом «Коренных изменений» («Köklü Değişim»), где рассматривали тему «Процесс создания «Партии национального порядка».
В сегодняшней же, четвёртой части, мы затронули тему «Возрождение идеи о Халифате в Турции после 1924 года и реакция на такие заявления». Представляем вам наш материал на данную тему, составленный Йылмазом Челиком:
Партия «Хизб ут-Тахрир» после образования в Палестине в 1953 году за короткое время распространила свою деятельность во многих мусульманских странах, а в конце 1950-х годов принесла идею Халифата в Турцию. Хизб ут-Тахрир начал свою деятельность в Турции, особенно в университетах, в политической среде Анкары и среди общественности благодаря палестинским студентам, которые приехали для получения последипломного образования в Ближневосточный технический университет Анкары (Ankara Ortadoğu Teknik Üniversitesi). Как и во всех других мусульманских странах, Хизб определил целью своей деятельности в Турции восстановление государства Праведного Халифата.
Обсуждение Халифата на повестке дня Турции спустя 35 лет после его упразднения естественным образом породило шоковый эффект в политической и иных средах страны. Во-первых, с арестами ребят Хизб ут-Тахрир в 1967 году оказалось на слуху имя партии в залах суда. Вслед за этим в прессе и средствах массовой информации стали широко освещаться те, кто хотел повторного установления Халифата. Возрождение идеи Халифата в Анкаре на фоне того, что идейное движение, которое вращалось вокруг идеи «современных реформ и возрождения», имевших место в последний период Османского Халифата и нашедших своё место в арабской среде, но не возымевших успеха в Турции — особенно после периода угнетений мусульман через кемалистские реформы, — оказало шокирующий эффект среди основателей Турецкой Республики.
Разве можно было представить, чтобы спустя 35-40 лет вновь заговорили о Халифате в Турции, несмотря на то, что из страны выкорчевали всё, что с ним было связано?! Государственное руководство в то время искало ответ на данный вопрос. Но факт заключается в том, что сила идеи не знает препятствий. Волна идеи о Халифате возродилась и набрала обороты в стране из столицы Анкары, а не Стамбула, где он был упразднён.
Предлагаю вам ознакомиться с периодом, когда Хизб ут-Тахрир вступил на территорию Турции с проектом Халифата, и с вкладом Хизба в исламскую политическую мысль через доклад доктора Алев Эркилеты, с которым она выступила на симпозиуме под названием «Идея исламизма в Турции» (2013 г.). Уважаемая доктор Эркилет об этом периоде, прежде всего — об упразднении Халифата и влиянии этого упразднения на мусульман, говорит следующее: «Упразднение Халифата является одним из самых радикальных, разрушительных и жестоких вмешательств, совершённых в отношении исламского мира. Потому что структура, которая соединяет исламский мир друг с другом, подобно нити чёток, объединяющей бусинки, была разорвана военным и политическим вмешательством, и бусины этих чёток оказались разбросанными и отделёнными друг от друга».
• «Культуру подхода к делам через призму Ислама в Турцию привнесла партия «Хизб ут-Тахрир»
Эркилет говорит о начавшем свою деятельность в Турции в начале 1960-х Хизб ут-Тахрир следующее:
«В период с 1963 по 1967 годы Хизб ут-Тахрир распространяет среди населения ряд листовок, издаёт проект конституции и рассылает письма правым консервативным правителям того времени, в которых говорит им: «Вы действительно кажетесь религиозными, и вас поддерживают исламисты, потому что вы позиционируете себя таковыми. Но на самом деле ваши отношения с Исламом носят инструментальный характер, а не целенаправленный во имя Ислама». В письме Хизб ут-Тахрир к Сулейману Демирелю говорилось: «Сегодня Вы проводите церемонию открытия лицея имам-хатибов, а завтра — церемонию открытия пивоварни». Другими словами, используя данный подход, Хизб ут-Тахрир заявляла консервативному правительству, что их отношения с религией — лишь в той достаточной степени, которой необходимо, чтобы воодушевить консервативные массы».
В своей речи на симпозиуме Алев Эркилет сказала, что именно партия «Хизб ут-Тахрир» подвела консервативных и даже исламистских политиков Турции того периода к концепции подхода к делам через призму исламских ценностей и норм. И Хизб привил эту мысль, невзирая на то, какая партия или сторонник какого движения находятся перед ним.
Именно благодаря усилиям Хизб ут-Тахрир в те годы идея Халифата, упразднённого в 1924 году, снова ожила в глазах мусульман. С тех пор в обществе всерьёз заговорили о Халифате. С другой же стороны, режим, спокойствие которого было нарушено данным положением, стал усиливать давление на членов Хизб ут-Тахрир.
В результате этого давления первые аресты Хизб ут-Тахрир произошли в 1967 году. Арест более 10 важных представителей Хизб ут-Тахрир, в том числе — Эрджюмента Озькана, в то время широко освещался в печатных СМИ. Этот процесс, то есть задержания и аресты, продолжался до такой степени, что члены Хизб ут-Тахрир практически обосновались в полицейском управлении и залах суда. Их постоянно допрашивали и (или) арестовывали. Сколько бы данные аресты ни становились препятствием деятельности Хизб ут-Тахрир, они также способствовали тому, что Халифат оставался на слуху у людей и укоренился в общественном мнении. К тому же, количество членов Хизб ут-Тахрир и их усилия увеличивались и усиливались с каждым новым задержанием и арестом.
Руководители, губернаторы, сотрудники правоохранительных органов и судьи строили планы и воплощали их в жизнь, несмотря на серьёзную и решительную позицию Хизб ут-Тахрир. Они вырабатывали всё новые стратегии против Хизб ут-Тахрир, который усматривал в установлении государства Халифат «вопрос жизни и смерти». Власти изо всех сил пытались не допустить, чтобы деятельность Хизба осела в общественном мнении населения, потому что в результате подобного общественного мнения мог быть заново установлен Халифат. Руководители Турции это хорошо осознавали и принимали крайне серьёзные меры в этом направлении.
• «Хизб ут-Тахрир представляет больше опасности, чем коммунистические группы»
В 1984 году политический еженедельный журнал «Точка» (тур. Nokta) опубликовал некоторые фрагменты документа, составленного генералами, осуществившими переворот 1971 года, в котором говорилось: «Хизб ут-Тахрир представляет больше опасности, чем коммунистические группы и другие исламские группировки, поскольку Хизб ут-Тахрир хочет вновь установить Халифат, а у других такой цели нет».
Зейнель Аджар, заставший 1970-1980-е годы и проживший трудности того периода, следующим образом описывает деятельность партии «Хизб ут-Тахрир» и реакцию, с которой столкнулась партия:
«Деятельность «Хизб ут-Тахрир» была на повестке дня Великого национального собрания Турции в эти годы, и члены парламента начали осознавать серьёзность ситуации. Они произносили речи за нейтрализацию идеи Халифата и деятельности вокруг неё.
Председатель «Народно-республиканской партии»1 Исмет Инёню, демонстрируя с трибуны книгу Хизб ут-Тахрир «Система Ислама», сказал: «Необходимо предотвратить увеличение числа той молодёжи, которая будет изучать эту книгу и воспитываться ей». В те же дни сам министр внутренних дел пытался разобраться в характере деятельности Хизба, встречаясь с членами партии «Хизб ут-Тахрир», находившимися под стражей в полиции. Правительство и демократические политические партии, представленные в то время в парламенте, договорились о мерах, которые будут предприняты против Хизб ут-Тахрир».
• Возобновление «национальной борьбы»
Тот факт, что проект Хизб ут-Тахрир о Халифате был настолько эффективным, а стратегия борьбы государства не приносила никаких плодов, конечно же, привёл к различным ухищрениям. Зейнель Аджар описывает этот процесс следующими словами: «Для этого, они сочли целесообразным создать организацию, подобную Хизбу, и действовать среди мусульман, чтобы помешать мусульманам объединяться вокруг Хизб ут-Тахрир. Так «Ассоциация национальной борьбы» была создана именно с этой целью. Эта ассоциация начала вести деятельность вокруг Исламского Государства в стиле Хизб ут-Тахрир. Они даже вели беседы вокруг книги Хизб ут-Тахрир «Система Ислама». Посредством этого им удалось собрать вокруг себя тысячи сторонников, среди которых было много студентов университетов. Это объединение, основанное волей государства, разрослось настолько, что стало неконтролируемым.
И, в конце концов, когда начались внутренние разногласия и расколы, пришлось распустить данную ассоциацию. Среди молодёжи стали появляться неконтролируемые массы. Чтобы обуздать молодёжь, была создана верная Турецкой Республике партия под руководством Айкута Эдибали. Это была новая партия, которая объединила вокруг себя молодёжь. Следовательно, в этом положении не было постоянного плана борьбы с Хизб ут-Тахрир».
• Хизб ут-Тахрир в период государственного переворота 1980 года
В период переворотов в Турции члены Хизб ут-Тахрир, как и многие лидеры других политических партий, были задержаны и заключены в тюрьмы. Хизб ут-Тахрир, раскритиковавший конституцию 1982 года, подготовленную после переворота, и опубликовавший пресс-релиз по этому поводу, вновь сделал своё предложение по проекту исламской конституции.
Взгляните, как Зейнель Аджар, задержанный и приговорённый к тюремному заключению в те самые времена, описывает годы заточения: «В 1980 году были арестованы члены партии «Хизб ут-Тахрир», и я был в их числе. Нас отправили в Мамакскую военную тюрьму в Анкаре. Мы пребывали в тюрьме вместе со многими политиками, такими как Яшар Окуян, Догу Перинчек и Кемаль Зейбек. В тюрьме мы пересекались с националистической молодёжью, которая оставалась под впечатлением от наших идей. Однако мы становились свидетелями клеветы их лидеров, которые говорили им: «Не верьте им, они — зелёные коммунисты!». Так они пытались опорочить нас, но у них ничего не вышло. Этой чёрной пропагандой они не могли навредить делу Хизба. После каждой операции, каждого ареста, каждой чёрной пропаганды Хизб ут-Тахрир всё больше разрастался и получал всё большее расположение среди мусульман».
• Они прикрыли свою репрессивную практику медицинскими заключениями о безумии членов Хизба
Одна из вещей, которые светский кемалистский режим делает лучше всего, — это изображение тех, кто не разделяет его мнения, маргиналами или сумасшедшими. Однако на самом деле представители турецкого режима сами лишены благоразумия и являются маргиналами, борющимися против ценностей этого мусульманского общества.
В качестве примера приведём Мехмета Али Кедиджиоглу, который был осуждён за совместную деятельность с Хизб ут-Тахрир. Зейнель Аджар рассказывает следующее: «В 1985 году нас задержали и арестовали в ходе очередной операции. Когда брата Мехмета Али посадили в тюрьму, он отреагировал на это зачитыванием аятов Корана. Немедленно вмешались полицейские. Этот инцидент описан в газете «Хюрриет» (тур. Hürriyet) под заголовком «Они зачитали аяты». Они выпустили новость, объявив публике, что даже зачитывание аятов является большим преступлением (!). Опять же, в те самые времена мы с Мехметом Али Кедиджиоглу поехали в гости к Муслиху Гёренташу. Мы сделали ему наставление касательно важности установления государства Халифат и обязательности вести деятельность ради этого. И тогда Гёренташ с добрыми намерениями сказал: «Если прибудет Халифат, все будут спасены».
Мы сделаем акцент на признании Мехмета Али Кедиджиоглу невменяемым. Кедиджиоглу описывает те дни и свои переживания следующим образом:
«В 1966 году я меньше года как был учителем-стажёром. Когда я заявил, что не смогу возложить венок к статуе Ататюрка во время церемонии 23 апреля, меня отстранили от преподавания. Однако из-за этого на меня также был подан иск. Что ещё более печально, так это то, что согласно отчёту делегации, который был подготовлен после моего пребывания в психиатрической больнице Манисы в течение месяца по распоряжению губернатора из-за данного инцидента, я больше не мог преподавать. Фраза «в запасе» была использована в отчёте с целью предотвратить моё общение с молодёжью. На протяжении довольно долгого времени власти пытались демонстрировать обществу, что критиковать секуляризм и республику может только безумец, лишённый здравого рассудка. После принятия отчёта я спросил врача, который занимался моим осмотром: «Как Вы могли составить такой отчёт? Что случилось с Вашей клятвой Гиппократа?», — на что тот ответил: «Мне поступил приказ от губернатора».
• Хизб ут-Тахрир в повестке дня государственных и политических деятелей
В 1970-х и 1980-х годах в Анкаре, Стамбуле и других крупных городах члены Хизб ут-Тахрир посещали многие учреждения, организации, министерства, парламент и различные места и озвучивали там идею Халифата. Иногда им удавалось встречаться с министрами, заместителями, руководителями ассоциаций и учёными. Одним из ребят, которые устраивали подобные встречи, был Бекир Еткинбал. Еткинбал, который часто вёл призыв через подобные встречи, рассказывает о тех днях следующее:
«Бывший министр иностранных дел времён Эджевита, господин Гюндюз Окчюн, с которым мы были лично знакомы и периодически встречались, постоянно выступал против наших идей, настаивал на секуляризме, но всегда ценил наше мнение о политических событиях, межгосударственной ситуации и межгосударственных отношениях и говорил: «Это замечательно, что вы так хорошо владеете информацией о событиях в мире». Мы давали ему много разных книг, особенно книгу, изданную Хизб ут-Тахрир — «Как был разрушен Халифат».
«Айдын Мендерес на встречах, проводимых с ним десятки раз, проявлял огромное уважение как к нашей идее, так и к нашим анализам политических событий. Я думаю, что Айдын Мендерес был человеком, который лучше всех понимал и ценил наше присутствие в Турции. При его жизни не было ни одного пресс-релиза или книги, которую бы он не прочёл».
• Те драгоценные дни, преисполненные трудностями и тяготами, были прекрасными
Давайте закончим нашу статью-доклад тем, как Мехмет Али Кедиджиоглу отзывался о прекрасных драгоценных днях, прошедших через тяготы и невзгоды:
«Когда на моей преподавательской деятельности поставили точку и на меня навесили фальшивый ярлык безумца, я поселился в отцовском доме в Сунгурлу с ребёнком и женой. У меня не было источника дохода. Иногда я шил одежду в мастерской дяди, иногда давал частные уроки. Торговая палата Сунгурлу выделила мне кабинет, где стоял письменный стол и доска. Там я читал дополнительные курсы школьникам за плату. Я не нанимал адвоката для текущего дела. Один адвокат, который относился к нур джамаату, хотел мне помочь, но я не согласился. В дни суда я самостоятельно изучал дело и шёл в суд. С такими доходами я оплачивал расходы на содержание семьи и свои поездки. Я заводил сознательные (умышленные) контакты. Это так же принесло свои плоды. Я посетил прокурора Высшего уголовного суда города и дал ему две прокламации Хизб ут-Тахрир, которые в те времена считались уликой по уголовным делам. Прокурор сказал мне, что положит эти прокламации, которые назывались «Вопрос жизни и смерти мусульман» и «Проект конституции» в самой видной части своей библиотеки. Это были очень трудные и тревожные дни, но, альхамдулиллях, прекрасные. Я считаю, что это — великая милость Аллаха дойти до нынешних дней из времени, когда боялись даже словесно упоминать понятия «Шариат» или «Халифат» в новостных газетах и статьях».
Мы попытались вкратце рассказать вам историю Хизб ут-Тахрир в Турции с момента начала деятельности в стране и по сегодняшний день, однако невозможно вместить её всю в одну статью. Мы знаем, что осталось много нерассказанного о множестве пережитых воспоминаний в залах судебных заседаний, площадях, маршах, конференц-залах. Мы знаем, что эта борьба — борьба между правдой и ложью, Исламом и куфром. Было и будет множество неприятностей, которые были пережиты и которые придётся пережить. Эта борьба будет длиться до Судного дня. И воля Всевышнего Аллаха непременно одолеет!
Йылмаз Челик
Информационный отдел «Коренных изменений» («Köklü Değişim»)
19.03.2021
1. «Народно-республиканская партия» (тур. Cumhuriyet Halk Partisi).