Для мусульман стало обыкновением проводить разделение между фардами, поэтому они используют такие термины, как «фард айн» и «фард кифая». В основе этого разделения лежит реальность самих фардов.
Одни фарды требуют, чтобы каждый человек в отдельности выполнял их. К таким фардам относятся: намаз, закят, хадж, пост. Другие фарды требуют, чтобы выполнение их было со стороны одного человека или группы лиц. К таким фардам относятся: джаназа намаз, кормление голодного, ответ на приветствие. Следовательно, фард категории айн не спадает с человека, даже если его выполнила большая группа людей, поскольку имеется решительный приказ о том, что его выполнение возложено на каждого человека в отдельности. Что касается фарда категории кифая, то его выполнение группой лиц снимает ответственность с остальных, поскольку имеется решительный приказ о том, чтобы он был исполнен кем-либо из числа мусульман.
Исходя из того, что в Шариате фарды делятся на категории с точки зрения того, на кого возложено их исполнение (на каждого в отдельности, или достаточно выполнение того или иного фарда со стороны кого-то из мусульман), учёные ввели такие термины, как «фард айн» и «фард кифая». Однако стоит отметить, что оба вида фарда остаются фардами, поскольку деление их на категории не меняет их статуса. Например, ответственность за фард кифая снимается только тогда, когда за его выполнение взялось достаточное количество мусульман, при этом за его исполнение могут взяться как все мусульмане, так и то количество, которое считается достаточным для этого.
Если же за выполнение фард кифая взялось недостаточное количество мусульман, то ответственность продолжает оставаться на каждом, и так будет продолжаться, пока фард кифая не будет выполнен. На разницу между фардом айн и кифая указал Ибн ан-Наджжа́р: «Они делятся в составляющей требования. Фард айн подвергает испытанию конкретного индивида, а затем — будет ли он вознаграждён или наказан. Что касается фарда кифая, то требуется исполнение самого дела как такового, а участие человека в нём вторично»1.
Что касается рассматриваемого нами вопроса2, то ответ будет следующим: деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является индивидуальной обязанностью (фард айн), а не коллективной (фард кифая). Причина этого заключается в том, что под одобряемым и предосудительным подразумеваются все их категории, а не какая-то отдельная разновидность. Если правильно понять их реальность, то станет очевидным, что невозможно достичь достаточности в этом вопросе, поскольку оставление ваджибов и совершение харамов происходит повседневно и повсеместно. Кто из нас может гарантировать, что в определённой местности люди не будут оставлять ваджибы и совершать харамы, а в другой будут? Никто не сможет этого не то, что гарантировать, а даже знать или предположить.
Оставление одобряемого и совершение предосудительного происходит в общественных и частных местах и во все времена. Это происходит на улице, в доме, в школе, в мечети, на рынке… все места затруднительно даже перечислить. Такое положение вещей требует, чтобы деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар была фардом айн, поскольку это позволит разъяснить одобряемое и отвергнуть предосудительное повсеместно. Именно это было разъяснено в Сунне Посланника ﷺ. Передаётся от Абу Саида аль-Худри: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ
«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры»3. Хадис повелевает каждому мусульманину устранять предосудительное, когда тот видит его, поскольку Посланник ﷺ говорит: «Пусть тот из вас, кто увидит», — т.е. из числа мусульман. И здесь нет исключения в адрес кого-либо из числа мусульман, поскольку слово «مَنْ» несёт в себе общий смысл4. Это значит, что под словом «مَنْ» подразумевается один, два или группа людей, подразумевается как мужчина, так и женщина. Следовательно, если один мусульманин или группа мусульман увидят предосудительное, то они должны изменить его. Это с одной стороны.
С другой стороны, Пророк ﷺ детализировал степени изменения и возможности/способности, перенося хукм изменения от одного положения к другому после того, как возникала неспособность совершать это изменение. А это доказывает то, что требование изменить предосудительное остаётся в любом положении и состоянии. Это похоже на слова Пророка ﷺ касательно намаза:
صَلِّ قَائِمًا فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ
«Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать это, то совершай его сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лёжа на боку»5. Причина таких слов заключается в том, что намаз является фардом айн, а значит, его выполнение требуется в любом положении и состоянии.
Также на то, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является фардом айн, указывают следующие обстоятельства:
1) Упоминание деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар наряду с фардами айн в большинстве приводимых доказательств, которые указывают на эту деятельность. Перечислим некоторые из них:
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ ۚ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَٰئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71),
التَّائِبُونَ الْعَابِدُونَ الْحَامِدُونَ السَّائِحُونَ الرَّاكِعُونَ السَّاجِدُونَ الْآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّاهُونَ عَنِ الْمُنكَرِ وَالْحَافِظُونَ لِحُدُودِ اللَّهِ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
«Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (9:112).
2) Учёные единогласны в том, что к качествам и особенностям верующих относится ведение деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Раз дело обстоит таким образом, то это должно быть присуще каждому мусульманину и вменено каждому в обязанность.
3) Передаётся от Абу Саида аль-Худри: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَمْنَعَنَّ رَجُلًا مَهَابَةُ النَّاسِ أَنْ يَقُومَ بِحَقٍّ إِذَا عَلِمَهُ
«Пусть не мешает человеку страх перед людьми совершить деяние на основе истины, если он знает её». Затем Абу Саид аль-Худри заплакал и произнёс: «Клянусь Аллахом! Мы были свидетелями истины, но не совершили деяние на её основе».
В другой версии используется другое слово, но с тем же значением:
هَيْبَةُ النَّاسِ
«страх перед людьми».
В третьей версии говорится:
إِذَا رَآهُ أَوْ شَهِدَهُ أَوْ سَمِعَهُ
«если он увидел её, или стал её свидетелем, или услышал о ней»6.
В самом хадисе используется формулировка запрета, где слово «رَجُلًا» приходит в неопределённой форме (ан-накира), а значит, оно пришло в общем значении. Благородный сподвижник понял, что требование в хадисе касается всех мусульман без исключения, именно поэтому он заплакал и произнёс: «Клянусь Аллахом! Мы были свидетелями истины, но не совершили деяние на её основе».
Некоторые мусульмане запутались в этом вопросе и отнесли деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар либо полностью к категории фард кифая, либо, избирательно подходя к разным вопросам в зависимости от ситуации, посчитали, что данный фард кифая обретает индивидуальный характер и превращается в фард айн. Причиной этому послужило следующее:
а) Некоторые учёные опирались на следующие слова Всевышнего, без учёта остальных доказательств:
وَلْتَكُن مِّنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُن ْ كَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
Однако данный аят указывает лишь на обязательность существования группы, среди деяний которой будет деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, но при этом аят не ограничивает данную деятельность исключительно форматом «группы». Причина этого заключается в том, что аят проливает свет на образование группы, а не на деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Данная деятельность упоминается лишь для пояснения того, чем будет заниматься группа, и в качестве описания типа группы. В аяте нет ничего, что указывало бы на деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар как на специфику группы, и только.
Следовательно, хоть аят и указывает, что в деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар есть то, что относится к группе, но это не означает, что все аспекты данной деятельности должны относиться лишь к группе.
б) Присутствует неправильная связь между способностями и фардом. Причина этого заключается в том, что среди мусульман есть те, кто сказал, что аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар зависит от способностей/возможностей. Они считают, что материальные и идейные возможности имеются лишь у определённых людей, таких как учёные, кади аль-хисба7 и другие. Именно поэтому данный фард они отнесли к категории кифая.
Опровержение этому будет с двух сторон:
Во-первых, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُعَذِّبُ الْعَامَّةَ بِعَمَلِ الْخَاصَّةِ حَتَّى تَعْمَلَ الْخَاصَّةُ بِعَمَلٍ تَقْدِرُ الْعَامَّةُ أَنْ تُغَيِّرَهُ وَلَا تَغَيُّرُهُ فَذَاكَ حِينَ يَأْذَنُ اللَّهُ فِي هَلَاكِ الْعَامَّةِ وَالْخَاصَّةِ
«Аллах не наказывает людей, только за [предосудительные] действия отдельных лиц. Так продолжается до тех пор, пока они не совершат [предосудительные] деяния, которые люди способны изменить, но они не сделают этого. И тогда Аллах дозволит уничтожить всех без исключения»,
إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوُا الْظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابِهِ
«Если люди увидят несправедливого и не схватят его за руки (т.е. не остановят его), то они будут близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех»,
إِنَّ أُمَّتِي إِذَا رَأَوُا الْظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ يُوشِكُ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابِهِ
«Если моя Умма увидит несправедливого и не схватит его за руки (т.е. не остановит его), то она будет близка к тому, что Аллах подвергнет её Своему наказанию». А это указывает на то, что данная деятельность относится ко всем, а не к определённой категории людей в лице учёных, судей и правителей. Более того, слова «الْعَامَّةَ», «النَّاسَ», «أُمَّتِي» включают в себя как учёных, так и обычных людей. Поэтому непонятно, как можно после этого говорить, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар ограничивается некой категорией людей?!
Во-вторых, отсутствие способностей/возможностей хоть и отменяет хукм, но не отменяет его категорию, когда он подтверждён. Поэтому, если фард относится к категории айн, то мы не переводим его в категорию кифая только из-за того, что у людей нет способностей/возможностей на его выполнение. Если бы всё было так, как они утверждают, то из-за продолжающегося присутствия неспособных/не имеющих возможностей людей все фарды перешли бы в категорию кифая. Например, Аллах говорит:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلً
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97).
Здесь очевидно, что совершение хаджа возложено на тех, кто способен это сделать. Да, учёные разногласят в определении, что значит «способность/возможность», но при этом они единогласны в том, что хадж спадает с тех, кто не способен его совершить. Отсюда вопрос: разве кто-то из них говорил, что хадж перешёл в категорию кифая, поскольку имеет место неспособность/отсутствие возможности?
Вдобавок к этому следует сказать, что наличие способности/возможности является условием для возложения на человека (таклиф) в целом соблюдения шариатских норм, поскольку наличие способности/возможности требуется во всех фардах, будь то категории айн или кифая. Аллах говорит:
فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِأَمْرٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ
«Когда я велю вам совершить дело, делайте из этого то, что сможете»8,
بَايَعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فَلَقَّنَنِي فِيمَا اسْتَطَعْتُ وَالنُّصْحِ لِكُلِّ مُسْلِمٍ
«Я дал присягу Пророку ﷺ на послушание и повиновение — и он разъяснил мне, что это должно быть в меру моих сил — и на то, что буду давать добрый совет каждому мусульманину»9.
в) Среди людей есть те, кто говорит, что текущая реальность сама указывает на то, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар относится к фарду кифая. Они говорят, что если группа людей увидит что-то предосудительное, и кто-то из группы устранит это, то ответственность снимется с остальных. Например, человек распивает спиртное посреди дороги, и группа людей увидела это. Затем один из их числа успевает первым разбить сосуд со спиртным и тем самым пресечь распитие спиртного. Этим поступком человек остановил предосудительное, тем самым избавив других от необходимости это сделать.
Ответ на этот вопрос затрагивает два момента:
Во-первых, исследование того, к какой категории следует относить фард, изначально связано с законодательством. Другими словами, рассматривается требование Законодателя, касается ли оно каждого индивида в отдельности или группы людей. Что касается текущей реальности, то она никак не связана с законодательством, поскольку определение того, к какой категории относится тот или иной фард, зависит от шариатского доказательства, а не от примеров из жизни.
Во-вторых, тот, кто внимательно взглянет на ситуацию, увидит, что нет никакого противоречия между текущей реальностью и хукмом о фард айн. Ведь, если группа людей увидит предосудительное, то на неё возлагается обязанность по его устранению и отрицанию. Да, все они жаждут устранить предосудительное, но лишь один из них первым устранил его. Это значит, что ваджиб, возложенный на всех, выполнен, и с них снята обязанность, и это так по двум причинам:
— у всех имеется стремление изменить предосудительное;
— предосудительное устранено.
Здесь важен факт устранения предосудительного, а не участие каждого в этом процессе. Также нужно смотреть на положение людей: может, они воздержались из-за страха, или из-за большой вероятности, что не смогут этого сделать, или не сделали это по другой причине. Если они воздержались из-за нежелания устранить предосудительное, то им записывается грех, и здесь нет никаких разногласий. Если же они воздержались из-за большой вероятности, что не смогут этого сделать (что маловероятно, когда речь идёт о группе людей), то у них имеется шариатское оправдание (узр), и здесь нет разногласий, поскольку наличие способности/возможности является условием для выполнения хукма.
Именно поэтому не говорится, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар относится к фард кифая — и только по той причине, что люди не могут этого сделать, или из-за того, что в реальности этого не наблюдается. Данная деятельность продолжает оставаться фардом айн, и она выполняется в полной мере, как выполняется любой другой фард, когда есть полноценная способность/возможность. Если же способность/возможность неполноценна, то выполняется настолько, насколько это представляется возможным. В случае, когда нет способности/возможности, ответственность с человека спадает.
Мы не отойдём от истины, если скажем, что трудно себе представить в жизни эффективность деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, если она будет оставаться фардом кифая. Ведь её восприятие из категории фард айн, ведёт к количественному увеличению приказывающих и запрещающих хорошие и, соответственно, плохие вещи, а также увеличилось бы количество заботящихся об обществе людей, которые следили бы и выявляли предосудительное, чтобы предотвратить или устранить эти явления.
1. Книга «Шарху аль-каукаби аль-мунир».
2. Деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является индивидуальным (айн) или коллективным (кифая) фардом?
3. Привёл Муслим в «Сахих».
4. Мухаммад аш-Шаукани в книге «Иршаду аль-фухуль иля тахкики аль-хакки мин ильми аль-усуль» писал: «Общий смысл выражается словом, которое, с учётом определённого положения/формы в арабском языке, охватывает все свои значения».
5. Привели Бухари в «Сахих» от Имрана ибн Хусайна, Ибн Хузайма в «Сахих», аль-Байхакый в «Ас-Сунану аль-кубра».
6. Все версии привели Ахмад в «Муснад», ат-Тримизи в «Ас-Сунан», Ибн Маджам в «Ас-Сунан».
7. Вид судьи, выносящий решения по фактам нарушений, наносящих вред правам общества.
8. Привели Бухари в «Сахих» и Муслим в «Сахих» от Абу Хурайры.
9. Привёл Муслим в «Сахих».