21
Чт, нояб

Узр (шариатское оправдание) при оставлении аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Имеется ряд хадисов, в которых говорится об оставлении деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар:

● Передаётся от Абу Умайи аш-Шаабани:

أَتَيْتُ أَبَا ثَعْلَبَةَ الخُشَنِيَّ فَقُلْتُ لَهُ كَيْفَ تَصْنَعُ بِهَذِهِ الآيَةِ قَالَ أَيَّةُ آيَةٍ قُلْتُ ﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَيْكُمْ أَنْفُسَكُمْ لَا يَضُرُّكُمْ مَنْ ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ﴾ قَالَ سَأَلْتَ عَنْهَا خَبِيرًا سَأَلْتُ عَنْهَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ بَلِ ائْتَمِرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَتَنَاهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ حَتَّى إِذَا رَأَيْتَ شُحًّا مُطَاعًا وَهَوًى مُتَّبَعًا وَدُنْيَا مُؤْثَرَةً وَإِعْجَابَ كُلِّ ذِي رَأْيٍ بِرَأْيِهِ وَرَأَيْتَ أَمْرًا لَا يَدَانِ لَكَ بِهِ فَعَلَيْكَ خُوَيْصَّةَ نَفْسِكَ وَدَعْ أَمْرَ الْعَوَامِّ فَإِنَّ مِنْ وَرَائِكُمْ أَيَّامَ الصَّبْرِ الصَّبْرُ فِيهِنَّ عَلَى مِثْلِ قَبْضٍ عَلَى الْجَمْرِ لِلْعَامِلِ فِيهِنَّ مِثْلُ أَجْرِ خَمْسِينَ رَجُلًا يَعْمَلُونَ بِمِثْلِ عَمَلِهِ

«Как-то я пришёл к Абу Сааляби аль-Хушани и спросил его: «Как ты поступаешь с этим аятом?». Он спросил: «С каким аятом?». Я процитировал: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (5:105), — на что он сказал: «Ты спросил о нём у знающего! Как-то я спросил о нём у Посланника Аллаха ﷺ, на что он мне сказал: «Выполняйте одобряемое и удерживайте друг друга от предосудительного! А когда увидишь, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям, предпочитают этот мир [миру Вечному], а каждый человек довольствуется своим мнением, увидишь то, с чем справиться у тебя нет силы, тогда уже заботься о себе и не обращай внимания на дела остальных. Ведь впереди у вас — дни терпения! В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля, и того, кто будет совершать благие дела в эти дни, ожидает награда пятидесяти человек, совершающих такие же дела»1.

● Передаётся от Анаса ибн Малика:

قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَتَى نَتْرُكُ الْأَمْرَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْىَ عَنِ الْمُنْكَرِ قَالَ ‏إِذَا ظَهَرَ فِيكُمْ مَا ظَهَرَ فِي الْأُمَمِ قَبْلَكُمْ‏ قُلْنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا ظَهَرَ فِي الْأُمَمِ قَبْلَنَا قَالَ‏ الْمُلْكُ فِي صِغَارِكُمْ وَالْفَاحِشَةُ فِي كِبَارِكُمْ وَالْعِلْمُ فِي رُذَالَتِكُمْ

«Однажды кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Когда мы оставим приказ одобряемого и запрет предосудительного?», — на что он ﷺ сказал: «Когда среди вас появится то, что появилось среди общин, живших до вас». Тогда мы спросили: «О Посланник Аллаха! А что появилось среди общин, живших до нас?». На это он ﷺ ответил следующее: «Когда власть [перейдёт] к младшим из вас, мерзости [распространятся] среди старших из вас, а знания [перейдут] к подлым из вас!»2.

В другой версии говорится:

إِذَا ظَهَرَ فِيكُمْ مَا ظَهَرَ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ إِذَا كَانَتِ الْفَاحِشَةُ فِي كِبَارِكُمْ وَالْمُلْكُ فِي صِغَارِكُمْ وَالْعِلْمُ فِي رُذَالِكُمْ

«Когда среди вас появится то, что появилось среди Бану Исраиль: мерзость [распространится] среди старших из вас, власть [перейдёт] к младшим из вас, а знания [перейдут] к подлым из вас»3.

● Передаётся от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَيْفَ بِكُمْ وَبِزَمَانٍ أَوْ يُوشِكُ أَنْ يَأْتِيَ زَمَانٌ يُغَرْبَلُ النَّاسُ فِيهِ غَرْبَلَةً تَبْقَى حُثَالَةٌ مِنَ النَّاسِ قَدْ مَرِجَتْ عُهُودُهُمْ وَأَمَانَاتُهُمْ وَاخْتَلَفُوا فَكَانُوا هَكَذَا وَشَبَّكَ بَيْنَ أَصَابِعِهِ فَقَالُوا وَكَيْفَ بِنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ تَأْخُذُونَ مَا تَعْرِفُونَ وَتَذَرُونَ مَا تُنْكِرُونَ وَتُقْبِلُونَ عَلَى أَمْرِ خَاصَّتِكُمْ وَتَذَرُونَ أَمْرَ عَامَّتِكُمْ

«Каково вам будет при наступлении времени (передатчик, посомневавшись, добавил) или при приближении времени, когда люди будут просеяны через сито, и останется шелуха, которая не будет соблюдать свои договора и аманаты. И среди них будут разногласия, и будут они вести себя вот так», — затем [Посланник Аллаха ﷺ] переплёл свои пальцы. Тогда люди спросили: «О Посланник Аллаха! Что же нам делать?», — на что он ответил: «Вы должны принимать то, что знаете как одобряемое, отвергать то, что знаете как предосудительное, заняться своим делами и оставить в покое дела большинства»4.

В третьей версии говорится:

بَيْنَمَا نَحْنُ حَوْلَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذْ ذَكَرَ الْفِتْنَةَ فَقَالَ إِذَا رَأَيْتُمُ النَّاسَ قَدْ مَرِجَتْ عُهُودُهُمْ وَخَفَّتْ أَمَانَاتُهُمْ وَكَانُوا هَكَذَا وَشَبَّكَ بَيْنَ أَصَابِعِهِ قَالَ فَقُمْتُ إِلَيْهِ فَقُلْتُ كَيْفَ أَفْعَلُ عِنْدَ ذَلِكَ جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ قَالَ الْزَمْ بَيْتَكَ وَامْلِكْ عَلَيْكَ لِسَانَكَ وَخُذْ بِمَا تَعْرِفُ وَدَعْ مَا تُنْكِرُ وَعَلَيْكَ بِأَمْرِ خَاصَّةِ نَفْسِكَ وَدَعْ عَنْكَ أَمْرَ الْعَامَّةِ

«Мы сидели вокруг Посланника Аллаха ﷺ, и он упомянул период смуты (фитны), при этом добавив: «Вы увидите людей, которые не исполняют свои обещания и пренебрежительно относятся к своим аманатам. Они будут вот такими», — затем [Посланник Аллаха ﷺ] переплёл свои пальцы. Тогда я поднялся и спросил: «Да сделает Аллах меня выкупом за тебя! Как же мне поступать, когда это время наступит?». На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Держись дома своего, придерживай язык свой, принимай то, что знаете как одобряемое, и отрицай то, что ты знаешь как предосудительное, займись своими делами и оставь дела большинства»5.

● Передаётся от Хузайфы ибн аль-Ямана:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَنْبَغِى لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ قَالُوا وَكَيْفَ يُذِلُّ نَفْسَهُ قَالَ يَتَعَرَّضُ مِنَ الْبَلاَءِ لِمَا لاَ يُطِيقُ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не подобает верующему унижать самого себя!». У него спросили: «Как он может унизить самого себя?», — на что он ﷺ сказал: «Взвалить на себя такие трудности, которые сам не вынесет»6.

Практическая сторона этих хадисов, независимо от их санада, следующая:

1) Общеизвестно и единодушно среди учёных то, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар является ваджибом, поскольку это подтверждено категоричными текстами с однозначным указанием. Следовательно, все хадисы, которые не относятся к категории мутаватир, отвергаются по причине своего смыслового противоречия (дираятан) категоричным текстам; таково постановление учёных.

2) Учитывая, что в основе лежит принцип применить все доказательства, нежели игнорировать некоторые из них, мы должны постараться найти возможность использовать все тексты, не отвергая ни один из них. Если внимательно взглянуть на хадисы, в которых говорится об оставлении деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, то становится очевидным, что они не противоречат хукму об обязательности ведения данной деятельности; таково единогласное постановление учёных. Они пояснили, что в хадисах речь идёт о рухсе (разрешении).

Аль-Мана́ви писал: «Если ты склонен полагать, что предосудительное не будет устранено твоим отрицанием его из-за распространённости этого порока, или того, что совершающий этот порок имеет власть и влияние, или если над человеком возобладал страх — всё это позволяет тебе оставить аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар и вместе с тем продолжать отрицать предосудительное сердцем. Всё это является рухсой для оставления деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар, поскольку плохих людей стало много, а хорошие люди оказались слабы»7.

Таким образом, хукм об обязательности деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар будет азимой (изначальным постановлением), т.е. основным хукмом, закреплённым в общем законодательстве и обязывающим рабов Аллаха руководствоваться им. Что касается оставления данной деятельности, то она будет рухсой (разрешением), т.е. хукмом, облегчающим положение мукалляфов, когда этому есть узр (шариатское оправдание).

Рухса является шариатским хукмом, поэтому на неё должно указывать шариатское доказательство, чтобы можно было говорить об узре (шариатском оправдании). Внимательно изучая шариатские тексты, становится очевидным, что узр упоминается лишь в двух вещах:

— в период фитны,

— когда отсутствует способность/возможность.

Доказательством, упоминающим о периоде фитны, является хадис Абдуллаха ибн Амра:

بَيْنَمَا نَحْنُ حَوْلَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذْ ذَكَرَ الْفِتْنَةَ فَقَالَ إِذَا رَأَيْتُمُ النَّاسَ قَدْ مَرِجَتْ عُهُودُهُمْ وَخَفَّتْ أَمَانَاتُهُمْ وَكَانُوا هَكَذَا وَشَبَّكَ بَيْنَ أَصَابِعِهِ قَالَ فَقُمْتُ إِلَيْهِ فَقُلْتُ كَيْفَ أَفْعَلُ عِنْدَ ذَلِكَ جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ قَالَ الْزَمْ بَيْتَكَ وَامْلِكْ عَلَيْكَ لِسَانَكَ وَخُذْ بِمَا تَعْرِفُ وَدَعْ مَا تُنْكِرُ وَعَلَيْكَ بِأَمْرِ خَاصَّةِ نَفْسِكَ وَدَعْ عَنْكَ أَمْرَ الْعَامَّةِ

«Мы сидели вокруг Посланника Аллаха ﷺ, и он упомянул период смут (фитн), при этом сказав: «Вы увидите людей, которые не исполняют свои обещания и пренебрежительно относятся к своим аманатам. Они будут вот такими», — затем [Посланник Аллаха ﷺ] переплёл свои пальцы. Тогда я поднялся и спросил: «Как же мне поступать, когда это время наступит, да сделает Аллах меня выкупом за тебя?». На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Держись дома своего, придерживай язык свой, принимай то, что знаешь, как одобряемое, и отрицай то, что ты знаешь, как предосудительное, займись своими делами, и оставь дела большинства». Таков контекст, и это является предметом рассмотрения, все остальные схожие хадисы рассматриваются в этом же аспекте.

Во время фитны происходит много беспорядков, сумятиц, убийств, междоусобиц, братоубийств, распространяются мерзости, всё перемешивается, нарушаются договоры между людьми, в результате чего человек видит, «что люди повинуются скупости, следуют своим страстям, предпочитают этот мир [миру Вечному], каждый человек довольствуется своим мнением», не приказывают одобряемое и не запрещают предосудительное. Если в этот период человек не может отличить одобряемое от предосудительного, истину ото лжи, человек склоняется к тому, что люди не будут повиноваться одобряемому, не будут воздерживаться от порицаемого, то только тогда для человека становится рухсой оставить дела большинства и заняться своими делами. Если же человек может отличить истину ото лжи, одобряемое от предосудительного, и он склоняется к тому, что имеет возможность для участия в изменениях, то он должен участвовать в деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар.

После разъяснения реальности хадисов в голову приходит следующий вопрос: применимы ли данные хадисы к нашему времени?

Ответ: да, мы живём в то время, когда возникают фитны, но мы не живём в период фитны. Причина этого заключается в том, что в хадисах речь идёт об абсолютной фитне или, по-другому, общей, как говорит ряд учёных. В этот период фитны непонятно и запутано что является халялем, а что — харамом, поскольку всё перемешалось настолько, что невозможно отличить правильность от ошибки, истину ото лжи. Что касается нашего времени, то халяль и харам явны и очевидны, несмотря на то, что также существуют сомнительные вещи (муштабихат). Другими словами, всё предельно ясно и понятно. Сегодня Ислам отсутствует в жизни, обществе и государстве, вместо него существуют режимы, основанные на явном куфре (куфр бавах), — это признаёт как простой народ, так и отдельные лица.

Поэтому невозможно сказать, что мы живём во времена абсолютной фитны, когда невозможно отличить истину ото лжи, одобряемое — от предосудительного. А те, кто сегодня путается между истиной и ложью, — либо невежды, либо лицемеры, поскольку проявление неверия в наших землях и домах не скрыто, оно очевидно, и для этого не требуется обладание умственными способностями как у муджтахида или проницательностью учёного. Однако нужно понимать, что под фитной не подразумевается отсутствие различия между неверием и иманом. Ведь отличать неверие от имана — это одна из основ, которая понятна каждому, и здесь нет такой путаницы, что мусульмане не могут понять, где иман, а где неверие.

Если мы предположим, что сейчас период абсолютной (повсеместной) фитны, т.е. когда невозможно отличить истину ото лжи, то что будет означать рухса в оставлении деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар? Означает ли это, что оставить эту деятельность является ваджибом для всей Уммы? Или это будет мубахом для отдельных индивидов, у которых всё смешалось?

Если мы отнесём оставление деятельности аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар к рухса, то мы просто приостановим исполнение хукмов Ислама. А это приведёт к тому, что Шариат полностью исчезнет из жизни, общества и государства. Более того, так мы признаем власть неверия, признаем законность оккупации наших земель, признаем посягательства на наши святыни, нашу честь и имущество. А это то, что ни один здравомыслящий человек, у которого в сердце иман хотя бы весом в мельчайшую частицу, не сказал бы!

Следовательно, положение Ислама на сегодняшний день нуждается в тех, кто будет руководствоваться деятельностью аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар как азимой, а не рухсой. Причина этого заключается в том, что вопрос связан с полноценным присутствием Ислама в жизни. Нет более страшной фитны, чем отдаление Ислама от жизни и главенство неверия. Нет более предосудительного, чем правление тагутов и посягательство на земли мусульман, их святыни… Нет хуже греха, чем молчание об очевидной лжи и явном неверии. Аллах говорит:

وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ

«Искушение хуже, чем убийство» (2:191).

-Табари комментировал этот аят следующим образом: «Испытание верующего в его религии может быть настолько, что он отвернётся от неё и станет многобожником. Подобное для верующего хуже и вреднее, чем его убийство в момент, когда он верующий и придерживается своей религии».

Что касается отсутствия способности/возможности, то в хадисе Хузайфы ибн аль-Ямана говорится:

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَنْبَغِى لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ قَالُوا وَكَيْفَ يُذِلُّ نَفْسَهُ قَالَ يَتَعَرَّضُ مِنَ الْبَلاَءِ لِمَا لاَ يُطِيقُ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не подобает верующему унижать самого себя!». У него спросили: «Как он может унизить самого себя?», — на что он ﷺ сказал: «Взвалить на себя такие трудности, которые он сам не вынесет». То есть приниматься за дело, последствия которого не сможешь вынести.

Данный хадис полностью согласуется с хадисом о необходимости изменить предосудительное, где способность/возможность является условием. В основе на мусульманине возложена деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар. Человек будет спрошен за эту деятельность в Судный день, если в душе он склонен к тому, что в состоянии выполнять данный фард. Поэтому в таком положении данная деятельность для него будет обязательной. Если же он склонен к тому, что слаб и не в состоянии этого сделать, то он совершает то, что может, а за то, что не может, у него есть узр (шариатское оправдание). Передаётся от Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Маамара ибн Хазма, а он передаёт от Нахара аль-Абди, жившего среди Бану ан-Наджар, который рассказал ему, что он слышал, как Абу Саид аль-Худри упоминал о следующих словах Посланника Аллаха ﷺ:

إِنَّ اللَّهَ جَلَّ وَعَلَا يَسْأَلُ الْعَبْدَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى إِنَّهُ لَيَقُولُ لَهُ مَا مَنَعَكَ إِذَا رَأَيْتَ الْمُنْكَرَ أَنْ تُنْكِرَهُ فَإِذَا لَقَّنَ اللَّهُ عَبْدًا حَجَّتَهُ يَقُولُ يَا رَبِّ وَثِقْتُ بِكَ وَفَرِقْتُ مِنَ النَّاسِ أَوْ فَرِقْتُ مِنَ النَّاسِ وَوَثِقْتُ بِكَ

«В Судный день Великий Аллах будет спрашивать [Своего] раба [обо всём], и даже спросит: «Что помешало тебе порицать предосудительное, когда ты видел его?». И если Аллах внушит рабу довод, то он скажет: «О мой Господь! Я положился на Тебя и отдалился от людей (передатчик, посомневавшись, добавил), или я отдалился от людей и положился на Тебя!»8.

Однако в этом вопросе есть нюанс, который обязательно нужно учитывать. Речь идёт о законах, которые касаются индивида, и законах, которые касаются группы. В законах, которые возложены на индивида, есть оправдание человеку, когда он делает в них упущение из-за слабости и отсутствия возможности/способности. В законах, которые возложены на группу, такие как установление Халифата или смещение правителя, который правит на основе неверия, индивид не может сказать, что у него есть оправдание, т.к. он не в силах вести самостоятельно подобную деятельность.

Причина этого заключается в том, что наличие возможности в этих законах связано с группой, а не с индивидом. Поэтому индивид обязан вести деятельность совместно с группой. Величайший из имамов Абу Ханифа объяснил обязательность деятельности вместе с группой для выполнения ряда действий из аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар следующим образом: «Если человек совершает это дело один, то он может быть убит, и положение людей не будет исправлено. Однако он должен найти праведных соратников и предводителя для них, который заслуживает доверия в религии Аллаха и коорый не будет ничего искажать»9.

Так же на это указывает хадис, переданный Убайдуллахом ибн Джариром от своего отца, что Пророк ﷺ сказал:

مَا مِنْ قَوْمٍ يُعْمَلُ فِيهِمْ بِالْمَعَاصِي هُمْ أَعَزُّ وَأَكْثَرُ مِمَّنْ يَعْمَلُهُ لَمْ يُغَيِّرُوهُ إِلَّا عَمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابٍ

«Если среди каких-то людей есть такие, которые совершают грехи, а остальные сильнее и многочисленнее тех, кто совершает грехи, но при этом они не меняют их положения, то наказание Аллаха угрожает им всем».

В другой версии:

مَا مِنْ قَوْمٍ يَكُونُ بَيْنَ أَظْهُرِهِمْ مَنْ يَعْمَلُ بِالْمَعَاصِي هُمْ أَعَزُّ مِنْهُ وَأَمْنَعُ وَلَمْ يُغَيِّرُوا إِلَّا أَصَابَهُمُ اللَّهُ مِنْهُ بِعِقَابٍ

«Если среди каких-то людей есть такие, которые совершают грехи, а остальные сильнее их и могут воспрепятствовать [совершению грехов], но при этом они не меняют положения, тогда их постигнет наказание Аллаха»10.

В третьей версии от Джарира говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَا مِنْ رَجُلٍ يَكُونُ فِي قَوْمٍ يُعْمَلُ فِيهِمْ بِالْمَعَاصِي يَقْدِرُونَ عَلَى أَنْ يُغَيِّرُوا عَلَيْهِ فَلَا يُغَيِّرُوا إِلَّا أَصَابَهُمُ اللَّهُ بِعَذَابٍ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَمُوتُوا

«Если среди каких-то людей есть такие, которые ослушиваются Аллаха, а остальные могут изменить это, но не делают ничего, их непременно постигнет наказание Аллаха ещё до того, как они умрут»11.

Пророк ﷺ указал, что появление возможности в ряде действий из аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар зависит от группы. Аль-Манави, комментируя этот хадис, писал: «Причина этого заключается в том, что людей, не совершающих грехов было больше, чем грешников, а в большинстве случаев они (большинство) могут упразднить предосудительное. Но если они оставили это, то это указывает на их довольство запретным. И если увеличится порочность, то наказание коснётся и праведного, и злодея»12.

Мы не отклонимся от истины, если скажем, что в этом и других хадисах, где говорится об обязательности для большинства изменить предосудительное, так же речь идёт об обязательности изменить предосудительное в адрес правителей. А это говорит о необходимости поднятия революции и неповиновения грешным правителям со стороны Уммы, дабы упразднить их. Если Умма будет решительна и едина, то она сможет изменить данное положение.

____________________

1. Привели Ибн Маджа в «Ас-Сунан», Абу Дауд в «Ас-Сунан», ат-Тирмизи в «Ас-Сунан».

2. Привёл Ибн Маджа в «Ас-Сунан».

3. Привёл Ахмад в «Муснад».

4. Привёл Абу Дауд в «Ас-Сунан».

5. Привели Абу Дауд в «Ас-Сунан», аль-Хаким в «Мустадрак».

6. Привели ат-Тирмизи в «Ас-Сунан», Ибн Маджа в «Ас-Сунан», Ахмад в «Муснад».

7. Книга «Файду аль-кадир».

8. Привели Ибн Хиббан в «Сахих», Ахмад в «Муснад», Ибн Маджа в «Ас-Сунан», аль-Байхакый в «Ас-Сунану аль-кубра».

9. Книга «Ахкам аль-куръан», автор Аль-Джассас.

10. Хороший хадис. Привели Ахмад в «Муснад», Ибн Маджа в «Ас-Сунан», Ибн Хиббан в «Сахих», аль-Байхакый в «Ас-Сунану аль-кубра»

11. Привели Абу Дауд в «Ас-Сунан», Ибн Хиббан в «Сахих», ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир».

12. Книга «Файду аль-кадир».