Коран сообщает, что основной обязанностью Посланника Аллаха ﷺ было разъяснение Книги Аллаха:
وَأَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلذِّكۡرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيۡهِمۡ وَلَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44).
Хадисов, подтверждающих этот аят, настолько много, что их сложно сосчитать. Всем известен хадис:
أَلاَ إِنِّى أُوتِيتُ الْكِتَابَ وَمِثْلَهُ مَعَهُ
«Поистине, мне была дарована Книга (Коран) и нечто подобное вместе с ней (Сунна)» («Сунан» Абу Давуда).
Можно резюмировать функциональность Сунны по отношению к Корану под тремя заголовками:
1. Разъяснение того, что было сжато изложено (муджмаль) в Коране
Сунна, помимо того, что часто истолковывает неуточнённые и закрытые (мубхам) вопросы, также подробно описывает множество сжато изложенных (муджмаль) тем. Например, в Коране имеется веление:
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ
«Совершайте намаз» (2:43; 2:83; 2:110; 4:77; 10:87),
— но не объясняется, как будет совершаться намаз (молитва), а также в какое время его следует совершать. Разъяснение всего этого было дано в Сунне Посланника ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ был единственным, кто разъяснил и научил вопросам, которые касаются намаза, а именно: его фардам, ваджибам, мустахабам, макрухам, муфсидам, поясным (рукуъ) и земным (саджда) поклонам, кыраатам, тахийятам и выходу из намаза посредством саляма. Тем самым он ﷺ сделал закрытое (мубхам) требование Аллаха понятным для нас. Посланник Аллаха сказал:
صَلُّوا كَمَا رَأَيْتُمُونِي أُصَلِّي
«Молитесь так же, как молюсь я» (Бухари, «Азан»).
Ещё один пример касательно этого: в Коране указана обязательность совершения хаджа (обряда паломничества), но не упоминается о форме данного обязательства. Именно Сунна и раскрыла эту форму. По этому поводу Посланник Аллаха говорит:
لِتَأْخُذُوا مَنَاسِكَكُمْ
«Берите от меня свои обряды хаджа» (Муслим).
Таким образом, Сунна детально разъяснила эти и аналогичные сжато изложенные (мужмаль) требования в Коране.
2. Тахсис (конкретизация, исключение) того, о чём в Коране сказано в общем
В Коране приводятся некоторые общие вопросы и положения. Сунна выделяет, исключает нечто из этого общего. Например, Всевышний Аллах сообщил в следующем аяте, что дети должны наследовать от своих отцов, становиться наследниками своих отцов:
يُوصِيكُمُ ٱللَّهُ فِيٓ أَوۡلَٰدِكُمۡۖ لِلذَّكَرِ مِثۡلُ حَظِّ ٱلۡأُنثَيَيۡنِۚ
«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достаётся доля, равная доле двух женщин» (4:11).
Данный хукм касательно того, что каждый отец может оставлять наследство, а каждый ребёнок может быть наследником, является общим. Однако следующие слова (Сунна) Посланника Аллаха ﷺ:
إِنَّا مَعْشَرَ اْلأنْبِيَاءِ لاَ نُورَثُ مَا تَرَكْنَاهُ صَدَقَةٌ
«Мы, пророки, не оставляем в наследство (имущество); а то, что осталось, — это садака», — обособляет и выделяет (тахсис) пророков, говоря, что они не входят в ряды отцов, оставляющих после себя наследство.
Опять же, слова Пророка ﷺ:
وَلاَ يَرِثُ الْقَاتِلُ شَيْئاً
«Убийца ничего не наследует (не может наследовать)», — выделили (тахсис) наследников среди людей помимо убийц. Таким образом, в данных хадисах имеется пример тахсиса того, что сообщено в общих аятах.
3. Ограничение (такйид) того, что приводится в Коране в абсолютной (мутлак) форме
Посланник Аллаха ﷺ ограничивает то, что Коран ставит в «абсолютной» (мутлак) форме, или конкретизирует вопросы, где могут возникнуть различные варианты. Например, Аллах говорит в Коране:
وَٱلسَّارِقُ وَٱلسَّارِقَةُ فَٱقۡطَعُوٓاْ أَيۡدِيَهُمَا
«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38).
Данный аят является мутлак аятом, охватывающим в абсолютной форме все случаи воровства и каждого вора. Следует ли отсекать руку при каждом случае воровства, основываясь на данном аяте?! Сунна Посланника Аллаха ﷺ, сообщив нам, в каких случаях следует отсекать руку, конкретизирует вышеприведённый мутлак аят о воровстве. В хадисе, переданном от Аиши (р.а.) и приведённом в сборниках Бухари и Муслима, Пророк ﷺ говорит следующее:
لَا تُقْطَعُ يَدُ السَّارِقِ إِلَّا فِي رُبْعِ دِينَارٍ فَصَاعِدًا
«Руку вора отсекают за четверть динара и больше».
Таким образом, данный хадис так же ограничивает то, что сказано в аяте в абсолютной форме.
Однажды человеку, который возражал тому, что Сунна является авторитетом в толковании и разъяснении Корана, Имран ибн Хусайн ответил следующим образом: «Воистину, ты — глупый человек! Как ты можешь искать всё в Коране? Разве ты сможешь найти в Книге Аллаха упоминание о зухр намазе как о намазе в четыре ракята, в котором кыраат (чтение сур) совершается не вслух, а про себя?! То же самое и касательно намаза, закята и тому подобного. Разве ты сможешь найти всё это разъяснённым в Коране? Коран упомянул обо всём этом в закрытой форме, а вот уже Сунна разъяснила их»1.
Из книги Абдуллаха Имамоглу «Сунна как источник исламского образа жизни»
___________________________
1. Халит Истанбуллу, «Толкование Корана Посланником Аллаха». Оригинал этой статьи см. www.haznevi.net.