История человечества — это история отношений между людьми. Эти отношения всегда основывались на определённых идеях, чувствах и законах.
Между людьми, чьи взгляды на интересы были одинаковыми, формировались постоянные отношения, создавалась основа для возникновения крепкого общества. Эта основа для общества имела возможность возникнуть благодаря правилам и законам, направленным на решения проблем, возникающих из отношений между людьми, тогда общественная структура обретает постоянный и прочный характер. Так образовывались различные общества с различными идеями, чувствами и системами.
Когда возникают проблемы в отношениях между людьми, живущими в одном обществе, эти проблемы пытаются решить в рамках идей, ранее определённых правил и порядков. Потому что, когда идеи и чувства, которые есть у людей, и правила и порядки, которые решают их проблемы и применяются к ним, исходят из одной и той же идейной основы и базы, люди доверяют и подчиняются этим правилам и порядкам. Это доверие и подчинение проистекают в первую очередь из доверия к идейной основе и фундаменту. Это происходит потому что, идейная основа и база – есть система убеждений, которая определяет взгляды людей на эту жизнь, организует их образ жизни, придаёт смысл их существованию и самой жизни, и на ней основываются все остальные представления человека об интересах, вещах и событиях.
Если эта идейная основа и акыда, в которую люди верят и которой предаются, является акыдой, соответствующей природе и удовлетворяющей разум и сердце, то хукмы, правила и предписания, вытекающие из этой акыды, решают проблемы людей более точно и справедливо. Тогда отношения между людьми, верующими в эту акыду, будут складываться ровно, размеренно и безопасно. А возникающие проблемы решаются в короткие сроки с соблюдением справедливости.
Если идейная основа и акыда ложны, порочны, противоречат разуму и природе, то и системы, возникающие на основе этой акыды, будут ложными и порочными, станут причиной различных притеснений. Опять же, если убеждения людей и системы, основанные на них, принадлежат к разным акыдам и идейным основам, то мир и гармония в обществе будут нарушены ещё больше. Проблемы станут ещё более серьёзными и неразрешимыми.
В таких обществах возникают общественные движения и движения за развитие, направленные на изменение курса, на предотвращение угнетения и на решение существующих проблем. Другими словами, общественные движения возникают в результате проблем, которые они видят в жизни и обществе, или проблем, с которыми сталкиваются. Неспособность решить проблемы, их постепенное увеличение, распространение угнетения и бед порождают у широких масс людей чувство краха, и когда это чувство становится коллективным и общинным, люди массово объединяются и формируют различные общественные движения.
Например, когда угнетение со стороны правителей становится широко распространённым явлением, люди массово выступают либо против своих правителей, либо для устранения лишь этого факта угнетения. Аналогичным образом, когда страна, в которой они живут, подвергается вторжению и нападению иностранного врага, жители этой страны немедленно мобилизуются против врага. Точно так же, когда в обществе становятся распространёнными вещи, противоречащие их убеждениям, когда дело переходит в некомпетентные руки, когда в обществе образуются классы и слои, когда происходит разрыв в распределении доходов и некоторые слои населения становятся богатыми, в то время как большинство людей беднеют, когда происходят политические кризисы, когда наступает моральный упадок, и т. д. — в таких случаях, для решения этих проблем возникают общественные движения.
На протяжении всей истории человечества общественные движения возникали для решения подобных общественных проблем, чтобы спасти общество, в котором они живут, от краха и привести его к развитию. Хотя некоторые из них и были успешными, большинство терпело неудачу. В Турции, на протяжении всей истории Республики, возникало множество общественных движений, направленных на развитие страны или решение существующих проблем. Многие из этих движений исчерпали себя в процессе и были заменены новыми. Эти движения, возникшие в соответствии с различными целями, не только не решили существующие проблемы, но и сделали их хроническими, добавив к старым новые. Они не внесли положительного вклада в развитие общества, но привели к усугублению ситуации.
Любое движение нацелено на развитие своего народа и общества. Другими словами, они ставят перед собой цель и стремятся поднять свои народы и общества до лучшего положения, чем то, в котором они находятся сейчас. Всё же, рассматриваемые нами движения претендовали на развитие общества, не осознавая и не понимая, что такое в основе – развитие, его суть и как оно может быть достигнуто. Они стремились развить общество, следуя западным теориям и идеям о развитии. И, конечно же, это привело к тому, что эти массы (сплочения) ускорили упадок мусульман, не говоря уже об их подъёме и развитии.
Теперь перейдём к более подробному рассмотрению общественных движений, на примере Турции, и причины их неудачи.
Движения за общественные изменения в Турции
Когда мы анализируем существующие общественные движения, возникшие в Турции для достижения общественных целей, мы видим, что они в основном делятся на две категории. Это политические партии, действующие в соответствии с политическими целями, и общественные группы (джамааты), действующие на основе общинности.
Политические партии:
В Турции действуют те же формы политических партий, что и во всём мире. Это «правые» [1], «левые» [2], «консервативные» [3] и «националистические» партии. Хотя их названия, лидеры и условия возникновения различны, партии, созданные на протяжении всей истории Турецкой Республики, формировались на основе этих четырёх политических направлений. И хотя эти четыре политических течения отличаются друг от друга, по сути, они действуют в соответствии с одной и той же целью — защитой существующего режима и статуса-кво.
Правые партии, часто называемые «правоцентристскими», выступают за внедрение либеральной капиталистической экономической модели и свободной рыночной экономики. Они определяют политику распространения западного понимания свободы и углубления понимания демократии. Политика вестернизации является наиболее очевидным аспектом деятельности этих партий. Наиболее влиятельными правыми партиями Турции в прошлом являлись «Партия справедливости» (ПС, «Adalet Partisi») [4], «Демократическая партия» (ДП, «Demokrat Parti») [5], «Партия Отечества» (ПО, «Anavatan Partisi») [6] и «Партия истинного пути» (ПИП, «Doğru Yol Partisi») [7]. В настоящее время все эти партии прекратили свое существование. И сегодня на их месте находится «Партия справедливости и развития» (ПСР, «Adalet ve Kalkınma Partisi») [8], которая изначально возникла как консервативная партия.
Левые партии в Турции, которые выделяются терминами «социал-демократ», «народник» и «социалист», в основном известны своей строгой секуляристской, кемалистской и антиисламской политической направленностью, что подчёркивает основополагающие принципы Республики. Их гнев и мстительность в адрес Ислама и мусульманам превратили эти партии в защитников якобинского секуляризма в плане основных направлений политики. Наиболее известными из этих левых партий, которые ничем не отличаются от правых в плане сохранения существующего политического статуса-кво, являются «Республиканская народная партия» (РНП, «Cumhuriyet Halk Partisi») [9], «Социал-демократическая народная партия» (СДПП, «Sosyal Demokrat Halkçı Parti»), «Демократическая левая партия» (ДЛП, «Demokratik Sol Parti») [10] и «Рабочая партия Турции» (РПТ, «Türkiye İşçi Partisi») [11]. Среди этих партий, «Республиканская народная партия», во главе с её лидером Кемалем Кылычдароглу, сегодня остаётся эффективным представителем левой политики.
Националистические партии: единственной политикой этих партий, основными аргументами которых являются «туранство» и «турецкий национализм», в Турции — это дискурс национализма. Кроме этого, нет ни какой очевидной повестки дня, которую они предлагали бы в качестве решения проблем в социальной и общественной сферах. Наиболее широким аспектом их деятельности являются связи с мафией, бандами и криминальными организациями. Помимо политических партий, основанных на пропаганде турецкого национализма, курдские националистические партии также активны в восточных и юго-восточных регионах. Можно сказать, что если бы не «курдско-турецкая проблема», возникшая в Турции с появлением Турецкой Республики, то не было бы и политической оправданности для существования таких партий. Сегодня «Партия националистического движения» (ПНД, «Milliyetçi Hareket Partisi») [12] представляет турецкие националистические партии, а «Демократическая партия народов» (ДПН, «Halkların Demokratik Partisi») [13] — курдские националистические партии.
Консервативные партии: консерватизм, который отстаивает тезис о модернизации путём сохранения культурных и социальных традиций без разрыва исторических связей, по сути, является западной концепцией и понятием. Его аналогом в Турции являются политические партии, выступающие под лозунгом «защиты наших национальных и духовных ценностей(!)». Фактически, консервативные партии в Турции возникли как реакция на исламофобскую политику левых партий, и на западную светскую политику правых партий. Поскольку они были сформированы на основе реакционных дискурсов против этих двух течений, а их кадры в основном имеют исламские дискурсы, они были названы «политическими исламистскими партиями». «Партия справедливости и развития» (ПСР), которая находится у власти уже 20 лет, и «Партия счастья» [14] — две наиболее известные партии такого рода.
Общинные группы (джамааты): сюда относятся группы, которые занимаются широким спектром деятельности, но не имеют чётких политических целей и действуют на основе общинности. Наиболее известными из них являются тарикаты, джамааты, фонды (вакуфы) и ассоциации (дернеки), занимающиеся различной благотворительной деятельностью, а также салафитские группы. Наиболее эффективными из этих групп, с точки зрения массовости, являются тарикаты и джамааты, возникшие вокруг серии книг «Рисале-и Нур».
В истории Республики Турция религиозные общины и организации, как правило, существовали в форме тайных структур из-за политики, проводимой в течение последнего столетия, и тенденции государства к установлению господства над религиозными структурами. Ислам являлся самой большой угрозой для Республики, которая была основана на обломках государства Османского халифата и отменила законы Шариата. В связи с этим, в первые годы Республики не только проводился прямой антирелигиозный курс, но и были приняты постановления, направленные на искоренение религии из всех общественных сфер, таких как образование, культура, политика, право и т.д. По этой причине религиозные организации и структуры должны были действовать тайно. Несмотря на то, что поначалу проводилась такая политика, когда стало ясно, что преданность народа Исламу не исчезла, а даже обострилась, некоторые религиозные структуры были интегрированы в безбожную систему, а некоторым разрешили действовать в рамках установленных границ, хотя и неофициально, принимая во внимание, что они не должны представлять угрозы для системы.
Наиболее очевидными аспектами и видами деятельности этих структур являются увещевательная деятельность в плане индивидуального исправления и поклонения, призыв к нравственности, сбор-распределение помощи и различные образовательные мероприятия, особенно преподавание Корана. Некоторые из этих групп, осуществляющих свою деятельность в различных сферах, причисляют себя к тарикатам, таким как Накшбандия или Кадирия, некоторые причисляют себя к Саиду Нурси, а некоторые — к Ибн Таймие или к учёным (уляма) Наджда. Многие из этих общинных структур, не имеющих чётких политических целей, на протяжении многих лет оказывают поддержку правым и консервативным партиям.
Главным пониманием этих структур, основанных на принципе общинности, является взгляд на процессы изменения в обществе, где если будет исправлен индивид, то исправится и само общество. Согласно этому пониманию, поскольку общество состоит из индивидуумов, то если в обществе присутствуют праведные и благочестивые люди, общество оживёт и начнёт оздоравливаться. Отсюда, неизбежно, придание значения исправлению отдельных людей, и таким образом способствовать исправлению других. Эта деятельность по исправлению должна продолжаться до тех пор, пока все люди в обществе не будут исправлены, чтобы общество могло оздоровиться.
В общих чертах, именно так действуют движения за общественные перемены в Турции: политические партии и общинные структуры. Теперь перейдём к вопросу о причинах провала этих общественных движений.
Причины провала общественных движений
● Незнание принципов правильного развития
Колониалисты и капиталисты Запада устроили большую ловушку для всех людей и народов в мире, определив понятие «развитие», как – «материальный и экономический прогресс», и пустив его в оборот в рамках именно этого определения. И, к сожалению, они смогли заманить в эту ловушку подавляющее большинство мусульман. Правители, учёные, интеллектуалы и лидеры мнений в странах проживания мусульман, приняли определённое Западом содержание концепции развития. Во всём подражая Западу, они сосредоточились только на материальном развитии, экономических показателях, производстве, строительстве дорог, зданий или технологических инструментов, всячески игнорируя отсталость и упадок своих народов. Поскольку эти люди не понимают правильного определения и сути процессов «развития», вместо того, чтобы развивать общество, они день за днём тянут его в пропасть упадка.
Всё же, развитие достигается не за счёт увеличения материальных, экономических и технологических достижений, как утверждают западные люди, а за счёт универсальной идеи, которая предлагает идеологический взгляд на жизнь, и уникального образа жизни для всех людей, откуда и исходят все представления о жизни. «Правильное развитие» может быть достигнуто, когда эта универсальная идея соответствует природе человека, убеждается разум и наполняет его сердце удовлетворением, когда из этой фундаментальной идеи исходят системы для жизни, и когда эта идея претворяется в жизнь. Единственная идея, которая обеспечит то самое «правильное развитие», — это исламская идея, а единственная система — это система Ислама.
Поэтому, любое общественное движение, которое хочет и стремится к развитию своего народа посредством истинного и правильного восхождения, должно стремиться и работать над внедрением исламской мысли и системы в жизни общества. В противном случае, как это происходит сегодня, социальный/общественный декаданс/упадок будет быстро распространяться. А испорченность тех, кто считает за честь подражать Западу и привносить всё, что происходит на Западе, в свои мусульманские земли, будет усугубляться ещё больше.
● Неспособность правильно определить феномен общества
Когда западные люди говорили об определении термина «общество», они описывали его как – «собрание индивидуумов». Такое определение основано на том, что капитализм — это индивидуалистическая идеология. Но, это определение является неправильным. То, что составляет общество и делает его обществом, — это постоянные связи и отношения между людьми. Идеи, определяющие взгляды людей об их интересах, и чувства, которые эти идеи воспитывают — определяют вид отношений, господствующий среди людей в обществе, гарантируя постоянство этих связей.
Опять-таки, существует необходимость в системе, которая контролирует и защищает интересы людей и устанавливаемые ими отношения, регулирует и упорядочивает все виды отношений внутри общества, препятствует тем, кто действует против этих интересов, и при необходимости наказывает их. Эта система (порядок) должна соответствовать идеям, которые имеются у людей в данном обществе. Другими словами, в основе системы также лежит идея.
Таким образом, когда имеется общий порядок, идеи и чувства, определяющие то, как люди смотрят на интересы, и наличие системы, соответствующей идее, между людьми формируются постоянные связи, и так возникает общество. Следовательно, правильная формулировка определения «общества», это — «крепкая цепочка связей». Другими словами — «объединение людей посредством взглядов, чувств и системы».
Итак, в чём же разница между этими двумя определениями «общества», как она отражается на практике? Другими словами, какой аспект рассмотрения общества как структуры, состоящей из отдельных индивидов, способствует провалу общественных движений?
Если вы воспринимаете общество как нечто «состоящее из индивидов», вы направите свои усилия на исправление и лечение индивидов, и посвятите этому все свои силы. Если вы воспринимаете общество как «общепринятые устои: порядки и идеи, доминирующие в общественном мнении, и постоянные отношения, формируемые системой», вы направите свои усилия на изменение доминирующих в общественном мнении идей, законов, определяющих отношения в обществе, и претворяемой над ним системы.
Определение общества в рамках первого представления приводит к тому, что его сторонники довольствуются усилиями по изменению некоторых индивидуумов, и, таким образом, вред и влияние идей и системы, доминирующих в общественном мнении, охватывают всё общество. Определение общества с помощью второго видения, вызывает обсуждение идей и системы, доминирующих в общественном мнении, и если эта тенденция будет сохраняться, то истина возобладает над ложью. Таким же был метод изменения общества Посланником Аллаха ﷺ, который действовал с помощью Откровения. Как сообщается в следующих аятах Священного Корана:
فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ
«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94).
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ ۖ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).
إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ ۗ
«Воистину, Аллах не меняет общества, пока оно не изменит то, что в нём» (13:11).
● Неспособность общественных движений провести различие между Исламом и не Исламом
Большинство существующих сегодня исламских общественных движений сильно запутались в том, какие идеи и хукмы принадлежат Исламу, а какие противоречат Исламу и являются неисламскими. В результате этой путаницы они могут приписывать Исламу идеи и законы, которые диаметрально противоположны ему. Мало того, они могут даже утверждать, что основные идеи и наиболее очевидные положения Ислама выходят «не из Ислама». Другими словами, они могут считать основные исламские хукмы, такие как «Халифат», «джихад», «укубат», «отношения с немусульманами», «отношения между мужчинами и женщинами» — не исходящими из Ислама. В то же время, они могут считать «исламскими» такие идеи и законы, как – «демократия», «секуляризм», «республика», «национализм», «уединение между мужчинами и женщинами», «капиталистические компании и контракты», «процентный рост», «фондовая биржа».
Причина этого кроется в том, что их умы наполнены западными идеями куфра, и они приняли практикуемые системы куфра как должное. Отсюда, идеи, составляющие основу их общественных движений, не очищены от порочных представлений. Они лишены ясности, полны сомнений и содержат только эмоциональную составляющую. Их неспособность осознать, что Ислам — это только то, что приходит с Откровением и то, что строится на Откровении, а всё остальное — неисламское, приводит к тому, что они не внедряют Ислам в жизнь, а целиком и полностью способствуют его отдалению от жизни.
● Отсутствие конкретной и чёткой цели
Движения за общественные изменения, и особенно те, кто утверждает, что их целью является изменение общества в исламском смысле, не имеют конкретной, чёткой, определённой и однозначной цели. Когда этих людей спрашивают: «К чему именно вы стремитесь?», — они не могут выдвинуть конкретную цель и объяснить, чего именно они хотят достичь. Например, если их чётко и ясно спросить: «Вы говорите про Аср ас-Саадат [15] и восхваляете общество, построенное Посланником Аллаха ﷺ и его сподвижниками. Пытаетесь ли вы построить общество и государство так же, как Посланник Аллаха и его сподвижники? Другими словами, стремитесь ли вы создать общество, в котором преобладают только исламские хукмы, в котором исполняются законы Шариата, в котором существует только одна Умма без различия рас и племён, в котором Ислам доносится всему миру через призыв и джихад, и в котором не будет других идей, законов и авторитетов, кроме Ислама?», — вы не получите такого же чёткого и ясного ответа. Потому что у них нет твёрдого представления о том, к чему они стремятся и куда хотят привести общество. В результате они постоянно колеблются и следуют извилистыми путями, а их деятельность полна противоречий.
● Утрата ими доверия к исламской системе
На протяжении почти двух столетий мусульмане терпели поражения от западных людей по многим направлениям. И из-за неспособности мусульман правильно проанализировать причины быстрой потери своих земель, которые они завоёвывали веками, и нашего отсталого положения, мы начали думать, что причина этих поражений кроется в наших исламских идеях и системах. Мы даже оказались неспособны понять, что подобный анализ и умозаключение принадлежат самим западникам, и что эта точка зрения была взята у них. Поэтому в нас утвердилась идея, что причина поражения кроется в Исламе. «Если мы откажемся от Ислама и примем западные системы, мы избавимся от отсталости!» — данное дьявольское наущение было представлено мусульманам в привлекательной форме. Так мы отказались от законов Ислама и поспешили принять западные законы и системы. Но, в результате, мусульмане довольно быстро скатились в ещё большую пропасть разочарований и отсталости.
Ясно, что причина отсталости заключается в том, что на протяжении многих лет мусульмане небрежно относились к претворению исламских идей и положений в жизни в полном смысле этого слова. Обращались к подражанию, проявляли небрежность в понимании шариатских текстов и не распознавали чуждые элементы, проникшие в исламскую мысль. Мы не смогли увидеть эту очевидную истину из-за внушений коварного Запада.
После тех дней, доверие мусульман к исламской системе пошатнулось. Сегодня, к сожалению, большая часть мусульман всё ещё не доверяет исламской системе в полной мере и уверенности, тогда как эта система способна решить самые сложные и запутанные современные отношения. Даже те, кто восхваляет исламскую систему, не идут дальше лозунговых рассуждений и ностальгических подходов. Они не могут реалистично и практически выступить за претворение законов и систем Ислама, вместо существующих западных законов и правил.
● Отклонения от метода исламского движения
Исламские массы и движения не взяли свои методы из Ислама и не смогли построить свои движения на ясном исламском подходе. На самом деле, большинство из них приняли в качестве метода свои желания и стремления, текущие условия и путь, который открыла перед ними система. Или же они действовали по логике «по ходу дела разберёмся», и считали изобретательностью делать всё, что требуют условия. В результате, отсутствие метода привело к изменению самих исламских сплочений, а не пагубного положения общества.
Некоторые сплочения, поскольку у них не было истинного понимания метода, приняли для себя демократический путь. Они, якобы, использовали демократию как «инструмент». Но, к сожалению, это демократия использовала их в качестве инструмента для адаптации мусульман в демократическую систему.
Некоторые другие сплочения не понимали разницы между методом исламского движения и джихадом, поэтому они выбрали вооружённую борьбу в качестве своего метода. Они направили оружие против собственной Уммы, своего народа, своих собственных детей.
Некоторые из них использовали метод просачивания в государственную структуру. Они говорили: «Давайте идти на любые уступки, пока не проникнем внутрь государства», — а в результате становились слугами иностранных государств.
Опять же, некоторые сплочения заключали сделки с системой или другими движениями для достижения своих целей, чтобы защитить себя от бед и суровых ветров, и в итоге растворялись.
Таким образом, ошибки этих движений в отношении метода и их пренебрежение хукмами метода превратили эти движения в беззубую собаку, не способную даже на то, чтобы разжевать для себя пищу, не говоря о том, чтобы быть действенным перед системой куфра. Сегодня они стали защитниками того, против чего они боролись ещё вчера.
В заключение следует отметить, что движения за общественные перемены в Турции претерпели неудачу в основном по этим и другим причинам. В частности, очень велик ущерб, нанесённый этой стране и обществу формальными политическими партиями, которые пытаются делать политику на основе западных идей. Распространение в обществе идей и систем куфра, воспитание поколений, враждебно относящихся к собственным убеждениям, ценностям и истории — вот лишь некоторые проявления нанесенного ими урона. И пока эти формальные политические партии продолжают существовать, этот ущерб и крах будут увеличиваться день ото дня. Сегодня для мусульман стало необходимостью осознать эту реальность, и обратиться к деятельности идеологических политических партий, основанных на исламской акыде и действующих согласно методу Посланника Аллаха ﷺ.
Сердар Йылмаз
Köklü Değişim Dergisi
[1] Пра́выми в поли́тике (наиболее крайние формы называют ультрапра́выми или праворадика́льными) традиционно называются консервативные, реакционные и охранительные направления и идеологии. Правые идеологии обычно поддерживают сложившиеся правила и законы. Противоположностью правых являются левые.
[2] Ле́вые в поли́тике (наиболее крайние формы называют ультрале́выми или леворадика́лами) — традиционное название многих политических направлений и идеологий, целью которых, в частности, являются социальное равенство, социальная справедливость, создание равных возможностей, перераспределение доходов и богатства от богатых к бедным и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества либо полная отмена классового деления общества. Левые выступают за ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Они стремятся к социальному равенству — выравниванию возможностей для членов разных социальных групп. Противоположностью являются правые.
[3] Консервативные партии — политические организации, находящиеся на правом фланге политического спектра, стремящиеся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований, происходивших под воздействием индустриализации и революционных движений.
[4] Партия справедливости (тур. Adalet Partisi, AP; 1961—1981). Правый центр, кемализм, либеральный консерватизм, либерализм, атлантизм . Создана на базе распущенной после переворота 1960 года Демократической партии. Выиграла выборы 1965 и 1969 года. Её лидер Сулейман Демирель 4 раза становился главой правительства Турции. Распущена после переворота 1980 года.
[5] Демократическая партия (тур. Demokrat Parti, DP; 1983). Правый центр, турецкий национализм, либеральный национализм, либеральный консерватизм, либерализм, кемализм. Создана Сулейманом Демирелем как Партия верного пути на базе запрещённой Партии справедливости. Современное название с 2007 года. Была правящей партией в 1991—1996 годах.
[6] Партия Отечества (тур. Anavatan Partisi; 1983). Правый центр., турецкий национализм, экономический либерализм, либеральный консерватизм, консерватизм, евроинтеграция. Организована Тургутом Озалом, заместителем премьер-министра Турции в военном правительстве 1980—1982. Правящая с 1983 по 1989. В 2009 году объединилась с Демократической партией. Восстановлена в 2011 году.
[7] Партия истинного пути (тур. Doğru Yol Partisi, DYP; 2007). Правый центр, турецкий национализм, экономический либерализм, консерватизм.
[8] — правящая политическая партия в Турции. ПСР позиционирует себя как правоцентристскую партию консервативного толка, ранее ориентированную на западные ценности, такие как рыночная экономика, и вступление в Европейский союз. В течение 13 лет ПСР получала большинство мест в парламенте. Глава партии — действующий Президент Турции Реджеп Эрдоган, предыдущий лидер — Бинали Йылдырым.
[9] — старейшая политическая партия Турецкой Республики, занимает левоцентристские и кемалистские позиции. Используется аббревиатура НРП (CHP). Шесть стрел на партийной эмблеме символизируют основоположные принципы кемализма: республиканизм, национализм, этатизм, популизм (народность), лаицизм (секулярность) и революционность.
[10] Демократическая левая партия (тур. Demokratik Sol Parti — DSP; 1985). Левый центр, социал-демократия, кемализм, секуляризм. Создана сторонниками бывшего премьер-министра Бюлента Эджевита.
[11] Рабочая партия Турции (тур. Türkiye İşçi Partisi, TİP; 1961—1987). Левые, научный социализм, марксизм. Основана группой профсоюзных активистов. Запрещалась после переворотов 1971 и 1980 годов. Влилась в Объединённую компартию.
[12] — политическая партия в Турецкой Республике. Создана в 1969 году Алпарсланом Тюркешем на основе Республиканской крестьянской национальной партии. Стоит на позициях пантюркизма и праворадикальной идеологии Третьего пути. В 1970-е акцентировала антикоммунизм и антисоветизм, участвовала в системе Гладио. Запрещена после военного переворота 1980. Возобновила деятельность при возврате к конституционным порядкам. В 1990-х переключилась на противодействие курдскому сепаратистскому движению. Занимает крайне правый фланг турецкой политической системы. Располагает военизированной молодёжной организацией Серые волки. Длительное время находилась в оппозиции Реджепу Тайипу Эрдогану, но с середины 2010-х годов вступила с ним в союз. После кончины Алпарслана Тюркеша председателем партии является Девлет Бахчели.
[13] — левая политическая партия в Турции, которая активно отстаивает права этнических меньшинств в стране, в особенности курдского меньшинства, поэтому иногда в различных СМИ партию причисляют к «прокурдским». ДПН пребывает в хороших отношениях с курдской Демократической партией регионов (тур. Demokratik Bölgeler Partisi).
[14] Партия счастья (тур. Saadet Partisi, SP; 2001). Крайне правые, суннитский исламизм, консерватизм, «Милли Гёрюш», антиатлантизм, антиевропеизм. Создана консервативным крылом «Партии добродетели» после её запрета.
Партия добродетели (тур. Fazilet Partisi) — исламистская политическая партия, основанная 17 декабря 1997 года в Турции.
История
16 января 1998 года Конституционный суд Турции запретил Партию благоденствия (tr:Refah Partisi). Причинами запрета стали «деятельность с целью свержения светского конституционного порядка», в частности партию обвиняли в симпатиях к джихаду и попытках введения шариата. В декабре 1997 года в преддверии возможного запрета была основана Партия добродетели. Идейными предшественниками Партии добродетели, помимо Партии благоденствия, были Партия национального порядка (tr:Millî Nizam Partisi, запрещена в 1971 году) и Партия национального спасения (tr:Millî Selâmet Partisi, запрещена в 1982 году). Среди этих организаций Партия добродетели стала первой, имевшей изначальную внутрипартийную демократию.
Основатель партии, Исмаил Альптекин, отойдя от риторики Партии благоденствия, провозгласил главными целями «демократию, верховенство права и прав человека», достижение демократии с равными правами и свободами, такими, как в западных странах. Несмотря на эти заявления, с самого своего основания Партия добродетели имела репутацию традиционалистской и исламистской. Партию, также как и её членов, нередко обвиняли в нарушении секулярных статей Конституции Турции. Так, Мерве Кавакчи, избранной членом парламента от Партии добродетели, запретили приносить клятву депутата из-за того, что она носила хиджаб.
Активная деятельность Партии добродетели началась 14 мая 1998 года, когда на съезде её председателем был избран Реджаи Кутан. Уже на этом съезде наметился раскол между традиционалистами и реформистами. 18 апреля 1999 года состоялись первые в истории партии выборы. На выборах в парламент Партия добродетели получила 4 805 381 голос (15,41 %), что позволило ей стать третьей политической силой в стране после Демократической левой партии и Партии национального действия, получив 111 мест из 550. На выборах в местные органы власти за Партию добродетели проголосовали 5 185 831 человек (16,48 %). Кандидаты Партии добродетели победили на выборах мэров таких крупных городов, как Стамбул, Анкара, Кайсери и Конья. 14 мая 2000 года на партийном съезде Реджаи Кутан добился переизбрания, получив 633 голосов. За его соперника, Абдуллу Гюля, представлявшего реформистов, проголосовал 521 делегат.
22 июня 2001 года партия, по тем же причинам, что и ранее Партия благоденствия, была признана Конституционным Судом Турции неконституционной и запрещена. После запрещения среди сторонников партии произошёл раскол. Более консервативная часть, представляющая старую гвардию Эрбакана, основали традиционалистскую Партию процветания (tr:Saadet Partisi). Более молодые и прагматичные политики, объединившись вокруг Реджепа Тайипа Эрдогана, образовали реформистскую Партию справедливости и развития.
[15] Аср ас-Саадат (Период счастья) — так называют период жизни пророка Мухаммада. С этого началась исламская история, которая в дальнейшем прошла несколько исторических периодов — Праведных халифов, Омейядов, Аббасидов, Сельджуков и т.д. Во времена Аср ас-Саадата мусульмане, ведомые лично Пророком ﷺ, добились потрясающих успехов во всех областях общественно-политической жизни. Ради торжества идеалов Ислама, они не жалели ни своего материального состояния, ни даже жизней.