«Экономическое развитие», известное также как «экономика развития», было очень популярным направлением исследований с 1950-х по 1960-е годы. Однако в силу экономической структуры капитализма, питающегося эксплуатацией и кризисами, оно не смогло выйти за рамки теоретического знания в экономической жизни. Это направление не учитывается в современной экономической политике и постепенно теряет интерес в научных кругах.
Сфера и цель теорий экономического развития — увеличение производства и национального дохода на душу населения, а также изменение и обновление социокультурной структуры общества. Это область, в которой наблюдаются многие параметры, такие как материальное благосостояние, научные открытия, технологические инновации и тому подобные параметры, и всё внимание направлено на их развитие.
Можно говорить о множестве теорий экономического развития в мире, и вот часть из них, которые пытались применить на практике:
-
- «Трёхсекторная модель экономики» Фишера и Кларка, в которой они описывают процессы развития стран по стадиям,
- «Теория стадий экономического роста» Ростоу, в которой утверждается, что общества будут развиваться, следуя по одним и тем же материальным путям,
- «Законы роста Калдора», направленные на обеспечение промышленного роста.
Однако все эти теории и попытки не оказали ни малейшего влияния на правильное развитие человека и общества.
Анализ этих теорий, конечно, не даст нам ничего, кроме пустой траты времени. Поэтому в данной статье мы не будем останавливаться на них подробно. Но на вопрос «что их объединяет?», резюмируя, можно сказать, что западные мыслители основывали развитие на материальной жизни. Поэтому они не выделили фундаментальной и всеобъемлющей правильной идеи, которая бы возглавила развитие, потому что их философия основывалась на вере в вещи, которые ощущались, имели вес и опирались на конкретные ценности, которые можно было наблюдать. Они воспринимали развитие как наличие материальной жизни, которую они ощущали. Они понимали его как измерение конкретных ценностей, которые они могли наблюдать. Поэтому в качестве основы развития они рассматривали промышленность, землю, производство, технологии, сильные армии и другие материальные ценности.
Однако средства производства, национальный доход на душу населения, материальные блага, научные открытия, технологические инновации и все прочие материальные ценности, которые считаются признаками материального развития, не являются основой общественного развития. На самом деле, все эти и подобные им вещи, которые вы можете добавить, значительно уступают той идее, которая приведёт к подлинному развитию. Достижение и обладание всем тем, что мы назвали признаками материального развития, зависит от идей. От идей зависит и их защита. Именно поэтому человечество придало слову «развитие» значение идейного подъёма. Поэтому о развитии можно сказать следующее… Да, развитие не может быть основано ни на материальных принципах, ни на моральных, ни на образовании и других явлениях. Если люди, живущие в обществе, хотят развиваться, то единственное, что у них должно быть, — это идея, которая позволит им возвышаться.
Развитие в словарном значении — это подъём человека от мрачного, низкого уровня к более высокому, светлому. Развитие в прямом смысле — это движение человека и общества, в котором он живёт, от плохого состояния к лучшему, вместе с образом жизни, основанным на фундаментальной и всеобъемлющей правильной идее. В этом отношении человек и общество неделимы.
Представьте себе, даже если материальное богатство общества, способного защитить свои идейные ценности, будет уничтожено, такое общество сможет его немедленно воспроизвести. Но в обществах, где идейные ценности разрушены, даже при наличии материального богатства его уменьшение и обнищание будет происходить очень быстро. Точно так же, что бы вы ни считали основой нравственного, духовного, гуманного развития, всё это обречено на гибель и исчезновение, и оно никогда не будет восстановлено, если не сможет сохранить свою идейную основу.
Представьте себе, общество, не теряя своего метода мышления, может восстановить большинство своих научных фактов, даже если оно их потеряет. Но если оно потеряет свой собственный эффективный метод мышления, то сразу же начнёт регрессировать и потеряет свою технологическую мощь. Поэтому прежде всего необходимо защищать интеллектуальные ценности. В зависимости от метода продуктивного мышления на этих ценностях можно восстановить материальное благосостояние, совершить новые научные открытия и технологические разработки. Опять же, в этом контексте возможен подъём нравственного, человеческого и духовного развития.
Здесь может возникнуть следующий вопрос: «Итак, если экономическое развитие не является основой развития, то каким образом западные государства достигли того экономического богатства, которое они имеют сегодня?». Конечно же, не за счёт применения теорий экономического развития западных мыслителей. Очевидно, западные колониальные государства добились своего богатства, всё больше эксплуатируя подземные и наземные ресурсы народов мира. Экономическое богатство Запада характеризуется алчностью, воровством, безнравственностью, оккупациями, кровью и страхом.
Колониальные государства, обладающие экономическим богатством, сталкиваются с экономическими и социальными кризисами, поскольку не могут закрепить своё экономическое развитие правильным идейным руководством. Экономисты и политики утверждают, что за социальными кризисами, переживаемыми Западом, стоят алчность и страх. Десятки экономистов и политиков связывают череду социальных кризисов с отсутствием моральных и духовных ценностей. Бывший президент США Барак Обама утверждает, что «американская мечта» предлагает людям развитие, которое является не более чем мечтой: «Мы создали и даже приняли моральный дефект, который проявляется в виде чрезмерных амбиций и алчности». Схожих взглядов придерживается и бывший кандидат в президенты от республиканцев Джон Маккейн. Он сказал: «Экономический кризис скрыт в алчности, коррупции и изнасилованиях».
Журнал «Inner Projection» в статье «Внутренний коллапс» следующим образом описывает экономическое развитие, предлагаемое Западом: «Финансовый крах — это моральный крах, а не экономический». Далее в статье описываются результаты экономического развития, предлагаемого Западом, следующим образом: «Люди в капиталистическом мире стали менее нравственными и цивилизованными, где бы они ни находились — в области математики, в бизнесе, на политических собраниях, в школьных зданиях, на университетских факультетах, в частных и общественных местах. Экономически мы переживаем чрезвычайно трудные времена. Но морально мы упали, не сильно, но глубоко». Так он трактует экономическое развитие Запада. Коннер же считает, что моральный кризис угрожает всем институтам, и выражает объём морального кризиса на уровне ценностей следующими словами: «В настоящее время мы сталкиваемся не только с финансовыми потрясениями. Под угрозой находятся практически все другие важные институты. Политическая система находится на пути к краху. Государственные школы не справляются, а границы легко нарушаются. Спецслужбы функционально находятся на неправильном пути. Города внутри кишат наркотиками и бандами (они воруют и убивают, чтобы обеспечить свои основные потребности). Семьи разрушены, миллионы людей бегут из своих церквей».
Запад переживает моральные, гуманитарные, духовные и экономические кризисы и проблемы потому, что он не обеспечил своего экономического развития правильным идейным руководством. Люди, живущие на Западе, рискуют навсегда потерять чувство ценностей и систему морали. Как уже отмечалось выше, в обществах, где идейные ценности разрушены, даже при наличии материальных благ процесс их упадка и обнищания происходит быстрее.
Фактом является то, что Запад достиг своего материального благополучия не на основе экономического развития. Однако, демонстрируя мусульманам экономическое развитие как основу развития, он пытается сохранить свою систему эксплуатации экономически. Он добивается того, чтобы мусульмане воспринимали основу развития — в рамках западных ценностей и правил — как экономическую.
Сегодня учёные и политики Исламской Уммы восприняли исламские идеи так же, как греки унаследовали философию Аристотеля и Платона, как утопические, гипотетические идеи. Для того, чтобы избавиться от такого восприятия, мусульманам необходимо создать для себя правильный метод мышления и идеи. Только на этой основе они смогут обрести материальные блага, вновь станут возможны научные открытия и технический прогресс. Если же этого не сделать, то они не сделают ни шагу вперёд и будут продолжать блуждать по замкнутому кругу, тратить свои физические сбережения и каждый раз возвращаться к началу.
Проблема заключается не в увеличении национального богатства и развитии экономики, о чём говорили западные теоретики экономического развития. Потому что для решения жизненно важных проблем это принималось как проблема человека и рассматривалось с точки зрения индивидуума. Таким образом, рассматривалось увеличение национального богатства и развитие экономики, это принималось как экономическая проблема, и для этой проблемы было предложено ошибочное решение, потому что оно основано на развитии богатства и увеличении производства без учёта того, голодны люди или сыты, без учёта того, есть ли у них жильё или нет, без учёта потребностей человека.
Так же обстоит дело и со всеми остальными проблемами, такими как обеспечение здравоохранения, образования, безопасности общества. Все эти проблемы должны рассматриваться как проблемы человека, а не как проблемы здравоохранения, образования или безопасности. Поэтому предметом исследования и чувствительности является человек. В этом случае речь идёт об исследовании проблем, вытекающих из естественной природы человека и регуляции органических и инстинктивных потребностей. Поэтому Ислам пришёл для решения всех этих проблем, поскольку они являются проблемами человека. Он основывается не только на экономических ценностях, но и утверждает, что другие ценности, а именно — духовные, гуманные и моральные, должны измеряться относительно друг друга. Ислам решил эти основные проблемы человека с помощью шариатских положений.
При капитализме после анализа проблемы её решение выводится из самой реальности. При социализме, напротив, решение проблем выводится из утопий или теоретических знаний. Оба эти метода противоречат Исламу. Мусульманам запрещено использовать эти методы.
Ислам основывается не на экономическом, а только на идейном развитии. Идейное руководство Ислама выступает за баланс между экономическими, гуманными, моральными и духовными ценностями в обществе. В идейном развитии Ислама ни экономическая ценность, ни гуманная, ни духовная не имеют никакого превосходства или приоритета над другими ценностями. Только обращение Аллаха к Своим рабам определяет степень ценности и порядок приоритета ценностей.
Возобновление исламского образа жизни с появлением исламской системы жизни означает, что на смену утилитарному (выгодоцентристскому) менталитету приходит таква, и на первый план выходят божественные законы, а не законы, основанные на прихотях человека. Ислам приводит материю в соответствие с целями творения для жизни человека, не делает её целью, не делает её руководителем. Ислам отбирает право на создание законов у всех творений и отдаёт его Аллаху.
То, что модель развития Ислама обеспечит большую стабильность, чем капиталистическая система, и что она является единственным спасением для человечества перед лицом разрушений, бедствий и катастроф, вызванных капитализмом, — это факт. Однако не следует забывать следующее… Экономическая система, заложенная в модели развития Ислама, сама по себе, безусловно, не обеспечит достижения идеальных результатов. Иными словами, экономическая система должна быть поставлена в один ряд с политической системой, нравственными ценностями, правовой системой и общественным строем, и она должна находиться в сени государства, которое пытается реализовать эти модели. В этом случае обеспечивается преемственность системы, и она может быть представлена в качестве живого и практического примера различным народам мира. Всё это возможно только в государстве Праведного Халифата, который будет установлен по методу пророчества, чего так заждался весь мир.
Köklü Değişim Dergisi
Хакан Болат
18.03.2015